Природная логопедия

Елена Новопавловская, 2021

Любая природная способность – это то, что может узнать и почувствовать человек, если посмотрит внутрь себя, если будет развивать свои ощущения. В этой книге я хочу простым языком рассказать вам, как устроены речевой аппарат, дыхание, энергетика тела, которые отвечают за реченьку-речь, льющуюся гармоничным потоком из Космоса в Мир через человека. Хочу передать свои ощущения такими словами, чтобы и вы, мой читатель, смогли почувствовать, как вы дышите, как соотносятся процессы внутри вашего тела, как течет энергия, где есть блокировки, и сами могли устранить многие проблемы с речью и не только с ней. Книга будет полезна внимательным родителям, а также тем, кто с практической стороны интересуется эзотерикой и целительством.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природная логопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая. Причины и сопутствующие факторы нарушения речи

Примечание о медитациях

Всем, кто приобрел данную книгу, предоставляются ссылки на аудио (видео) файлы со специальными авторскими медитациями, помогающими войти в состояние звукового проводника и начать звучать вместе с гармонией Вселенной. Электронная почта автора, куда вам необходимо написать для получения ссылок, находится в конце книги в Приложении 2.

Ведущий дает эталонный звук с пояснениями, как нужно располагать речевые органы, и вы начинаете по-новому слышать и понимать его. Медитация приводит вас в состояние внутренней тишины, когда снимаются запреты подсознания на действие, которое надо совершить телу по освобождению от физических блокировок, препятствующих выстраиванию новых нейронных связей для прохождения заданного звука.

Природные законы и социальный человек

Природа мудра. Она действует безошибочно по своим неизменным вековым законам. Поэтому человек обязан учиться у природы, а значит, познавать себя, как ее дитя.

Природные законы едины для всех областей человеческой жизни, даже если мы забываем о них, они не перестают действовать. Мы можем долго обманывать себя, что все под контролем, но в один ненастный день мы понимаем, что не можем изменить ситуацию.

Беда в том, что знакомые слова о единении с природой стали заезженной догмой и ничего конкретно не значат для социального человека.

Как стать естественным и при этом не потерять социальную привлекательность? Это самый сложный вопрос, стоящий сейчас перед человеком, развивающимся в направлении природных принципов.

Магия — наука наук — наиболее полно отвечает на эти вопросы, потому что ее изучение идет от простого к сложному по мере усложнения человеческого сознания. От присущего всему живому (хотя вопрос живой и неживой материи в магии тоже решается не так однозначно) тела ощущений, через тело эмоций и желаний, затем ментальное тело и вплоть до информационного канала связи с Космосом, поскольку, в отличие от животных, человек — это космическое существо.

Смысл этого определения человека магия раскрывает, как способность иметь индивидуальное сознание, быть проводником идей бога (разных богов!), выполнять свое персональное предназначение. Через это предназначение человек может реализоваться в социуме наиболее адекватно и продуктивно для своей души. Конечно, социум, формируя личность по своим законам, ставит иные задачи и нужно суметь найти золотую середину между своими истинными целями (целями своего бога и души) и навязываемыми социальными установками.

Быть космическим существом — значит уметь поддерживать связь своей личности и высших информационных сигналов, посылаемых из Вселенной. Это не общие слова. Это конкретные практики.

Все духовные медитативные практики направлены как раз на то, чтобы уйти от власти ума в гораздо более объемные и определяющие для нашего развития «неизученные» наукой области сознания и изучить их. Это возможно и необходимо для того, чтобы прежде всего уменьшить количество проблем со здоровьем. Природное — это здоровое и сильное. И на этом базисе творчески разнообразное. Иметь эти законы в основе нашего образования и науки — моя мечта. Интеллект человека — это одно из свойств живой природы, поэтому не стоит бояться того, что он будет исключен при перестройке сознания на природные рельсы. С помощью интеллекта я пишу и анализирую свои тексты, строю планы и общаюсь с людьми. Эзотерик — это человек, не переключившийся на другое восприятие, а именно расширивший его за пределы общественных рамок. И интеллект в этом случае развивается в гораздо большей степени.

Почему так важно говорить красиво?

Помните, как в сказке про Царевну-лебедь?

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Описание речи Царевны-лебедь замыкает повествование о ее достоинствах, как бы подытоживая, что речь — это неотъемлемое качество ее индивидуальности, высокоразвитой духовно и физически.

Действительно, когда человек говорит красиво, это свидетельствует об его интеллекте, социальном положении, самооценке и возможности влияния на людей.

Справедливо ли обратное? Если мы будем менять речевой фактор, изменится ли сам человек? Я верю, что да. Потому что, устраняя дефекты речи, мы помогаем человеку или ребенку избавиться от психических ограничений, которые стесняют не только произношение, но и развитие личности.

Не зря в русском языке слово «язык» имеет два значения. Это, во-первых, физический орган, осуществляющий произношение и, во-вторых, набор слов и понятий, на основе которых строится речь. То и другое можно назвать инструментом общения. А по сути это одно и то же. Один язык — инструмент физический, второй язык — психический инструмент. Вот почему язык, его свободное движение во рту, владение им, определяет не только речь, но и многие качества личности, характер, культуру, социальный и духовный статус. Язык связан с мозгом и так же, как и глаза, является его продолжением. Если эта многомерная сложная связь нарушена и проявляется как нарушение речи, то личность страдает.

Если ребенок не смог правильно и точно воспринять своими ощущениями, как именно говорят взрослые и воспроизвести это наружу, своим языком, значит, в раннем детстве что-то было нарушено в его развитии. В процессе этого нарушения внутренних связей в теле возникает блок. Происходит зажим в самом языке, челюстях, а также более глубоких связках и мышечной ткани гортани и носоглотки. Это может быть вызвано травмой, испугом, запретами, наказаниями и др.

Нередко нарушения речи, челюстной зажим и другие проблемы возникают после операций на органах носоглотки (аденоиды, гланды), а также в результате ношения брегетов. Все эти процедуры — неестественное вмешательство в природные процессы, поэтому организм реагирует на них враждебно. Возникает сопротивление и сжатие не только внешних, но и глубоких внутренних мышц и связок. Его называют блоком.

Работая с учениками на уроках вокала, я поняла, прочувствовала многие причины таких нарушений, и стала использовать эти знания в своей природной, недипломированной логопедии. И почти всегда с быстрым и устойчивым результатом.

Что такое природная логопедия?

Само слово лого-педия (я нарочно разделила его на 2 части) говорит нам о том, что мы собираемся внести знания Логоса (источника разума) в другого человека или ребенка посредством некой педали.

