Признаки коучинга. Ненаучная энциклопедия

Елена Нечаева

В книге собраны подробные описания коучинг-инструментария и пояснения к ним, анализ примеров из индивидуального и корпоративного консультирования, статьи и доклады на различные темы, находящиеся в контексте заявленной темы книги, другое. В названии книги слово «энциклопедия» не является случайным.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признаки коучинга. Ненаучная энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

КОУЧИНГ-ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Очень важное вступление.

Суть и функции коучинг-инструментария

Представление об упрощённости и формальности инструментов коучинга является ложным. Коучинг-инструментарий, в первую очередь, выполняет функции переходного объекта, непревзойдённого при этом.

Инструменты (опросы, практики, упражнения, исследования и подобное, производимые по определённому алгоритму) не являются ценностью сами по себе.

Но помогают клиенту и коучу быстро (в хорошем смысле этого слова) и эффективно (результативно) «поднять» большое («богатое») количество информации, как бы «вытаскивая» её «наружу».

Несколько игровой формат коучинг-инструментария, как правило, значительно понижает уровень тревоги клиента и является «буферной зоной», оберегающей и коуча, и клиента от некоторых «негативных явлений», о которых хорошо знают психотерапевты и психоаналитики.

Например: начинающим практику коучам рекомендуют обязательно вести подробный протокол сессии и в финале сессии передавать (возвращать) протокол клиенту. Я так и делала первые полтора-два года, затем эта функция «отвалилась», как полностью освоенная и перешедшая в другое качество…

Реальный сакральный смысл коучинг-инструментария в возможности (для клиента) наполнить Неизвестное, освоить Непонятное, осветить Затемнённое и разрешить себе заглянуть, зайти на Новую Территорию (территории) бесстрашно и безопасно для себя.

Точнее — сделать первые шаги к перечисленному.

В описаниях коучинг-инструментария буду часто обозначать, что для выполнения практики нужна бумага. Бумага никогда не может быть мизерного размера, не будем «впихивать невпихуемое» и обесценивать жизнь клиента «салфеткой» или диагональю экрана ручного гаджета.

Пусть это будут листы А4, как минимум, а не школьная тетрадь и не «блокнот для записей». Мы говорим об А4 потому, что это наибольший из доступных «больших форматов».

Также настоятельно рекомендую максимально эксплуатировать мелкую моторику, то есть именно писать и рисовать рукой именно по бумаге (магнитно-маркерной доске), а не выполнять упражнения «в уме» или «в компьютере» — при всём уважении и любви к «силе мозга» и гаджетам.

Пространство должно быть ограничено рамками, но большее пространство лучше меньшего

В наилучшем случае в кабинете коуча должна быть хотя бы небольшая магнитно-маркерная доска. Результаты исследований и практик клиент и коуч (при необходимости) могут сфотографировать, сохранив себе в каких-либо целях.

Здесь магнитно-маркерная доска, как большее (не меньшее) для внутреннего пространства клиента, для его задач и целей, то есть большая, а не меньшая площадь для исследований имеет свою «терапевтическую функцию и пользу».

В этом контексте приношу извинения читателю за небольшой формат этой книги, такой формат обусловлен техническими нюансами, а на самом деле формат книги должен быть больше.

Понятие времени в коучинге

Рис.1. Время в коучинге прямое и ровное, как стол или линейка

Понятие Времени в коучинге — линейное (от «линейка», «прямая»). Отмечу, что такое представление о Времени — это не идеология, а инструмент («приспособа для работы»).

Время в коучинге измеримо, что, собственно, вполне логично и разделяется на Вчера (Прошлое), Сегодня (Настоящее, Сейчас и Здесь), Завтра (Будущее).

Всё вместе можно изобразить вот так (см. рис.1).

Считается, что коучинг не работает с Прошлым. Это, конечно, фантазия, как и фантазия об успешной жизни дерева, у которого нет корней. Но, это другой разговор…

Рис.2. Лицом к Прошлому…

Работая с клиентом в коучинг-жанре мы всегда находимся в Сейчас и Здесь, как бы заглядывая Вперёд, в Завтра, в Будущее, поэтому на схеме флаг развивается «вправо», то есть «ветер дует только туда, в Будущее».

Посмотрите на рис.2: если мы стоим лицом к нашему Прошлому, то каким местом мы стоим к нашему Будущему?

Почему мы иногда не можем достичь желаемого?

