Секреты русских народных обрядов, одежды и домашней утвари

Елена Радчук

В наших домах появились воздушные колокольчики и китайские фонарики, мы изучаем фен-шуй и рисуем квадраты багуа. Однако русские народные традиции дают не меньше, если не больше возможностей для энергетической защиты человека и его жилища, благопожелания счастья, добра, процветания, силы и здоровья. Мы открываем для вас древние секреты русских народных обрядов, декоративного убранства одежды и домашней утвари. Примите с благодарностью дары наших великих предков!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты русских народных обрядов, одежды и домашней утвари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Купальская ночь

Ночь на Ивана Купалу (июнь). Календарный цикл.

Художник Всеволод Иванов.

Купальская ночь — день таинства свадеб на Руси. Две юные золотоволосые девушки в венках из цветущих трав завороженно смотрят на лунную дорожку на воде. Луна — символ женского начала дарит им свое покровительство, благословляя на счастливую супружескую жизнь.

Орнаменты, сопровождаемые сюжетными изображениями, сохранились на ритуальных браслетах XII — XIII веков. Эти браслеты хорошо известны, они обнаружены по всей полосе походов Батыя от Рязани до Твери и от Владимира до Галицкой земли, то есть везде, где были зарыты клады 1227 — 1241 гг.

Браслеты представляют собой двустворчатые наручи из червленого серебра. Они предназначались для застегивания рукавов ритуальной одежды.

Пластинчатый браслет с изображением гусляра. Изображение птицы и зайца (Оборотная сторона).

Серебро. Чернь. XII — XIII в. (Василенко В. М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление. I в. до н. э. — XIII в. н.э. — М., 1977. — №131, 132)

Я держу на ладони древний браслет. Старинное серебро приятно холодит руку. Кажется, что мгла веков начинает рассеиваться, гравированные фигурки оживают, начинают двигаться, петь, танцевать и веселиться.

Б. А. Рыбакову в книге «Язычество Древней Руси» удалось систематизировать сюжетные изображения на найденных в различное время русалочьих браслетах, выделив центральные звенья. Давайте поработаем с этим материалом!

СХЕМАТИЧНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РИТУАЛЬНЫХ БРАСЛЕТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПЛЯСОК НА РУСАЛИЯХ

а — Киев; б — место находки неизвестно (ГИМ);

в — Старая Рязань;

г — тверской клад. (Б. А. Рыбаков. Язычество Древней Руси — М.,1987)

Вот Киевский браслет! Он одноярусный, каждая створка разделена на три арочки. В средней арочке расположено изображение взлетающего Симаргла с нимбом на голове. Слева — женщина с распущенными рукавами. Она одета в ритуальное платье с длинными рукавами до земли. Справа — гусляр. Лица людей обращены к Симарглу. Это божество семян, ростков и корней растений, охранитель побегов и зелени. Симаргл, по мнению наших прадедов, является посредником между верховным божеством неба и землей, его посланником.

Таким образом, смысл всей композиции заключается в том, что люди обращаются к Богу и просят Симаргла выступить проводником живительной силы (божественной энергии).

Обратите внимание на треугольник вершиной вниз между Симарглом и гусляром. Это абракадабра — символ божественной силы, вложенной в душу человека. Он прорисован слабой волнистой линией — энергия слабая. Треугольник вершиной вниз — это энергия, которая исчерпывается в течение жизни человека.

Между арочками женщины и Симаргла мы видим разрыв линии, похожий на обозначение ключа в современных электрических цепях. Космическая энергия не поступает. Арочка, которая имеет значение жизненной сферы человека, окаймлена также слабой волнистой линией.

Теперь посмотрим внимательно на браслет из старой Рязани. Гравер ставит акцент на положение ног. И у мужчины и у женщины в центре внимания находится каблук. Вертелись именно на нем.

Отсюда, видимо, и происходит название танца — кобениться. Какую музыку играет гусляр?

В древних песнях различных народов сохранились мелодии, состоящие из двух-трех звуков. Это отнюдь не является свидетельством примитивизма сознания наших предков, как до сих пор принято считать. Опевание одних и тех же звуков создает устойчивые вибрации, которые на основе биополярного резонанса позволяют активизировать работу определенных энергетических центров человека. Фактически обрядовые песни представляют собой мантры, имеющие четко определенные частотные характеристики. Это психоакустика!

«Игрища между селы». Ритуальный танец русалий в русской деревне XI — XII вв. Миниатюра Радзивиловской летописи.

Вот так художник изобразил языческий обряд в средневековой «Радзивиловской летописи». Блестящий исследователь язычества академик Б. А. Рыбаков показал, что в основе древних религиозных обрядов наших предков лежало взаимодействие человека с силами природы.

