В этой книге мы постарались не только собрать, охарактеризовать и расставить по порядку всю мифологическую нежить, которую удалось поймать, но также запечатлеть её в набросках, сделанных на улицах Ваших городов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нежить. Мифологический злобник от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
— К —
Кабардинцы
Кабардинцы — абхазо-адыгский народ, проживающий на территории Кабардино-Балкарской Республики и Адыгеи, это древнейший народ, доблестный и щедрый, хранящий свои вековые традиции.
В далёком прошлом адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ, они создали общий фольклор, самым выдающимся памятником которого является Нартский эпос, где воспевается борьба добра со злом, описывается подземный мир — царство мёртвых (хьэдрыхэ), куда можно проникнуть через ствол мирового дерева, спуск туда долог и труден и обитают там опасные существа — бляго, еминежи, змеи и прочая нежить, способная выбираться наверх.
Алмасты — лесное лохматое существо в форме уродливой огромной женщины с отвислыми грудями, она охотится на мужчин и склоняет их к связи. По поверьям, если вырвать волосок с головы алмасты или украсть её гребень, то она всю жизнь будет прислуживать в доме, пока не найдет свой волосок (или гребень).
Бгэж — огромный мифический орёл, с железным клювом и железными крыльями, от взмаха которых день превращается в чёрную ночь, а ветер нагнетает такой холод, что буран покрывает камни и траву.
Бляго, благо, благъуэ — «рыжий змей» — огромный дракон из подземного мира, олицетворяющий злые силы природы (вьюга, ветры, туманы, проливные дожди), так же считалось, что затмение луны или солнца происходит по вине бляго, который их проглатывает. Иногда, перекрыв реку, набирает в пасть воду и выпускает её в виде пара, за воду дракон требует красивую девушку. Также бляго способен втягивать в себя животных и людей. Глаза его обладают гипнотической силой, кровь его прожигает тело человека, землю и даже каменную глыбу.
Джинэ — злой дух полей и лесов, представляется красивой женщиной в белом платье, способной превращаться в волка. Если украсть у джинэ гребень, она будет приходить и просить вернуть его, таким образом мужчины ловили джинэ и делали своими жёнами.
Еминеж — чудовищный змей-человек, голова и руки у него человечьи, тело и хвост — змеиные, нападает на селения, губит скот, напускает ветер, унося к себе зёрна будущего урожая. Жилище его на высокой горе окружено стеной из кольев с человеческими головами, которые на входе отсекают два меча. У Еминежа есть чудовищный конь Треног — сын кобылицы Тхож и одолеть его сможет лишь тот, кто достанет себе коня, рожденного этой же кобылицей.
Иныж — жестокий великан, обычно глупый, но сильный, бывает одноголовый и многоголовый, одноглазый и многоглазый, чем больше у него голов, тем больше в нём силы, но не ума, например находчивый герой сказки Куйцух хитростью заставил иныжей отдать всё награбленное добро, при этом они волокли его на себе до самого его дома. У Иныжа есть жена — громадная баба с перекинутыми за спину грудями, орудующая железной палкой вместо иголки и арканом вместо нитки.
Испы — воинственные, жестокие карлики, живущие своим племенем, отличаются храбростью и хитростью.
Мэзыл, Мезылаж — «лесной человек» — лохматое человекоподобное существо, одетое в звериные шкуры, которому не хватает общения, поэтому он похищает девушек и берёт охотников в плен, но вместо груди имеет острый топор, который делит человека пополам.
Нагучица, нашгушидзэ, нэгучица — «старуха с железным зубом» — горбатая старуха, обладающая чародейской силой и гипнотическим даром, у неё большие груди, закинутые за спину, костлявые руки, неестественно длинные железные зубы, она коварна и мстительна, но стоит приложиться к её груди, становится щедрой и заботливой.
Пако — злой бог, покровитель атмосферных явлений, похищает огонь и требует себе богатых подношений.
Псыхогуащэ — «речная княгиня» — хозяйка водных стихий и рек, представляется красивой женщиной с рыбьим хвостом, мужчин, отказавшихся от ласк Псыхогуащэ или крадущих её гребень настигают болезни.
Псэхэх — «вынимающий душу» — ангел смерти.
Удды — ведьмы и колдуны, по поверьям, каждый год в ночь на 1 мая они собираются на горе Ошхамахо (Эльбрус), куда прилетают на кошках, крысах, собаках, кабанах и других животных, а с рассветом с мешками наполненными всяческими несчастьями и болезнями разлетаются по селениям, удды имеют способность превращаться в любое животное и становиться невидимыми, но чаще всего являются в образе сгорбленной беззубой старушки, обладающей невероятной силой.