Да, слог «пед» напоминает о слове «педаль» — механизме передающем давление, толкающим нечто внутри машины или музыкального инструмента. Слово «с-лог» тоже происходит от Логоса — «с-логосом». То есть не только все слово или его корень содержат смысл, но именно каждый слог (иногда это даже отдельная буква) обладает смыслом и содержит энергию творца. Сам Лог-ос — это лог и ось. Поэтому логопед — тот кудесник, который способен эту энергию перенаправить в нужное русло (в другую ось). Он сам является проводником Логоса и устраняет все, что мешает Логосу течь сквозь человека.

Я назвала свою книгу «Природная логопедия», потому что убеждена, что природа наградила нас всем необходимым, чтобы жить долго и качественно. Каждый развитый человек от природы способен на самоисцеление, просто многое не знает о самом себе.

Природная логопедия — это виртуальное погружение преподавателя — носителя знаний об ощущениях — внутрь ученика (пациента). Такой логопед — это человек-сенсорик, сверхчувствительный и хорошо понимающий течение процессов внутри себя и своего пациента.

С пением на моих уроках вокала происходит всё то же самое, только мы учимся проводить музыкальный звук. Это с одной стороны легче, с другой сложнее. Книга по вокалу (ссылка на книгу находится в Приложении в конце этой книги) — тоже об энергии, о незримом прикосновении к звуку. В этом случае неумение петь мной оценивается, как болезнь (наличие блоков, непроходимость). Поэтому ученик вокала и пациент логопеда очень похожи.

Я хочу передать эти знания широкой аудитории, чтобы помочь решить не только проблемы с речью, но и многие другие. Это знание дает другое понимание бытия, основанное на опыте исцеления многих недугов, к которым относится и плохая речь.

Часто ко мне приходят люди, прошедшие безуспешные занятия профессиональных логопедов. Мне удается им помочь иногда очень быстро — за несколько занятий. А эффект почти всегда наблюдается уже на первом занятии.

Почему же профессионалы не смогли помочь? Учит ли профессиональная школа логопедов чувствовать так, как это необходимо для понимания внутренних процессов физического тела и психики, подсознания? Знаю, что чувствовать специально не учат.

И вот почему:

«Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств…» ( из учебника для ВУЗов по специальности логопедия)

Вроде все верно, да? Но посмотрите, вся система должна укладываться в рамки научного обоснования. А чувства обосновать (доказать в предложенных науками рамках) невозможно. И я покажу важность этого вывода на протяжении всех глав своей книги. Доказательства лежат в плоскости трехмерного, а чувства многомерны, они лежат в области тонких планов, куда стремится сознание человека. Изучение всего массива данных от органов чувств и мироздания является делом магии как науки наук, включающей все возможные измерения, стихийные силы и разумы существ, ежесекундно творящих миры по законам Вселенной. Магия доступна человеческому сознанию лишь частично, но это уже в разы и на порядки больше, чем дает нам наука. Настолько, насколько мне стало понятно, что можно сделать на основе магических (природных) законов, показано в данной книге.

Нарушение речи — это невроз, т.е. настройки нервных сигналов сбиты и нервная система проводит сигнал неправильно. Природный логопед — сенсорик — чувствует напрямую своего пациента и может одолжить ему часть своей энергии на восстановление полноты ощущений, а профессионал руководствуется только описанием чувств в учебнике, связан необходимостью поставить диагноз, т.е. формально определить, к какому набору симптомов подходит каждый индивидуальный случай.

Затем применяются шаблонные методы, которые конечно работают, но не всегда. Индивидуальный подход — тонкий процесс и шаблоны здесь не помогут. Конечно, как и в любом деле, есть талантливые логопеды, хорошо чувствующие своих пациентов, поэтому и результаты у них быстрые. Многие профессионалы неосознанно применяют природные качества своего сознания, и это приводит к успеху. Эта книга поможет осознать, как происходит природное взаимодействие и почему оно важнее научного подхода.

Природа, подсознание, чувствительность — вот область причин, где происходят нарушения естественных процессов. Следствие — это неправильная работа мозга и физического тела. Работая со следствием, мы влияем на причину, только если знаем ее. В результате этого влияния мы постепенно приближаемся к причине и трансформируем ее область, устраняя искажения и приходя в состояние гармонии.

Природная логопедия конечно имеет много общего с профессиональной, потому что опыт показывает, какие методы дают результат. Природное — это более глубокое понимание процессов, не заученное по учебникам, а ощущаемое через свое тело. Мне помогла в этом практика и общение с мастером йоги. Помимо этого глубоко чувствовать внутренние процессы в теле я научилась с помощью практик развития тела ощущений — эфирного тела — в Школе Меньшиковой (школа магии).

Чтобы понять, как научить человека (ребенка) говорить правильно, я спрашивала себя: как я говорю этот звук? Где находятся мои зубы и язык, относительно друг друга. Если я умею петь и красиво говорить, значит я знаю, как это делать, и смогу научить другого. И этот метод — чувствительность, которую иногда называют экстрасенсорикой, хотя часто вкладывают в это слово искаженное предрассудками понимание, т.е. по сути непонимание процесса.

Путь от себя к пациенту — таков был мой принцип во время принятия решения учить и исцелять других. И он дал свои потрясающие результаты. Поэтому я называю себя целителем — тем, кто восстанавливает целостность.

Все знания зашиты внутри оси души, территориально проходящей через позвоночник человека. Если уметь чувствовать эту ось, то постепенно раскрывается вся необходимая информация. Это ежедневные, порой изнурительные практики, которые доступны только самым терпеливым и отчаянным. Поэтому такие знания называют тайными или сакральными, а область познания — эзотерикой (читайте мою книгу «Эзотерика — территория внутреннего»). Но законы мира и природы это такая же сокровенная область познания.

Сокровенное и тайное — это знание, на получение которого необходим как бы специальный пропуск. Он не покупается за деньги, не преподается в социальных учебных заведениях, не подлежит строгой научной классификации. Это специфическое знание хранит мать Природа, или Земля.

Эзотерические (магические, энергетические) практики открывают нам то, что именно Земля дает энергию, которая является ресурсом для входа в информационное поле. Эти два потока — поток Земли и поток Атмана (Космоса) — текут сквозь ось души человека (рис. 1), образуя полевое взаимодействие и возможность связи всего со всем, доступ человека к человеку. Этот природно обусловленный механизм открывается тем, кто готов слушать себя, свою душу и ее интуитивные подсказки, не бояться риска и ошибок на пути познания.

