Позвольте себе петь!

Елена Новопавловская, 2018

Автор доказывает, что пение – естественная и необходимая вещь, без которой душа человека полностью раскрыться не сможет, а значит петь хочет и может абсолютно каждый человек. В форме доверительного общения с читателем освещены вопросы развития, раскрытия и восстановления вокальных данных (музыкального слуха, голоса и др.) через привычные и нестандартные приемы. Даны оригинальные авторские упражнения и подходы. Затронуты проблемы духовного и творческого развития детей и взрослых, вопросы саморазвития, питания, укрепления тела и психики. Особый интерес представляют темы экстрасенсорных взаимодействий ученика и учителя пения, связанный с этим оздоровительный аспект, а также обобщенный анализ развития человека через познание вокального мастерства. Методика подходит для любого возраста.

Оглавление

Как

Сольные концерты и встречи с участием Е.Новопавловской

Петь хочет и может каждый человек, у которого есть душа.

Пение — это естественный процесс энергоинформационного обмена между Землей и Космосом через человека.

Перестаньте цитировать.

Начинайте исследовать!

Отпустите догматы

и киньте их в темный подвал.

Чем словами жонглировать,

Лучше с сердцем беседовать,

Не боясь оказаться нагими

в начале начал.

Введение

Я спрашиваю себя: а нужна ли моя книга? А может, подобная тема уже раскрыта кем-то, и такие книги уже есть?

И по космической почте приходит ответ: пиши! Если тебе это идет, значит нужно. Нужно прежде всего тебе самой, чтобы стать более целостной, чтобы, отдав своё знание в мир, освободить место для чего-то нового.

В конце концов, пусть таких книг будет больше! Мир станет осознаннее, а значит чище и гармоничнее.

Сейчас такое время, что мир меняется очень быстро. Люди «просыпаются», становятся осознанными. Далее они подключаются к информационному полю Вселенной и получают новую информацию, рождая новые методики, техники, приемы. Поэтому я уже не удивляюсь, что нестандартных методик обучения музыке и пению появилось много.

Однако, начав преподавать вокал, я не нашла для себя приемлемой и целостной системы или книги, которая раскрывала бы основные проблемы в работе с учениками, давала бы какой-то естественный способ научиться и овладеть этим нелегким и загадочным умением, в то же время не противоречила бы моим знаниям, проверенным временем и опытом. Ознакомившись бегло с теорией и практикой пения различных школ и направлений, я пришла к выводу, что мне необходима своя целостная система, которая бы включала анализ и развитие всех составляющих этого искусства через понимание и ощущения, которые имелись ранее и появившиеся у меня в ходе йогической практики.

Так в результате работы с вокалистами я начала формировать свой подход к пению как естественному процессу в сознании и теле человека. И хочу его систематизировать и изложить в этой книжке как новую методику обучения, новое понимание процесса пения.

Возможно, кому-то мой опыт и образование покажутся недостаточными. Я самоучка во многих областях знания. Это значит, что знание и ощущения правильности идут каким-то потоком, а потом приходит подтверждение (теоретическое обоснование) этому интуитивному опыту. Поэтому просто не могу не писать! Вообще, что касается самоучек и негативной окраски этого понятия, вставлю свои 5 копеек. Я думаю, что без качеств самоучки человек ничему настоящему научиться не может. Об этом поговорим чуть позже, в отдельной главе.

Пою с детства, сколько себя помню; училась в музыкальной школе, пела в средней школе и институте на самых разных сценических площадках, работала на свадьбах, в ресторанах, ставила культурные мероприятия как сценарист, режиссер, концертмейстер и хормейстер. Несколько лет веду индивидуальные занятия по вокалу с детьми и взрослыми, а также руковожу вокальным ансамблем. Написала около 150 песен и оперу.

Столкнувшись в своей взрослой жизни с разными преподавателями пения, я поняла, что, в общем-то, петь не учат ни в музыкальной школе, ни в разных там ДК… Может быть, в консерватории учат, спрашивала я себя? Но как же? Туда попадают уже отобранные музыкальной школой «способные» дети. А что делать неспособным? Неужели вердикт «нет слуха» или «нет голоса» — окончателен? С чем это связано и как это исправить и вернуть человека к полноценной жизни. Ведь петь хотят все. Значит, неспособность петь вызывает страдание…

Я начала чувствовать, что пение — это необходимый фактор жизни человека. Уметь петь и делать это регулярно намного более важно, чем сейчас пытаются показать людям. Ведь раньше пели все — дети хором в садике и школе, взрослые — на праздничных посиделках, молодежь — под гитару во дворах. Сейчас эти традиции отмирают. Дети и взрослые становятся зажатыми, неуверенными в себе. Люди начинают думать, что пение — удел избранных, а голос и слух — большая редкость. Моя книга должна противостоять такой тенденции. Я считаю, что петь необходимо каждому! Это искусство делает человека человеком, т.е. дает связь с духовными каналами, дает правильное понимание и критерии оценки себя, гармоничное самоощущение, удовлетворенность жизнью.

Я поняла, что слышать музыку и воспроизводить ее голосом можно научить и ребенка, и взрослого. Наверное, только психические отклонения* делают человека неспособным отличать тот звук, что приходит извне (от музыкального инструмента, чужого голоса) от того, что воспроизводит его голос и постоянно удерживать внимание на этом контроле.

Внимание — это тот волшебный ключ, которым открываются все запертые двери в вокале, йоге, магии… Надо развивать внимание. Это особый вид энергии, который дает человеку возможность переноситься куда угодно: вовне и внутрь себя (в любую зону тела или орган) и даже в другие миры. Внимание связывает сознание человека с любым предметом и проецирует нужным образом его воздействие на предмет, т.е. создает намерение. Пение — это многоуровневая работа внимания, которое скользит через такие сферы контроля как слух, работа гортани, эмоции и др. Если какая-то сфера закрыта, то это не приговор. С ней можно поработать и открыть.

