В учебном пособии представлены теоретические основы и концепции мотивации, включающие в себя процесс формирования потребностей. Для широты картины в учебном пособии представлены классификация мотивов и стимулов, которые помогут читателю создать полную картину о сложности и многогранности феномена мотивации.Рекомендовано для подготовки бакалавров по направлениям: психология, педагогика, социальная работа, социология, менеджмент, экономика, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе дополнительного образования. Пособие будет полезно бакалаврам, магистрам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мотивация. Учебное пособие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЛЕКЦИЯ 2. МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ
2.1. Индивидуальные психологические черты и особенности
Каждый человек наделен индивидуальным набором психологических черт и особенностей, которые отличают его от других людей. Этот набор и составляет структуру личности, который включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности — это индивидуальные свойства личности, определяющие успешную деятельность индивида. Развитие способностей происходит из задатков, которые получаем при рождении. Можно сказать, что способности развиваются из задатков в процессе деятельности.
Различают разные виды способностей, которые соответствуют развитию той или иной деятельности в будущем — литературные, коммуникативные и пр. Темперамент — определенный набор психики, который выражается в поведении, в реакциях индивиду на социальные обстоятельства, в проявлении чувств и пр. Темперамент является основой формирования характера и обладает набором характеристик — интенсивность, длительность, темп и пр. Как и способности темперамент имеет несколько классификаций по типу. Наиболее известные теории получили свое развитие в психологии, такие как теория К. Юнга (активность — пассивность, экстраверсия — интроверсия), теория Кречмера (по телосложению) и пр.
Характер:
— «совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки» (Б.М. Теплов), «…психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле» (Н.Д. Левитов), это закрепленная в индивиде система генерализованных побуждений, мотивов (С.Л. Рубинштейн);
— фиксированная форма выражения смыслового опыта, смысловых установок, актуализирующая в присущем личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы.
Характер является следствием отражения всей сложности жизненных влияний, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды.
Эмоция — своеобразная форма отражения действительности, в которой выражается субъективное отношение человека к миру и к самому себе.
Эмоции возникают в момент, когда высшие мозговые центры не могут обеспечить адекватный ответ на воспринимаемую ситуацию или, когда существуют сомнения, колебания относительно возможности успешного ответа (Хоудж).
Нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование или совпадение акцептора действий (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом эффекте (П.К. Анохин).
Мотивация:
— относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов, в основе которой лежит сочетание материально-биологических, социальных и идеальных потребностей (П.В. Симонов);
— сложный системный процесс, который выступает как единство аффективных и когнитивных процессов и включает в свою структуру побудительные компоненты (мотивы), регулятивные компоненты, компоненты причинной интерпретации и др.
Дж. Аткинсон выделил в мотивации личностные детерминанты (устойчивые обобщенные мотивы) и ситуационные детерминанты (ожидание, побудительная ценность).
Говоря о взаимосвязи эмоций и мотивации следует понимать — переживания и побуждение к деятельности. В этом случае, мотивация представляет собой систему процессов, отвечающих за побуждения деятельности. Однако, человек начинает действовать, когда в его действии есть определенный смысл. Здесь и выступает эмоции как спонтанные сигнализаторы смысла. Эмоции врожденные и имеют ряд характеристик, включая полярность: положительные и отрицательные. При удовлетворении потребности — человек получает положительные эмоции. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию. И тогда мотивация выстраивается в структуру, где определена нужда, механизмы поиска и удовлетворения. Ряд отечественных ученых (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) отмечали, что мотивы могут закрепиться как устойчивые характеристики личности. Например,
— если человек интересуется разными вопросами — «любознательный»;
— если человек постоянно меняет свои увлечения — «переменчивый» и т.д.
Если человеку данные свойства не мешают, они закрепляются и принимают устойчивый характер. Эти способы формирования мотивов разделяют на экстернальные и интернальные (рисунок 3).
Экстернальные свойства — проявление в гибкости человека к различным воздействиям извне — уступчивость, подчинение приказам и пр.
Интернальные свойства — опора личности на собственные убеждения — упрямство, инициативность.
