Одинцово. Это моя земля. Киберпутеводитель

Ефим Акулов

В сборник легенд включены работы победителей туристско-литературного конкурса «Одинцово. Это моя земля», проведенного Администрацией Одинцовского городского округа Московской области под девизом «Такое могло произойти только здесь». Места действия в легендах – реально существующие объекты Одинцово: природные, культурные, исторические. Партнер проекта – президентская платформа «Россия – страна возможностей». Добро пожаловать в Одинцово!

Оглавление

Тайна вокзала-паровоза

Наталья Николаева, Екатерина Туровская

Лев был беспокоен. Тревожные сны царя зверей сменялись один за другим. Неожиданно он проснулся от пронзительного свистка электрички. Лев давно привык к стуку и грохоту колес проходящих поездов, к шуму вокзала. Но этот краткий и пронзительный свист заставил его открыть глаза. Пришли мысли об одиночестве, о смысле жизни. Лев давно потерял логическую связь между прошлым и настоящим, холодное отчаяние то и дело овладевало им. Нахлынули воспоминания.

Вот уже более ста лет он живет на вокзале-паровозе в ожидании своего верного друга, в потайной комнате, о которой знает лишь тот, кто заботливо обустроил ее. Это великий Мастер, гениальный, талантливый архитектор, востребованный в конце XIX — начале XX века. Он строил особняки и доходные дома Москвы, гостиницу «Метрополь», ресторан «Прага» на Арбате, особняк на Остоженке.

Будучи инженером по образованию, Мастер занимался инфраструктурой многих железных дорог, расширял здание Ярославского вокзала. Все свои творения он подписывал не иначе как «гражданский инженер Л. Н. Кекушев». Работал Мастер в стиле модерн, сближающем искусство и жизнь, что делало обыденное красивым. У него была своего рода великая иллюзия, что красота может спасти мир.

Лев с удовольствием вспоминал, как присутствовал рядом с Мастером во время его работы над проектами и неоднократно слышал: «И ты, мой друг, царь зверей, украсишь своим горделивым видом каждое мое творение!». С сожалением Лев подумал, что скульптура, украшавшая здание вокзала-паровоза, где Мастер его изобразил статным, мощным, с шикарной гривой, стражем этих мест, исчезла.

Любое желание Мастер, как по волшебству, воплощал в жизнь. Однажды Иван Морозов попросил его спроектировать дом так, чтобы там была потайная комната для хранения картин, ценностей на случай пожара или кражи. «Ох, уж эти неспокойные времена!» И тогда Мастер признался, что во все свои творения добавляет тайную комнату или сейф — как изюминку.

О потайной комнате в здании вокзала и живущем в ней Льве никто не догадывается. Одиночество царя зверей нарушают лишь стучащие в окно ветви деревьев и чирикающие воробьи. Станция каждый день наполняется огромным количеством людей, которым мало интересна судьба и Мастера, и вокзала. Поезда несутся с огромной скоростью, а Лев каждый день, вглядываясь в толпу, ищет своего друга и так его и не видит. Лишь воспоминания дают ему силы жить дальше.

Страж вокзала уже не первый раз за последнее столетие пытался разобраться, понять, почему Мастер не приехал в назначенный час на встречу? Почему оставил его одного в потайной комнате?

Так что же произошло в конце прошлого века в двадцати верстах от Москвы?

Здесь при маленьком, уютном дачном поселке появилась небольшая станция. Это произошло после открытия участка Московско-Смоленской железной дороги 20 сентября 1870 года. В ноябре 1871 года железная дорога была продлена от Смоленска до Бреста и стала называться Московско-Брестской, став самой протяженной в России — более тысячи километров.

Савва Мамонтов, носивший прозвище Великолепный, сыграл немалую роль в формировании особого отношения к архитектуре. Он считал, что и железнодорожные вокзалы должны быть средством эстетического воспитания народа, воспринимал эти здания не только как объекты для выполнения перевозок, но и как средство просвещения.

Лев ни разу не видел Савву Ивановича, но слышал о нем и его отношении к архитектуре от Мастера, когда тот получил заказ на проектирование нового здания вокзала в Одинцово вместо сгоревшего деревянного павильона. Стройка началась в 1898 году. Первоначально здание вокзала напоминало приземистую крепость: прочность конструкций, башни, арочные окна, глубокие карнизы на изящных металлических кронштейнах, гладкие стены без декоративной отделки, узкие оконные проемы-бойницы.

В 1899 году построен второй этаж, здание стало походить на традиционный паровоз с дымовой трубой. В 1900 году строительство завершилось. В окружении лесов — зеленых летом, багряных осенью, покрытых снегом зимой — вокзал, выстроенный из красного кирпича, с фасадными украшениями белого цвета смотрелся превосходно. Воспоминания Льва родили образ козырька, под который прямо на перрон заезжали повозки с лошадьми. К сожалению, до наших дней он не сохранился. Вокзал-паровоз является первым зданием в стиле модерн, возведенным в Подмосковье. Красота, архитектурное и эстетическое великолепие здания, удивительная гармония, с которой он вписался в окружающий пейзаж, сформировали оригинальный образ Одинцово.