Научившись работать с природной энергией, человек получает доступ к знаниям. Да, это долгий и трудоемкий процесс обучения у природы. Это магия, которая с точки зрения обывателя творит чудеса. Только маг уже не ждет чуда. Он полностью осознает, что природа (Земля) — живое существо и все ее процессы могут иметь многомерные причинно-следственные связи. Поэтому гарантировать результат и дальнейшую стабилизацию никогда нельзя. А иногда даже длительный позитив (исцеление) выливается в жестокую кармическую расплату, цена которой будет адекватна затратам энергии на изменение реальности, предпринятое магом (целителем, природным логопедом). Не всем, к сожалению, суждено быть здоровыми, хотя желание помочь при виде недуга возникает почти каждый раз.

Природный логопед, целитель имеет право отказаться лечить, если видит огромный диссонанс между пациентом и природными законами. Пациент в силу своих убеждений исправить этот диссонанс не в состоянии. Также целитель имеет право на ошибку. К счастью, никакого вреда здоровью (в отличие от врачебной ошибки) это не приносит.

Вся проблема в том, что причина болезни, лежащая в подсознании, дает жесткие ограничения на поведенческие модели.

Исцеление происходит в измененном состоянии сознания, когда ментальное тело отключается, и психика дает доступ к изменению ментальной реальности человека.

Речь — это тоже поведенческая модель. Чтобы исправить дефекты, надо изменить реальность человека в некоторой области, снять внедренные там ограничения. Тогда восстанавливается нормальное течение энергии, и человеку поступает необходимый ресурс на проговаривание тех или иных звуков или выравнивание темпа речи при заикании.

Целитель видит человека, как совокупность уровней сознания и полей взаимодействия реальности. Логопедия также использует много правильных методов, но целостной картины, идущей от ощущений, не дает. Отсюда неудачи.

Причины ограниченности нашего образования и взгляда на мир мы здесь рассматривать не можем. Цель данной книги — дать понимание причин логопедических проблем и простые доступные методы их исправления. Залазить в дебри возникновения этих причин, лежащих глубоко в тайнах мироустройства, которые еще меньше доступны человеку, чем эзотерика и магия, мы не будем. Хотя у меня есть некоторые отрывочные сведения и об этом, и может быть это будет когда-нибудь темой другой книги.

На каких законах основана природная логопедия?

Законы природы универсальны. Найдя однажды ключ к решению конкретной проблемы, можно затем применять его далее к другим по принципу подобия. Вокальный звук и речь подобны. Небольшие отличия не мешают видеть общие принципы в том и другом способе звукоизвлечения, а также видеть причины, которыми вызвана неспособность того или иного человека беспрепятственно произносить или петь звуки. Проблема в нервной проводимости каналов, в нарушении связи и отсутствии достаточных ощущений в работе системы человек-звук.

Каждый из нас — это проводник сигнала Космос-Земля и Земля-Космос. Это вселенские источники мужского (Космос) и женского (Земля) начала. Без этих двух источников природно-космических сил существование человека не имело бы никакого смысла. Земля дает энергию, а Космос (небо) — информацию. Мы созданы быть связующим звеном в энергоинформационном обмене между небом и землей. И это удивительное открытие, которому научила меня магическая школа. Через него мне стало понятно очень многое.

Итак, вертикальный проводник — это наш позвоночник, ось, через которую проходят и частотно преобразуются сигналы разного качества. Преобразователи энергии — это так называемые чакры, или энергоцентры человека. Это не воображаемые, а совершенно конкретные, подтвержденные на практике, органы нашего энергетического тела, от которых зависят эмоции, мысли, уровень восприятия, все наши способности, широта души и сила духа. Все эти параметры, важные для понимания процессов в природной парадигме, для науки являются весьма размытыми, неконкретными. Наука до сих пор не желает окончательно ответить на фундаментальные вопросы: что такое энергия и где ее источник, что есть душа и где она находится. Эзотерическая же парадигма четко отвечает на эти вопросы.

Общение людей между собой — процесс вторичный. Он создает горизонтальные связи между людьми и свои частоты звучания. Звук присутствует как в вертикальной оси, так и в горизонтальных каналах обмена, где формируются речь, социальные правила поведения, картина мира и мн. др.

Проблема в том, что социальные науки рассматривают только горизонтальную систему связей, не учитывая эзотерическую составляющую, а по сути — основу бытия — вертикальный (божественный) канал, дающий человеку жизненную силу и информацию души. Наука отмахивается от этого знания, заявляя, что оно недоказуемо. Но это не так. Просто доказательство лежит в данном случае в другой системе — в ощущениях человека. Помните определение материи, которое мы учили в школе?

Я помню, потому что оно, как ни странно, дает связь науки и эзотерики! «Материя — это реальность, данная нам в ощущениях».

Отсюда можно сказать, что если мы что-то ощущаем (чувствуем своими органами восприятия), значит это существует. Но именно первое тонкое тело из семи известных — эфирное — это и есть тело ощущений, которое дает сигналы в физическое тело, в мозг, о том, что некие явления происходят внутри нас или вокруг. Иными словами, определение материи дает возможность утверждать, что критерием бытия того или иного явления, т.е. истинности существования являются именно ощущения. Почему же в противоречие этому нам внедрили выражение «Тебе показалось» и требуют каких-то доказательств того, что один человек чувствует и знает, а другой нет?

Определение правильное, но подход к пониманию, что есть ощущения и насколько разными они могут быть, недостоверный. Эзотерика приводит нас к понимаю, что поскольку ощущения у всех разные, то и реальности разные. Для взаимодействия людям необходимо договориться о том, что есть общая часть реальности, которая будет у всех одна и та же, и в ней взаимодействие будет безопасным. Более высокие слои реальности, которые видят не все, это просто иной уровень взаимодействия, а не «несуществующий бред». Наука существует в парадигме трехмерного общедоступного мира (наиболее низкого из видимых человеком слоев реальности), и ее заслуга в том, что она упорядочила и контролирует этот мир.

Качество и разнообразность ощущений можно рассматривать как уровень интегрального сигнала, в котором есть энергия и информация любого содержания. Развивая ощущения, человек интегрирует процессы и сигналы разных источников, т.е. он получает энергию и информацию одновременно всеми центрами восприятия (чакрами) и способен разложить ее на составляющие не только своим умом (которым в основном оперирует наука), но и всеми другими приемопередаточными звеньями системы тело-сознание — тактильной, слуховой, зрительной, вкусовой, обонятельной, а также эмоциональной, опытно-временной, интуитивной и творческой.

