Дом книги на Арбате. Заметки читателя

Елизавета Топалова, 2019

Книга посвящена истории Московского Дома книги на Новом Арбате, который уже более полувека является местом паломничества для книголюбов. В его литературном кафе часто проводятся творческие встречи с писателями. Борис Акунин, Эдуард Лимонов, Юрий Поляков, Дмитрий Быков, Виктор Ерофеев, Захар Прилепин, Сергей Лукьяненко, Алексей Иванов, Бернар Вербер – вот далеко не полный перечень отечественных и зарубежных авторов, которые проводили там презентации своих новых произведений. Путешествие по залам Московского дома книги предпринято для знакомства не только с литературными новинками, но и с самими писателями, многие из которых сегодня являются кумирами читающей публики. Отношение к ним у читателей может быть самым разным. Многие могут не согласиться с субъективным мнением автора настоящих заметок о героях современной литературы. Но любой разговор о них всегда является поводом для того, чтобы задуматься о реальной жизни и о том, что хотел сказать автор читателю устами своих героев.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дом книги на Арбате. Заметки читателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Борис Акунин. Эпохи царей и цариц

У подножия лестницы на второй этаж «Московского дома книги» располагаются массивные фолианты популярного писателя Бориса Акунина. Настоящее имя автора — Григорий Чхартишвили. Он родился в Грузии, в небольшом городке Зестафони на окраине древней Колхиды, куда много веков назад приплывал за Золотым руном древнегреческий герой Ясон с аргонавтами. Кроме писателя Акунина Зестафони подарил миру и одного из самых влиятельных авторитетов грузинского происхождения в постперестроечной России — Отари Квантришвили и его брата Амирана, павших жертвами криминальных разборок в Москве в начале 1990-х годов. Об этом герое, выведенном в книге под другим именем, позднее рассказал писатель и журналист Андрей Константинов, произведения которого легли в основу детективного телесериала под названием «Бандитский Петербург».

В двухлетнем возрасте родители Григория Чхартишвили перевезли его в Москву, где он окончил престижные учебные заведения, включая английскую спецшколу и Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета. Поэтому он считает себя скорее российским, чем грузинским писателем, хотя он уже давно не живёт в России.

В 1990-е годы Григорий Чхартишвили работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература», женился на японке, переводил с японского и английского на русский язык произведения других авторов, выпустил даже 20-томную «Антологию японской литературы», за которую получил почётные награды от японского правительства.

Но известность ему принесли не эти сочинения, а детективы о приключениях Эраста Фандорина, изданные под зловещим псевдонимом «Б. Акунин», что в переводе с японского означает «князь тьмы». Романы об Эрасте Фандорине «Статский советник» и «Турецкий гамбит» выдержали множество изданий и были несколько раз экранизированы, в том числе таким известным и влиятельным кинодеятелем, как Никита Михалков, который в фильме «Статский советник» сыграл главную роль.

После этого Борис Акунин взялся за российскую историю, начав издавать при содействии Джорджа Сороса свою многотомную «Историю российского государства».

Первые книги этой серии получили очень неоднозначную оценку. Автора даже обвинили в русофобии. В 2014 году на очередной национальной книжной выставке-ярмарке автору «Истории российского государства» была присуждена профессиональная антипремия «Абзац», которой отмечаются худшие работы в книгоиздательском бизнесе России, а также специальный приз «Почётная Безграмота» за «особо циничные преступления против российской словесности».

К историческим сочинениям Акунина крайне отрицательно относился кинорежиссёр Станислав Говорухин, который называл их «псевдоисторией». Известный историк Павел Басинский заявил, что считает Акунина стопроцентным западником и глобалистом, а все его романы пронизаны пропагандой и идеологией западничества больше, чем самые идеологизированные советские романы. Ещё один известный историк охарактеризовал «Историю российского государства» Б. Акунина как жанр, «когда дилетант пишет для дилетантов»: это невероятно распространённый жанр, и таких книг каждый год выходят сотни, если не тысячи. Но Борис Акунин — это уже бренд, поэтому его книгами буквально завалены все книжные магазины Москвы. Читающая публика охотно их покупает, а если и не читает, то декорирует позолоченными корешками роскошных изданий Акунина книжные шкафы у себя дома.

Очередной том «Истории российского государства» под броским названием «Эпоха цариц» поступил в продажу совсем недавно. Богато иллюстрированная книга в добротном переплёте, напечатанная на дорогой мелованной бумаге, с яркими портретами цариц, их сподвижников и фаворитов, сразу привлекает внимание посетителей книжного магазина и потенциальных покупателей.

