Тень психотерапевта. Психология «судьбы», НЛП и гипноз

Елена Саратовцева

Книга, обобщающая личный и профессиональный опыт. Тут про гипноз, НЛП, архетипы, жизненный сценарий, Тень и ее интеграцию, а также инициации. В профессиональном, психологическом плане – это антикризисная книга.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень психотерапевта. Психология «судьбы», НЛП и гипноз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основные концепции, используемые в книге. Вводная глава

Гибкость — как одна из базовых идей НЛП подхода. Что такое НЛП?

У людей, мало знакомых с НЛП, существует такое ложное предубеждение, что НЛП — это «жесткие манипуляции», «зомбирование» и прочие деструктивно-насильственные действия над психикой.

И, этими предубеждениями, они показывают работу НЛП в действии. Это иллюстрация того, как люди «едят слова». Само название, нейро-лингвистическое программирование, побуждает фантазировать на тему, что программирование это почти что зомбирование и что-то такое жесткое и директивное, вызывающее какие-то неестественные реакции в ответ на команды.

В реальности все не так, а «программирование» — всего лишь слово, которое не несет в себе негативного подтекста

Инструменты и техники НЛП направлены на изменения привычных паттернов поведения, мышления и восприятия, в этом смысле они действительно направлены на «перепрограммирование». Но это работает не так, что просто взяли и внушили человеку что-то неестественное и чуждое. Это вообще работает не так.

Так как же это работает на самом деле? На самом деле один из базовых принципов НЛП заключается в том, что выбор лучше, чем его отсутствие.

Различные модели НЛП, тренировка навыков и техники, направлены на то, чтобы человек сначала осознал то, что раньше было от него скрыто, бессознательные аспекты в своей жизни и их влияние на эту жизнь, а дальше смог внести в них коррективы. Изменив тем самым свои привычные паттерны мышления, восприятия и поведения.

Что такое привычные паттерны? Это то, на что вы привыкли обращать внимание, то, через какой «фильтр» вы смотрите на мир. Этот «фильтр» влияет и на то, каким вы видите этот мир, и на то, как вы выстраиваете в нем свою жизнь, даже сами того не осознавая.

«Фильтр» включает в себя много компонентов. Это выводы, которые вы сделали на основании вашего прошлого жизненного опыта, и того, что вы слышали от других, особенно от значимых для вас людей. Выводы о том, каков этот мир и кто в нем вы. Это уровень убеждений.

«Фильтр» определяет и то, на что в себе и других вы обычно обращаете внимание, что в итоге вы видите в себе и других. К примеру, одни люди по привычке замечают свои успехи, а другие наоборот. Одни люди по привычке о себе заботятся, и их «внутренний голос» говорит им что-то поддерживающее. А другие наоборот, подмечают все свои промахи и ошибки, занимаясь потом «самоедством» и постоянно критикуя себя. В результате одни из этих привычек ведут к развитию уверенности и позитивного восприятия себя, а другие наоборот, подкрепляют неуверенность и негативную самооценку.

Все это — привычные «настройки» вашего мозга, «фильтры», через которые вы привыкли воспринимать себя и мир вокруг. Те самые паттерны восприятия, мышления и поведения, которые делают вас и вашу жизнь таковыми как есть. Эти привычки являются чертами вашей индивидуальности, но, в то же время, и вашим ограничением. К примеру, вы привыкли принимать важные решения по поводу своей жизни, ориентируясь на критерий «а что люди скажут». С одной стороны, это делает вас человеком, зависимым от чужого мнения, а с другой, ограничивает вашу свободу выбора. Это не значит, что стоит переучиться и принимать решения, полностью игнорируя чужое мнение, тогда вы бы стали ограничены в чем-то другом. У вас, возможно бы появились трудности в общении и отношениях. Снова ограничения, но другие.

Осознание привычного паттерна позволяет увидеть имеющийся выбор и другие возможности. Если вернуться к примеру, так, чтобы в некоторых ситуациях учитывать чужое мнение, а в некоторых нет. В зависимости от ваших целей и контекста ситуации. То есть, вместо одного варианта, появляется многовариантность, которая в итоге меняет вашу привычную модель принятия решений. Новые способы принимать решения, приносят новые результаты, меняя тем самым вашу жизнь.

Техники НЛП направлены на осознание многовариантности и получение возможности выбирать, переключаться между различными вариантами, в зависимости от текущей ситуации и ваших потребностей. То есть развитие гибкости ведет к расширению ваших возможностей управлять своим состоянием и своей жизнью.

Так это работает, так происходит изменение привычных паттернов, у вас появляются возможности их осознать, увидеть другие варианты, и ситуативно менять свою привычную жизнь.

А что такое привычные паттерны на уровне вашего мозга? Как это устроено на физическом уровне? Это сформировавшиеся нейронные связи. И чем больше вы ими пользуетесь, следуя своим привычкам, тем крепче, устойчивей они становятся. То есть, каждый раз, когда вы думаете какую-то привычную вам мысль, вы укрепляете нейронную цепочку, с ней связанную.

Если же наоборот, вы начинаете вносить в эту схему изменения, начинаете думать и действовать как-то по новому, вы создаете новые нейронные связи и новую привычку. Чем больше вы пользуетесь этой, уже новой привычкой, тем устойчивее и сильнее она становится. То есть, изменения привычных паттернов — это формирование и укрепление новых нейронных связей. Наш мозг так обучается и развивается — формируя множество новых нейронных связей. Это свойство мозга называется нейропластичностью. И, поддерживая развитие нейропластичности, вы помогаете своему мозгу оставаться в «хорошей форме». То есть обучение новому, изменение привычных паттернов, развивает ваши умственные способности, память, способность к концентрации внимания, и способствует эмоциональному балансу.

Чем более многогранно человек способен воспринимать мир и думать, чем более сложные многогранные картины воспринимать, тем проще становится управлять и своим внутренним, эмоциональным состоянием. Расширяя картину мира, мы приобретаем больше гармонии и на эмоциональном уровне, просто потому, что развиваем зону мозга, связанную со способностью к эмоциональной саморегуляции — префронтальную кору.

Нейропластичность — это гибкость в действии. Чем гибче мы становимся на уровне ума, тем гибче рамки, в которых мы строим свою жизнь. То есть количество наших степеней свободы возрастает, расширяются границы наших возможностей.

Это также называется ресурсным состоянием, такое состояние, в котором наши возможности возрастают. Такое состояние, которое расширяет для нас горизонты, «окрыляет» эмоционально, дает заряд энергии, приносит нам какие-то нестандартные идеи и решения.

Гибкость — качество, дающее нам новые ресурсы и новые возможности. Это способ освоения «новых территорий» и движущая сила развития.