Природное восприятие — это синтез всех органов чувств, когда все пять известных трансформируются в бесконечное разнообразие методов и форм восприятия, плюс интеллектуальный и творческий довесок, моделирующий правильный, достоверный ответ на любой вопрос.

Рис. 1. Структура сознания человека

Экстрасенсорика — это знание через ощущения. Но это не те ощущения, к которым привыкли с детства (набор их весьма ограничен). Когда у человека ощущения развиты действительно хорошо, то его чувства приравниваются к знанию. Мы называем это одним словом: чувствознание. То есть чувствовать и знать для такого человека — одно и то же. Другие доказательства ему становятся не нужны. Опыт убеждает практика в истинности его чувств, а знание такого человека вырастает в стройную систему его нового миропонимания, более полного, чем научное, принятое в обществе.

Для обывателя ощущения и чувства можно разграничить так: ощущения — это жар-холод, вибрация, боль, тактильное ощущение неровности и других качеств поверхностей и т.п.; чувства — это любовь-ненависть, обида, счастье и т.п. Но для эзотерика ощущения и чувства срастаются в единое многомерное восприятие. Можно сказать, что ощущения экстрасенса превращаются в чувства. И эти чувства не обманывают. Они становятся чувствознанием.

Животное, испытывая ощущения, может принимать решение, что делать на их основе: есть то, что вкусно пахнет, бежать от опасности, проявить ласку, выразить агрессию и т.д. Если ощущения не несут для него полезной информации, то их как бы и нет. Например, кошка может спать при довольно громких окружающих звуках, если знает, что они не несут для нее угрозы. Человек, наблюдая за животными, может многому научиться у них. Главное, что магия советует взять у животных — это умение выжить в самой сложной ситуации. Но мы никогда не сможем абстрагироваться от своих чисто человеческих способностей (например, анализировать информацию), которые до сих пор во многом дают людям большие преимущества над животными.

Природные методы позволяют видеть гораздо более полную картину мира, помогающую понять причины недугов и помогать в их устранении. Любой эзотерик, экстрасенс, йог становится целителем, т.е. начинает чувствовать нарушенные связи и знать, как помочь себе и другому человеку их восстановить. Не все остаются целителями, потому что это нелегкая ноша. Социум сделал все, чтобы к необычным способностям человека было недоверие и страх. Целительство возможно путем налаживания именно вертикальных каналов связи, работой через чакры и особые состояния сознания, в которых открывается доступ к тонким телам.

Каждую чакру можно назвать входом в соответствующее тонкое тело. Причем для такой связи, как речь, недостаточно влиять только на горловую чакру. Необходимо комплексное воздействие и знание (чувствование) зон блокировок и связанных с ними функций всего тела.

Пациент или ученик?

Это очень важно — статус и роль моего подопечного в деле исправления речи. Конечно, это роль активная, ведь одной мне не справиться. Я не могу совершить некие манипуляции, когда пациент безучастен к процессу, а тем более противодействует ему. Я не даю волшебную таблетку, которая поможет «сама».

Медицина смотрит на пациента в основном, как на объект своего воздействия. Очень мало, что зависит от него в процессе лечения, который в основном не обсуждается и следовательно им не осознается. Хотя в известной степени воля пациента к жизни имеет значение и здесь.

Моя работа построена на разумном диалоге и пробуждении к пониманию всего, что происходит с человеком или ребенком. Для меня он — субъект, т.е. осознанный участник, проявляющий свою волю. Даже в том случае, если мы воздействуем исподволь, обходными методами, через подсознание, их цель так или иначе — установить полный контакт и действовать сознательно. Поэтому мне хочется назвать его словом «ученик»!

Мы именно учимся чувствовать свое тело и его отдельные органы. Процесс постижения себя через ощущения непрост, полон неожиданных, порой неприятных откровений. Все, что непривычно и ново для нас, пугает. Это закон. Поэтому многие предпочитают не знать, не вдаваться в подробности и идут к врачу.

У медицины человеческие слабости слегка прикрыты, медкарта больного часто — тайна для него самого. Все правила лечения этому способствуют.

В нашем природном подходе все предельно откровенно. Все происходит в тандеме целитель — исцеляемый, все осознаваемо и детально разбирается в диалоге учитель — ученик. Даже если этому ученику всего-то года четыре!

Я задаю вопросы про его ощущения на каждом этапе работы. Необходимая трансформация сложной системы тело-психика произойдет только при условии полноценного контакта.

Поэтому, конечно, лучше называть моего подопечного учеником. Ведь на нем лежит не меньше ответственности за результат работы, чем на мне, и он это должен понимать.

Моя ответственность — знание или поиск ответов и умение донести необычную информацию. Ответственность ученика — это желание получить знания, помощь, а затем уже эффект. Для это он должен быть открыт и готов к изменениям.

Научить человека выговаривать Р невозможно, если он спустя рукава подходит к этой проблеме или вовсе не видит в своем «французском» ничего дурного. Поэтому неудачи связаны в основном с этой причиной — нежеланием пациента прилагать усилия к своим изменениям.

Говорить красиво или говорить правильно?

Почему я употребляю в этой книге словосочетание «говорить красиво», а не «говорить правильно», ведь мы ведем разговор о том, как исправить дефекты речи, т.е. о неких правилах?

Ответ на этот вопрос также лежит в области природы.

Не все правила в социуме, который большинство людей считают своим миром, согласуются с природной гармонией. Кроме того, правильность чаще всего ассоциируется с какими-либо ограничениями, которые где-то прописаны и которые надо «помнить умом». Красота идет через чувство, и она всегда побеждает любое правило. Гармония — основной закон природы! Это не заданные правила, а творческий подход.

Есть люди, которые не преодолели свои речевые проблемы, но стараются говорить красиво, и впечатление от них совсем иное.

Правила создает человек. Иногда на основе природных законов, но иногда вопреки им, в угоду каким-то социальным предрассудкам.

Кто тот человек, который говорит правильно? Педант, «заучка», демагог?

Кто говорит красиво? — тот, кого приятно слушать, кого легко можно понять, кто гармоничен в своем самоощущении и излучает это в мир. Да, именно внутреннюю гармонию нам важно получить при устранении проблем речи. Красота — понятие гораздо более широкое, чем правильность. В этом слове заложен смысл «стремление к Ра». Ра — это источник света, божественная энергия. Далее в этом слове мы видим такие смыслы как «с» и «от». Тройное взаимодействие с источником. К нему (к), с ним (с) и от него (от): К-ра-с-от-а.