Книга освещает периоды царствования Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II и состоит из четырёх глав. Первая глава — «Нервное время» — повествует о предшественницах Елизаветы Петровны — Екатерине I, Анне Иоанновне, Анне Леопольдовне и их сподвижниках, вторая глава — «Сонное время» — о самой Елизавете Петровне, третья — «Великое время» — о царствовании Екатерины II и её неудачливого супруга Петра III, свергнутого с трона не без содействия своей супруги. Последняя небольшая глава — «Странное время» — посвящена непродолжительному царствованию Павла I, хотя он не женщина. Тем не менее автор книги поместил его в компанию цариц. Возможно, тем самым он хотел подчеркнуть, что именно Павел I после своего вступления на престол положил конец женскому засилью на российском царском троне. В день своей коронации он публично провозгласил принятый им новый закон о престолонаследии, в котором женщины фактически были отстранены от наследования российского престола и появилось требование передачи короны исключительно по мужской линии.

О самом царствовании императора Павла I в книге Бориса Акунина сказано до обидного мало. Судить о написанном можно по краткому предисловию: «Пятидесятидвухмесячное царствование Павла I можно рассматривать как наглядное пособие по теме “роль личности в истории”, будто специально подобранного для сравнения с Екатериной Великой. Та приспосабливала свои взгляды и желания к объективным обстоятельствам и крепко держала власть, многое совершила, а умерла мирно, естественной смертью. Павел же всё время пытался подчинять события своей воле и чересчур буквально понимал смысл слова “самодержец”. В результате история отвела этой личности роль хоть и яркую, но эпизодическую. Павловская эпоха получилась очень короткой, и была она такой же странной, как человек, давший ей своё имя».

О Павле I в российской историографии и до Акунина было известно немного. После убийства императора заговорщики постарались уничтожить все компрометирующие материалы, а заодно и сведения о павловском периоде правления, которые историки впоследствии стали черпать преимущественно из анекдотов и придворных сплетен. Несмотря на внешнее сходство Павла с отцом, при дворе упорно ходили слухи, что он был зачат Екатериной от красавца Сергея Салтыкова, с которым у неё якобы был роман. То, что Павел появился на свет через десять лет её брака с Петром, породило ещё больше сомнений в его царском происхождении. Бытовало даже мнение о том, что он вообще не был сыном Екатерины, а по приказу Елизаветы ей подложили другого ребёнка. Этому способствовало и то, что сама Екатерина относилась к наследнику с непонятным предубеждением, всячески игнорировала сына и намеревалась через его голову передать престол внуку Александру. Об этом она прямо писала своему постоянному корреспонденту, барону Гримму. Но манифест с завещанием Екатерины был уничтожен её секретарём Александром Безбородко, который в благодарность получил от нового императора Павла I высочайшую должность канцлера.

Вступив на императорский престол, Павел I первым делом перезахоронил прах Петра III в императорской усыпальнице, Петропавловском соборе, и собственноручно произвёл посмертное торжественное коронование останков своего родителя. При этом почётные регалии Петра III в похоронной процессии он заставил нести Алексея Орлова и других участников цареубийства.

Борис Акунин не первый, кто невысоко оценивает правление Павла I. Историки и литераторы хором именуют Павла I «русским Гамлетом» и сочиняют всевозможные небылицы о характере императора и его нелепых и нелогичных поступках. Особенно изощряются по поводу «броска на Юг» в планируемом совместном с Наполеоном Бонапартом походе к Индийскому океану с целью лишения Британии её заморских колоний.

Ещё большее недоумение в биографии Павла I вызывает избрание его Великим магистром масонского Мальтийского ордена. По этой причине его часто называют человеком, который в угоду масонскому ордену проводил невыгодную для России внешнюю политику. Кажется, пока ещё никому не удалось разобраться в этой крайне запутанной истории с масонством императора.

Надо сказать, что Павел с детства грезил идеями рыцарства, а когда стал императором, пытался создать что-то подобное тайному ордену в России. После того как летом 1798 года Мальта без боя сдалась французам, Мальтийский орден остался без Великого магистра и без места. За помощью рыцарский орден обратился к российскому императору Павлу I, который, разделяя идеи чести и славы, годом ранее объявил себя защитником древнего духовного ордена.

В декабре 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена. Император издал указ о принятии острова Мальта под защиту Российской империи, а сам остров был обозначен им как губерния Российской империи. Павел I намеревался сделать полученное им звание гроссмейстера наследственным, а Мальту присоединить к России и создать там военно-морскую базу для обеспечения интересов Российской империи в Средиземноморье и на Юге Европы.

После убийства императора Павла вступивший на престол его старший сын Александр I поспешил отменить все эти решения, отозвал отряд казаков, посланных на покорение Индии, нормализовал отношения с Британией, отказался от титула гроссмейстера, убрал с флага России мальтийский крест и вступил в коалицию европейских государств против Бонапарта.