Мотивационные свойства личности, связанные с особенностями принятия решения, работой «внутреннего фильтра»:
— догматичность — опора на положение, которое субъект считает непреложной истиной, неизменной при всех обстоятельствах (такого называют догматиком, доктринером);
— капризность, своенравность, самодурство — принятие человеком решения без учета обстоятельств, взбалмошность поступков («так хочу, так считаю»; такого называют самодуром);
Рисунок 3. Способы формирования мотивов
— эгоистичность — склонность к предпочтению своих, личных интересов в противовес интересам других людей, общества; пренебрежение последними при принятии решения (человека с такими склонностями называют эгоистом);
— нерешительность — наличие колебаний, необоснованных раздумий при принятии решения (выборе средства и способа удовлетворения потребности);
— легкомыслие — поверхностность в принятии решения, планирование поступков без учета последствий;
— безрассудность — не сдерживаемое доводами рассудка принятие решения (отсюда — безрассудные поступки как свойство личности);
— безответственность — легкомысленность, игнорирование при принятии решения чувства долга, обязанности, неприятных последствий для других людей, общества;
— авантюрность — планирование поступков, действий в расчете на случайный успех (склонный к авантюризму — авантюрист);
— делячество — проявление при принятии решения узкого практицизма, при котором упускается из виду общественная сторона дела (обладатель этого свойства — делец, деляга);
— импульсивность — проявление активности под влиянием случайных импульсов, без рассмотрения возможных последствий; торопливость в принятии решения действовать;
— корыстолюбие — учет при формировании намерения прежде всего личной выгоды;
— самоуверенность — большая уверенность в себе, в своих возможностях (самоуверенный человек пренебрегает предостережениями и советами других при принятии решения);
— самонадеянность (самонадеянный человек) — то же, что самоуверенность (самоуверенный);
— своеволие — принятие решения по собственной прихоти (своевольный человек пренебрегает законами, нормами общежития и т. п.);
— своенравие — проявление упрямства, капризности (своенравный человек поступает так, как заблагорассудится);
— предусмотрительность — учет при принятии решения возможных последствий (предусмотрительный человек тщательно планирует свои действия и поступки; его программа отличается доскональностью, скрупулезностью);
— дальновидность (дальновидный человек) — то же, что предусмотрительность (предусмотрительный человек);
— благоразумие — обдуманность в поступках, тщательное взвешивание всех «за» и «против» (благоразумный человек — антипод авантюристу);
— обстоятельность (обстоятельный человек) — то же, что благоразумие (благоразумный человек);
— самостоятельность — склонность к принятию решения без посторонних влияний и помощи;
— рискованность — склонность к принятию планов, решений, могущих привести к неудаче, опасности (рисковый человек принимает решения вслепую, безоглядно, безрассудно, наобум, наудачу, напропалую, наугад).
Таким образом, новые свойства личности имеют ряд качеств, которые накладывают определённый отпечаток на всю личность в целом.
2.2. Психология психических состоянии.
Согласно определению Н.Д. Левитова, психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. В своей работе он выделяет ряд детерминант психического состояния:
— предшествующей., наличной. и ожидаемой. ситуациями;
— набором актуализированных свойств личности;
— предшествующим психосоматическим состоянием;
— потребностями, стремлениями и желаниями;
— возможностями (проявившимися способностями и скрытым потенциалом);
— объективным воздействием и субъективным восприятием ситуации.
В психологической литературе представлен чрезвычайно широкий перечень многофункциональности психический состояний: дифференциации психических состояний; ориентирования в среде; замещения недостатка информации; регулирования или регуляторная; интеграции психических процессов и психологических свойств; отражения и организации психических процессов и формирования качеств личности; организующая и дезорганизующая; оценки степени совпадения полученного результата и цели деятельности; согласование потребностей и устремлений с возможностями и ресурсами индивида и т.д. Примерами психических состоянии. являются агрессивность, апатия, азарт, волнение, бодрость, усталость, интерес, терпение, сонливость, леность, удовлетворенность, страдание, ответственность (долг), доверие, совестливость, сочувствие (сострадание), открытость, откровение.
Таким образом, можно отметить высокую значимость психических состояний в поведении человека, в функционировании соматики и психики, деятельности человека и пр. и выделить классификации психических состояний:
Обзор классификаций психических состояний:
1. Классификация по В.А. Ганзену, который выделил несколько видовых критериев:
Виды состояний по источнику формирования:
— обусловленные ситуацией, например, реакцией на брань;
— личностно-обусловленные, например, резкая эмоциональная реакция, нередко возникающая у холериков.
Виды состояний по степени внешней выраженности:
— поверхностные, слабо выраженные, например, настроение легкой печали;
— глубокие, сильные, имеющие характер страстной ненависти или любви.