Префронтальная кора. Эмпатия и сложный нарратив

С долгосрочным планированием и способностью составлять сложную многомерную картину реальности, сложный нарратив, говоря другими словами, связана префронтальная кора мозга. И, она же, префронтальная кора и ее зеркальные нейроны, связана со способностью к эмпатии и эмоциональным интеллектом. Развитие этой зоны мозга еще имеет взаимосвязь с эмоциональной саморегуляцией, способностью сохранять хорошее настроение, и, удовлетворённостью жизнью вообще.

Развитая префронтальная кора делает человека более счастливым, уравновешенным, и помогает выстраивать отношения с другими людьми. Подробнее об этом свойстве префронтальной коры можно почитать у нейрофизиолога Дж. Ардена в книге «Укрощение амигдалы».

А эксперт мирового уровня по психопатии и автор контрольного перечня признаков психопатии, с помощью которого она выявляется, Робер Хаэр, в своей книге» Пугающий мир психопатов. Лишённые совести», пишет о том, что у психопатов нарушена способность к долгосрочному планированию и видению сложной картины. Их речь и мышление противоречивы из-за особенностей работы мозга, и чаще всего они не способны ставить долгосрочные цели. Как и не способны контролировать свои импульсы — влечения и агрессию.

А также не способны устанавливать с другими людьми эмоциональные связи и доверительные отношения (хотя и изображают эмоции, играют в них, с целью произвести впечатление на окружающих). И вот это области психики, которые снова связаны с префронтальной корой: долгосрочное планирование, эмпатия, способность видеть перспективу, эмоциональная саморегуляцию. Развивая одно из этих качеств, человек развивает и другие.

Если конечно, он не психопат. Точно никто не знает, поддается ли психопатия (дисоциальное расстройство личности) коррекции, или нет, поскольку сами психопаты не обладают способностью к рефлексии, самокритике, либо эта способность искажена. Поэтому они, если и обращаются за помощью к специалисту, то обычно не с целью что-то в себе изменить. Они в принципе не видят проблем в себе, но видят их в других.

В их проблемах всегда виноват кто угодно, кроме них самих. Зато прекрасно манипулируют и успешно могут имитировать желание что-то в себе менять, если им это выгодно. Они учатся изображать социальные эмоции, которых на самом деле не чувствуют. Социальные эмоции проистекают из эмпатии, способности сопереживать другим, и, благодаря этому, понимать их и устанавливать контакт, доверительные отношения.

У эмпатичных людей так хороша развита интуиция, что они могут в мельчайших деталях видеть эмоции других людей, как бы поймать чужую волну, настроиться на нее и почувствовать. Если же смотреть на эмоции только как на признаки состояния, в котором находится собеседник, читать эти признаки, но не разделять эмоционально, то просто хуже видно, не все и не совсем так. Как пишет Хаэр, психопаты «знают слова песни, но не знают мелодии». Тут эмоциональный интеллект теряется. Эмоциональный интеллект неразрывно связан с эмпатией и зеркальными нейронами.

С термином «психопатия» все очень сложно, как и вообще с терминами и классификациями в психологии, в которой вообще нет единого согласованного взгляда на психику и ее проблемы. Раньше «психопатиями» называли все расстройства личности, а потом термин «психопат» стали использовать для дисоциального расстройства и обозначения какого-то криминального поведения.

Как пишет Хаэр, не все преступники психопаты, и не все психопаты преступники. Создавая свой перечень признаков психопатии, он опирался на практическое психологическое исследование, которое проводил на заключенных, но, говорит о том, что если бы у него не было возможности проводить это исследование на заключённых, он бы отправился на Уолл Стрит. Психопатов много вне преступного мира — в помогающих профессиях и везде, где есть деньги и власть. Их это привлекает.

Так что, идея о том, что психопат — это обязательно или маньяк или еще какой-нибудь преступник, ошибочная. И, на сегодня, важным признаком любого расстройства личности является социальная дезадаптация. Когда у человека проблемы с тем, чтобы создавать связи с другими людьми, отношениями, а также с тем, чтобы как-то реализовываться и обеспечивать себя.

Все это — социальный и эмоциональный интеллект, префронтальная кора. Импульсивность, неспособность справляться со своими эмоциями, так называемые эмоционально-волевые дефекты, тоже свойственны всем расстройствам личности. Так что, можно предположить, что проблемы с эмпатией, сложными нарративами и долгосрочным планированием, есть не только у психопатов в узкой трактовке этого термина (дисоциальное расстройство). Но и у психопатов в широком смысле — то есть при любом расстройстве личности. За благополучие развития человека как личности видимо можно сказать спасибо префронтальной коре и ее зеркальным нейронам.

Убеждения и реальность. Карта — не территория

Убеждение — это устойчивое мнение, основанное на опыте. Убеждения — способ обобщить полученный опыт. Так мы формируем свою картину мира. Так мозгу проще воспринимать реальность, не изучая каждый раз повторяющиеся или похожие ситуации, а относя их к уже знакомым нам категориям.

Когда мы видим размытые очертания, через мутное стекло, или тени в темноте, мы узнаем в них что-то знакомое. Мозг достраивает картину.

Или такой пример: вы знаете, что в игральной колоде карт пики черного цвета, а черви красного. При том, у них разные разные формы, но есть сходство по этому признаку. А цвета совсем не похожи. Когда вам быстро показывают карту, вы моментально распознаете ее, не вглядываясь заново в детали. И, если вдруг показать карты, на которых будут красные пики, и черные черви, то вы их можете перепутать.

Потому, что раньше привыкли, что пики черные, а черви красные, и, благодаря цвету, быстро и неосознаваемо, относите их к уже знакомой категории. Так уже сформированный опыт мешает нам получать новый. Но новый опыт может отличаться от того, что нам знакомо из прошлого, как в случае с картами.

Обобщение — форма искажения исходной информации. Проще говоря, это способ создать себе иллюзии. Линза, через которую мы начинаем видеть мир вокруг, как если бы носили очки. Как линзы в очках фокусируют наше зрение определенным образом, так и обобщения, основанные на прошлом опыте, фокусируют наше внимание на сходствах с этим опытом. И чем больше эмоций вызывал у нас прошлый опыт, неприятных или приятных, чем интенсивнее были эти эмоции, тем больше мы бессознательно склонны за него держаться.

Эмоция — это второй компонент, влияющий на формирование убеждения. И эмоции работают быстрее, чем мы что-то осознаем.

Почаще спрашивайте себя, откуда вы знаете то, что знаете. И будьте наблюдательны — ищите, что в настоящем вас может удивить? Ищите различия между тем, что вы видите сейчас, и тем, на что, из уже вам знакомого, это похоже.

