Личный бренд эзотерика

Елена Николаевна Егорова

Вы хотите вырасти из «погадашек», «прогнозов на день» и «числа имени»? Вас не устраивает вереница однотипных вопросов от клиентов в стиле «сколько у меня будет детей» и «когда же я наконец-то разбогатею?» Вы хотите понять, как не утонуть в бесконечном многообразии тарологов, астрологов, нумерологов, рунологов, и других специалистов? Если вы настроены уже решительно в духе «по-старому уже не хочу, а по-новому не знаю как», то эта книга точно для вас! Пора создавать своё собственное имя!

Оглавление

Глава 2. Зачем эзотерику личный бренд?

Прежде, чем начать эту главу, позвольте мне поделиться с вами данными статистики:

1) растущий интерес к темам эзотерики в 2020 году по данным поисковых систем: «эзотерика» в 2019 году — 205 тысяч запросов, а в 2020-м году уже 228 тысяч запросов, «астрология»: 244 тысячи и 287 тысяч соответственно, «руны»: 835 тысяч и 964 500 запросов, «Таро»: 1 996 000 и 3 039 000 запросов, и, наконец, по слову «гороскоп» идёт более девяти миллионов запросов ежегодно по данным wordstat.yandex.ru;

2) по данным поиска Яндекса на ноябрь 2015 года, к ТОП-8 запросов можно отнести (эзотерика занимает примерно 1% от всех запросов): гороскопы и знаки зодиака; лунный календарь; гадания; сонники; значения имён; нумерология и хиромантия; заговоры и привороты, целители и экстрасенсы;

3) в 2020 году одна известная социальная сеть достигла отметки в 1, 2 миллиарда пользователей, а из них российских аккаунтов насчитано уже почти 33 миллиона — в подсчёте принимали участие люди, появляющиеся в своём аккаунте хотя бы раз в месяц;

4) оборот финансовых средств через неё составляет примерно 1,8 миллиардов долларов ежегодно, а в марте 2013 года специалисты из «Интерфакса» подсчитали, что жители России тратят на услуги эзотериков до 30 миллиардов долларов ежегодно;

5) пока самая «брендированная» ниша в эзотерике — это астрология, так как в ТОП-10 эзотериков в соцсетях входят: астролог Василиса Володина (во многом известная по телепередачам и книгам), финалист битвы экстрасенсов Елена Голунова, астролог Лиза Васина (удачно «выстрелившая» и в ТикТоке), паблик «Зоди гороскоп», победитель битвы экстрасенсов и таролог Виктория Райдос (её книги также издаёт «Весь»), астрологический паблик «Moon ezoterica», астролог Наталья Анисимова, медиум Александр Шепс и коуч Александр Палиенко (по данным сайта adinblog.ru);

6) летом 2019 года ВЦИОМ проводил опрос населения, и выяснил, что в 2000—2015 году примерно 30—32% людей верили в астрологические прогнозы, а в 2019 году уже 15% опрошенных (а в США — 29%), но в целом 55% опрошенных верят в то, что наше будущее возможно предсказать;

7) в начале 20-х годов в Нью-Йорке началась мода на астрологию, особенно после ряда судебных дел с астрологом Евангелиной Адамс (она консультировала известных людей, писала книги, вела передачу на радио): к 1934 году жители США тратили на услуги астрологов до 125 миллиардов долларов в год, а в 2018 году — 2,2 миллиарда долларов;

8) есть ещё любопытная информация о том, что по результатам исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ уровня научных знаний населения в 2006 году, показало, что 68% россиян считали астрологию наукой. По этому показателю Россия тогда оказалась на 29-м месте в мире, и на 96-м месте по «рейтингу процветания» по данным Форбс.

То есть, интерес к эзотерике был, есть и будет всегда, поэтому эта сфера востребована и конкуренция здесь большая. Таким образом, и возникает следующий вопрос — а зачем эзотерику личный бренд (self-marketing)?