Виды состояний по эмоциональной окраске:
— положительные, например, поэтическое вдохновение;
— отрицательные, например, уныние, апатия;
— нейтральные, например, равнодушие.
Виды состояний по длительности:
— кратковременные, например, вспышка гнева, продолжающаяся несколько секунд;
— продолжительные, длящиеся иногда годами, связанные с чувствами мести, скуки, депрессии;
— средней продолжительности, например, связанные с чувством страха во время авиационных перелетов.
По степени осознанности:
— неосознанные, возникающие, например, во время сна;
— сознательные — состояния мобилизации всех сил, например, у спортсменов, устанавливающих спортивный рекорд.
Виды психических состояний по уровню проявления:
— физиологические, например, голод;
— психологические, например, воодушевление, энтузиазм;
— психофизиологические.
2. Характеристики и классификация психических состоянии. по Н.Д. Левитову:
— эмоциональные (модальные);
— активационные (отражают интенсивность психических процессов);
— тонические (ресурс сил);
— тензионные (степень напряжения);
— временные (продолжительность, устойчивость: от секунды до нескольких лет);
— полярность (благоприятные — неблагоприятные; положительные — отрицательные).
Классификация психических состоянии.:
— нейтральные (спокойствие, безразличие, уверенность);
— активационные (возбуждение — апатия);
— тонические: (а) эмоциональные (аффект, паника, настроение, стресс, депрессия, счастье и др.), (б) функциональные (оптимальные и неблагоприятные), (в) психофизиологические (сон, бодрствование, боль, гипноз);
— тензионные (напряженность, расслабленность — зажатость); возникают при повышенной. нагрузке, при выходе за пределы комфортной. зоны; при препятствии на пути удовлетворения потребностей., при физической. и психической. травме, тревоге, лишении условии..
Функции психических состояний:
1. Интегративная (интегрируют процессы и свойства личности для обеспечения протекания деятельности).
2. Адаптивная (установление соответствия между актуализированными потребностями человека и его возможностями, и ресурсами с учетом конкретных условии. существования, особенностей. деятельности и поведения.
3. Информационная.
4. Энергетическая.
5. Оценочная.
6. Антиципирующая.
7. Настроечная.
8. Побуждающая.
9. Уравновешивающая.
Основное условие — это гибкие переходы одного состояния в другое — непрерывность.
Разделяют три категории психических состояний — функциональные, оптимальные и неблагоприятные функциональные (рисунок 4).
Функциональные состояния определяют эффективность деятельности человека.
Оптимальные функциональные состояния: оптимальная работоспособность, готовность к действию, операционная напряженность. Высокая и стабильная продуктивность, работа выполняется легко и быстро без напряжения, внимание сосредоточено, психические и моторные функции активизированы; заинтересованность делом и целеустремленность.
Неблагоприятные функциональные состояния: ухудшение показателей. выполняемой деятельности или опасное перенапряжение сил человека.
Рисунок 4. Модальность психических состояний
Виды неблагоприятных ФС:
Утомление естественное истощение сил в результате интенсивной продолжительной работы, сигнал о необходимости отдыха. Физическое, умственное, сенсорное, двигательное, позотоническое и др.
Физиологический дискомфорт, раздражительность, апатичность, ухудшение внимания, желание отдохнуть. Циклы: компенсируемое — некомпенсируемое — состояние срыва; острое — хроническое переутомление.
Монотония — из-за однообразной работы, стереотипных действий, содержательной бедности задании.. Способствуют: отсутствие разнообразия в обстановке, однообразный шум, приглушенная освещенность. Снижается тонус и активация — сонливость, апатия, скука. Возникают автоматизмы. Итог: травмы, аварии, несчастные случаи. Или возникает состояние пресыщения — активное эмоциональное неприятие скучной работы, которое разряжается в аффективной форме.
Стресс — работа организма в режиме сверхзатрат. Физиологический стресс вызывают физические воздействия: сильный шум, высокая температура воздуха, яркие вспышки света, вибрация и т. п.
Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Можно выделить пять групп явлений, регулирующих функциональные состояния:
1. Мотивация — то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность.
2. Содержание труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации.
3. Величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации.
4. Исходный фоновый уровень, т.е. след от предшествующей деятельности.
5. Индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов. Определяют специфику и развитие функциональных состоянии.. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.
Основные методы, направленные на регуляцию психических состояний, обеспечивают оптимальную работоспособность.