На первом этаже вокзала располагались парадные комнаты для пассажиров первого и второго класса, буфеты и выход на платформу. Русские купцы, фабриканты, банкиры, элегантные женщины в замечательных нарядах, обходительные мужчины, дети, носильщики заполняли залы. Второй этаж отвели под служебные помещения и хранение багажа.

На всякий случай в специальной пристройке находился и зал для особ императорской фамилии. Вокзал-паровоз приветливо принимал любого странника. Установили печь для обогрева помещения, поставили титан с водой и кружкой на цепи. Лев засмеялся: «Кружка на цепи, смешной народ, куда она побежит, у нее и лап нет». Лавки в залах ожидания изготавливали из дерева, они имели высокие спинки, торжественные и строгие, отдыхать на них было очень удобно и приятно.

Лев мог бы многое рассказать о вокзале в Одинцово и его посетителях. Да и сам вокзал, как старый человек, носитель духа, памяти поколений, может поведать множество историй, свидетелем которых он стал. Сколько встреч, расставаний, надежд, свиданий он помнит! Проездом здесь были А. М. Горький, М. А. Булгаков, С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, А. Н. Толстой, А. П. Чехов, автор герба СССР — И. И. Дубасов, И. И. Левитан, С. И. Танеев, К. С. Малевич. Сохранилась энергетика великих личностей: Корнея Чуковского, Валерия Брюсова, Арсения Тарковского, Роберта Рождественского, Бориса Пастернака, Михаила Пришвина и других.

Многое на вокзале происходило в Гражданскую войну. Вереницей шли поезда с войсками и техникой на восток и на запад во времена Великой Отечественной войны. Отсюда отправляли кирпич местного производства для строительства Исторического музея и Верхних торговых рядов на Красной площади.

Лев вздрогнул от нахлынувших горьких воспоминаний о пережитом, о том дне, когда он не дождался Мастера. Миллион мыслей и объясняющих причин проносились в голове Льва. Перебирая события начала двадцатого столетия, одинокий зверь размышлял: «О твоей смерти ходит много слухов. Одни говорят, что ты предал мецената, бизнесмена Савву Ивановича Мамонтова, за это тебя упекли в психиатрическую больницу, таким образом избавились от свидетеля. Другие говорят, ты пошел на прогулку в парк Сокольники, заблудился и замерз. Третьи вспоминают, что видели тебя на Брестском вокзале, где ты рассказывал случайным попутчикам, что строил Никольские ряды и особняки, что украшал Тверскую улицу. Доходили слухи, что ты с крупным портфелем направлялся к товарищам на дачи, которые располагались как раз в Одинцово. Мой друг, ты планировал навестить меня. Но 1917 год стал последним, когда еще тебя видели живым. Так же бесследно исчезло огромное семейное состояние. Это вынудило твою жену устроиться на работу массажисткой для того, чтобы прокормить троих детей. До твоего исчезновения она не сталкивалась с жизненными трудностями, ведь выходила замуж за очень надежного и успешного человека».

Лев рассуждал, что его дом, эта потайная комната, созданная Мастером, позволяет ему наблюдать за жизнью, кипящей за стенами вокзала, ни один десяток лет. Многое изменилось. Вместо густого леса вокзал окружают высотные дома. Кареты и повозки сменились различными автомобилями.

Вызывает беспокойство судьба вокзала-паровоза, он не имеет статуса памятника архитектуры. Хотелось бы, чтобы современники, подобно былым российским меценатам, осознавали ценность этого архитектурного объекта и понимали его значение в истории Одинцово.

Еще раз Лев посмотрел в окно на суетливую публику, на проносящиеся поезда и подумал: «Ты всегда, мой друг, был окутан тайной. Остается загадкой место, где ты родился. Иногда ты говорил, что родился в Симбирской губернии, ныне Ульяновск, в другой раз, что в городе Вильно. Дату рождения ты тоже несколько раз менял сам. Зачем? И смерть твоя окутана тайной. А смерть ли? Возможно, есть еще где-то тайная комната, подготовленная тобою в те далекие времена специально для себя. В ней ты живешь в ожидании новых времен, когда сбудется твоя мечта и красота действительно спасет мир».

Лев потянулся, зевнул, поудобнее разместился в потайной комнате. Шум вокзала отдалялся, становился глуше, потом совсем исчез. Лев погрузился в сон. Ему снилась встреча с великим Мастером, которому он хранит верность. Снился вокзал-паровоз с козырьком для заезда карет, с изображением льва на фасаде здания, с маленьким музеем, где ожидающие отъезда пассажиры смогут ознакомиться с невероятными перипетиями жизни Мастера, с его творением, узнать о судьбе великих людей, оставивших след в истории Одинцово и России. Снилась сувенирная лавка, в которой любой пассажир может приобрести изображение вокзала-паровоза и увезти с собою его нераскрытую тайну.

Улыбка блуждала в усах царя зверей. В своих воспоминаниях и мечтах Лев был счастлив.

Справка об объекте

Вокзал-паровоз. Кирпичное здание железнодорожного вокзала, отстроенное в 1898—1900 годах в стиле модерн, появилось благодаря проекту популярного в то время архитектора Льва Кекушева. Он хотел, чтобы вокзал своим внешним видом напоминал пассажирам паровоз. Внутри помещения в начале XX века имелись залы ожидания, буфеты, отделения службы движения и багажный отдел.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я