Об одной из самых распространенных причин «хочу, не могу»

Вроде бы, да, желание нами осознанно. Мы его не только «просто хотим», но и достаточно четко можем описать результат желаемого, можем объяснить и аргументировать — почему и зачем мы этого хотим. Но… не получается.

Попытки совершаем, одну, вторую, третью… Вроде бы «ничего не предвещает беды», а результата нет.

В таких случаях можно говорить о наличии (активном наличии) неких «разрывов» между нашими внутренними ресурсами и той задачей, которую мы себе поставили.

«Цель вижу, идти к ней не могу, нет дороги»

При этом — не с «любыми» или «всеми» ресурсами, а именно с теми, которые на самом деле необходимы для достижения именно этой, конкретной цели (для воплощения именно этого желания).

Аналог.

Тело сигнализирует нам о том, что мы голодны. В нашем желудке «что-то происходит».

Этот сигнал тела мы осознаем и говорим себе: «Я голоден! Хочу кушать!».

Дальше мы выбираем из нескольких вариантов реализации желания (например):

а) открыть холодильник, достать продукты, приготовить еду;

б) пойти в магазин за продуктами, затем приготовить еду;

в) пойти в ресторан и там поесть;

г) заказать на дом доставку из ресторана;

д) позвать гостей, которые принесут еду;

е) пойти в гости и там поесть.

В данном случае мы выбираем, как минимум, из шести вариантов реализации желания, но мы никогда не применяем сразу все из них, а предпочитаем какой-то один вариант из нескольких возможных.

И уж тем более, не выбираем тот вариант реализации, который никак не приведет к искомому результату.

В приведенном примере мы не идём в кино, чтобы там насытиться материальной пищей, не ложимся спать.

«Цель вижу, дорога есть, идти могу»

Потому, что ни в кино, ни во сне нас «никто не накормит», и наша потребность останется нереализованной.

Примерно такая же история происходит тогда, когда мы хотим Чего-то, но это Чего-то никак не воплощается:

а) либо мы из нескольких возможных ресурсов выбираем сразу все;

б) либо мы выбираем совсем не те ресурсы, которые нужны на самом деле;

в) либо мы уверены, что ресурсов у нас нет и быть не может.

Про пункт в):

чаще, в абсолютном большинстве случаев, ресурсы у нас есть, но они вытеснены, «забыты». То есть «временно спрятались». Как говорят: «Если бы человек не знал ответ на свой вопрос, он и вопрос не смог бы задать».

То же самое и с нашими желаниями, на самом деле, мы редко хотим того, чего не можем воплотить. (Разумеется, речь идет о желаниях из реальности, а не про «хочу стать лошадью»).

Вжух! Кое-что про Фокусы

Объект в фокусе

Один человек спросил: «Почему на фото всегда красивее, чем в реальности?».

Это не про фотошоп.

У фото есть рамка кадра, которая ограничивает изображение. У фото есть параметры, границы.

Когда мы смотрим на фото, мы видим «только фото».

Если фото нам интересно, то мы будем рассматривать его в повышенном внимании, более сосредоточенно, будем искать и находить какие-то детали, которые не нашли бы в «обычной реальности», получая удовольствие.

То есть наше внимание целенаправленно сфокусировано на изображении, в отличие от нашего внимания «в реальности».

Это одна из причин, по которой фото воспринимается нами красивее реальности.

Одно из несомненных преимуществ сотрудничества со специалистом в примерно такой же «фокусировке». Фокусировке клиента на его запросе (проблеме/ жалобе/ задаче).

Специалист «удерживает» (может «удерживать» по некоей необходимости) клиента в рамках его запроса.

Это даёт возможность «увидеть больше», чем если бы клиент занимался в одиночестве.

Классика жанра: исследуем всю свою жизнь за полчаса

Не верите, что можно «за полчаса»?

Берите карандаш, пробуйте прямо здесь и сейчас.

Иллюстрация «Колесо Баланса» даёт возможность по-практиковать, не отходя от книги.

Если вы намерены пройти эту практику прямо сейчас, пожалуйста, выполняйте шаги по-порядку., не заглядывая в дальнейшее описание. Иначе пропадёт «чистота эксперимента».

И, пожалуйста, помните, что сейчас и здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов, вы не на экзамене, а обманывать тут некого, кроме себя. Думать — вредно, отвечайте на вопросы «как есть»

Колесо Баланса

Шаг 1.

