Нежить. Мифологический злобник от А до Я

Елма Лил

В этой книге мы постарались не только собрать, охарактеризовать и расставить по порядку всю мифологическую нежить, которую удалось поймать, но также запечатлеть её в набросках, сделанных на улицах Ваших городов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нежить. Мифологический злобник от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

— Д —

Даргинцы

Даргинцы — дагестанский народ, проживающий в Дагестанской Республике, Ставропольском крае и во многих других областях России, является древнейшим населением Горного Дагестана, даргинцы помнят и ценят свою историю и уважают свои традиции.

Даргинские злые духи до того, как стали джиннами и шайтанами, имели разные имена, функции и локусы обитания. Источником их далёкого пребывания на Кавказе служат мифы, предания, обряды и праздники. Первое место у даргинской нежити занимают ведьмы, они похожи обликом, поступками и образом жизни, тут можно предположить, что образ их сложился уже в более поздние времена, с приходом новой веры.

Бяжук-хьунул — ведьма, живущая в лесу в пещере, у нее седые волосы, длинные груди, которые она при ходьбе забрасывает за плечи, длинные когти и острые зубы.

Вагьигг — страшная, коварная старуха с длинными седыми волосами, она живет в лесу в пещере со своей дочкой НикъятIи (маленькая плешивица), по вечерам у речки Вагьигг точит свои зубы и начинает охотиться на людей, ею пугают детей, по поверьям, может украсть плод из утробы матери.

Джинны — духи, пришедшие с исламом, представляются с пятками, вывернутыми наружу, обитают группами, местами их обитания считаются заброшенные постройки, места выброса навоза и других нечистот, зола, мельницы, мосты, берега канав. Все джинны делятся на мусульманских — добрых — и «неверных» — злых, каждый человек имеет и своего злого джинна, который подстрекает его на недобрые поступки.

Жинна-Бяжук — ведьма, обитающая в горных лесах, она подстерегает одиноких путников и нападает на них.

Иней-аба — ведьма, похожая на Вагьигг, худая, высокая и страшная, одну из больших отвислых грудей забрасывает за плечо. Свою дочку НикъятIи носит, зажав под мышкой. Способна украсть семимесячный плод из утробы матери, по поверьям, если он был мальчиком, то на ноже мужа появлялись капельки крови, а если девочкой — капли появлялись на ножницах женщины. Иней-аба носит ценное ожерелье (мачби), завладев им, можно получить власть над ведьмой и заставить её служить.

Кафтар-жанавар — ведьма, настолько страшная, что человек, увидевший ее, умирает со страху. Эта одноглазая старуха выкапывает на кладбище трупы детей и поедает их, если они похоронены не глубоко.

Кибирхан — злой домашний дух, душит спящих людей, не давая им возможности пошевелиться, но может предсказать судьбу тому, кто успеет спросить у него «Что мне?».

Кьар-хьнул — «травяная женщина» — ведьма одетая в лохмотья, у неё большая лысая голова, волосатые уши, огромные глаза, редкие зубы, длинные, кривые, обросшие по бокам волосами ноги, при ходьбе она опирается на палку. Кьар-хьнул живет в лесу и охотится на заблудившихся.

Мамахъус — «большегрудая» — ведьма, живет в лесу, в пещере, закинув за плечи обе груди и волоча их на себе, Мамахъус бродит по окраине села и предлагает детям пососать свою грудь, те из них, кто соглашается, через некоторое время умирают. По другим поверьям, Мамахъус доит оленей возле своей пещеры и предлагает путникам молоко, тех, кто отказывается, она проклинает.

Мамов, Мому — злобные, опасные духи, насылающие на детей болезни и смерть, имеют облик старух в белых или чёрных одеждах.

Старец-кине — «старец-призрак» — лесной человек с топором вместо груди.

Шайтан — злой дух, появившийся с принятием ислама, может вселиться в человека и довести его до умопомешательства, боится обнаженного кинжала, также, по поверьям, он не переходит реку — боится воды.

Шямга — злой домашний дух, способный принимать форму любых предметов, даже старой обуви.

Долганы

Долганы — тюркский народ, проживающий в Якутии и на Таймыре, это относительно молодой народ, сформировавшийся в XIX веке в самых суровых северных условиях, которой по сей день сохраняет кочевой образ жизни и свои уникальные традиции.

В долганском фольклоре упоминается наличие трёх миров и существование в них различных духов, но систематизированной мифологии о происхождении вселенной у долган нет, их мифы рассказывают скорее о поведении человека при встречах с духами различных миров. Все духи подразделялись на три категории: 1. Иччи, способные вселяться в неодушевленные вещи, превращая их в сайтааны. 2 Айыы, помогающие людям. 3. Абаасы, приносящие болезни и несчастья. Абаасы обитали в подземном мире, но иногда выходили на поверхность.

Абаасы — злые невидимые духи с запахом разложения, способные принимать любой облик. Человек, в которого вселились абаасы, тяжело заболевает.

Абахы — огромные черти-людоеды.

Аллара-огоньор — «подземный старик» — злой брат Айы-Тайона (Бога-Творца), владыка нижнего мира, создатель ядовитых растений, вредных животных и насекомых, говорят, он даже пытался создать комара величиной с корову.

Ёксёкю — мифическая двуглавая (в некоторых версиях — восьмиглавая) птица смерти, похожая на гигантского орла с клювом, способным проломить череп человека, согласно повериям, «живет Ёксёкю в своем чернью выложенном городе, в своём серебряном чернью жилище, именуемая твердь».

Оспа — злое существо, жители Таймыра «очеловечили» болезнь, представляя еë в своих мифах злой русской бабой.

Сюлюкюны — подводные духи, живут под водой семьями и вылезают лишь во время Танха (Якутские святки), чтобы посчитать свои богатства, внешне сюлюкюны похожи на людей, отличаются отсутствием бровей и малым ростом. Тела их покрыты водяной тиной, а рот как у лягушки.

Юёры — упыри, похороненные без необходимых ритуалов самоубийцы и преступники, возвратившиеся в виде помеси вампира с оборотнем.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нежить. Мифологический злобник от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я