Речь напрямую связана с самореализацией. А самореализация не может подчиняться общим правилам. Это свобода, сквозь которую льется свет индивидуальности. Он дает уникальную гармоничную картину личности человека-творца. И это именно красота, а не набор правил.

Можно подытожить, что правила конечно имеются, но они должны быть пропущены через осознание и чувствование, расширены и дополнены сонастройкой на законы гармонии природы.

Как я стала логопедом

Я не могу причислить себя к определенной профессии. Я занимаюсь вроде бы одним и тем же — познанием и гармонизацией человека через природные закономерности. Но это каждый раз разное — от йоги и вокала до логопедической помощи. На занятиях вокалом и на других своих уроках я часто сталкивалась с тем, что у людей взрослых и у детей школьного возраста очень плохая речь. Невыговаривание букв, полный рот слюны, небрежная, торопливая речь и другие дефекты. Хотя многие из них считают, что все хорошо. Это свидетельствует о низком уровне самоконтроля в этой сфере.

Хорошая дикция необходима для вокалиста, а правильная и красивая речь — для любого преподавателя. К человеку, который четко и красиво говорит, другое отношение, уважение, с ним будут считаться, его будут слушать, его лучше поймут. Сейчас мы часто слышим английское слово «спикер». Это значит, что говорящих людей стало гораздо больше и важность красивой речи возросла.

Но почему же красивой речи в нашей жизни все же так мало? Почему в наш продвинутый век у детей резко выросло число речевых проблем? Мне думается, что всеобщая спешка, гонка за заработком, негативный настрой, который льется из СМИ, возросшая болезненность, низкая энергетика человека — это главные причины того, что общий уровень культуры речи и дикции соответственно снизился на порядок. Поэтому в наше время необходимо заниматься речью большему числу людей, чем раньше. И логопеды стали востребованы, наверное, как никогда! Но… я хочу показать эту проблему с разных сторон, а не только как коммерческую.

Если объединить все причины нарушения речи в одну, то это расшатанная психика. Загнав себя в тиски «обстоятельств» (когда человек реально начинает думать, что от него ничего не зависит), чему способствует социум, не мудрено потерять контроль над множеством функций тела, которые ярче всего проявляет именно речь. Стиснутые челюсти, нечувствительный язык, отсутствующая мимика. Всё это говорит о чрезвычайной слабости сигналов от мозга к органам речи и обратно.

Социум постепенно снял с родителей ответственность за то, чтобы те учили детей говорить. Ребенок большую часть времени проводит в садике. Кто говорит с ребенком? Кто показывает, как надо открывать рот и произносить слова? Логопед? Это же абсурд! Родители уставшие лежат после работы на диване или колотятся на кухне: им не до того. А речь ребенка к школе оказывается не сформирована.

На наших занятиях мы боремся с этими проблемами успешно. Часто именно йога, повышающая энергопотенциал с помощью грамотно выстроенных упражнений, снова приходит на помощь мне и моим ученикам. Она дает освобождение мышцам, равновесность психике, чистоту мыслям. Йога убирает спешку, депрессию, неуверенность, скованность. В итоге улучшается внимательность и концентрация, происходит полное раскрытие потенциала сознания и всесторонняя самореализация. Я пришла к своим знаниям, благодаря в большей степени именно йоге.

Если мой ученик на вокале не выговаривает Р или другие звуки, мне что, послать его к логопеду? Нет, я сама буду заниматься его языком, потому что я знаю и чувствую, как надо говорить. А еще я привыкла все делать сама. Так постепенно я стала заниматься логопедией.

Язык — это орган концентрации внимания, орган восприятия и передачи сигналов в мозг. Недавно при работе с очередным учеником я выяснила, что язык помимо функции оформления согласных дает и очевидную помощь в пении гласных! Если вялый язык лежит на нижней челюсти, то вокального звука не будет. Его нужно приподнять и натянуть, как струну. Тогда звук проходит свободно. Голова становится резонатором, и ученик с радостью замечает, что петь стало легче.

Понаблюдайте, как ведет себя язык, когда мы поем гласные звуки: А, О, И, У и т. д. Попробуйте помочь себе языком, когда поете эти звуки: приподнять язык, как бы подталкивая звук вперед изо рта. Так будет значительно лучше!

Почему я говорю о пении? Потому что пение — это метод продленного звукоизвлечения. Процесс можно увидеть в динамике, когда он растянут во времени. Пойте О-о-о, А-а-а, Э-э-э, У-у-у и наблюдайте за языком. Многое начнете замечать! Если что-то делать долго и медленно, сам человек чувствует, что с ним не так и может это исправить. Если заметить, как язык оформляет гласные, то и с согласными процесс пойдет легче.

Поэтому совет всем родителям и преподавателям: научите ребенка владеть языком, т.е. максимально тянуть, вытаскивая его, поднимать в нёбу в открытом рту, делать узким и острым (Рис. 2). Многие не могут вытащить язык, не придерживая его губами. Язык лежит во рту, как блин, собирая массу слюны и делая речь невнятной, вялой. Это вызвано страхом и запретами. Для такого человека и пение затруднительно. Учите ребенка наблюдать за своим языком, а не стесняться и бояться всего на свете!

Держите внимание на кончике языка, подворачивайте и напрягайте его. Улучшатся звуки «С», «З» и др. Эти звуки также связаны с положением челюстей. Надо сдвинуть их так, чтобы верхние и нижние зубы были на одном уровне. А язык точно попадал в маленькое отверстие между зубов (Рис. 3). Но при этом челюсти мы расслабляем, устраняя челюстной зажим.

Рис. 2

Рис. 3

Можно делать массаж языка пальцами рук. Вы почувствуете его лучше, поймете, сколько там нервных окончаний, болевых точек, блоков и разнородной плотности мышц. Можно также выложить язык вперед и взяться за него пальцами, контролируя, чтобы слюна не вытекала. Через несколько секунд язык начнет расслабляться, и вы многое про него узнаете!

Возьмитесь за язык пальцами обеих рук и начните расслаблять. Пальцы помогают расслабить отдельные зоны, болевые точки на языке. Выполняйте это ежедневно. После этого заболел корень языка? Ничего страшного! Медицина приучила нас бояться боли. А ведь боль — это знак, что где-то не хватает или не хватало энергии, а теперь вы ее туда направили.

Язык — это мышца и тренировать его необходимо так же, как мышцу. Кроме того, это орган психоэмоцианального восприятия, поэтому ключ к его работе лежит в связи с мозговой деятельностью, эмоциями и состояниями.