Из-за закрытого канала тело не поющего человека регулярно недополучает энергию. Поэтому поющие люди более энергичные, общительные и счастливые.

Связь с душой многоканальная. Это и пение, и стихи, и музыка, и рисование, и ораторское искусство и мн. др. Некоторые индивиды имеют более чистые каналы и обычно какой-то развит лучше других. Каналы — это таланты. Гений имеет много чистых и очень развитых каналов. Чтобы помочь человеку в понимании того, что такое раскрытие канала в пении, я применяю образ трубы. Мы можем представить, а вернее прочувствовать, как работает этот канал, если у нас будет его образ. Читатель найдет эту технику в книге.

––*

По поводу психических отклонений и ДЦП — читайте о моем опыте в отдельной главе.

––

Кто поет? И чем человек поет? Думаю, что поет, конечно, душа. (Соло — по-английски — soul — душа). Намерение петь исходит от души. Она посылает это намерение в сердце. Оно формирует настройку органов дыхания. Человек, умеющий петь, знает (и знает не умом), как настраиваться на пение и делает это быстро и как бы автоматически. Для тех, кто петь не может, надо создать намерение (его я даю своим ученикам), помочь осознать, где находится волевой центр, отвечающий за эту способность. Это и есть духовная или энергетическая практика. Можно сказать, что звук зарождается в области сердца, в легких, потом выдыхаемый воздух проходит через гортань и выходит через рот, окрашенный эмоциями. Изначальный импульс звуку даёт мулатхара, эмоциональность — свадхистана, силу — манипура, красоту и сердечность — анахата. Индивидуальное звучание — вишудха. Верхние центры (аджна и сахасрара) обеспечивают подключку сознания к духовному плану. Такие голоса звучат по-особенному…

Прозанимавшись 10 лет йогой, я стала видеть взаимосвязь многих явлений и поняла, что пение — исключительно духовная практика. Это не значит, что оно связано с какой-то верой или религией. Это значит, что сам процесс звукоизвлечения и совершенствование в нем включают в себя глубокую внутреннюю невидимую и часто необъяснимую работу внутренних органов певца, его интуиции, чувства меры, гармонии, личной самоорганизации и духовной красоты. Причем моральные качества человека отражаются и на характере пения, и на окраске голоса. Невозможно научить петь, не занимаясь внутренним миром человека, не разбирая его проблем и обстоятельств жизни, т.е. преподавателю надо быть психологом в лучшем смысле этого слова. И конечно, качества души, пришедшей в этот мир с багажом предыдущего опыта, имеют определяющее значение. Добрый и открытый человек будет петь лучше того, кто зашорен претензиями к миру. Многое изменить оказывается невозможно. Но, безусловно, поющий человек меняется на глазах, происходит чудо преображения, человек переходит на более высокий уровень энергоинформационного обмена. Вот почему я говорю, что пение — это духовная практика.

Самое главное, как мне кажется, это понимание, что звучать человек может легко, без напряжения, как космический проводник, как тибетская чаша, как сосуд, вдохновенно и внимательно открывающийся нисходящему потоку силы.

Звукоизвлечение, называемое нами вокалом, происходит как рождение встречного восходящего потока певца в ответ на нисходящий поток внешней (космической) силы. В результате правильного, а вернее сказать, гармоничного звучания рождается звук, как результат слияния двух сил. В йоге человека называют универсальным потоком, т.е. те же встречно направленные силы в нем уравновешены и при взаимодействии создают биополе (ауру) и всю энергетическую структуру, включая физическое тело. Правильно настроившись на «звучание» этого пространства в себе и вокруг, человек начинает издавать вокальный объемный звук — звуковое поле. Оно обволакивает окружающих, гармонизирует пространство, создавая магию звука. Вот почему хороший певец доставляет наслаждение слушателю именно живым исполнением. Певец чистит и заряжает своей энергетикой тех, кто не только присутствует, но и внимает пению.

В древних славянских практиках известно «прогуживание» как целительное звучание, направляемое в разные области тела и конкретные органы. Поэтому занятия пением (именно по той методике, которую я хочу предложить) должны оказывать оздоровительный эффект. А пение такого человека — оздоравливать окружающих.

Преподаватель обязан уметь петь и передавать свое умение с помощью потока личной силы, вдохновляя и стимулируя ученика на каждом занятии.

Учитель поет вместе с учеником и при этом они руками и всем телом, формируют особое пространство звука. Звучать начинает всё тело и пространство вокруг него, затем вся комната… Вибрации, создаваемые голосом, начинают быть словно осязаемы. Их форму можно менять, увеличивая и уменьшая объем, придавая направление.

Затем, поняв эти основные принципы, мы начинаем разбирать, какие органы и системы участвуют в извлечении звука. Как ведет себя гортань, диафрагма и др. когда голосовой аппарат раскрылся, работа переходит на исполнительские нюансы. Если человек занимается йогой, то сделать все это намного проще.

Йога — всесторонняя духовно-физическая практика. Она охватывает и работу с телом, уравновешивает нервную систему и улучшает моральные качества. Соответственно такой человек просто не может не звучать! Диафрагма натренирована регулярными дыхательными практиками, гортань и носоглотка чисты и открыты, т.к. простуды оставляют йогина. Резонаторы тела легко поддаются развитию, т.к. йогин умеет переносить свое внимание в разные участки тела и хорошо чувствует их. А тренировка систем восприятия и реагирования дает необъятные возможности для настройки мельчайших эмоциональных градаций. Подвижное и ритмичное тело придает уверенность сценическим движениям.

Как

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я