Начнём с того, что он помогает каждому из нас понять и выразить свою уникальность, раскрыть лично свой потенциал в занятии любимым делом. Также личный бренд должен отвечать на два вопроса: кто о вас знает и что о вас думают? Вот не верю я, что вы «мастер на все руки»: у каждого есть как сильные, так и слабые стороны. Например, как юрист, я могла помочь составить исковое заявление или претензию по гражданским делам, однако, лучше разбиралась в международном морском праве, чем и занималась не один год (каждый раз спокойно опровергая любые поползновения в духе «Ты ж юрист, должна знать ВСЁ!»). При этом в юридической практике личного бренда у меня не было — я работала в крупных корпорациях, была обычным винтиком в системе. И после увольнения мне пришлось столкнуться с тем, чтобы наконец-то заявить о себе, так как я ушла в сферу, где:

1) высокая конкуренция, особенно, среди астрологов и тарологов;

2) оплата услуг у раскрученных мастеров в разы выше, чем мои (на тот момент расклад Таро стоил 300—500 рублей, а по астрологии первые робкие консультации шли по 1000 рублей).

Самое главное, что важно понимать: основная цель создания личного бренда — это возможность влиять на широкую аудиторию людей, на их поведение, выборы, убеждения и мировоззрение в целом. Многим также нужен ориентир и мотивация, достойные примеры для подражания.

Далее напомню о том, что именно бренды помогают людям ощущать себя увереннее — от обладания брендовой вещью у многих поднимается самооценка и настроение. Зайдите на страницу любого бренда, и вы увидите не просто набор фотографий товаров, а определённую атмосферу, цветовую палитру и положительные эмоции (в НЛП даже есть термин «якоря»), с которыми у человека будет ассоциироваться определённый бренд. Чем больше он раскручен, тем больше у него инструментов для влияния на потребителей: красивый и стильный визуал аккаунтов, выверенная (классика и тренды) линейка продуктов, нужные детали для рекламных роликов (например, карты Таро, свечи и тому подобное). Посмотрите в интернете показ коллекции Dior весна-лето 2021, как там эстетично показаны в короткометражном фильме режиссёра Маттео Гарроне ожившие Старшие Арканы Таро. Любовь дома моды к картам объясняется тем, что сам Кристиан Диор был крайне суеверен и часто пользовался услугами гадалок. Поэтому в новую коллекцию вошли платья и костюмы, которые являются воплощением каждого Аркана: Шут, Маг, Верховная Жрица, Отшельник и т. д.

Также те эзотерики, которые выпускают мерч, особое внимание уделяют упаковке: коробка, наполнители, обёртка, логотип, визитка, собственные штампы и тому подобное. Даже если вы зайдёте в любой эзотерический магазин, то сразу же можно отметить интерьер и едва уловимый запах благовоний, который настраивает на определённый лад.

Далее отмечу, что некоторые эзотерики реально «заморочились» с личным кабинетом или офисом, где создали свою, неповторимую атмосферу для приёма клиентов. И, заметьте, это не безликие стандартные офисные «коробки», а целая вселенная — от картин/плакатов на стенах до нужных ароматов (палочки или аромалампа). Уже раскрученные эзотерики транслируют своей аудитории ценности, образ жизни и миссию — нужно понимать, что если ваш профиль, состоит, например, из только «карты-руки», то далеко вы с таким набором не уедете. Если хотите роста и развития, доверительных отношений с клиентами, то вы должны управлять тем впечатлением, которое производите на них!

Приведу следующую аналогию, как писатель.

Допустим, вы решили написать художественный роман. Понятное дело, если ваши персонажи будут только обмениваться репликами в нужных сценах, то это не прибавит им симпатии в глазах читателя. Здесь придётся озаботиться наполнением каждого героя: какой он, чем увлекается, что любит и ненавидит, о чём мечтает, как выглядит и во что одевается, каковы его отношения с близкими, манера речи и так далее. И каждый персонаж будет существенно отличаться от другого именно своим наполнением! То есть, условный злодей не может быть тупо злым и нахальным от заката до рассвета, так и положительный персонаж вряд ли будет «одуванчиком» всегда и во всех ситуациях. Именно неидеальность героев делает их уникальными, живыми и многогранными — точно так же работает личный бренд: он выявляет сильные стороны нашей личности и правильно их преподносит аудитории.

Да, вы можете быть совершенно не похожими на какую-нибудь гадалку Алевтину, но почему-то ваш профиль, Сториз и сайт практически не отличаются от её: те же карты, чёрный фон, ведьма на аватарке и прочее. Как минимум, клиенты (а изначально — целевая аудитория) у вас с Алевтиной будут разные! И в этом плане ваша задача — знать и понимать своего клиента, его потребности и желания, и транслировать ценности, которые будут импонировать людям, побуждая их сделать у вас заказ и остаться именно с вами. Это, как минимум, способность ответить на вопросы: чего хочет ваш клиент? Какая ваша услуга поможет получить ему желаемое? Каковы его боли и потребности? Зачем ему обращаться к вам? То есть, упоминание в профиле о том, что вы ловко раскладываете Таро, рассчитали три тысячи гороскопов или вообще консультируете на протяжении двадцати лет, не говорит клиенту о том, как всё это способно помочь ему решить наболевшую проблему.