Перед вами лист (см. рисунок «Колесо Баланса»), на котором нарисован круг, разделённый на восемь равных частей. В центре и по окружности есть маленькие серые кругляшки, на них пока пристально не смотрим.

Запишите в каждый сектор круга одну составляющую вашей жизни.

Например: «Дом», «Работа/карьера», «Хобби», «Друзья» и так далее.

Не слишком существенно, как вы обозначаете и называете каждый сектор, главное, чтобы вы сами понимали, — что имеете ввиду.

«Из чего моя жизнь состоит сейчас? И из чего еще она могла бы состоять по моему желанию?»

На каждый сектор — по одной составляющей, всего — восемь.

Записали?

Переходим к следующему шагу.

Шаг 2.

Впишите в серый кружочек в центре круга цифру 1 (один).

В серые кружочки по краям круга впишите цифры 10 (десять), в каждый серый кружочек по одной цифре 10.

Получилось?

Продолжим.

Шаг 3.

Вводная информация: сейчас мы будем считать, но для начала дам пояснение.

Мы договариваемся, что:

а) «1 (один, единица)» — это «очень и очень плохо», это катастрофа и наихудший из самых худших вариантов и состояний;

б) «10 (десять)» — это почти за пределами совершенства, это максимум из самого наилучшего, это самая смелая мечта, воплощенная в реальность.

А теперь считаем, просто считаем вот так:

«Карьера. Где, по шкале от Одного до Десяти, я нахожусь сейчас и здесь?» или «Карьера. Далеко ли мне до Десяти и на каком расстоянии в баллах я нахожусь от Единицы в своей карьере прямо сейчас, и прямо здесь?».

Так — по каждому сектору (по каждой составляющей вашей жизни).

Свои измерения впишите в любое место каждого сектора. Например: в секторе «Карьера» напишите «6», в секторе «Дом» — «7» и так далее.

Напомню: измерение вы проводите в формате «сейчас и здесь» (то есть по состоянию «на сегодня», а не «позавчера» или «через год»).

Шаг 5.

Посмотрите на то, что получилось — перед вами полная картина вашей жизни. Такая, какая она есть на данный момент.

Для наибольшего эффекта проведите в каждом секторе полудугу или черту по уровню вашего измерения (чем выше цифра измерения, тем ближе к окружности, то есть к Десяти), чтобы Баланс выглядел нагляднее.

К чему всё это? Поясняю.

1. Если проведённые вами полдуги больше похожи на форму круга, чем на ломанный многоугольник, то вполне можно сделать вывод об относительной сбалансированности и гармоничности вашей жизни в целом (но это не значит «стоп», читайте далее).

Далее, в пунктах 2 и 3 нагоню «страхов», потом продолжим в «бесстрашном режиме».

2. Обратите особое внимание на те сектора, которые измерены на Четыре и ниже. Это «звоночек».

В коучинге принято: по измеренным на Четыре и ниже секторам, скорее всего есть проблемы, точнее — проблемы есть наверняка.

Чаще эти проблемы находятся в области нарушений осознанности и мотивации:

— На самом деле я не знаю — зачем мне это и вообще не хочу этим заниматься!

— Я понятия не имею — для чего мне это, следовательно, и делать ничего не хочу и не буду.

— Эта область для меня — тёмный лес, в который меня затащили по принуждению общество/коллеги/родственники…

— Я в принципе устал от этой темы и действительно ничего не хочу в ней.

И подобное.

Пример.

На предварительном собеседовании клиент азартно рассказывает о планах строительства загородного дома. А в «Колесе Баланса» ставит этой теме «тройку».

Сначала объясняет, что «тройка» появилась от того, что кроме куска земли под дом ещё ничего не сделано, поэтому до «десятки» так далеко.

Потом оказывается, что загородный дом ему не нужен, а нужен его жене и тёще, а сам он без этого дома жил и не тужил бы.

К всеобщему счастью мы нашли его мотивацию «про дом».

Что делать?

Если «четвёрок» и ниже от одной до трёх, то «ничего особо страшного».

Если «четвёрок» больше, то коучинг-метод перестаёт действовать, плавно переходя в психотерапию или личный анализ.

3. Если вам удалось наставить себе «единиц» и «двоек», то пройдите исследование ещё раз, возможно, вы не так поняли описание процесса или ошиблись.

