Тень психотерапевта. Психология «судьбы», НЛП и гипноз

Елена Саратовцева

Книга, обобщающая личный и профессиональный опыт. Тут про гипноз, НЛП, архетипы, жизненный сценарий, Тень и ее интеграцию, а также инициации. В профессиональном, психологическом плане – это антикризисная книга.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень психотерапевта. Психология «судьбы», НЛП и гипноз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Психология судьбы

В этой главе я задаюсь вопросом — что влияет на закономерности жизненного сценария? На то, как именно будет складываться жизнь человека в долгосрочной перспективе. Это можно назвать судьбой. А можно бессознательным притяжением определенных факторов в свою жизнь. И это не всегда совсем неосознаваемое. Способ, которым сам человек может повлиять на происходящее, тут тоже есть — это образ будущего, визуализация желаемого.

Но, помимо того, чего бы осознанно хотелось, есть и менее очевидные, но сильно влияющие факторы, которые я тоже тут разбираю, это:

— ролевые архетипы и инициации

— все вытесненное и отрицаемое (архетип Тени)

— травматический опыт и механизм повторного воспроизведения травмы.

Это нечто более глобальное, чем убеждения, более высокоуровневое в пирамиде Дилтса. Многое из того, что описано в этой главе, относится к уровню Я — концепции и тому, что выше его — надличностному. Работа с этим уровнем по цепочке вызывает изменения на всех уровнях ниже, можно сказать, глубинные изменения. Возможно, медленные, но глобально меняющие жизнь. Так что, это такой ключик к пониманию того, как получить глобальные изменения в себе и своей жизни. Здесь почти нет практических упражнений, но описана структура того, с чем можно работать и как, примеры образов. Практические методы, которые подходят к этой работе — это любые методы, позволяющие работать с бессознательным. В частности — это гипноз. Практика гипноза подробно описана в посвящённой ему главе, а здесь можно найти те образы, которые пригодятся в такой работе, образы для визуализаций и метафор. Понятие архетип — довольно сложное для понимания.

Архетип — это некий такой комплекс, на уровне коллективного бессознательного, влияющий на людей и события. Влияние архетипов — глубинное, часто не осознаваемое, но очень сильное. Сегодня это понятие полюбили стилисты, анализируя с помощью архетипов элементы стиля. В стиле действительно можно увидеть влияние какого-то определённого архетипа. Потому, что такое влияние можно увидеть во всем, оно глубинно, архетипы могут влиять на все. И разным архетипам соответствует разное мировоззрение, разные ценности.

В этом плане, полезно конечно задуматься, что именно транслирует в мир ваш стилистический образ и соответствует ли это внутреннему ощущению? Но, эта популяризация, возможно, привела к какому-то уплощению понятия архетипа. А архетипы — это некое такое волшебство. Отражение коллективного бессознательного в судьбе отдельного человека. И работа с ними производит такие эффекты, порой кажущиеся волшебными. От синхронии, до влияния метафорических трансформаций на жизненные события.

Идентификация с архетипом. Ролевые архетипы: мифы и сказки

Это конечно огромная тема. И у меня нет такой задачи, рассмотреть подробно все возможные мифы и сказки. Но, это та тема, с которой пересекается то, о чем пишу я — жизненный сценарий. На него оказывают влияния архетипы, с которыми у человека пересекается жизненный путь. Меня больше интересует, как это влияет и что с этим делать, чем все возможное разнообразие сюжетов и путей для героя. Поэтому, в качестве путеводителя по мифам и сказкам, если вам вдруг будет интересно углубляться в эту тему, могу порекомендовать, например, книги Галины Бедненко. Это та трактовка, которая мне близка и интересна. Хотя, конечно, на эту тему есть еще масса хороших книг. И сами мифы и сказки — это нечто метафорическое, поэтому в них каждый может найти и что-то свое, какое-то личное видение и восприятие сюжета.