Хададжард — кабардинский зомби, он бродит по ночам, пугает людей, ворует скот, прячет вещи, а также способен утащить человека в могилу, считается, что хададжардом после смерти становятся очень злые люди, чтобы этого избежать, нужно им на грудь положить нож.
Хашховыло — существо с головой собаки и туловищем быка, обитает на морском побережье, в глухих затонах и оврагах, боится людей, но своим рёвом и хохотом постоянно привлекает внимание, оглянувшийся на него человек погибает.
Цеунеж — злая старуха (иногда старик) с длинными, железными зубами, аналогична нагучице.
Калмыки
Калмыки — монгольский народ, проживающий в Республике Калмыкия, это активный, жизнерадостный народ с воинственным кочевым прошлым, единственный в Европе, исповедующий буддизм, при этом бережно хранящий свои исконные традиции.
К духовному наследию калмыков относится многожанровый фольклор, главное место в котором занимают калмыцкая сказка (тууль) и эпос, поэма или песня (Джангар), в которых воспеваются подвиги героев, вступающих в битву с различными сказочными персонажами. У калмыков, как и у большинства народов, демонические существа — это обитатели нижнего мира (дор газр), но некоторые обитают в пространстве между небом и землëй (шавшлг), в основном в горах, водоемах, пустующих домах, а также на дорогах (составляющие отдельную категорию дорожных духов).
Алмс, алмас, алмс — демон в виде огромной женщины с длинными грудями, которые перебрасывает назад, и распущенными волосами золотого цвета.
Бабка Муса — злая ведьма, Мус — многоголовое прожорливое чудище, бабка его не лучше, по описанию — старая, желтая, одноглазая, глаз у нее впалый, желтый, да и тот на затылке, на руках и ногах козьи жилы, а нос краснее меди, питается она кровью вместе со своим стариком-мужем таким же кровососом.
Бог, буг, бужи — демон, обитающий в степи, которым пугают детей, по поверьям, он появляется из берцовой кости умершего человека.
Гууц — «бегающий» — вредоносный дух из категории дорожных, обладающий громадной силой, может быть в образе мужчины или женщины, владеет необыкновенной походкой, при которой издает звуки.
Домая — невидимый дух из категории дорожных, местом его обитания является загон для скота, он пугает и разгоняет скот, но, согласно народным представлениям, побаивается козла.
Донам — огромные существа черного цвета, покрытые шерстью с вывернутыми назад ногами, мокрыми руками и дурным запахом, они бродят по ночам вдоль дорог, любят цеплялся за уши коня, не давая ему двигаться.
Кун-мус — «человек-мус» — покрытый шерстью человекоподобный гигант, который после заката солнца выходит из камышовых зарослей и похищает людей.
Мангадхаи — жестокие и страшные богатыри-великаны, нападающие на людей, они угоняли скот, разоряли селения, забирали детей в плен, пока славный батар Овше не победил их предводителя — огромное чудовище, на голове которого ещё несколько меньших голов торчало.
Мангас, мангус — огромное многоголовое горбатое чудовище, пожирающее людей, обычно бывает чёрного или жёлтого цвета, пасть его от земли до неба, утроба вмещает толпы проглоченных им людей и скота. В ойратском эпосе сказано: «у него девяносто пять голов с гривой верблюда-самца, с бычьими рогами и девяноста восемью клыками». В сражении мангасы стремятся проглотить (всосать в себя) богатыря, победить этих чудищ можно, только уничтожив их души.
Мус, мусс — одноглазое демоническое существо, похожее на мангуса, многоголовое и прожорливое.
Тирен — «демон-оса» — одноногий демон, представлялся, как слепень или овод.
Четкера, эрлг-четкр, чуткер, чотгор — обитатель нижнего мира из категории дорожных духов, демон болезней, похищающий душу человека, иногда так именуют бесприютную душу человека, умершего насильственной смертью, против четкера невозможно бороться, так как он не имеет тела.
Шар Гюргю — хан шулмусов (злых духов, обитающих в пустом доме).
Шулма — степная ведьма, представляется в образе длинноволосой сгорбленной старухи, иногда с козлиными ногами, головой лягушки и человеческим телом, при этом вместо кос у неё растут верблюжьи хвосты, считается, что шулмами становятся женщины, которые совершили десять черных грехов (убийство, кража, разврат, ссора, причиненные другим обиды, ложь, дурные мысли, неверие, зависть и распространение сплетен).
Шулмусы — злые духи из категории дорожных, с зооморфными (козлиные ноги или борода, хвост верблюда, голова лягушки) и антропоморфными (облик прекрасной девушки, угощающей путников отравленным питьём) чертами, по поверьям, селятся в пустующем доме, оберегом от них служит грубо сказанное слово, ругательство.
Эрлг кўўкн — демонические существа подземного царства, в образе молодых девушек, от людей их отличают вывернутые наружу пятки и дыры в подмышках, через которые видны лëгкие.
