В этой книге мы постарались не только собрать, охарактеризовать и расставить по порядку всю мифологическую нежить, которую удалось поймать, но также запечатлеть её в набросках, сделанных на улицах Ваших городов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нежить. Мифологический злобник от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
— В —
Вепсы
Вепсы — финно-угорский народ, проживающий между тремя озёрами в Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях, древний летописный народ, который бережно хранит свои традиции и культуру.
Известный исследователь вепсской культуры А. И. Колмогоров так описал происхождение нежити: «Когда Бог творил землю и живые существа, дьявол из зависти мешал ему. Бог рассердился, схватил дьявола и сбросил в болото, в том месте, куда провалился дьявол, образовалась большая дыра; из этой-то дыры и полезла всякая нечисть. Часть пошла в озера — водяники, часть в леса — лесовики, часть забралась в тучи и облака и так распространилась по всему свету. Этой нечисти повылезало бы и еще больше, если бы Бог не догадался заткнуть дыру в болоте горящим поленом…»
Болоуниц — «баловница» — дух ржи в облике плохо одетой, грязной девушки, вызывающей колыхание колосьев.
Букач, букё, бука — загадочное существо, которым стращают детей, по некоторым описаниям, оно покрыто шерстью, грязное и толстое.
Вару — дух болезни неопределенного вида, мешающий ребенку начать ходить.
Веден-ижанд, веден-эмяг, веденук — «хозяин воды», хозяйка воды, водяной старик» — духи воды, они у вепсов обычно злые и коварные, опрокидывают лодки, топят людей и скот, останавливают мельницы, насылают болезни и требуют жертв, их неожиданное появление перед человеком ведёт к несчастью. Водяные из разных озёр общаются между собой, иногда играют в карты, проигрывая друг другу свои озёра.
Гнетко — злой домашний дух, пришедший к вепсам от славян, который по ночам «гнетет», давит людей, представляется маленькой лохматой зверюшкой.
Гюухмадо — волосатик (гюух — конский волос, мадо — змея), это что-то между живым конским волосом и пиявкой, обитает в воде, по описаниям — «нитка, чёрный и шевелится», может впиться в ногу и вызвать заболевание, трудно поддающееся лечению.
Карзинук, карзинак — «старик подполья, старуха подполья» — духи подполья, в древних вепсских верованиях подполье воспринимается как иной (нижний) мир.
Кикимора — вредоносный дух, также проживающий в подполье, родственный славянской кикиморе, представляется женщиной с распущенными волосами, занимается прядением и всегда ходит с прялкой, в отличие от карзинука, охраняющего в подполье пищевые запасы, кикимора их подъедает, нанося семье большой материальный ущерб.
Кюкеритш, корбхине — дух леса, предстаёт в разных обличьях: в виде животного (например, медведя), антропоморфного существа любого пола и возраста, иногда превращается в толстый пень с корнями, дух леса нередко помогает людям с охотой, сбором грибов и ягод, но иногда сбивает их с пути и напускает диких зверей, за осквернение леса может наслать «лесную болезнь».
Кюльбеть-ижанд, кюльбеть-эмяг — «хозяин бани, хозяйка бани» — банный дух, в общем-то не злой, но требовательный и тем опасный, представляется в виде голого, лохматого антропоморфного существа, он даёт своё разрешение на мытьё в бане, или не даёт, по окончании банной процедуры требует благодарности, по поверьям, запрещается ходить в баню четвёртым, а также после полуночи, рассерженный дух пускает дым в банное помещение, сажает на горячий камень, но чаще всего — хватает человека и запихивает в печь. Если же кто-нибудь будет думать о бане плохо, банный дух, обидевшись, нашлёт на него кожные болезни.
Лембой — чёрт, заимствованный вепсами у карелов.
Личкяине — домашний дух, давящий человека по ночам, представляется в виде невысокого старичка с бородой, он приходит к человеку, когда тот спит и, наваливаясь, сильно давит на грудь, чтобы избавиться от него, необходимо спросить, к худу или добру он давит.
Лямоин-ижанд, лямоин-эмяг — «хозяин огня, хозяйка огня» — духи огня у северных вепсов, способные устроить пожар, в древности, чтобы остановить огонь, северные вепсы бросали духам в качестве умилостивительной жертвы яйцо и просили их потушить пожар.
Маст кажи — «чёрный кот» — злой дух холеры, по древним преданиям, чтобы избавиться от холеры, жители деревни Прокушево добыли трением огонь и обошли с ним округу, во время обхода из деревни выскочил большой чёрный кот и убежал в деревню Нойдала, где вскоре началась холера, которую выжили таким же путём.
