От этногенеза к этнофутуризму. Финно-угры и самодийцы

Елма Лил

Нужно заглянуть в самую глубь истории, чтобы увидеть первозданную красоту мира, спрятанную в звуках шаманских бубнов, священных рощах, больших камнях и северном безмолвии….

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От этногенеза к этнофутуризму. Финно-угры и самодийцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПОНЯТИЕ ЭТНОСА

Формационный и цивилизационный подход

1. Этнос (ethnos (греч.) — группа, племя, народ) — исторически сложившаяся группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой и самосознанием.

2. Этнос — устойчивый коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим коллективам («мы такие то, а все прочие другие») и имеющий внутреннюю структуру, в каждом случае своеобразную.

Складывание этносов — сложный процесс, требующий тщательного изучения с различных сторон.

Для дальнейшего понимания и раскрытия темы, давайте рассмотрим формационный и цивилизационный подходы, которые применяются к развитию общества.

Формационный подход — это универсальный взгляд на социально-политическое развитие любого общества, независимо от его культуры и традиции. Разработанный Карлом Марксом, он занял главенствующее положение в исследованиях советских историков.

Его краткая суть:

Основным критерием развития общества (скачком) являются экономические отношения, всё остальное называется надстройкой.

Формационный подход выделяет пять стадий развития общества (формации), основу которых составляет способ производства (производительные силы и производственные отношения):

— Первобытно-общинная формация

— Рабовладельческая формация

— Феодальная формация

— Буржуазная формация

— Коммунистическая формация

В конце XX века критерии экономического развития свелись к трём этапам развития общества:

— Аграрное общество

— Индустриальное общество

— Постиндустриальное (информационное) общество

Цивилизационный подход — это индивидуальный взгляд на группы близких этносов и отдельные народы. Основными критериями выступают тут культурный, духовный и этнический факторы.

Цивилизационная школа зародилась во второй половине XIX века с работ Данилевского и Рюккерта, в начале XX века её продолжили Шпенглер, Сорокин, Бродель, Куигли, Ростоу, Тойнби и Гумилёв.

Существуют различные теории цивилизационного подхода. Среди них можно выделить две основные разновидности — стадиальное развитие и локальное развитие.

Их краткая суть:

Первую — стадиальную теорию в XX веке выдвинул Уолт Уитмен Ростоу, выделив определённые этапы (стадии) развития цивилизации:

— Традиционное общество

— Переходящее общество

— Стадия «сдвига»

— Стадия «зрелости»

— Эра «высокого массового потребления»

Одним из основоположников второй — локальной теории является Арнольд Тойнби, он считал, что история — нелинейный процесс. Зарождение и гибель цивилизаций происходят по разным независимым друг от друга причинам. Движущими силами цивилизации является культурный фактор, вызов, брошенный извне и деятельность великих людей — «богоизбранных» личностей — творческого меньшинства, которое ведёт за собой инертное большинство.

Лев Гумилёв назвал таких людей «пассионарии». В отличие от Тойнби в своей «пассионарной теории этногенеза» Гумилёв делает упор на этническую основу (кровь, гены, биохимию), выделяя, таким образом, периоды зарождения, развития и упадка этносов:

— Инкубационный период — зарождение этноса

— Пассионарный взрыв, подъём — период экспансии, энергия направлена на завоевание новых территорий

— Пассионарный перегрев, акматическая фаза — энергия выливается во внутренние конфликты

— Надлом — спад напряжения, период реформации

— Инерционная фаза — спокойная жизнь этноса накопленными богатствами и традициями

— Обскурация — упадок, медленное угасание этноса

— Мемориальная фаза — сохранение памяти о существовании этноса

Прежде всего, необходимо различать две составляющие процесса развития общества — развитие государства и развитие этноса.

Поэтому рассматривать культурные аспекты различных этносов в рамках определённого государства с многонациональным населением, в нашем случае — это территория современной России, удобнее и понятнее будет, опираясь на теории цивилизационного подхода.

