Поговорят и забудут. Как не дать интернет-агрессии разрушить репутацию, карьеру и жизнь

Елена Старостина, 2023

Хейтинг, шейминг, кибербуллинг, моббинг… Вместе с этими терминами, сформировавшимися под эгидой «новой этики», пришла и дополнительная ответственность. Ответственность за реакции, посты в интернете, заявления и, казалось бы, безобидные картинки. В этой книге авторы рассказывают, как не стать жертвой троллинга, буллинга, кэнселлинга, флейминга и грамотно отвечать на агрессию в вашу сторону. А еще делятся эффективными стратегиями сохранения репутации, даже если кажется, что спасти ее уже невозможно.

Оглавление

Из серии: Top expert. Практичные книги для работы над собой

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поговорят и забудут. Как не дать интернет-агрессии разрушить репутацию, карьеру и жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Восходящая звезда

Для кого эта глава: для студентов, молодых специалистов и их родителей.

Справедливость. Все хотят, чтобы она торжествовала, но что считать справедливым? Для каждого человека существует свой ответ. Он зависит от того, принимали ли в семье нашу детскую чудаковатость или старались загнать нас в рамки «как надо», можем ли мы позволить себе поездку на бабушкину дачу или кругосветный круиз, вдохновляемся ли выставкой коллекции Морозовых или новостями по федеральному ТВ. Другими словами, понимание справедливости зависит от того, в каких условиях мы росли, какое образование получили, сколько зарабатываем, кто наши друзья и наставники, как мы проводим свободное время, к чему стремимся и во что верим. У справедливости нет единого понимания и его вряд ли можно достичь, но, несомненно, все хотят справедливости.

Восходящие звезды — те, кто находится в начале пути: старшеклассники, студенты, молодые специалисты. Старший сын, младший брат, племянница, дочь подруги.

Горящие глаза и энергия. Мечты и бесконечный мир впереди. Репутация эксперта только начала загружаться, но репутация человека уже в активной фазе. От ошибок здесь зависят и цвет диплома, и первое трудоустройство, и первый серьезный проект. Здесь еще возможны метания и нестабильное поведение, так как большие цели не до конца ясны, а ценности не успели пройти испытания жизнью. И пожалуй, именно здесь самоценность страдает сильнее всего из-за влияния негативных факторов на не закаленную опытом психику.

Что будет, если десятиклассник грубо пошутит над учителем и вызовет у одноклассников смех? Какое наказание для него справедливо? Тройка в четверти за испорченные отношения с учителем или бойкот всего класса? А может, все вместе? Как сложится жизнь этого парня дальше? Как решить ситуацию, чтобы вернуть уважение учителя и шанс на хороший аттестат для поступления?

Когда ситуация произошла, мы фокусируемся на ее последствиях и часто забываем о причинах. И все же начинать стоит с корня.

Как бы мы ни старались быть хорошими родителями, нашим детям всегда найдется с чем прийти к психотерапевту.

Но очевидные связи нельзя не заметить: негативное девиантное поведение подростков часто происходит из семьи, в которой дети считывают ролевые модели родителей. Нравоучения о том, что нельзя обижать младших и тех, кто отличается от тебя, бить девочек и травить нового учителя, не сработают, если ребенок видит, как его родитель устраивает склоки и плетет интриги за спиной у соседей, разносит в пух и прах врача в поликлинике и в социальных сетях любит ругаться в комментариях.

В самом начале книги о репутации и, как ее сохранить перед лицом хейта и других угроз нам хочется особенно заметить: чтобы дети видели хороший пример для подражания, мы начинаем с себя.

Упражнение «Что будет, если…?»

Наш мозг любит заниматься предсказаниями. Давайте его порадуем!

1 В таблице ниже в первый столбик впишите пять действий, активностей, которые вы уже совершили или планируете совершить в ближайшем будущем.

2 Спрогнозируйте, какие последствия это окажет на вашу репутацию: на отношения с вашим окружением, близкими людьми, преподавателями, коллегами и работодателем. А с собой — вы станете относиться к самому себе лучше или хуже после этих действий? Впишите тезисно, кратко во второй и третий столбики.

Если действие не несет серьезных последствий — ставьте прочерк и двигайтесь дальше. Нам нужно увидеть по-настоящему значимые решения в вашей жизни, которые способны запустить волну изменений. Хорошо, если позитивных. Если же негативных — вы сможете своевременно отследить их и скорректировать поведение.

Рекомендуем выполнять это упражнение раз в месяц или с другой удобной для вас периодичностью. Если у вас есть дети — делайте это упражнение вместе с ними для них. Это поможет развивать навык рефлексии и критического мышления, видеть ошибки, прогнозировать последствия.