Поэтому на помощь и приходит сила личного бренда, когда человек известен в определённых кругах, востребован у клиентов, у него однозначный и цельный образ. И для этого не нужно «выворачиваться мехом внутрь» становясь харизматичным, ярким, пуленепробиваемым достигатором. С учётом того, что многие эзотерики — творческие, интровертированные натуры, не всем им подойдёт дерзкий образ Ирины Чукреевой или светский стиль Василисы Володиной. Поэтому смысл этой книги не в том, чтобы вы вышли на международный уровень вне зависимости от ваших амбиций и целей, а в том, чтобы раскрыли свою уникальность и заняли собственную нишу в сфере эзотерики. В этом плане напомню, что если брать астрологию, то не существует двух одинаковых натальных карт, как и двух совершенно идентичных друг другу людей, поэтому каждый человек способен найти именно своё!

Что касается причин создания личного бренда, то о них я уже упоминала выше:

1) увеличение потока клиентов и, соответственно, рост доходов;

2) признание в обществе — даже если вы вдруг решили уйти из Таро в нумерологию, то ваше имя будет идти впереди вас! Например, Юлия Столярова сначала позиционировала себя как астролог, а теперь она занимается женской трансформацией и психологией, выпускает ювелирные украшения, метафорические карты, свечи и книги;

3) более высокий уровень безопасности — на простого человека «наехать» проще, чем на того, кто имеет репутацию, известность и статус (правда, в этом деле резонанс в обществе идёт в других масштабах).

Также немаловажный фактор имеет ваш настрой. Как говорил один из моих учителей: «Вот ты утром проснулась и подумала о работе. Какое у тебя появилось ощущение? Если глаза горят, и ты в предвкушении потираешь руки, то это верное ощущение, значит, занимаешься своим делом». Мне часто встречались эзотерики, которые ненавидели свою работу и клиентов, не получали никакого удовольствия от деятельности и занимались ею только ради выживания, оплаты счетов и долгов. Как следствие — быстро выгорали, но теряли вкус к жизни. Они создавали массу страниц в соцсетях, надеясь, что какая-нибудь из них «выстрелит» и посыплются деньги, однако, на практике приходили небольшие доходы и последующее ожесточение. Понятное дело, что вопрос о личном бренде здесь никогда не ставился.

И, завершая эту главу, давайте сразу определимся:

1) да, для многих эзотериков внешность и стиль не главное, но именно они — один из факторов, определяющий симпатии вашей аудитории. Ваш образ здесь является основой для развития и монетизации вашего дела;

2) оформление и содержание аккаунтов в соцсетях тоже не главное, но это позволяет подписчикам понять, каков ваш уровень развития и в чём вы эксперт, помимо «погадашек» и прогнозов на день;

3) прямые эфиры и вебинары, ведение каналов на Ютубе и/или в ТикТоке тоже не так важно, но они также показывают уровень экспертности и повышают доверие;

4) курсы, интенсивы и марафоны можно не проводить, но они (особенно, если в них вложен ваш опыт и качественная подача материала!) отражают вашу экспертность и поднимают значимость;

5) публикации статей и прогнозов в журналах, издание книг тоже не обязательно, но они добавляют вам авторитет.

Поэтому, в любом случае нужно понимать, что люди активнее покупают продукты (то есть, товары или услуги) у других людей, нежели у безликих аккаунтов, даже если кажется, что у тех тысячи просмотров в соцсетях. Например, многим из вас известны имена Хайо Банцхафа, Ральфа Блюма, Рами Блекта, Иссэт Котельниковой, Терезы Михельсен и многих других известных авторов, чьё имя говорит само за себя. То есть, личный бренд — это определённый образ, который создаётся и нарабатывается не за один день. И когда люди слышат одно из этих имён, они сразу представляют, чем известен данный человек. Вот так это работает!

Думаю, некоторых из вас я всё-таки убедила заняться этим вопросом и продолжить читать книгу дальше (советую запастись ручкой и блокнотом!), но остальным эта тема может показаться сложной и многослойной, однако, на самом деле это не так. Давайте убедимся в этом!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я