Эрлик Номин-хан — хозяин подземного мира, имеет рогатую бычью голову и три глаза, которые видят прошлое, настоящее и грядущее. В свиту Эрлика Номин-хана входят его посланники элчи, шулмасы, мангусы, а также хурчи — духи певцов и музыкантов, услаждающие его слух игрой на домбре.
Ягц — ведьма, представляется в образе либо красивой девушки, либо медноклювой старухи, которая высасывает богатырю кровь. Местом ее обитания является безлюдная степь.
Карачаевцы
Карачаевцы — тюркский народ, проживающий на Северном Кавказе и в Карачаево-Черкесской автономной области Стравропольского края, потомки аланских и половецких племён, унаследовавшие их древние традиции.
Мифология и фольклор карачаевцев вобрали в себя богатый Нартский эпос, древнетюркские песни (алгыши и каргыши), также аланские обряды и ритуалы, вместе с поликультурными заимствованиями пришла и различная этническая нежить.
Агъач киши, Агач киши — «древесный человек», лесной дух, представляется в образе волосатого существа с торчащим из груди лезвием топора, обладает резким неприятным запахом. В поисках пищи Агач киши иногда посещает бахчи и огороды, в поисках одежды — подбирает выброшенную одежду, боится собак.
Азмыч — «сбивающий с пути», страшно уродливая женщина, искусно умеющая выкрикивать проклятия голосом знакомого человека.
Ажам — божество пожара, внешне он похож на Агъач Киши, также живёт в лесу, огромного роста, покрыт шерстью, но тело его как бы объято пламенем, а топор носит на поясе. Ажам имеет уязвимое место — поясницу. Людям он не показывается, а когда проходит мимо них, слышен только его свист.
Алмасты — злые существа, представляются либо безобразными, либо очень красивыми обнажёнными женщинами с длинными до пят волосами, они живут в лесу, в оврагах, но могут поселиться на чердаке дома. Убивать алмасты нельзя — перед смертью это существо проклинает убийцу и проклятие всегда сбывается.
Байчы — злой дух, зовущий людей, громко крича голосом близкого человека, по народным поверьям, откликнувшись, можно остаться заикой.
Деуле, деула — уродливые великаны, обладающие огромной силой, имеют клыки, как у кабанов, и длинные когти.
Джекле — злые духи подземного мира.
Желмаууз — чудовище, пожирающее солнце, отчего происходит затмение, тогда люди стреляют в небо, бьют в тазы, кричат, разводят костры, чтобы отогнать желмаууза прочь и разбудить небесных сторожей.
Кыркабан, Кыркаяклы — «сороканогий кабан» — покровитель дурного сглаза, живет под землей в глинистом слое, его ноги напоминают кабаньи копыта, а нос — кабаний пятачок, клыки его, заворачиваясь, достигают ушей, а веки — ног, они до такой степени тяжёлые, что кыркабан не может их поднять без помощи своего коллеги Кыркауузлу Солтана.
Кыркауузлу Солтан — покровитель дурного сглаза, настолько уродливое существо, что оно не поднимается на поверхность земли, если его не призовут оборотни и другие гады, через которых сила его дурного сглаза проникает к людям.
Къан Тулукъ — страшное существо, напоминающее хрупкий сосуд с кровью, даже если слегка коснуться его, оттуда брызнет ядовитая кровь, человек сразу заболеет и умрёт.
Обуры — женщины-оборотни, способные принимать облик разных животных, по преданиям, каждую пятницу они улетают пировать на Эльбрус.
Сам-с-вершок, длиннобородый — карлик — сам с вершок, а борода на целую версту тянется, ездит верхом на петухе (карачаевский петух, в отличие от абазинского или адыгейского аналогов — это заколдованный конь), нападает на селения, утаскивает скот, запасы и даже людей, живёт в подземелье, в тёмном царстве, в котором захватил реки и озёра и даёт кувшин чистой воды из озера только в том случае, если люди отдают ему молодую девушку.
Сарыуек — многоглавый чудовищный дракон, он преграждает течение рек или выпивает в них воду, отчего наступает голод и засуха, в уплату за воду требует дань — красивых девушек, которых тут же съедает.
Тенгиз Тейри — богиня подводного мира, живёт на морском дне, но иногда выходит на сушу, обернувшись женщиной, чтобы похитить понравившуюся девушку и подчинить ее себе.
Тымбыл — покровитель оспы (чечек).
Хохури — ещё одно страшное существо, живущее на небе и периодически пожирающее солнце или луну, представляется в виде огромного волка с длинной зубастой мордой.
