Книга содержит краткие рекомендации по решению взрослых и детских проблем, с которыми люди встречаются в повседневной жизни. Конечно, она не может быть альтернативой работе с нейропсихологом, но во многих случаях может помочь решить те проблемы, которые не требуют специальной работы со специалистом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейропсихолог рекомендует… Настольная книга на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Адаптация детей
Начнём с того, что такое адаптация. Это (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Следовательно, об адаптации говорят, когда у человека меняется среда обитания, происходят перемены в жизни. Такие перемены бывают в жизни любого человека — поступление в детский сад, школу, университет, на работу, поездки в отпуск, создание семьи, рождение детей… В любом случае происходит этот процесс адаптации, который происходит и на психологическом, и на физиологическом уровне. Сегодня мы поговорим об особенностях детской адаптации, а также о том, что такое дезадаптация.
Обычно родителей волнует адаптация ребёнка к детскому саду и школе. И это понятно. Ведь это новая веха в жизни всей семьи. Если ребёнок идёт в детский сад, родителей волнует, как он там будет без них, как к нему отнесутся воспитатели и другие дети, насколько комфортно будет ребёнку в новой среде без них. Если ребёнок поступает в школу, то к этим переживаниям добавляется то, как он справится с учёбой, как ему будет даваться школьная нагрузка, насколько он будет успешен и т. д.
К нам часто обращаются родители с подобными вопросами и переживаниями. Поэтому мы написали нашу статью для них. Давайте поговорим о том, как протекает адаптация? Любая адаптация, в том числе и детская, имеет четыре стадии:
1. Дезадаптация.
2. Приспособление.
3. Привыкание.
4. Компенсация.
Как эти фазы протекают у ребёнка при адаптации к детскому саду или школе?
В первой стадии дезадаптации ребёнок растерян, не знает, куда идти, что делать, кого спросить и т. д. В этой фазе у ребёнка могут наблюдаться снижение активности, аппетита, нарушение сна, обострение заболеваний, повышенная капризность, плач, нежелание идти в садик или школу. Обычно эта фаза наступает после некоторой 1—2 дневной эйфории, которая бывает у многих детей в связи с удовлетворением их природной любознательности и изучением новой среды обитания.
Во второй стадии идёт активное приспособление ребёнка к новому месту, он узнаёт новых людей, где находится туалет, игровая, класс, столовая, каков режим дня и т. д.
Третья стадия характеризуется привыканием к новому месту, т.е. ребёнок уже знает, что где находится, что и когда надо делать, но ещё может путаться, среда обитания ещё не стала привычной и естественной.
А вот при наступлении четвёртой стадии компенсации ребёнок уже воспринимает новую среду обитания как естественную для него, нормально себя чувствует, ведёт себя почти также, как и дома.
В норме процесс адаптации организма (и взрослого, и детского) к новой среде занимает около трёх недель. За этот период происходят необходимые изменения не только на психическом, но и на физиологическом уровне. Так бывает тогда, когда процесс адаптации ничем не осложняется, например, множественной адаптацией (когда родители первоклассника, стремясь всесторонне развивать ребёнка, записывают его ещё и в какую-то секцию или кружок), внезапным заболеванием или наличием неврологического заболевания у ребёнка. В таком случае процесс адаптации может затянуться до 3—4 месяцев, и даже больше.
Что могут сделать родители, чтобы процесс адаптации к детскому саду или школе прошёл быстрее и безболезненнее:
1. Создавать позитивный образ детского сада или школы, формируя положительную мотивацию ребёнка к походу в детское учреждение, объяснять необходимость его посещения.
2. Соблюдение режима дня, который совпадает с режимом детского учреждения.
3. Формирование у ребёнка необходимых культурных и гигиенических навыков.
4. Возраст ребёнка должен быть достаточным для того, чтобы он смог нормально перенести трудности адаптации.
5. Достичь хорошего состояния здоровья при поступлении в детское учреждение.
6. Приучать к детскому саду ребёнка необходимо постепенно: пребывание в детском саду от нескольких часов постепенно увеличивать до целого дня. Не случайно в первом классе в первой четверти три урока в день по 30 минут.
7. Разрешать ребёнку взять с собой в детский сад или в школу любимую игрушку (или другой предмет), который будет напоминать ребёнку о доме, согревать его.
8. Говорить ребёнку о любви, обнимать, целовать, поддерживать, интересоваться его делами, событиями, которые с ним произошли за день.
Часто родителей волнует вопрос — в каком возрасте ребёнка лучше отдавать в детский сад и поступать в школу?
Детский сад — это не просто камера хранения для детей, пока родители на работе. Это дошкольное образовательное учреждение, в котором реализуется образовательная программа подготовки ребёнка к обучению в школе. Она разбита на разные этапы в соответствии с возрастом ребёнка. Поэтому лучшим возрастом для поступления в детский сад считается возраст около 3 лет, а в школу — около 7 лет. Это связано также с особенностями возрастного развития детей и готовности воспринимать предлагаемую образовательную программу.
Что делать, если ребёнок, несмотря на соблюдение всех условий, никак не адаптируется к детскому саду или школе, отказывается туда идти?
Прежде всего, внимательно разобраться с причинами такого явления. Их может быть очень много. Перечислять их в рамках этой статьи считаем нецелесообразным, потому что всё индивидуально. Если Вас тревожит процесс адаптации Вашего ребёнка к детскому учреждению, и Вы не знаете, как ему помочь, обращайтесь на консультацию к детскому психологу.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Нейропсихолог рекомендует… Настольная книга на каждый день предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других