2.3. Методики активизации различных компонентов мотивационной сферы
Выделяют четыре компонента мотивационной сферы, при чем функция каждого из них отличная друг от друга:
Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами — прием пищи, сон и пр.
Второй — когнитивный компонент, включает в себя перестройку в когнитивных системах деятельности;
Третий компонент отвечает за динамику эмоций и переживаний — эмоциональный. компонент;
Четвертый координирует все компоненты и мотивационно-волевые процессы — мотивационный компонент.
Из разных источников можно найти методики активации оптимальной работоспособности человека, повышение адаптации и способности выдерживать различные по характеру нагрузки. Оценка соответствия критериям также основывалась на данных из литературных источников (в основном, на утверждении авторов об экспериментальном или эмпирическом подтверждении их эффективности). Конкретные меры по активизации компонентов мотивационной сферы рассматриваются авторами по факторам, воздействующим на деятельность человека. Например, комплекс упражнений, повышающий работоспособность труда на производстве и пр. Но при детальном рассмотрении выделяют разные методики по активизации различных компонентов мотивационной сферы.
Для первого компонента все методики условно разделены на три основные группы совершенствования условий и как следствие повышения работоспособности человека/
Минимизация негативных воздействий на человека. Например, Очищение помещения, снижение шума.
Максимизация таких факторов, как эргономическая, эстетическая и организационная комфортность на рабочих местах, морально-психологический климат в коллективе, безопасность труда, хозяйственно-бытовая обустроенность на производстве, и другие.
Оптимизация таких факторов, как освещенность, микроклимат, демографическая и социальная структура персонала, материальные условия труда, и другие.
Для второго компонента:
Многие авторы разрабатывают комплексы методик, которые способствуют развитию оптимальной работоспособности, активизируя когнитивный компонент. Примеры:
1. Методика «Интеллектуальной. саморегуляции» С.Е. Злочевского. Перед сном суммируются результаты дневной интеллектуальной и практической работы и производится планирование содержания, объема и порядка выполнения работы на следующий. день (время выполнения 1–2 минуты).
2. Программа развития пространственно — временных представлений. Формирование обстановки доверия и эмоционального комфорта учащихся. В данной программе представлен комплекс упражнений по развитию у детей знаний об окружающем мире, для автоматизации навыков ориентировки в правых и левых частях тела, для расширения представления о времени и т.д.
Примерами методик активизации третьего компонента, направленного на преодолению или снижению нервно-психической напряженности могут способствовать, следующие меры:
— чередование работ, где задействованы разные анализаторы.
— чередование работ умственного и физического характера.
— исключить монотонную работу.
— изменение в течении дня нагрузки и интенсивности работы
— перерывы и пр.
Для активизации четвертого компонента многие авторы предлагают вырабатывать новые привычки. Для этого сегодня существует много технологий, такие как «привычка за 30 дней», «Изменить жизнь за 24 часа». В этом действии заложено смещение акцента не на выполнение упражнений, а на стремление выполнения обязательных сознательных действий, что позволяет работать с внутренним сопротивлением. Однако данные действия должны иметь обязательный отчет, что позволит проводить самоконтроль о результатах.
Таким образом, анализ литературы показал, что при воздействии на данные компоненты мотивационной сферы можно достичь эффективности результатов в различных видах деятельности, учебе, спорте и пр. Таким образом, если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация, которой необходимо управлять и поддерживать ее компоненты. Однако, должно быть понимание того, что действие всех компонентов тесно переплетены. Так, при формировании личности мотивационные факторы становятся индивидуальной особенностью личности и взаимодействуют с другими психическими процессами. Например, рассматривая успешность деятельности любого человека отмечается прямая взаимосвязь с величиной самооценки, так как именно она влияет на уровень притязаний. Соответственно, возникают факторы, которые носят одноимённые названия — мотив успеха или избегания неудачи и пр.
Уровень притязаний — это, желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой, и имеет большое значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов.
Контрольные вопросы
1. Что такое автоматизмы?
2. Приведите примеры физиологического стресса.
3. Что называют функциональным состоянием?
4. Что относится к оптимальным функциональным состояниям?
5. Что такое утомление?
6. Перечислите способы формирования мотивов.
7. Что такое характер?
8. Что такое темперамент?
9. Что в психологии выделяют как психические состояния?
10. Что такое уровень притязания?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мотивация. Учебное пособие» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других