Мир не является тем, что вы видите, он больше. Одна из базовых пресуппозиций НЛП: карта не территория. Реальность не равна тому, что вы уже знаете о ней. А теперь подробнее про ограничивающие убеждения и работу с ними.

Ограничивающие убеждения

Где ваше внимание — там ваши силы, на чем человек сосредоточен, то и реализуется в его жизни. Если вы настроены, искать в себе проблемы, недостатки, то, почему у вас не может сложиться счастливой или хотя бы нормальной жизни, то вы обязательно найдете.

А если наоборот, искать в себе способности и силы, то вы их тоже обязательно найдете. И эти способности помогут вам реализовать ваши желания, сделав вашу жизнь радостной и интересной. Так работают фильтры внимания — что мы настроены замечать, что ищем, то и находим. Так ваши мысли управляют вашей жизнью.

Выпишите свои убеждения — во что вы верите? Что вы знаете? Эта задача не так проста, как может показаться. Сначала ваш внутренний голос, возможно, будет уверять вас, что вы за все самое хорошее и против всего плохого, все ваши убеждения исключительно позитивны.

Но это не так, спустя некоторое время, вы постепенно начнёте видеть и другие убеждения, которые вам мешают. Если в течении 2—3 дней регулярно задавать себе вопрос — во что же я на самом деле верю? Что я знаю совершенно точно? И выписывать все ответы, которые вам приходят, записывать на бумаге, то вы, скорее всего, начнёте видеть, какие убеждения ограничивают ваши возможности.

Примеры ограничивающих убеждений:

— Работа нравиться не может

— Жизнь это страдание

— Хорошее дело браком не назовут

— Отдых это пустая трата времени

— Человек человеку волк

— Думать о себе это эгоизм

— Я — последняя буква алфавита.

Понаблюдайте за своими ощущениями и эмоциями, когда вы читаете эти утверждения.

Как эти убеждения реализуются в жизни:

— Человек работает на неинтересной ему работе, выгорает, работает в результате плохо, ведь ему не интересно, соответственно и зарабатывает не много.

— Человек живет в страданиях, не пытаясь что-то изменить в своей жизни, в результате чувствует себя жертвой не справедливой судьбы и бессилен ее менять.

— Убеждение про брак ведет к тому, что человек терпит все, что не устраивает, либо избегает создавать семью, все равно ведь хорошо это не закончится.

— Лишая себя отдыха, мы наполняем свою жизнь тревогой и апатией, усталостью и психосоматическими болезнями.

— Убеждение о том, что люди враждебны, ведет к тому, что человек каждый день как на войне и окружающие его недолюбливают, считывая враждебность в поведении и мимике. Одиночество, тревога и депрессия — как итоговый результат.

— Тот, кто не думает и не заботиться о себе, в итоге, проживает «не свою», пустую жизнь, ведь он просто не знает какая она, «своя», не знает своих желаний и ценностей.

— Ставя себя на последнее место, человек сам себя обесценивает, и для других тоже. Им могут пользоваться, не давая ничего взамен. Или просто избегать, чувствуя неосознаваемую неприязнь. Общение с миром, в итоге, не складывается, человек чувствует себя неполноценным и, возможно стыдиться себя.

А теперь переформулируем утверждения на более ресурсные:

— Работа это способ проявить свои таланты.

— Жизнь — зебра, она очень разнообразна и не перестает удивлять.

— В любой семье бывают сложные моменты, важнее то, как люди с ними справляются.

— Отдых это способ проявить о себе заботу.

— Человек человеку учитель.

— Прислушаться к себе — ценный навык, он помогает понять себя и найти свое место в мире. Любовь к миру начинается с любви к себе.

И снова понаблюдайте за своими эмоциями и ощущениями от новых утверждений. Чувствуете разницу?

Счастливого человека, от несчастного, во многом отличает стиль мышления. Несчастные люди привыкают думать ограничивающими убеждениями, счастливые — наоборот, расширяющими, дающими возможности.

Что делать, если вы найдете что-то действительно мешающее вам, в своих убеждениях?

Для самостоятельной работы (и лучше все записать на бумаге):

1. Спросите себя — как я понял (а), что это действительно так? На чем основан вывод (убеждение) в моем личном жизненном опыте? Что меня убедило в этом?

2. Меняем формулировку на менее категоричную. И стараемся увидеть плюсы. Например, вместо «я ленивый» — «я умею отдыхать, и беречь свои силы». То есть берем другое определение, которое меняется смысл исходной фразы, на нейтральный или позитивный. Это — самый простой вариант рефрейминга.

Активное воображение

Один из инструментов для психологической работы с собой — это активное воображение. Или воображение на заданную тему.

Активное воображение используется во многих техниках, где вы представляете себе какие-то места, персонажи и объекты, ведете с ними диалоги.

В зависимости от того, какие модальности у вас сильнее развиты, кому-то будет проще представлять картинки, кому-то звуки, кому-то запахи и ощущения.

Тут нет каких-то жёстких правил, как правильно представлять, и как и не правильно. Правильно так, как у вас получается, просто доверьтесь этому потоку, самому себе. И это тренируемый навык, чем больше вы им пользуетесь, тем лучше это будет получаться.

Воображение лучше работает в трансовых состояниях, открывая вам доступ к бессознательному. Другой вариант использования воображения — это проективные методики. Проще говоря, когда вы проецируете возникающие образы в рисунок. Изображаете в виде рисунка ваши внутренние процессы — свои субличности, эмоции, желания, проблемы и ресурсы.

Можно даже совмещать одно с другим, для закрепления и усиления эффекта. После представления непосредственно в воображении, рисовать возникшие символы на бумаге. Или наоборот, сначала изображать на бумаге, а потом развивать картину в своем воображении, наполняя образ все более реалистичными деталями.

Активное воображение — это инструмент, с помощью которого можно использовать различные техники.

Можно сравнить это с нотной грамотой. Нотная грамота позволяет прочесть и воспроизвести ноты, музыку. Но одной нотной грамоты недостаточно, нужна еще и готовая музыка. Такой музыкой являются готовые техники и приёмы.

Активное воображение открывает возможности использования техник и является необходимым для их выполнения. И в то же время, имея в наличии лишь одно воображение, понять, как именно применить его к вашей проблеме или задаче, сложно. Для этого надо стать первопроходцем, найти путь. Но, если изобретать велосипед — не ваша стезя, то проще работать с чем-то уже созданным. Активное воображение подходит для очень большого спектра задач.

Это, например, задачи, связанные с образом будущего, реализацией желаний. И метафорическое путешествие — один из приемов гипнотерапии.

И задачи исследования и разрешения внутренних конфликтов — работа с субличностями. Это техники «Договор субличностей» и «Шестишаговый рефрейминг». А техника «Взмах» подразумевает создание новой субличности, «Я» из будущего, способной решить некую проблему настоящего.