Если налаживание этих связей не произошло в раннем детстве естественным путем, то надо заниматься отдельно. Ребенку не разрешали высовывать язык, говоря, что это некрасиво. Но ребенок чувствует, что ему это необходимо для тренировки! Он просто не может этого объяснить! И сделать это может любой родитель. Не обязательно искать логопеда. Ведь и логопеды, как показал мой опыт, часто не знают таких вещей, как работа с вниманием. Я работаю со взрослыми и детьми, которые подолгу посещали логопеда, а результата это не дало!

Я не хочу обвинять логопедов. Им действительно нелегко. Они работают так, как научили в ВУЗе. Это вина системы. Логопедическая работа требует индивидуального подхода и полной самоотдачи. Логопед теряет много жизненных сил, работая с нервными нарушениями своих пациентов. Поэтому здесь важно иметь неполный рабочий день, применять навыки энергетической чистки, специальные медитации и др.

Йоговские методы в логопедии и разгрузке от работы логопедом куда эффективнее любых психотерапевтических. Это медитация и концентрация. Язык здесь играет особую роль: он направляет поток энергии к мозгу. Вернее, приподнятый к верхней челюсти (прижат к деснам за верхними зубами), он замыкает контур потока энергии в голове. Это предохраняет человека от постоянной потери энергии. Не зря же раньше была поговорка: держи язык за зубами. Поэтому не всё молчание — золото, а только то, когда язык замкнут наверх.

Чтобы язык и все функции внимания работали хорошо, ни в коем случае нельзя находиться в атмосфере нервозности и спешки, недосказанности и т.п. Необходим достаточный отдых и прогулки на природе. Надо стремиться заниматься любимым делом. Это важно привыкнуть делать и детям, и взрослым. Я считаю, что пусть лучше ребенок не будет загружен дополнительными дисциплинами (в том числе подготовительными занятиями к школе и иностранными языками в раннем детстве), а взрослый не заработает на новую марку авто, но у них будет такое состояние психики, которое позволит говорить и думать не спеша, быть внимательным к самым тонким проявлениям души. Такие дети и родители обязательно смогут научить и научиться говорить красиво.

Если ребенка постоянно торопят, загружают однообразными делами, понукают и оскорбляют, речевой невроз практически гарантирован! Общение искреннее и внимательное, рассуждение о том, что чувствует ребенок в разные моменты жизни, вникание внутрь себя и своего близкого — путь к решению очень многих психологических проблем.

Дети и взрослые, которым я помогаю, довольно быстро начинают говорить красиво и правильно, потому что мы общаемся доверительно и снимаем блоки, вызванные отсутствием внимания к себе и родителей к детям, учимся убирать спешку и страхи. Человек взрослый или ребенок начинает смотреть на себя как бы изнутри и видеть причины своих нарушений. А это самый верный путь к исцелению.

Рост числа логопедических проблем

Трудные времена были и раньше — революции, войны, смена общественного строя. Были ли тогда такие проблемы с речью? Что было с грамотностью? И все ли так, как это написано в учебниках? Не знаю. Могу отвечать только за период своего детства — 70-80-е годы. Такого не было.

Редко, когда кто-то из одноклассников или однокурсников имел проблемы с речью (заикание, измененное «Р», «Л», «Ж», «С» и др.). Обычно это 1-2 человека в классе. Сейчас — до половины класса на первом году школьного обучения имеют эти проблемы. Некоторые дети успешно «перерастают» их. Речь налаживается постепенно. Но все ли остальные функции мозга работают так, как могли бы?

Думаю, что причина ухудшения речи наших детей сейчас — это разобщение, гаджеты и вызываемый этим невроз одиночества, покинутости, непонимания. Это касается и детей, и родителей.

К логопеду ходить стало обычным делом. Многие родители даже уверены, что им с их будущими детьми этого не избежать! У родителей пропало понимание того, что говорить ребенка обязаны учить они! Обязанности родителей сейчас как никогда взяли на себя садики и школы. Но справляются ли общественные учреждения в этими обязанностями? И как они могут справиться? Ведь это индивидуальный процесс, личный и сакральный, если хотите.

У меня проблем с речью никогда не было. У моих родителей тоже. Моя дочь к первому классу школы не говорила «Р». Я понимала, что в школе это будет для нее очень неприятно. Но эта проблема быстро разрешилась после одной единственной встречи со знакомым логопедом на улице. Стоило только направить ее внимание на правильное произношение, как она ухватила смысл и в течение недели полностью перестроила свое произношение.

У моей внучки проблем с речью гораздо больше. Это не один звук, а несколько. Язычок очень слабый. Приходилось долго напрягаться, чтобы выправить «Р» мягкое, выставить «С», «Ж» и др.

Проблема была в основном в том, что мне никак не удавалось убедить свою дочь обращать внимание на произношение внучки, поэтому процесс исцеления занял годы: с 5-летнего до 9-летнего возраста. Во втором классе, когда ей исполнилось 8 лет, она словно включилась и осознала ответственность за свою речь, и тогда все мои усилия сразу нашли свой благодарный результат.

Я убеждена и убеждаюсь еще больше, что правильная речь, красивое произношение, умение управлять своей дикцией и артикуляцией дает человеку неоспоримое преимущество практически в каждой ситуации его жизни.

Запрет высовывать язык

В детстве, почти каждый из нас помнит, как получал это замечание: не высовывай язык!

Почему вообще ребенок это делает? Другими словами, нормально ли это?

Повторюсь, что я исследователь и для меня источником информации являются природные проявления в человеке и окружающем мире. Я наблюдаю за ними, устанавливаю закономерности и делаю выводы.

На основе наблюдений становится понятно, что все природные проявления организма — зевота, икота, чихание, изменение дыхания и др. — это абсолютная необходимость, которую нельзя подавлять. Однако наше общество часто и несправедливо накладывает запрет на эти проявления, объявляя их неприличными и даже опасными. Об этом подробнее можно прочитать в статье в Приложении «Когда естественная необходимость становится аморальна?».

Высовывание языка инстинктивно происходит у младенца в первые месяцы жизни и сохраняется еще долго по мере взросления. Но родители, не долго сомневаясь, начинают делать замечания, и малыш постепенно теряет эту способность.

А что это было для него? Ну конечно необходимое вытягивание языка по мере роста и развития. Напомню, что язык — не только мышца, но и важнейший орган восприятия сигналов мира, их трансформации и передачи в мозг.

Поэтому, дорогие взрослые, не спешите накладывать на дитя с пеленок свои социальные представления о культуре. Ребенок должен овладеть своим языком, растянув его, ощутив все его возможности, чтобы потом у логопеда не пришлось насильно вытягивать. Да, да!