Эмиген — «многосущий» — одноглазый многоголовый великан-людоед, обросший густой шерстью, живёт в пещерах и занимается разведением коз, отличается необыкновенной прожорливостью, силой и глупостью. Считается, что отрубленные части тела эмигена имеют свойство тут же прирастать к туловищу, а кровь его ядовита, поэтому, чтобы его уничтожить, следует немедленно сжигать.
Эрк-Джылан, Эр-Джылан — владыка нижнего мира, по немногочисленным описаниям — сорокоротое змееподобное существо.
Карелы
Карелы — финно-угорский народ, проживающий в Республике Карелия, это самобытный северный народ с богатым культурным наследием, имеющим мировое значение.
Особое место в карельском фольклоре занимают древние эпические руны, повествующие о создании мира, древних богах и странствиях героев. Тёмное царство в карельских рунах называется Хийтола, Манала, Туонела, или Похъела, известная нам по эпосу Калевала. Это есть иной мир, север, подземное царство мёртвых в виде мрачных островов, где никогда не светит солнце и ничего не растёт. Это локусы злых духов.
Акка — лесная старуха, подобная бабе Яге, по описаниям, глаза её как солонки, груди как вёдра, пальцы как веретена, ноги как жерди, а носом своим через грядки разгребает уголья в печи.
Вамматар — богиня болезней и страданий, зла и несчастья, дочь Туони (бога смерти) и Туонетар (хозяйки подземного мира). Она развязывает эпидемии, уничтожает посевы, вызывает голод и мор.
Ветехинен — «водный житель» — водный дух, вызывающий сыпь, он похищает людей и животных, но за хорошее вознаграждение может обеспечить хороший улов.
Виэриссан-акка, баба-виэриста — «святочная хозяйка», по поверьям, в канун рождества она выходит из проруби величиной с льняное семечко, уходит обратно в крещение величиной с воз сена, к ней на прорубь люди ходят гадать — «слушать бабу-виэристу», соблюдая при этом ряд правил, в противной случае Виэриста может утащить нарушителей к себе и всячески им вредить.
Вээ-эмя, Вэден-эмя — «мать воды» — хозяйка водоёмов, представляется в образе рыбы или длинноволосой русалки, она поднимает воду, закручивает водовороты и топит людей.
Калманвяки — духи умерших, пребывающих на кладбище, способные наслать на живых калму — болезнь и смерть. Сила калмы воплощается в предметах, которые соприкасались с покойником.
Кару, пиру — лесной дух, черт, представляется в виде маленького ребенка, лешего, черного мужика или черного ворона.
Кехно — злой дух, чёрт.
Кивутар — богиня культа боли и страдания, одна из дочерей Туони и Туонетар.
Кипинятяр — «дева-искра» — защитница от воров, в общем положительная во всех смыслах, но очень суровая, так звучат строки старинного заговора: «Напугай кистями застывшими, ладонями девы смерти, чтобы не смог ночью спать и днем отдыхать, пока не вернет назад, не положит на место». Иногда её называют кошкой Хийси (хозяина леса), иногда его дочерью.
Кипу-титто — «маленькая девочка боли» — божество болезни в её последней степени, одна из дочерей Туони и Туонетар. У нее устрашающий вид, лицо темное, больное оспой, тело слегка деформировано, она является матерью девяти детей с ужасными именами (рак, подагра, язвы, шанкр, чесотка).
Лемпо, лембой — злой переменчивый дух, чёрт, способный контролировать человека, заставляя его совершать неприличные поступки, уходить в загул, транжирить деньги и блудить.
Лесные — лешие, представляются огромного роста, любят шутить над путниками, например, сорвать шапку и повесить на верхушку дерева, по поверьям, каждый лес имеет своего лесного и зовут их обычно по названию леса, они друг с другом встречаются, играют в карты, иногда ссорятся и дерутся.
Лиево — мифическая птица с чертами рептилии, в которую превращаются эпические герои, чтобы лететь на реку мертвых — Туонелу. По описаниям — это птица с длинной змеиной шеей и чешуйчатым хвостом.
Ловиатар, Лоуятар — богиня боли и агонии, мать девяти сыновей — мук человеческих, слепая дочь Туони и Туонетар, ужасная и беспощадная, «лик еë был черным, отвратительною — кожа».
Лоухи — хозяйка Подземного мира (Северной страны Похьёлы), в одних вариантах отождествляется с Ловиатар, в других — является еë альтернативой.
Маахисы — «живущие под землёй» — человекоподобные существа маленького роста с внешним уродством (горб», длинные волосатые руки, одна ступня вывернута назад), родом они из подземного царства, где ходят вверх ногами, также любят лес и покровительствуют скоту. Способны превращаться в животных. Путь в их страну проходит по тропе муравьев, человек, попавший в страну маахисов, не должен прикасаться к их пище, иначе он не вернётся домой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нежить. Мифологический злобник от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других