Активное воображение используется и в работе с более глубоким уровнем бессознательного — сказками, мифами, архетипами и символами.

И еще масса вариантов, как можно использовать активное воображение. Несомненно, это такой навык, который очень полезен в терапевтической работе. Как в самостоятельной работе, так и в альянсе с терапевтом и/или группой.

И, все практические методы для работы, в этой книге, подразумевают работу с активным воображением.

Субличности

Во многих терапевтических направлениях используется такое понятие как субличность.

Субличность — это часть вашего внутреннего мира, и ее можно представить в каком-то образе — человека, животного, растения и даже предмета или символа.

Субличности населяют ваш внутренний мир, такая аналогия мира внешнего, его внутреннее отражение.

Тема субличностей становится популярной, и даже в кино можно найти хороший пример иллюстрации этого явления — сериал «Настя, соберись», вышедший в 2021 году.

Субличности существуют не бесцельно, у каждой из них есть какая-то своя «миссия», роль в вашей жизни. В НЛП это называют «позитивным намерением». Слово «позитивное» здесь означает, что в конечном итоге, если прояснять смысл появления субличности, она оказывается для чего-то важной в вашей жизни. У ее появления есть четкая цель, намерение. Правда, намерение чаще всего не осознаваемое. То есть, ваше сознание может вообще не знать этой цели, но на бессознательном уровне причины всегда есть.

И эти намерения могут конфликтовать, создавая внутренний конфликт. Но все эти части являются вами, поэтому в таком конфликте нет победителей и, в итоге, проигрывают все. Внутренний конфликт — основа невроза.

Но зачем создавать конфликт там, где можно конструктивно взаимодействовать. И это идея работы с субличностями. Конструктивное и согласованное взаимодействие позволять использовать коллективный потенциал.

Коллективный потенциал — это уже целостность, внутренняя (и не только внутренняя) согласованность. Коллективный потенциал — это синергия, суммирование и взаимоусиление, умножение возможностей. А значит и личностный рост.

В работе с субличностями используются такие инструменты как:

Визуализация — представление субличности в виде визуального образа, к которому можно обращаться и взаимодействовать.

Сопоставление с телесными ощущениями, когда в теле как будто бы находится место, где «живет» эта субличность. И можно ощутить ее на уровне ощущений.

Прояснение намерений и конструктивный диалог. Субличность невозможно уничтожить, выгнать, подавить, сломать, и так далее. Все изгнанное превращается в Тень, которая всегда с вами, и чем сильнее конфликт, тем сильнее ее влияние на вашу жизнь.

Прояснение намерений позволяет стать скрытому осознаваемым, облечь это в слова, дать этому имя и название. Осознаваемое приносит некоторую степень свободы и выбор, возможность изменить те стратегии поведения, которые связаны с этой субличностью. И не только поведения, а также эмоционального и телесного реагирования (психосоматические симптомы).

Шестишаговый рефрейминг

Это техника НЛП, предназначенная для работы с субличностями и какими-то нежелательными проявлениями отдельных частей. Нежелательные проявления — это любое проблемное поведение, чувства, и даже телесные симптомы. В основе этой техники две основных идеи: О том, что, человек, с его чувствами, мыслями и поведением, изначально не целостен, а состоит из множества разных частей, которые могут конфликтовать и вступать в противоречие между собой, создавая человеку проблемы. Это идея из психосинтеза.

В психосинтезе считается, что каждое намерение, какая-то внутренняя цель, мотив, создает внутри отдельную часть, ответственную за реализацию исходного намерения. Конфликт частей Я, субличностей — это конфликт мотивов, противоречивых побуждений.

Самый простой пример, это когда вы, вроде бы, хотите начать вставать пораньше, и бегать по утрам. Но у вас проблемы с тем, чтобы пораньше лечь, с вечера хочется чего-то другого, потом проблема пораньше встать, и уж тем более, еще и бегать. Таким образом, одна часть вас хочет добавить какое-то новое поведение, которое кажется полезным, нужным, а другие части хотят чего-то другого, и против таких изменений.

Или вот, вы вроде бы хотите реализовать какое-то желание, но когда доходит до дела, то сами же и саботируете, так и не начав. Или наладить с кем-то отношения, но человек начинает вас так раздражать, что в итоге, вы их только портите.

Получаются противоречивые мотивы, когда одна часть тянет в одну сторону, другая — в противоположную, а третья куда-то еще. Как лебедь, рак и щука, из басни Крылова. Этот внутренний конфликт — основа невроза.

И ни одна из частей, в итоге, не в выигрыше, проигрывают в итоге все, забыв о том, что все они части одного целого Я. Вторая идея, в основе техники «Шестишагового рефрейминга» — это идея позитивного намерения.

За каждым мотивом и внутренней частью, субличностью, стоит какая-то своя скрытая выгода, мотив, почему в итоге, такое поведение имеет смысл. Что-то ценное, что это в итоге приносит.

За желанием не вставать никуда утром, может скрываться дефицит отдыха, излишнее напряжение, невозможность расслабиться. А за отказом от реализации своих желаний — страх совершить непоправимую ошибку, страх ответственности за свои выборы, страх осуждения.

За невозможностью наладить отношения — их потенциальная для вас токсичность, которая не осознается, но ощущается на эмоциональном уровне. Или избегание близости, чтобы не «обжечься» или «потерять голову». То есть, в итоге, все эти мотивы, имеют под собой какое-то позитивное намерение.

За каждым негативным чувством, каким-то поведением, с которым вам сложно в себе справиться, и многими психосоматическими симптомами, стоят какие-то позитивные намерения. Сопротивляющиеся части внутри вас, желают вам добра, но делают это так, как могут.

Первый шаг в «Шестишаговом рефрейминге» — установить контакт с той частью, которая вызывает у вас какие-то проблемы, и с которой хотелось бы поработать. Для этого, сначала, нужно спросить себя, в каком месте, в теле, откликается эта часть? Образно говоря, где она живет в вашем теле? Тут могут возникнуть какие-то ощущения, и/или визуальный образ. Это позволяет увидеть и почувствовать ту часть, с которой нужно установить контакт. Как-то ее обозначить, чтобы была возможность к ней обращаться.

Теперь, когда эта часть обозначена, можно начать с ней диалог, обратиться, мысленно или вслух, к этому ощущению в теле и образу, и задать вопросы. Вопросы, направленные на прояснения намерений, мотивов. Для чего, на самом-то деле, нужно то, с чем вы решили работать с помощью этой техники — какие-то эмоции, поведение, симптомы. Какой позитивный смысл (скрытые выгоды) это в итоге несёт? Ради чего все это?