Культура и традиция

Общество, этнос, культура, традиция — базовые понятия этнологии.

В отличие от культурологии, традиционалистика оформилась в отдельную науку лишь во второй половине XX века, до этого времени сам термин «традиция» рассматривался негативно, как нечто примитивное, отмирающее, оппозиционное к термину «модернизация». Сейчас традиционная форма представляет собой устойчивое, нединамичное развитие культуры. Но по мнению исследователей в современной социальной антропологии термина «традиционная культура» нет, невозможно установить, где начинается и кончается традиция, любая сегодняшняя инновация есть завтрашняя традиция. Таким образом, термин «традиция» применим к уже сложившемуся культурному прошлому этносов. В 1978м году в СССР состоялась первая конференция посвящённая вопросам этнокультурной традиции. Сегодня же всё чаще встают вопросы о сохранении и возрождении традиций, забытых, уходящих в прошлое этносов.

Какую же роль играют культура и традиция в этнологии?

Само эйдетическое пространство культуры включает в себя соприсутствие всех времён, соответственно, функционирование сферы культуры невозможно без постоянного присутствия прошлого в «едином» эйдетическом пространстве, именно это и осуществляет традиция, само существование которой есть воссоздание прошлого, связь с прошлым с помощью передаваемых духовных символов из одной эпохи в другую. Такой подход в этнологии получил название примордиализм (prima (лат.) — первичный).

На современном этапе развития примордиального подхода к интерпретации понятия «этнос» исследователи выделяют два фактора:

— общую территорию происхождения этнической группы

— самоидентификацию её представителей, как носителей общей для них культуры.

Таким образом, именно культура и традиция любого народа составляют его уникальность и выделяют группу в отдельный этнос.

Вымирание этносов

В современной России проблема заключается в том, что большинство коренных народов потеряло свою уникальность, несколько десятков — на грани исчезновения, а некоторые исчезли вовсе. Согласно последней переписи населения России, проходившей в 2010м году, в нашей стране проживают около 142,9 миллиона человек, из них всего лишь 0,1% составляют представители малочисленных народов. Современные учёные-этнологи причисляют народы, представителей которых осталось менее десяти тысяч человек, в категорию малочисленной группы, менее трёх тысяч человек — вымирающей группы, менее трёхсот человек — безвозвратно утерянной группы.

Постепенно этнологию заменяет история, людей с традиционным мировоззрением, — «держателей» культуры — из-за постоянного давления и вмешательства извне осталось очень мало, в ближайшем будущем многовековые традиции малых этносов будут утеряны вовсе.

Что касается истории, то, на мой взгляд, «собирание земель русских» с миссионерскими вылазками «к дикарям» и навязыванием православия с целью формирования «русского народа», имели куда больше разрушительную функцию для самобытности малочисленных народов, чем советский нацбилдинг, сохранивший национальные этносы, но разрушивший их традиционный уклад.

Наступившая эра потребления чётко обозначила выгодность или невыгодность положения, дающего право на существование того или иного малого этноса, вступающего в борьбу за выживание. Идёт процесс постепенного включения коренных этносов в общероссийские и общемировые остроконкурентные рыночные отношения, где они, вероятнее всего, меньше чем за столетие растворятся и исчезнут с культурной «карты» мира.

Есть о чём задуматься:

— Во первых, задумаемся, что неуважение к самобытности любого народа говорит о нашем невежестве.

— Навязывание своей культуры и непонимание чужих традиций приводит к национальным конфликтам.

— Поддержка вымирающих этносов это не только проведение фестивалей. Сохранение языка и многовековых традиций требует конкретных действий и условий, прежде всего нужно понимать, что малочисленные народы могут сохраниться, пока живут на родной земле, придерживаясь своей культуры и традиционного уклада жизни.

— В заключении, задумаемся, что огромный пласт культуры прошлого может быть утерян, разрушен, засыпан мусором, стать разменной монетой на рынке потребительства. Захотим ли мы жить в таком обществе?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От этногенеза к этнофутуризму. Финно-угры и самодийцы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я