Если после вторичного исследования «единицы» и «двойки» остались на месте, то коучинг на этом заканчивается.

4. Теперь посмотрим на те сектора, которые измерены на Пять и выше.

Допустим, Карьеру вы измерили на Шесть.

Это значит, что до заветной «десятки» осталось четыре неких шага:

— от Шести до Семи;

— от Семи до Восьми;

— от Восьми до Девяти;

— от Девяти до Десяти.

Можно начинать планирование и именно по шагам, а не «через шаг»:

Что я хочу сделать, чтобы «шестёрка» стала «семёркой»?

Что я хочу сделать, чтобы «семёрка» стала «восьмёркой»?

И далее, до Десяти…

Важно:

а) это ещё «не совсем настоящее» планирование, но планирование первичное, самое начало осознанности процесса;

б) не стоит ожидать, что дойдя до Десяти, дальше будет некуда развиваться: ваши притязания и планы будут меняться и не раз, к тому же вы еще и шага пока не совершили, до Десяти надо сначала дойти.

5. Самостоятельно пройти по каждому сектору от вашей цифры до Десяти достаточно сложно, но можно попробовать расписать приблизительные шаги по каждому сектору. На это понадобится не полчаса, отведённые на это упражнение, а от нескольких часов до нескольких дней.

6. Подсказка. Чтобы провести более скрупулёзное исследование, пройдите по тому же алгоритму, но какому-то из секторов (или даже по всем секторам).

Например, «распишите» Карьеру точно также, в таком же «Колесе баланса»: «Из чего состоит моя Карьера? Из каких восьми составляющих?».

Назовите это «Колесо Карьеры» и точно также «оцените» (измерьте) каждый из восьми секторов.

7. Если в вашем «Колесе Баланса» стоят одни «девятки» и «десятки», то… или вы лукавите, или вам «просто лень».

При таких измерениях просто некуда двигаться, а это значит, что обладатель «девяток» и «десяток» находится в стагнации или недалеко от неё.

Очень часто «слишком высоко» измеряют те клиенты, которые на самом деле пришли «ни за чем» (даже и не собирались честно работать и вкладываться в свою жизнь), а «Колесо Баланса» показывает эту перспективу сразу же, — вне зависимости от степени осознанности и/или склонности к манипуляциям (как к обману самого себя или коуча) со стороны клиента.

В целом.

Надо заметить, что исследование «Колесо Баланса» действительно волшебное, не перестаю удивляться его точности.

Такой точности и реалистичности, которую трудно ожидать от столь, казалось бы, простейшего «упражнения».

Это исследование провожу на первичном собеседовании или на первых сессиях и не припомню случая «неправдивости» результатов, они очень точны (это подтверждается в дальнейшем).

Буквально «за полчаса» исследование «поднимает» огромный пласт (пласты) информации, с которой можно работать, и которую в психоанализе нужно «поднимать» месяцами (это юмор, но только отчасти).

В допустимом смысле можно сказать, что «Колесо Баланса», вернее — полученная с его помощью информация может являться базовой основой дальнейшей работы с клиентом и «очень богатой» основой.

Подсказка о Достигательстве

Витязь на перепутье

У вас есть цель, мечта? Надо спланировать?

Попробуйте разделить планирование на:

— «можешьствование»;

— «долженствование»;

— «хотелку».

Ответьте на вопросы раздельно друг от друга:

1. Как я могу этого достичь?

2. Как я должен этого достичь?

3. Как я хочу этого достичь?

От Проблемы к Задаче: Магия превращения Нерешаемого в Решаемое

О понятии Целеполагания.

Как было сказано ранее — коучинг не работает с Проблемами, но работает с Задачами.

Это вовсе не обозначает, что коуч не пустит на консультацию того, кто придет с проблемой, но поможет перевести проблему в разряд задач. Сегодня вы попробуете научиться делать это самостоятельно.

Мало кто из нас может «слёту» не то, что превратить Проблему в Задачу, а и осознать — Что из них Что.

Выражение «решу проблему» вполне можно отнести к ложному целеполаганию. Проблема на то и проблема, она априори не имеет решения.

А задача на то и задача, у нее может быть и есть решение, его можно и нужно найти (при желании), а для этого сначала проблема должна перестать быть проблемой хотя бы в формулировке.

Понадобится:

1. Бумага не менее А4 (1 лист), ручка. Важно эксплуатировать мелкую моторику, а не работать в Word или силой мозга (в уме, не записывая).