Когда войска коалиции потерпели поражение под Аустерлицем, Наполеон великодушно протянул руку побеждённому русскому императору, надеясь вновь сделать Россию своим союзником. Согласно заключённому с Бонапартом Тильзитскому миру, Россия должна была поддержать задуманную Наполеоном Бонапартом континентальную блокаду Англии. Но Россия, оставшись верной прежним союзникам, нарушила договор и начала поставку товаров в Англию через Архангельск, чем сделала неизбежной войну с Францией. Для уничтожения России Наполеон собрал силы почти всей подвластной ему Европы и во главе 600-тысячной армии в июне 1812 года вторгся в Россию. Началась Отечественная война, которая в итоге привела к падению Наполеона, но принесла неисчислимые бедствия русскому народу.

Нашествие «Великой армии» Наполеона, оставление Москвы и уничтоживший её пожар, страдания народа во время войны сильно повлияли на впечатлительного Александра Павловича. Он отошёл от государственных дел, много путешествовал по стране, посещая монастыри и храмы, встречался с преподобным Серафимом Саровским. Неожиданная смерть императора в Таганроге и его ночные похороны в закрытом гробу породили множество легенд о том, что на самом деле он не умер, а инсценировал свою смерть, удалился от мира, став странником под именем старца Фёдора Кузмича. Таинственный старец в последние годы жизни обитал в селе неподалёку от Томска, изредка появляясь на городских улицах, и скончался в 1864 году.

Косвенным подтверждением этой фантастической версии служит и то, что могила Александра I в Петропавловской крепости при вскрытии захоронения в первые годы после большевистского переворота 1917 года оказалась пустой.

Что касается императора Павла I, то имеются сведения о том, что незадолго до отречения российского императора Николая II и Февральской революции 1917 года православная церковь готовила материалы для его канонизации. Несмотря на очень непродолжительный период своего правления (с ноября 1796 по март 1801 года), им было подготовлено и выпущено столько самых прогрессивных манифестов и указов, какими не могут похвастаться многие гораздо более продолжительные правления российских императоров.

Прежде всего, был значительно ослаблен крепостнический гнёт. При Павле I была запрещена продажа крепостных крестьян без земли и разделение семей, был выпущен Манифест о трёхдневной барщине, которым ограничивалось использование труда крепостных крестьян. В случае жестокого обращения с крепостными губернаторам было предписано немедленно докладывать об этом самому императору. Был издан Манифест о веротерпимости, старообрядцам было позволено строить свои храмы в России, в Польше была разрешена свобода исповедания католичества. Была объявлена амнистия ссыльным радикалам, в том числе участникам польского восстания, освобождены из заключения Радищев, Новиков и Тадеуш Костюшко, которому разрешили уехать в Америку с обещанием больше никогда не бунтовать против российской короны.

Но самое интересное связано с русским вариантом масонства. Мало кому известно, что Павлом I в России был учреждён свой собственный тайный орден меченосцев, который лишь частично был интегрирован с Мальтийским орденом и преследовал совершенно иные цели, не связанные с традиционным масонством. Беглецы с острова Мальта посвятили Павла во многие мистические масонские тайны, которые он впоследствии использовал при усовершенствовании своего тайного ордена. Возможно, именно это и стало истинной причиной убийства императора Павла I. Но не исключено, что созданное им глубоко законспирированное тайное общество, обладающее всем арсеналом тысячелетнего масонства, сохранилось и существует до сих пор, оказывая невидимое влияние на мировые события в мире и в России.

Пофантазировать на эту тему попытался известный писатель Виктор Пелевин в своём романе под названием «Смотритель». Роман построен на допущении того, что Павел I инициировал собственную гибель, чтобы стать первым смотрителем квазимасонского Идиллиума. Этот роман состоит из двух книг, которые вышли одна за другой в сентябре 2015 года. Первая из них называлась «Орден жёлтого флага», вторая — «Жёлтая бездна».

В анонсе издательства «Эксмо» было написано следующее: «Император Павел Первый, великий алхимик и месмерист, не был убит заговорщиками — переворот был спектаклем, позволившим ему незаметно покинуть Петербург. Павел Алхимик отбыл в новый мир, созданный гением Франца Антона Месмера — Идиллиум. Павел стал его первым Смотрителем. Уже третье столетие Идиллиум скрывается в тени нашего мира, взаимодействуя с ним по особым законам. Охранять Идиллиум — дело Смотрителей, коих сменилось уже немало. Каждый новый должен узнать тайну Идиллиума и понять, кто такой он сам».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дом книги на Арбате. Заметки читателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я