Если бы наш герой-старшеклассник обладал даром предвидения или как минимум проделал упражнение выше, пусть и с помощью родителей, то обязательно осознал бы: его поведение испортило отношения с учителем — важным человеком на данном этапе его жизни, который влияет на его будущее. Он бы обязательно предпринял попытки восстановить доверие: извинился, подарил конфеты, помог донести тяжелую коробку с учебниками. И очень бы постарался больше не вести себя подобным образом, ведь цена одной шутки может оказаться слишком высока.

САМОЦЕННОСТЬ

Помимо возможных проблем с успеваемостью в школе или результатами на первом месте работы, встреча с негативом в молодом возрасте напрямую влияет на ощущение самоценности. Cамоценность — понимание и принятие себя, ощущение внутренней гармонии, цельности, уверенности в себе.

Самоценность и самооценка — не одно и то же.

«Если приводить аналогию, то самооценка — это волны в океане. Их высота сильно зависит от погоды и внешних условий. Cамоценность — дно океана, которое не так-то просто поколебать. Человек, у которого есть проблемы с самоценностью, тяжело переживает даже бурю в стакане», — расшифровывает понятие Алсу Полякова, HR-директор с пятнадцатилетним опытом, карьерный ментор и мама троих детей.

И снова вернемся к нашему герою-старшекласснику. Нарушение субординации с учителем — ситуация, которая волнами разошлась и повлияла на разные сферы жизни молодого человека. Одна из них — отношения с школьными друзьями.

Представьте, что вам 15 и вы, как обычно, собираетесь утром в школу. Складываете тетради и завтрак в рюкзак, набрасываете куртку и торопясь сбегаете вниз по лестнице. Вы знаете, что на углу дома вас ждут друзья. Вы хлопните друг друга по плечу и по дороге в школу успеете обсудить последние новости в вашей жизни. Вы приходите на назначенное место встречи в назначенное время, но там никого нет. Ждете, но никто не приходит. Пишете в чат друзей, но ответа нет. С тяжелым сердцем вы бредете в школу и издалека видите ваших друзей. Они смеются, но завидев вас, замолкают и входят в здание, не дожидаясь.

Вам объявили бойкот. Вы сразу понимаете это, ведь не раз сами были участником подобного по отношению к странным ботаникам из соседнего класса. Как и они, вы не знаете точных причин, не знаете, когда это закончится. Но знаете, что каждый ваш вход в класс будет сопровождаться тишиной в лучшем случае или насмешками в худшем. Если ситуация не изменится в ближайшие пару-тройку дней, из офлайна она переместится в онлайн.

Согласно данным ВОЗ[4], в России 27 % девочек и 20 % мальчиков уже в возрасте одиннадцати лет хотя бы раз получали оскорбительное сообщение. Каждая четвертая девочка и каждый пятый мальчик. А сколько случаев буллинга могло случиться за пределами интернета?

И в любом конфликте всегда есть три стороны: жертва, агрессор и свидетели — то есть участников в буллинге гораздо больше, чем кажется сначала.

Думаем, данных ниже достаточно, чтобы серьезно отнестись к этой проблеме.

В книге мы рассматриваем агрессию и враждебность в двух плоскостях — реальной жизни и интернет-пространстве. Наше исследование показывает, что между ними есть связь: 42 % респондентов уверены, что агрессивный человек ведет себя одинаково и в интернете, и в офлайне[5].

Оскорбления, слухи, прямые угрозы, обидные мемы, негативные комментарии к постам и прочее — прямые проявления кибербуллинга. Согласно теории поколений исследователей Нила Хау и Уильяма Штрауса[6], поколение Z, — молодые люди, родившиеся в период 1995–2010, — не знает жизни без социальных платформ и интернета. Логично, что их конфликты часто проходят одновременно в двух пространствах — реальном и виртуальном.

Агрессивный человек в интернете ведет себя так же и в жизни?

Рис. 1.1

Детский фонд ООН[7] определяет кибербуллинг как запугивание и травлю с использованием цифровых технологий. Он может проходить в социальных сетях, приложениях для обмена сообщениями, на игровых платформах. Кибербуллинг наносит вред и репутации, и, что более опасно, психике.

Последствия, пусть и неосознаваемые, есть у каждой жертвы кибербуллинга. А неокрепшая психика молодого человека особенно восприимчива к негативу в сети.

Осенью 2022 года исследование на тему интернет-агрессии среди молодежи провел исследовательский центр НАФИ. Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора НАФИ, отмечает рост случаев агрессивного поведения в виртуальном пространстве:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Top expert. Практичные книги для работы над собой

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поговорят и забудут. Как не дать интернет-агрессии разрушить репутацию, карьеру и жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

https://gateway.euro.who.int/ru/indicators/hbsc_72-cyber-bullied-mean-message/

5

Исследование агентства персонального брендинга «Космос-4» «Как интернет-агрессия влияет на репутацию и жизнь 2022».

6

https://trends.rbc.ru/trends/education/5ef1ddbc9a794733b37dcfff

7

https://www.unicef.org/eca/ru/Новостные-заметки/интернет-травля-что-это-такое-и-как-с-ней-бороться

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я