Как происходит идентификация с архетипом? На это могут влиять какие-то события, которые стали в итоге иметь особое значение. Так называемые импринтные события. Вызвавшие сильное влияние на формирование психики и ощущение себя (я концепцию). Чаще всего это где-то в детстве. Не зря психотерапевты говорят, что все проблемы родом из детства. Есть периоды, когда психика еще не сформирована и человек как-бы особенно уязвим, периоды импринтной уязвимости. Авторство термина импринт принадлежит К. Лоренцу, зоологу, зоопсихологу и этологу, изучавшему поведение животных.

Импринт — это запечатление образа, некоторого образца, эталона, без критического осознания. Одно из таких запечатлений, которое непременно проходят все — это образ родителя, матери. Для ребёнка жизненно необходимо узнавать свою мать. Так вот, Лоренц провел такой эксперимент — в период импринтной уязвимости, он как-бы заменил для утят образ их матери, утки, просто потому что находился рядом с ними, вместо нее. В итоге, утята повсюду стали следовать за ним, испытывать привязанность, и вести себя с ним, словно это их мама утка. Психике утёнка было жизненно важно запечатлеть некий образ матери-утки, для дальнейшего успешного выживания (детеныши ведь не выживают без родителей). За неимением реальной утки, запечатление, импринтинг, наделил ее свойствами того, кто ее заменил. У человека, в раннем детстве, тоже формируется множество импринтов.

И, такие импринты могут связать психику с образами коллективного бессознательного — архетипами. Так может произойти и идентификация с мифом как ролевым архетипом, некое отождествление с героем мифа и его жизненным сценарием. К тому же, существуют архетипические защиты психики. В случае какой-то сильной травматизации, когда психика не справляется с разрушительным воздействием, и обычные защиты перестают работать, включаются защиты архетипические. То есть, в результате сильной травматизации, человек приобретает более сильную связь с уровнем коллективного бессознательного, надличностным, трансперсональным.

И тут приходят ассоциации с идеей шаманского посвящения. Шаманы — люди, которые с коллективным бессознательным на «ты», что и дает им некие необычные возможности, определяющие их роль в сообществе. И, в то же время, эти возможности, пока развиваются, вынуждают проживать некий кризис, внешний (события в жизни) и внутренний, так называемая «шаманская болезнь».

Это такая экстремальная инициация, испытание, в котором можно или погибнуть (или сойти с ума), или пройти и стать шаманом. Это такой вариант психической травмы, который открывает дорогу в коллективное бессознательное. А иногда и физической травмы, например, тяжелая болезнь, попадание в стихийное бедствие и так далее. Или уход в лес, в одиночку, и выживание наедине с дикой природой. Вот так, традиционно, обретались необычные способности.

Такие явление подробнее описаны в книге «Хроники российской саньясы», В. Лебедько, которую мне порекомендовали еще в начале нулевых годов, и она до сих пор стоит у меня на полке. Там много интересного, для интересующихся взаимосвязями эзотерического и психологического, но больше именно в эзотерическом ключе.

Вернемся к мифам и сказкам. Хоть у меня и нет цели, их подробно разбирать, хочется обратить внимание на их отличия, отличия между мифами и сказками. Это близко, но все же разное. Мифы более близки к «иномирью» и надличностной реальности коллективного бессознательного, верхнему и нижнему миру. Герои мифов — боги.

А сказки ближе к среднему миру, это Мидгард, в модели мира скандинавской мифологии, средний мир — это мир людей. Небеса и подземелья — для богов, а то, что посередине, средний мир, это мир, в котором живет обычный человек. Это может подразумевать и меньшую захваченность архетипом, его меньшее влияние на человека. Инициации в сказках, как-то попроще для проживания, чем инициации в мифах. Но и результат их прохождения тоже более приземленный, имеющий менее глобальные последствия для дальнейшей жизни.