Когда смысл будет найдёт, конечная цель (цель субличности) прояснена, можно переходить к следующему этапу — найти другие способы получить ту же скрытую (ранее скрытую) выгоду, прийти к той же конечной цели, другими путями. То есть заменить нежелательное поведение, эмоции или телесные симптомы, существующие ради какой-то значимой скрытой выгоды, на что-то другое, что давало бы такой же результат.

Получение той же выгоды, в итоге, но другим путем — более эффективным, безопасным и комфортным для самого человека. Как найти такой замечательный новый путь? А в этом нам поможет другая внутренняя часть, или субличность, особенная часть — творческая. Творческое состояние дает возможность найти какие-то нестандартные решения. И вам вовсе не обязательно сразу делать это на уровне сознания, сразу обдумывать конкретные решения (это может быть долгий путь). Можно сделать это с помощью образа и его интеграции.

Эта идея, еще не раз повториться в этой книге — интеграция образа. Нужен просто символический визуальный образ найденного решения. Дальше вы интегрируете этот образ, с помощью достаточно простых шагов, которые мы дальше рассмотрим. Этот процесс — интеграция образа, можно применять и к другим задачам в этой книге. Если вы в чем-то нуждаетесь, в каких-то внутренних ресурсах, то достаточно представить себе эти ресурсы в виде образа и интегрировать. Уже позже, когда новое состояние «приживётся», могут появиться какие-то инсайты, осознания, что именно вам дал этот образ, продолжение процесса на сознательном уровне.

Итак, продолжим работу с техникой «Шестишаговый рефрейминг». Теперь обратимся к творческой части и установим с ней контакт, так же, как мы делали это раньше с другой частью. То есть найдем для нее место в теле, ощущение и образ, которые возникают, когда вы к ней обращаетесь. И теперь расскажите ей, творческой части, о том, что от нее нужно — есть некоторое поведение (или эмоции, или телесные симптом), есть конечная цель, так называемая скрытая выгода, позитивное намерение. И нужно найти другие, новые способы, достичь этой цели, более безопасным, эффективным и комфортным для вас способом.

Пусть творческая часть сделает это, найдёт новый путь и покажет вам эти новые способы в виде какого-то символического образа (можно брать несколько вариантов решений и несколько таких образов). Когда этот шаг будет сделан, у вас будет новый образ, то спросите у первой части, с работы с которой мы начали (условно проблемной части), готова ли она попробовать эти новые варианты, что ей для этого нужно, и когда она готова попробовать?

Когда с этой частью вы договоритесь, можно переходить к интеграции образа: Нужно визуализировать то, как первая, «проблемная» часть, берет себе этот образ. Образ новых решений, найденных творческой частью. И, хорошо будет представить себе, как вы вдыхаете этот образ, словно голограмму, он оказывается внутри вас, находит свое место в вашем теле, и его можно почувствовать телесными ощущениями.

Это и есть интеграция, как бы присваивание себе образа, ассоциация с ним (вжиться в это). И на последок, хорошо было бы договориться, чтобы если что-то пойдёт не так, и новое не «приживётся», то пусть «проблемная» часть сама обратиться к творческой, для поиска новых решений.

Сама, значит без вашего сознательного участия. Договориться можно точно так же, как вы общались с этими частями на предыдущих этапах техники. По сути, «Шестишаговый рефрейминг» — это техника переговоров, переговоров между частями, с прояснением мотивов и поиском устраивающих всех новых вариантов достижения целей (скрытых выгод).

То есть, способ привести субличности к мирной жизни, ведь они части одного целого, и кто-то один в принципе не может победить, без ущерба другим. От этого пострадает целое, проигрывают, в итоге, все.

Договор субличностей

Это более простая, чем предыдущая, техника для тех случаев, когда вам нужно договориться о чем-то с собой, уладить конфликт или противоречие. Когда одна часть вас уверена, что, вы хотите одного, а другая хочет совсем другого и категорически против. Например, одна часть хочет устроить себе выходной, а другая говорит, что есть важные срочные дела.

Или, вы решили, допустим, начать учить английский, с понедельника, а другая часть вас, говорит что-то вроде «отложим на пару месяцев». Или одна часть вас хочет переехать в другой город, а вторая говорит, например, «это слишком рискованно, там неизвестность, лучше уж останусь в своем, надоевшем, но хорошо знакомом». То есть всегда, когда есть какие-то две конфликтующие части, и вы их осознаете. Вот что нужно сделать дальше:

Разведите в сторону руки, ладонями вверх. Теперь представьте, что одна из конфликтующих частей разместилась на одной из ваших ладоней (любой визуальный образ, какой вам покажется подходящим), а вторая — на другой. Между разведенными руками представьте себе плотную занавеску, через которую эти две части не могут видеть друг друга.

Теперь обратитесь к одной из этих частей (любой) и спросите, что бы она хотела делать, если бы ей никто не мешал. Например, у той части, которая считает, что нужно посвятить день какому-то важному делу, вы спрашиваете, а что если бы у нее была возможность заняться этим делом, и ей никто не мешал (то есть не мешала вторая часть), чем бы ей захотелось заняться дальше?

После того, как придет какой-то ответ, продолжайте прояснять ее дальнейшие намерения, цели, то есть детализировать. А что бы ей, этой части вас, хотелось делать после и после? Дело сделано, что потом? Что станет важным? Для чего все это? В чем конечная цель? И так, пока не дойдете до некоего логического завершения — ради чего все это и что бы хотелось получить в итоге, если бы была такая возможность?

Точно также, обратитесь и ко второй части, выясняя ее намерения и желания. В определенный момент, может оказаться так, что обе части хотят примерно одного. Например: и та часть, что хочет заняться важным делом и та, что хочет отдохнуть, могут обе, в итоге, хотеть каких-то похожих перемен в вашей жизни. Допустим, иметь больше возможностей, чтобы больше отдыхать впоследствии, освободить свое время для чего-то еще более важного. Или сделать вашу жизнь, после, более расслабленной, или наоборот, более активной, чтобы на новые дела были новые силы. Или что-то еще…

Теперь спросите по очереди обе части, а как теперь, после выяснения дальнейших промежуточных и конечных целей, они относятся друг к другу? Если все еще враждебно, то вернитесь к предыдущим шагам И продолжайте выяснять дальнейшие цели каждой из частей, пока у них не найдутся общие конечные цели. И пока, в результате этого, они не будут относиться друг к другу дружелюбно.

Если же обе части уже пришли к согласию, то мысленно уберите занавеску, и сведите ладони вместе, прислоните их друг к другу, соединив, в знак достигнутого согласия между ранее конфликтующими частями. Этот финальный жест, сведение ладоней вместе, символизирует восстановление внутреннего единства, целостности. Чтобы напомнить разным частям, субличностям, что в конечном итоге, они части одной «команды», вашего внутреннего мира. И все они заинтересованы в вашем благополучии, имеют позитивное намерение, желают вам добра, если говорить проще.