В описании русалий отмечается, что «танцы ведутся в быстром, бешенном темпе». Главным мотивом являются «разнообразнейшие формы извивания»1. Покорила гостей своим плясаньем Василиса Премудрая в сказке «Царевна-лягушка»: «Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась — всем на диво».

Сегодня энергетический танец можно увидеть в кинофильмах, связанных с восточными единоборствами, например, в хорошо известных боевиках «Американский кикбоксер» с участием Жан-Клода Ван Дамма и «Дом у дороги» Патрика Суэйзи. Народные танцы Индии также носят энергетический характер.

Народный ритуальный костюм для танца. (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. — С. 695)

Длинные рукава ритуального костюма нужны были, чтобы танцующие не касались друг друга руками. Это изоляция. На руках человека находятся входные (выходные) энергетические точки, и во время танца здесь проходят мощные энергетические потоки.

Для физиологических процессов, то есть процессов функционирования тех или иных систем организма, характерно время порядка десятых долей секунд-минут-десятков минут. Именно этому диапазону соответствуют ритмические характеристики произведений народного искусства.

Ритмическое повторение импульсов, возбуждающих внимание (импульс с крутым передним фронтом и медленным последующим спадом), приводит к длительной мобилизации организма, которая должна обеспечить совершение необходимых действий.

Закономерное повторение состояния относительно длительной мобилизации организма приводит к его общей перестройке, которая обеспечивает длительное напряжение, длительную повышенную активность. В этом и заключается смысл трудовых песен.

Ангаметонный трихорд типа ля-до — ре с окончанием на I — ой ступени преобладает в веснянках, а «тетрахорд в сексте» типа соль — до — ре — ми является основой для интонирования календарных песен, связанных с летним периодом: летними календарными праздниками (троицкие, купальские) или полевыми работами (сенокос, жатва).2

Исполнение призывов весны. (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987. — С. 697)

Работа с энергетически подготовленной аудиторией показывает, что «весенний звукоряд» вызывает подъем рук кверху и работает на забор энергии, а «летний звукоряд» — вниз (выделение энергии). Это, собственно говоря, закреплено в русской народной вышивке.

К русальским праздникам вышивали специальные полотенца, на которых главным сюжетом был обряд встречи весны и лета. На весенних праздничных полотенцах фигурки людей изображались с руками, поднятыми к небу, источнику тепла и влаги, а на летних — руки склонены к земле, уже вырастившей колосья, уже готовящей новый урожай.

Конец полотенца. Тверская губерния. Осташковский уезд. Сер. 19 в. Холст, льняные красные нити.

Полоса орнамента из чередующихся изображений женских фигур с растениями в поднятых руках и стилизированных деревьев. (Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1980, №154)

Человек — это центральное звено, объединяющее природу, животные и растения, а его руки работают как трансляторы биоэнергии.

Древними народными обрядами долгое время занимался известный ученый-энциклопедист двадцатого века, народоволец Н.А.Морозов. Он первым предположил, что сроки языческих праздников связаны с наличием сезонных эффектов в распределении хромосомных вспышек солнца.

Конец полотенца. Новоторжский уезд. II пол. XIX века. Холст, красные бумажные нити.

В центре трехчастной композиции изображение женской фигурки с опущенными руками и «лучиками» на голове. По сторонам от нее в архитектурных постройках изображение двух женских фигур с опущенными руками и полуфигур с поднятыми руками между ними. (Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М, 1980, №154)

А современные ученые вообще утверждают, что «в миллионах наших психосоматических реакций и установок, в образах-мунипуляторах, в артефактически восполненных и усиленных чувственных состояниях и т. п. мы имеем устойчивое, несводимое и далее неразложимое ядро представлений неподвижной Земли (еще в древности осознаваемый как элемент-стихии) и движущегося Солнца со всей динамикой его света и радиаций».3 Мы ра-мены (люди солнца), представители гелио-цивилизации, которая шла по пути биотехнологического развития, взаимодействия с природой и космосом. Астроном-солнечник Е.Д.Марченко путем лабораторных исследований доказала, что человек может подпитываться энергией солнечного ветра. Однако подавляющее большинство людей сегодня полностью закольцовано в магнитном поле Земли и взять эти частицы не могут, в лучшем случае они выходят в ионосферу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты русских народных обрядов, одежды и домашней утвари предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М.,1987. — С.657,753.

2

История русской музыки. — М., 1983, т. 1: Древняя Русь XI — XVII века. — С. 49.

3

Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. — М., 1994. — С. 30.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я