А культуре успеет научиться. Не путайте это поведение здорового ребенка с ужасными лицами больных, которые не контролируют своих движений и могут, высунув язык, сидеть часами и пускать слюни. Это не наш случай!

Для красивой речи нужен длинный, чувствительный и сильный язык!

Растянутая мышца, освобожденная от блоков, как известно из йоги, работает намного лучше, накапливая и передавая больше энергии, чем мышца зажатая, не функционирующая по всей своей длине. Это можно лучше понять, если рассматривать мышцы ног или спины. Но язык — тоже мышца и для нее справедливы те же законы.

В йоге есть много упражнений, связанных с языком, т.к. помимо речевой функции язык осуществляет передачу энергии по телу и вовне, регулирует процессы нагревания и охлаждения тела, психическую координацию и др.

Медицинская логопедия также предлагает много упражнений для языка. Обычно эти занятия неприятны для ребенка, вызывают страх и боль, проходят без родителей и длятся безуспешно многие месяцы и даже годы. Важно понимать цель, для которой все эти упражнения проделываются и не нанести логопедическими занятиями еще большую психическую травму неокрепшему сознанию ребенка.

Если ребенок мал, то эти цели необходимо объяснять родителям. Я помогаю родителям понять проблемы речи ребенка, проделывая свои упражнения вместе с ними, тогда сам родитель видит и чувствует, почему он говорит правильно, а ребенок нет. Я показываю, как ставится язык при произношении различных звуков, и родитель с удивлением обнаруживает, что вполне может сам показать своему ребенку, где его ошибка.

Иногда не удается решить речевые проблемы в дошкольном возрасте, когда ребенок еще находится в процессе обучения речи. Когда ребенок начинает осознавать себя в обществе (это происходит примерно во втором классе школы), то у него появляется мотивация научиться говорить правильно, и этот момент важно не упустить. Однако в более позднем, даже взрослом возрасте удается многое исправить. Все зависит от желания и понимания человека, его доверия ко мне, к методу и к самому себе.

Нарушение речи — это невроз

Рассмотрим вначале, что такое невроз с точки зрения природной картины мира? Природное, естественное развитие и течение процессов — это свободный творческий поток, которому ничто не должно препятствовать. Однако препятствия на этом пути всегда случаются. Такова неприродная, социальная организация человечества, существующая по своим законам. В ней срабатывает так называемый человеческий фактор — ошибка, рассогласованность с природой, с божественным. Если мы рассматриваем что-то природное, то ошибок там нет. Почему?

Самым примитивным ответом будет: «Ну мы же не боги!» Самосовершенствование человека — это путь к устранению таких ошибок через исследование очевидных и неочевидных природных закономерностей.

Технократический путь развития отрицает эзотерические (невидимые глазу, скрытые) составляющие мироздания, образующие все причинно-следственные связи между людьми и явлениями. И когда эти связи нарушены, мы имеем глобальную ошибку развития по всем направлениям.

Ребенок рождается максимально приближенным к природе. Хотя надо сказать, что, уже начиная с процесса родов, социальные и медицинские вмешательства вносят большие коррективы. Это и сам ход родов: преждевременное удаление пуповины, неестественное (лежачее) положение роженицы, прививочные мероприятия и нахождение ребенка отдельно от матери. Уже в эти дни малыш может получить массу нервных потрясений, в том числе предрасположенность к нарушению речевой функции.

Дальнейшая социализация ребенка (причем я не говорю, что она не нужна!) так же обязательно добавляет свою нагрузку на нервную систему ребенка, которую часто нечем компенсировать. Да, нужна именно компенсация — природный иммунитет, который восстановит нарушения. Но в обществе очень мало методов формирования и укрепления такого иммунитета.

Само слово «мораль» содержит смысловой слог «мор». Это с точки зрения исследователя природных и творческих потоков о многом говорит.

Сейчас очень редкий ребенок начинает говорить сразу правильно. Проходят годы, обычно дошкольные, но иногда и первые два-три класса школы, пока речь ребенка самовосстановится. Почему так происходит? Это природный иммунитет и начальное становление личности на основе внутренних факторов силы души победили социальные нарушения.

Но часто проблемы остаются, и невротические нарушения необходимо лечить, т.е. обращаться за логопедической и психотерапевтической помощью.

С точки зрения учебника по логопедии проблемы нервных нарушений не могут быть сведены к тому, что в обществе базовые нормы морали направлены на разрушение природных законов, точнее, отчуждения человека от них. Такой учебник просто цензура не пропустит. Вот почему в своей книге я большую половину текста отвожу рассмотрению этих вопросов.

Когда ребенок с нарушениями речи приходит ко мне вместе с родителями, я всегда вижу этот разрыв общепринятой системы воспитания детей с природными потребностями ребенка. Виноваты ли в этом родители? И да, и нет. С одной стороны, ребенок недополучает необходимых навыков по вине родителей, но с другой стороны, родители не информированы о том, какие нормы общепринятой морали и традиций воспитания противоречат природе развития детей. Благие намерения, диктуемые всевидящим социумом, часто не оправданы истинными потребностями ребенка.

Нарушения речи и других параметров развития происходят, когда ребенок недополучает внимания, правильной двигательной активности, спокойного и доверительного общения, понимания и участия со стороны родителей. Но родители зачастую не могут признаться в этом даже самим себе, а не то что логопеду. Родители не понимают, не видят этой связи. Но ее вижу я. Могу ли я помочь в этом случае? Часто нет.

Если ребенок старше 8 лет, тогда я могу найти к нему подход без помощи родителей, а также при отсутствии их на уроке. Этот процесс мне нравится, потому что душа ребенка мне отрывается и… творческий процесс пошел! Конечно здесь возникает другая проблема: объяснить ребенку ошибки его родителей. В этом случае есть угроза, что это будет обращено против меня и ребенку больше не позволят приходить на мои занятия. Истории эти я описала в Приложении 1.

Если ребенок маленький (до 5 лет), его проблемы и невротическое поведение, выражающееся часто в гиперактивности (непрерывное и неконтролируемое желание бегать, кричать, что-то ломать и т.д.), недоверие к «чужой тете», нежелание оставаться и что-либо делать в отсутствие родителей, меня, как все же неопытного логопеда и педагога, ставят в тупик.

Скажу иначе. Я сторонник честного и доверительного общения, которое творит чудеса (за один урок удается исправить сразу несколько звуков). Если такое общение с ребенком за 2-3 занятия установить не удается, я бессильна. Здесь, к сожалению, нужна помощь психотерапевта и медикаментозное воздействие.