Взмах

Еще одна техника для работы с темой субличностей — это «Взмах». Эта техника направлена на создание новой субличности и интеграцию новых ресурсов, чтобы изменить привычную реакцию на какую-то ситуацию, да и саму ситуацию, повернуть течение событий в новое направление. Можно рассматривать это как программирование себя, на бессознательном уровне, на желаемый результат. Эта техника меняет привычный паттерн. А привычный — это хорошо знакомый, но ограничивающий.

«Взмах» работает с визуальной модальностью, то есть через визуальные образы. Суть в том, что вот есть у вас какая-то ситуация, которая вас не устраивает, и в которой вы как бы «увязли», но хотелось бы начать воспринимать эту ситуацию по-другому и найти из нее выход. И тогда, вы представляете себе образ себя из будущего, который обладает этими новыми ресурсами — реагирует иначе и обладает «ключами» к решению исходной проблемы/задачи.

То есть вы из будущего, где вы уже смогли решить проблему, даже если в настоящем, вообще непонятно, как это можно сделать. Такой мостик к позитивному итогу, к «выходу из тупика». Подстройка к будущему, говоря языком НЛП. Это помогает находить выход из ситуаций, которые кажутся тупиковыми, находить ресурсы для выхода.

Вот, например, приходите вы на работу, или домой, и впадаете в какое-то уныние. Так бывает, когда человек длительно находится в неприятной ситуации, ощущая беспомощность перед ней. И беспомощность становится не только неприятной (а это состояние еще и лежит в основе формирования психосоматической аллергии), но и мешает вообще найти какой-то выход. Возникает туннельное видение, когда психика зацикливается на проблеме, и не способна уже увидеть возможное решение.

Туннельное видение, восприятие, свойственно всем нересурсным состояния. Они поэтому и называются нересурсными. Там нет ресурсов — сил, возможностей, способности что-то изменить. Кроме проблемы, в такие моменты, не видно больше ничего. Если это происходит длительно, начинается состояние выученной беспомощности, а потом, возможно, депрессии.

Но, вернемся к «Взмаху». Я не случайно упомянула, что человек куда-то приходит. Внешняя обстановка становится якорем для состояния, и чем регулярнее и дольше человек приходит в эту обстановку, тем сильнее влияние якоря. «Взмах» работает с этим визуальным якорем. Нужно вспомнить детально эту обстановку, как кадр из фильма, или фотографию, в общем картину, которую вы видите перед глазами — обстановку в рабочем кабинете, или дома. Вспомнить максимально детально, реалистично.

Следующий шаг — представить себе образ самого себя, из будущего, где проблема уже решена, выход найден. То есть это тот вы, который сумел решить вопрос и найти для этого все нужные ресурсы (знания, навыки, силы, вдохновение… любые внутренние ресурсы). И представить так, как если бы вы, смотрели на этого самого себя, из будущего, со стороны. Как если бы вы могли встретиться с этим человеком. Этот образ тоже хорошо сделать максимально детальным — какое у того себя из будущего выражение лица, осанка и жесты, одежда, а возможно и голос, интонация. Чем детальнее будет образ, тем лучше.

Дальше сделаем совмещение двух образов — образ привычной обстановки, связанной с нересурсным состоянием и образ себя из будущего, нашедшего недостающие, для изменений, ресурсы. Это делается так:

Берете исходную картину обстановки. И в ее уголке, вверху справа, размещаете маленькую точку. Эта точка — фигура вас из будущего. Сначала фигура вдалеке, поэтому именно точка. Потом фигура начинает к вам приближаться, как бы разворачиваться, становиться больше, постепенно закрывая собой всю первую картинку, картинку обстановки.

В итоге, первая картинка замещается второй. И так нужно сделать 4 раза, для закрепления эффекта. Это все. Техника довольно простая. На практике я замечала, что это новое, добавленное, новые качества в себе, из будущего, впоследствии часто реализовались в жизни клиентов, причем довольно быстро. Техника простая, но она работает с уровнем Я-концепции в пирамиде Дилтса, трансформирует бессилие в новые силы.

Не только меняет, при этом, исходную ситуацию, но и дает, на будущее, нечто большее. Любая работа, направленная на изменения в Я-концепции, дает такой эффект.

Ритм эмоций

У разных эмоций разный ритм. Это можно почувствовать на примере музыки. Если слушать музыку без слов, только мелодию, то некоторые мелодии кажутся нам грустными, некоторые весёлыми, некоторые успокаивающими, некоторые наоборот взвинчивающие и будоражащие бурю эмоций. Так мы воспринимаем саму мелодию, ее ритм напоминает нам какое-то эмоциональное состояние и погружает нас в него, на какое-то время.

Гипнотическое, изменённое состояние сознание, или погружение в состояние гипнотического транса, это тоже изменение привычного ритма. Его замедление, или же наоборот, ускорение. Хотя в терапевтическом контексте обычно встречается первый вариант — замедление. Это передаётся через речь гипнотерапевта, эта речь постепенно замедляется, становится чуть медленнее обычной речи, а вместе с этим замедлением, меняется и эмоциональное состояние слушающего (то есть клиента на сеансе гипнотерапии).

Ритм эмоции меняет и наше дыхание, когда мы более расслаблены, ритм дыхания замедляется, когда наоборот, взвинчены, ускоряется.

Ритм присутствует в дыхании и речи. Изменение этого ритма приводит к изменению эмоционального состояния. На изменении ритма построено погружение в трансовое, гипнотическое состояние.

Не каждое изменение ритма приводит к погружению в транс, но каждое меняет эмоциональное состояние. Трансовые ритмы особые, построенные по определенным закономерностям. Но это можно почувствовать, даже не зная самих закономерностей, это воспринимается на неосознаваемом уровне.

А теперь о том, как это можно использовать в жизни, не обладая специальной подготовкой:

1. Дыхание

Когда ваше состояние эмоционально взвинченное, и вам нужно успокоиться, может помочь несложная работа с дыханием. Сначала просто сосредоточьте свое внимание на дыхании, понаблюдайте за ним, за глубиной вдохов и выдохов, за скоростью и ритмом. Теперь можно начинать менять этот ритм, делая вдохи и выдохи более медленными и глубокими. Уделяя внимание ещё и тому, чтобы выход длился не меньше, чем вдох. Замедляйте ритм дыхания не резко, а постепенно, делая его постепенно чуть медленнее, небольшими шагами.