На мой взгляд, миф больше «определяет судьбу», чем сказка. Но и сменить сюжет, по желанию, меньше возможностей. Если, осознав свою сказку, решить, что хочу теперь другую сказку, хватит, то это гораздо проще сделать, чем с мифом. С мифом бывает и так, что нет пути назад, невозможно, по желанию, сменить миф. Вернее возможно, но крайне сложно, для этого надо стать и внутренне каким-то другим человеком, с другими ценностями и самосознанием, с другой индивидуальностью. Путь к разотождествлению с мифом — разотождествиться с архетипом. Что, может быть, в полной мере и невозможно сделать (об этом есть, конечно, разные мнения и разный опыт, тут нет единой точки зрения). Хотя, возможно начать это осознавать, и пробовать, проверять, в чем вы все же свободны от его влияния, пробовать пойти другим путём.

Привет, Тень

В юнгианской психологии есть такое понятие как архетип Тени. Мне, как специалисту, работающему с символами бессознательного, оно тоже не чуждо. Архетип Тени играет очень важную роль в жизни, сильно влияет на нее.

Тень представляет собой все вытесненное, все то, на что по каким-то причинам вообще не хочется смотреть. Такое «личное зло». И оно не обязательно буквально злое, в тени могут быть и такие качества, которые вполне созидательны, но по каким-то причинам стали жить отдельной от своего обладателя жизнью.

Есть различие между Тенью личной и Тенью коллективного бессознательного. Нет необходимости интегрировать в себя всё» зло» мира. Но вот от личной Тени не убежать, точно также как и от тени в буквальном смысле.

Тень может проявляться и через собственные чувства, мысли, поведение, и через отношения с другими людьми. Люди, воплощающие в себе качества вашей Тени имеют какое-то особенное влияние, оставляют сильное впечатление. В случае не интегрированной Тени это может быть даже опасным.

Человек, который воплощает в себе ваши теневые качества, такую проекцию Тени, кажется либо очень привлекательным (что-то тянет как магнит…), либо вызывает сильно негативное отношение («на дух его не переношу…»). И это вовсе не означает, что сам человек, который вызывает такую реакцию тут совсем не причём, и что в нем совсем нет этих качеств, а все это лишь проекция. Есть обычно, и внешние предпосылки, наличие определённых качеств и внутренние — особая чувствительность к ним, поскольку они теневые и сильно значимые.

Внешний человек-Тень (то есть тот, на кого она проецируется) может являться большой проблемой в жизни, если собственная теневая сторона сильна, и не интегрирована. Но если посмотреть на это не как на причину бед» За что мне такое, я же хороший, белый и пушистый, как мир несправедлив», а как на повод к развитию в будущем «Для чего мне это? Чему это может меня научить?», то можно увидеть инициацию.

Прохождение некоего испытания с целью обрести нечто ценное, что не могло быть обретено иначе, более легким путем. И в этом плане проблема является источником возможностей. За тем, что особенно тяжело и неприятно, кроется возможность обрести, присвоить, развить, некие новые силы, дающие новые возможности. Если конечно разглядеть этот смысл и саму Тень. Что именно оказалось изгнанным? В чем сильная сторона этих изгнанных качеств? В чем их функция в вашей жизни? Какое место для них можно найти в своей жизни?

Инициация. Жизнь, как путь

Жизнь как путь, судьба как путь — путь индивидуального развития, на котором человек проходит свои уроки или инициации. Путешествие, в котором раскрываются таланты, индивидуальные особенности. Так человек, подобно растению, со временем, раскрывается из бутона в цветок. И проживает трансформации, становясь из куколки бабочкой. Бабочка во многих культурах является символом души. Это путь, путь открытия своих талантов, путь к себе, так это можно назвать, практически никогда не бывает легким и беззаботным. В Таро трансформации соответствуют карты Смерти и Возрождения (Высший суд). Инициация, прохождение своего «жизненного урока» — это символическая смерть, кризис, когда нечто прежнее, отжившее разрушается, чтобы дать дорогу новому. Чтобы гусеница смогла превратиться в бабочку. И тот же процесс мы видим в сказках и мифах, где героя, проходя свой путь и свои инициации, обретает нечто новое, новые способности и новую жизнь. Это и есть инициация или шаманское посвящение — символическая смерть прежнего «Я» и обретение нового ощущения себя (контакта с Самостью). Поэтому в различных традициях принято давать посвящаемому новое имя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень психотерапевта. Психология «судьбы», НЛП и гипноз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я