Нейропсихолог родителям: как лучше для ребёнка?

Елена Созончук

В последнее время стало больше детей, у которых есть те или иные проблемы в развитии, поведении, обучении и которым нужен особый подход в воспитании. В данной книге мы говорим с родителями о том, как им справляться с воспитанием своих детей, как улучшить их взаимоотношения с ребёнком, как вырастить ребёнка здоровым и успешным.

Оглавление

Детские капризы

Как часто родители, которые пришли к нам на консультацию с проблемой детских капризов, жалуются на то, что ребёнок не слушается, хнычет, психует, плохо спит или ест, грызёт ногти, разбрасывает игрушки и не хочет собирать…

При этом запрос родителей часто звучит так, чтобы психолог «что-нибудь сделал с ребёнком», не подозревая даже, что от их взаимоотношений с ребёнком часто и возникают подобные проблемы…

Поэтому мы, исходя из многолетнего опыта работы с детскими проблемами, выработали правило — первую консультацию проводить с родителями без ребёнка. Многие родители с ним не согласны и ещё на этапе записи недоумевают: «Вы что, даже не посмотрите на ребёнка?» Мы им отвечаем: «Посмотрим, если будет такая необходимость… Но то, о чём мы будем говорить с Вами на первой встрече, ребёнку слушать совсем не обязательно…»

И никто из них не сомневается в необходимости этого правила, уходя после консультации…

Тем временем, у капризов ребёнка всегда есть причины. Это или ошибки семейного воспитания или нестабильно работающая нервная система. В первом случае достаточно одной консультации для родителей по оптимизации родительско-детских отношений. Во втором случае необходима нейропсихологическая коррекция — комплекс эффективных техник и приёмов, направленных на стабилизацию нервной системы ребёнка.

Что могут сделать родители до обращения к психологу?

Конечно, нет универсальных рекомендаций, и в каждой избушке свои погремушки, но остановимся на некоторых общих вопросах, которые, возможно, помогут читателям этой статьи.

* Не надо уподобляться маленькому ребёнку, вставая на его ступеньку и спорить с ним по принципу «кто кого?»

* Вместо того, чтобы заставлять сделать что-то (или не делать), можно сказать: «Хорошо, не делай, я соберу игрушки сама, а заодно и поиграю…» Такой приём обезоружит ребёнка, ведь некому будет говорить «Нет», которое часто говорится для того, чтобы отстоять свою точку зрения (особенно это характерно для кризиса 3-х лет).

* Очень помогает включить фантазию и добавить немного волшебства в привычные предметы: «А на завтрак у нас сегодня яичко не простое, а золотое!» (золотом может выступать желток). «Мы сегодня с тобой будем делать заплыв в ванне, как дельфины!»…

* Важно не забывать похвалить ребёнка за любые проявления послушания и выполнение посильных дел. Ребёнку очень важно ощущать свою значимость, понимать, что родители могут радоваться за него, а не только ругать.

* Слова «Нет и нельзя» в ответ на просьбу или действие ребёнка нужно говорить не часто, а только тогда, когда эти действия могут быть угрозой жизни и здоровью ребёнка, противоречат режиму дня… Иначе ребёнок настолько привыкает слышать эти слова, что перестаёт на них реагировать. И все капризы и ссоры по кругу!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я