2. Скорость речи

Меняя скорость речи, тоже можно менять свое внутреннее состояние. Успокаивать, замедлять или же наоборот, ускорять, чтобы добавить энергичности. С этим хорошо поэкспериментировать. Понаблюдать, в каких ситуациях у вас обычно речь ускоряется или замедляется, что при этом меняется в эмоциональном плане. А также, какая скорость речи для вас привычна, быстрая она или медленная. Дальше, по чуть-чуть, можно начать вносить изменения в привычный шаблон, замедляться там, где вы раньше ускорялись и наоборот.

3. Музыка

Проделав предыдущие упражнения, вы уже знаете, как внутри ощущается, когда ритм меняется, как ощущается замедление, и как ускорение. Теперь можно поискать музыкальные треки с быстрым и медленным ритмом, вызывающие схожие ощущения. Хорошо для себя даже связать это с конкретной эмоцией. Какую эмоцию у вас вызывает такая мелодия? Соберите себе «копилочку» из разных треков, вызывающих разные эмоции. Теперь можно в конкретной ситуации добавлять себе нужную эмоцию, прослушивая трек, который для вас с ней ассоциируется. И чем больше вы слушаете трек и испытываете эту самую эмоцию, тем сильнее закрепляется связь мелодия — эмоция. Это такие аудиальные якоря.

Пирамида Дилтса

Пирамида Дилтса, или пирамида нейрологических уровней — это модель, которую можно использовать для разбора своих целей, трудностей, анализа прошлого опыта и того, как вы думаете. Это поможет найти решения и посмотреть на цели и опыт с непривычного ракурса. Она состоит из нескольких уровней.

1. Окружение.

Первый уровень — базовый. Он включает в себя сложившиеся условия, среду обитания: предметы, людей, места, даты, сроки, и так далее. То, с чем мы сталкиваемся, контактируем, взаимодействуем в своей повседневной деятельности.

Это то, что происходит в вашей жизни — контекст: обстоятельства, сложившиеся условия, другие люди.

2. Поведение.

Второй уровень — включает в себя всё, что связано с деятельностью человека. Этот логический уровень самым тесным образом связан с нижним уровнем — окружением.

Это то, что делаете вы, влияя, таким образом, на свою жизнь, обстоятельства и окружающих.

3. Способности.

Уровень, который обуславливают наше поведение, является источником движения и направлением движения. Это уровень опыта, который стоит за нашим восприятием окружения.

Это то, как вы действуете, стратегии поведения, как вы принимаете решения, как выбираете. Сюда же относятся устоявшиеся привычки вашего мышления и восприятия. Как я выбираю? Как принимаю решения?

4. Ценности и убеждения.

Это уровень, вобравший в себя весь опыт человека. Убеждения и ценности формируются под влиянием большого числа факторов: семья, школа, друзья, окружение, среда, культура и т. д.

На этом уровне находится то, во что вы верите, в чем убеждены, что для вас ценно, ваша картина мира. Исходя из этой картины, вы делаете выборы предыдущего уровня.

5. Идентичность (личностное своеобразие, Я-концепция).

Уровень, который выстраивает связь с вашей личностной ролью, которую вы играете в обществе.

Это то, что вы знаете о самом себе, каким человеком себя считаете. Кто я? От идентичности зависит предыдущий уровень — ценности. Если вы считаете себя, например, человеком открытым и доброжелательным, то у вас будут совсем другие ценности и поведение, чем, если бы наоборот, вы считали себя человеком закрытым и враждебным. Также разные представления о мире, картина мира, отличает эти два взгляда. В одном случае мир видится дружественным, в другом — враждебным.

6. Миссия и трансмиссия.

И, самые верхние уровни, строятся на нашем видении за пределы себя. Это видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Какими вы видите свои глобальные жизненные смыслы и место в мире. Ради чего я живу? Что несу в мир? На этом уровне работают культурные архетипы. Для кого-то это архетип воина, а для кого-то искателя. Воин борется, преодолевает, а искатель исследует, изучает. Воин ценит силу, а исследователь — свободу и знания. Их роли в социуме различны, они — герои разных сказок.

Интересной особенностью пирамиды является то, что если у вас возникает трудность на одном уровне, разрешить ее можно с одного — двух уровней выше. Например, если вы хотите изменить пищевые привычки, допустим, то должны измениться и ваши ценности. Будущий результат, и забота о себе, должны стать важнее желания сиюминутных удовольствий. Пищевая ценность еды становится важнее вкуса. Если для вас здоровье — важнейшая ценность, вы уже не сможете легко делать то, что ему вредит. А если удовольствие важнее, то сможете.

Или другой пример, у вас сложности с личными отношениями. Это напрямую зависит от того как вы выбираете и как выстраиваете отношения. И на это, уровнем выше, влияют ваши убеждения о людях и себе. Меняя представления о себе и других, о мире в целом, вы измените и то, по какому сценарию будут складываться ваши отношения.

Если вы убеждены, что отношения — это самопожертвование, то именно такие отношения, у вас у итоге и будут, требующие жертв. А если убеждены, что это взаимоподдержка, то получите совсем другой результат.

Также происходит и в других сферах жизни. Если вам кажется, что деньги — зло, отвлекающее от высших смыслов, вы ведь не меркантильный эгоист, то, скорее всего, у вас будет с ними сложно.

Пирамида наглядно показывает, как наши мысли управляют нашей жизнью. Чаще всего люди рассматривают все с позиций самых низких логических уровней — поведения и окружения. Разгадка же, как поменять то, что не нравится, находится выше — как начать думать по иным шаблонам, основываясь на иных убеждениях и представлениях о себе.

Стратегическое мышление. Долгосрочное планирование

Стратегическое мышление — это мышление на верхних уровнях пирамиды. Люди, думая о своем будущем, чаще всего, думают на нижних уровнях — поведения и окружения. Это выражается в том, что человек озабочен тем, как ему сделать все так, как ему сейчас (или в самое ближайшее время) хочется. Это, в лучшем случае, (уровень поведения).

А в худшем, о том, почему желаемое невозможно, кто в этом виноват, и как не повезло с окружающими (это мышление на самом нижнем уровне — окружение). Но, с этого уровня невозможно сделать проблему задачей, которая может быть разрешена. Невозможно превратить проблему в задачу и цель, невозможно чему-то на этом научиться.

На уровне поведения можно научиться чему-то краткосрочному, на пару недель, или пару месяцев. И можно решать не очень сложные задачи.

Решение более сложных задач связано со способностями к долгосрочному планированию. Эффективное долгосрочное планирование — стратегическое. Это — мышление на уровне стратегий в пирамиде Дилтса и выше. Чем выше уровень, тем на более долгосрочные факторы он влияет.

Пример подхода к проблеме на уровне стратегий, это: Чему я могу научиться, на будущее, решая эту проблему? Какие навыки могут быть натренированы в результате? И чем они могут быть полезны в долгосрочной перспективе?