К счастью, я могу отказаться от занятий, если вижу, что они бесперспективны. Брать деньги ни за что я не могу. Работа без результата — это же настоящая мука!

В случае неудачи родитель смотрит на меня с недовольством. Да, традиционная логопедия предусматривает терапевтические методы воздействия, т.е. прием успокоительных препаратов, специальный массаж, другие медицинские методы лечения неврозов. Но это не мой профиль.

Конечно, я уверена, что при создании необходимых условий и длительном пребывании ребенка в спокойной атмосфере, можно получить высокие результаты в исправлении речи без медикаментов и других неприродных воздействий. Но создать эти условия мне единолично не представляется возможным. Для этого существуют (или должны быть созданы) закрытые оздоровительные центры, специальные школы, где постепенно психика ребенка начнет восстанавливаться. Я думаю, что смогла бы стать основателем такой методики в большом масштабе. Однако современная система воспитания и образования не предполагает такой возможности. Да и нацелена ли она на полное устранение подобных патологий — большой вопрос.

Бывает, что ребенок доверяется и у нас начинает все быстро получаться, но дома родители не стимулируют его говорить правильно и поэтому речь долго не исправляется. Зная это, я с первого урока даю родителям упражнения, которые необходимо каждый день выполнять с ребенком.

Именно в результате моей невозможности в отдельных случаях помочь ребенку и возникла необходимость написания данной книги. Ведь, получив эти знания, родители смогут предотвратить появление проблемы или исправить ее на ранней стадии. Я очень надеюсь и верю, что моя книга будет доступна широкому кругу читателей.

Бороться надо, начиная с понимания причин, а не, как обычно это у нас принято, бороться со следствием.

Причину невроза установить тяжело, это требует времени и доверительного общения. Мне стало понятно, что сфера залегания причин невроза — подсознание и здесь могут помочь ИСС (измененные состояния сознания), которые я постоянно применяю в своей практике.

Устранить невроз можно только комплексным воздействием, важнейшей частью которого являются физические упражнения. Для меня это йога. Почему именно она, читайте в следующей главе.

Часто причина невроза — спешка родителей, передающая детям синдром паники, постоянное раздражение. «Быстрее, мы опаздываем в садик!» — кричит ребенку мать. Это происходит изо дня в день. Ребенок не может изменить ситуацию, но чувствует себя виноватым. Возникает стойкое недоверие к миру. Это зажим на всех уровнях системы тело-сознание. Невроз обеспечен.

Я говорю всем: уберите спешку!

Компенсатором невроза может быть много факторов: добрая бабушка, часто общающаяся с внуком или внучкой, домашнее животное, приносящее реальную радость и психологическую разгрузку ребенку, прогулки на свежем воздухе, танцы и мн.др. Но при наличии постоянного основного раздражителя компенсация не сработает.

Не являются компенсаторными факторами против невроза просмотр развлекательных каналов и компьютерные игры. Они даже создают дополнительные зажимы и усиливают невроз, особенно, когда спохватившиеся родители пытаются запретить данное увлечение.

К сожалению, многие родители, видя мой нестандартный подход, не могут мне довериться и боятся доверить мне своего ребенка. Они также невротичны, как их ребенок, переполнены страхами, которые и вызвали логопедические проблемы. Замкнутый круг.

Логоневроз — это семейное заболевание. Перевоспитывать родителей — не моя прерогатива. Могу только советовать. Но чаще всего неврозы детей обусловлены неврозами родителей. Лечить от неврозов необходимо всю семью, само общество и его институты.

Если происходит обещанное мною «чудо», ребенок уже на первом занятии начинает хорошо говорить какие-то буквы, часто родители с опаской смотрят на меня, принюхиваясь к запаху ароматических палочек, который слышен в моей студии, и вопрошают: «Это секта?!» или «А это не опасно — то, что вы с ним сделали?»

Они тоже больше не придут. Мне жаль этого ребенка!

Невроз может быть побежден самим человеком в процессе роста организма и действия его резервных стабилизирующих систем. Это называется в обиходе «перерос», имея ввиду, что ребенок смог перерасти свою болезнь. Повторюсь, что наше тело находится под управлением космических сил, и если не мешать этому управлению, а культивировать его, будучи внимательным учеником и помощником этих сил, можно очень многого добиться.

Поэтому большинство людей, у которых остались речевые дефекты не являются ярко выраженными невротиками, как описанные мною дети. Причина в том, что их сознание в целом вышло из блокировки, но привычка говорить неправильно осталась. Привычка — очень сильная вещь. Надо стараться и желать изменений, приложить массу усилий, тогда мы сможем перестроить себя. В магии существует специальные практики работы с подсознанием для устранения влияния вредоносных программ, я их использую, но и они требуют времени и терпения.

Очень много умнейших людей — лекторов, профессоров — не выговаривают какие-то буквы, но окружающие, уважая их интеллектуальные достижения, быстро привыкают к их речи. Это тоже компенсация.

Есть люди, у которых исправление речевых проблем произошло не полностью, хотя вроде бы все буквы звучат верно. Но остается ощущение, что они говорят сквозь какую-то пленку в своей голове, звук идет неправильно, словно застревая в носоглотке. Если такие люди начинают петь, то этот дефект пропадает, так же, как при заикании. Мне очень интересно понять, как помочь таким людям, и я с удовольствием занимаюсь со всеми желающими.

Я по натуре исследователь. Мне интересно через каждого человека видеть потрясающее совершенство строения нашего организма, потенциал сознания и его связь с создателем-творцом. Прикасаться к творению бога под названием человек — это бесконечное счастье!

Движение и обучение

Любое обучение — это изменение себя, а изменение — это иное направление течения энергии в теле и мозге. Перенаправить энергию проще всего с помощью движения. В педагогическом деле это называется моторика. Двигаясь и выполняя какие-то практические задачи не только своими руками, но и всем телом(!), ребенок легче усваивает новое.

Занимаясь с детьми, я заметила, что несколько раз в течение 45 минутного занятия (если ребенок не устает, я занимаюсь и полный час) ребенку необходимо дать пару минут для физической разминки. В школе детям иногда позволяют сделать разминку, стоя между рядами парт: поднять руки, поработать кулачками. Но я увидела, что лучше сделать более активные движения. Благо, места в моем зале хватает, и я прошу ребенка пробежаться несколько раз по кругу, сделать кувырки на заранее приготовленном йоговском коврике или другие движения, которые он хочет. Я научилась видеть, какие движения необходимы в каждом отдельном случае. Это именно те, что расркпощают видимый мною зажим, который проявляется в ходе занятий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Природная логопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я