Мецамезь, мец-ижанд — «лесной человек, лесной хозяин» — другие названия лесного духа. По поверьям, духи леса имеют свои дороги, а по человеческим путям не ходят, если человек или животное ступит на тропу лесных духов, то окажется в плену у лесных сил.
Онах — водный дух, создающий туман, по народным поверьям, появление тумана связано с перемещениями духа из одного водного источника в другой.
Öрягу — «ночной плач» — полуночница, дух, вызывающий ночной плач и бессонницу у ребенка.
Пакаине — мороз, описывается, как старик живущий в лесу, в древности к нему относились почтительно, боялись и задабривали, рассердившись, он мог уничтожить урожай, повредить части тела человека холодом и даже умертвить его.
Пасьтень — домашний дух, давящий человека по ночам, обитающий у южных вепсов, является в виде тени на стене.
Пожаран-ижанд, пожаран-эмяг — «хозяин пожара, хозяйка пожара» — духи пожара, являются мужем и женой, представляются худыми, маленького роста антропоморфными существами.
Туржас, везитуржас — название водяного у южной группы вепсов, он представляется в виде быка, собаки, но чаще в виде голого человекоподобного существа с волосами-водорослями, его передвижения из одного водоема в другой сопровождаются дождём и туманом. По одной версии, водяные духи появились одновременно со всей нежитью на земле, по другой — от утопленников.
Черандак — злой дух, который каждую весну ломает лед в реках, проходя путь от устья Ковжи кругом Белого озера до Шексны, и оставляет большую щель во льду.
Водь
Водь — финно-угорский народ, проживающий в Ленинградской области, находится на грани исчезновения, его язык включён в Атлас исчезающих языков мира, сегодня водь всеми силами пытается не допустить забвения своей древней культуры, исконных традиций и богатого фольклора.
По древним представлениям води, чем дальше живут духи от дома человека, тем они опаснее. Совсем далеко, на северном краю земли, находится страна мёртвых — Манала или Туонела, где на дне крутого обрыва протекает река Туони, отделяющая мир покойников от мира живых.
Вээ-эмя, Вэден-эмя — «мать воды» — хозяйка водоёмов, представляется в образе рыбы или длинноволосой русалки, она поднимает воду, закручивает водовороты и топит людей. По водским преданиям, Вээ-эмя недолюбливала город Петербург за его шум и грязь и частенько насылала на него наводнения.
Калманвяки — духи умерших, пребывающих на кладбище, способные наслать на живых калму — болезнь и смерть. Сила калмы воплощается в предметах, которые соприкасались с покойником.
Леммюз — летучий огненный змей с золотым хвостом, рождённый из яйца петуха, если леммюза постоянно и хорошо кормить кашей, тогда он будет приносить счастье и богатство своим хозяевам, забирая его у соседей. Срок службы леммюза — три года. После этого он резко становится огнеопасным и может сжечь дом вместе с хозяевами, а то и целую деревню. Поэтому по приближении срока леммюза следует сплавить, дав ему невыполнимое задание.
Маанэмя — мать земли, по представлениям води, мать земли живет на кладбище, а иногда разгуливая по лесам, зазывает к себе детей.
Меезэляя — лесное существо, которое издавая звуки плача, заманивает человека в лес и путая его следы, заводит всё дальше и дальше в глубокую чащу, чтобы найти дорогу домой, люди меняли одежду наизнанку и переобувались с правой ноги на левую и наоборот.
Мёмё — водный дух, которым пугают детей, чтобы те не баловались у водоёмов, Мёмё может затянуть свою жертву под воду и утопить её. В древности ему приносили жертвы и просили хорошего улова.
Сауна макко — дух бани, аналогичный вепсскому Кюльбеть-ижанду, также следит за порядком, его всегда боялись, мылись в три очереди, а четвертым мылся сам дух.
Соо-эмя — мать болота, у неё струящиеся волосы и тихий голос, она запутывает следы и завлекает на болото жалобным плачем. Все, кто идет на ее тихий плач — пропадают.
Туони — хозяин Царства мертвых, воплощение смерти. Его дом — гроб, его ковры — женские волосы, а крышу подпирают мужские кости.
Хаамо — ходячие мертвецы, похороненные без соблюдения обрядов, хаамо изводят людей шумом, воем и болезнями.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нежить. Мифологический злобник от А до Я предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других