Пример решения на уровне ценностей: Что крайне важное для меня и моей жизни я могу осознать, решая эту проблему? Какие жизненные смыслы обрести и к чему меня это может привести в будущем? Как эти новые смыслы и идеи изменят мою жизнь?

Пример решения проблемы на уровне Я концепции и архетипов (архетипы — это еще более высокий, надличностный и, чаще всего, неосознаваемый уровень, трансперсональный):

Кем я стану, научившись решать такие проблемы и сделав это частью своих жизненных смыслов? Что это изменит в моих отношениях с миром? Каков сюжет моей судьбы, если бы она была мифом и/или сказкой? Какие качества присущи герою (мне)? Что происходит с развитием сюжета, о чем это все?

Повышение уровня, на котором воспринимаются проблемы и задачи, способствует их долгосрочному благоприятному решению и повышению качества жизни. То есть это делает человека в итоге более счастливым, а его жизнь более наполненной смыслом.

Влияние верхних уровней пирамиды

Самые верхние уровни: миссия и трансмиссия, идентичность (я-концепция) ценности — дают возможность глобального преобразования. Когда вы понимаете кто вы, ваши ценности и глобальные жизненные задачи, то есть ориентиры, то постепенно меняется все и на нижних уровнях. Такая особенность у пирамиды — верхние уровни влияют на то, что ниже.

Когда вы понимаете, кто вы, свой жизненный сценарий, личный миф, в чем ваши главные «фишки» и сильные и уязвимые качества, то начинают иначе выстраиваться ваши отношения с другими людьми. Вам проще понять какой круг — ваш. С кем вы «на одной волне» благодаря сходству в ценностях, с кем вам «по пути». С кем у вас близкие жизненные задачи, кто говорит с вами на одном языке, кто воспринимает мир похожим образом.

Люди, выросшие с одной и той же культурной и социальной среде, бывает, легче сходятся друг и с другом, чем с кем-то из другой среды. Потому, что видят мир схожим образом и лучше понимают друг друга.

Сходства в наиболее значимых и глубоких ценностях, на уровне архетипов, создают ощущение «душевного родства». Но, чтобы понять, кто для вас про такое «родство», необходимо сначала понять, а кто же вы.

Когда вы это понимаете, то становится уже понятно, кто на «близкой волне». А также, становится понятно, что вы можете дать миру, людям и что мир может дать вам, ваши отношения с миром начинают выстраиваться на качественно новом уровне.

Когда вы понимаете, кто вы, в чем ваша внутренняя суть, в чем ваши таланты, то вам становится проще понять какие занятия вам по душе, что вам интересно. Это помогает определиться и в профессиональном плане, улучшая и эту сферу жизни.

Ведь то, что действительно вас увлекает, проще делать хорошо, чем то, что приходится делать «через силу». Интерес и время делают свое дело. Если посвятить какому-то увлечению годы, то постепенно, вы приходите к уровню мастерства, к экспертности в выбранном направлении.

Работа с верхними уровнями — процесс глубокий и часто долгосрочный. Сложно ведь, так сходу, осознать и четко сформулировать, в чем ваши глобальные жизненные задачи и миссия, сама суть жизненного пути. Но, приближение к этим глубоким уровням, их осознание, меняет ваши поведенческие стратегии, то, как вы принимаете решения. Простые ежедневные решения, и более глобальные. Меняется и то, как вы действуете.

Многое меняется оттого, что вы начинаете осознавать то, чего не замечали ранее, и это автоматически влечет за собой позитивные перемены. В этом «волшебство» верхних уровней. Приближение к ним, постепенно меняет все в вашей жизни, выводя вас на качественно новый уровень.

Если вас «цепляет» какая-то история из книги, фильма, нравится художественный или исторический персонаж, сказка, миф, то это является подсказкой о ваших ценностях и картине мира. Через такие образы можно осознать то, что обычно сложно уловить и выразить словами. Это уровень архетипов.

Ваши любимые истории и персонажи — это ключ к пониманию вашего жизненного сценария. Совместив все, увлекающее вас, вы можете увидеть свой собственный индивидуальный миф — свою жизнь через метафоры культурных сюжетов. То, какие персонажи вам близки и отражают ваши актуальные ценности, а также теневые качества — чего бы вам хотелось, но вы себе почему-то не позволяете себе это развивать, нечто пугающее, не принимаемое в себе, и задвинутое подальше. А значит, скрыто влияющее на вас и вашу жизнь. То, какие сюжеты вам окажутся близки, возможно является метафорами происходящего в вашей жизни.

Все это помогает увидеть и осознать — кто вы и что для вас важно, каково ваше место в мире и глобальные жизненные задачи. То есть, осознать информацию с самых верхних уровней пирамиды Дилтса.

Этому посвящена вся следующая глава. И простая практика, направленная на исследование себя:

В этом исследовании, есть возможность посмотреть на жизнь, как на некую историю, художественное произведение. Такую, например, историю, как фильм, сказка, миф. И поискать культурные прообразы этой истории. Практика посвящена исследованию того, какие герои вас сейчас и раньше привлекали в кино, книгах, популярных историях. Какие персонажи для вас стали любимыми и как-то особенно «зацепили»?

Опишите эти персонажи, и задайтесь вопросом: каковы ценности моих любимых героев? Какие качества в них ярко проявлены, и почему вас эти качества «цепляют»?

А теперь задумайтесь о сценариях, внутри которых живут ваши любимые персонажи. Метафорой чего для вас является для вас этот сценарий? О чем для вас эта история? Что «роднит» вас с героем? Что перекликается с вашей жизненной историей?

Подведите итоги, если бы ваша жизнь была мифом, сказкой, историей, какие основные тезисы бы несла эта история? Что это за сюжет, и какие в нем закономерности? Какие культурные источники — мифы, сказки и популярные истории вам особенно близки?

С кем из героев вы схожи? У кого есть качества, которые вы хотели бы в себе развивать?

У кого есть качества, которые вы бы хотели, но почему-то не можете это развить? Или вам, почему-то кажется, что это вам совсем не дано, но очень бы хотелось?

Эти качества, чего бы сильно хотелось, но что-то мешает, уже близки к теневым. Теневые качества либо сильно притягивают, кажутся привлекательными, либо наоборот, сильно раздражают, вызывают сильные негативные эмоции.

Поэтому дальше, хорошо будет найти и таких героев, персонажи, которые вам сильно не нравятся.

Сильная эмоциональная реакция вообще может быть признаком столкновения с Тенью. Все теневое обладает особенным влиянием на жизнь.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тень психотерапевта. Психология «судьбы», НЛП и гипноз предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я