2. Около 20—30 минут.

3. Также нужна ваша Проблема или то, что вы считаете таковой, сформулируйте ее и запишите.

Алгоритм.

1. Проблема выглядит так: «Я не хочу находиться в комнате, в ней душно, темно и не кормят».

Если человек формулирует задачу так, то он либо никогда не покинет эту комнату, либо выйдя из нее, попадет в точно такую же или весьма подобную.

В данном случае «ложная задача» начинается с «я не хочу». Человек точно знает — чего он не хочет, описывает «отрицательные» для него свойства («душно, темно, не кормят») в качестве аргументов «нехотения».

Но в такой «ложной задаче» нет главного — ответа на вопрос «Что я хочу?».

В коучинге «задачу», сформулированную в таком формате, называют «жалоба». Да, слово некрасивое и нагруженное разными смыслами, но это просто термин. Но не только термин, есть в жалобе и своя польза (см. далее)

2. Переводим проблему в разряд задач:

— Ты не хочешь находиться в комнате, в ней душно, темно, не кормят. А что ты хочешь? Если без «не хочу»…

— Хочу в другую комнату.

— Опиши ее. В какой комнате ты хочешь находиться? «Другая» — это Какая?

— В ней свежо, светло и есть еда.

3. Задача выглядит вот так: «Я хочу находиться в комнате, в которой свежо, светло и кормят».

Нам хорошо видно и понятно, что различие между Проблемой («я не хочу…») и Задачей («я хочу…») — существенная и базовая.

В первом варианте даже на бумаге нельзя составить план намерений и действий, во втором варианте план составить можно, а до плана задачу следует конкретизировать и измерить.

4. Конкретизация Задачи: «Как ты хочешь?.»

Где эта комната находится?

Какой площади комната?

Почему там свежо (есть кондиционер/ открыты окна…)?

Что значит «светло» (если из-за освещения, то сколько и каких источников освещения в комнате…).

«Кормят» — кто кормит и чем конкретно?

Когда, какого числа ты хочешь оказаться в такой комнате?

5. Когда Задача становится измеримой буквально, можно составлять План.

О грамотном планировании и том, почему невозможно взять в свою «зону контроля» других людей («хочу, чтобы они…») публикации будут.

Подсказка.

Чтобы лучше освоить предложенный инструмент и более ёмко осознать его пользу и алгоритм, сформулируйте нарочно несколько своих «хотелок» именно в формате жалобы/проблемы («нехотелок»).

Лучше это сделать по нескольким/разным направлениям и составляющим вашей жизни, например: Дом, Работа, Дети, Родители, Друзья, Образование, Хобби и тому подобному. «В своем доме я не хочу…", «На работе я не хочу…» и так далее.

Затем переведите каждую жалобу в задачу по предложенному алгоритму. Но без «Хочу, чтобы он (а)…", «Хочу, чтобы они…", «Хочу, чтобы мир изменился…", но «Я хочу…»

Почему в жалобе есть польза?

Потому, что зачастую нам проще, привычнее и удобнее формулировать свои желания в «отрицающей»/«отрицательной» форме, в форме проблемы.

Так мы «больше скажем», то есть выдадим гораздо больше информации, с которой уже можно работать. Иногда, чтобы понять, Что мы хотим, сначала нужно сформулировать то, чего мы Не хотим.

Клиент: «Я не знаю, чего хочу. Знаю, что чего-то хочу, а чего конкретно хочу — не знаю». Коуч: «Расскажи о том, чего ты не хочешь».

Обратное планирование

Планирование «передом наперёд»

Почему оно «обратное»? Потому, что оно «задом наперёд».

А почему «задом наперёд»?

Потому, что «передом наперёд» — это то же самое, как если взять огромную телегу, толкать её перед собой, по пути наполняя её грузом.

Груза всё больше и больше, телега всё тяжелее и тяжелее, и больше хочется лечь на землю и никуда не ходить или сбежать, чем толкать далее.

И ослика с иллюстрации, нет в наличии. Мы сами можем превратиться в такого ослика, только телега будет расположена со стороны морды, перед нами.

Мы так хотим? Нет, мы хотим не так? А как хотим?

Возьмите два листа А4 и карандаш, будем пробовать прямо сейчас.

Вводная информация.

1. Сейчас мы будем «просто учиться» на любом примере, поэтому важность той задачи, которую вы сейчас сформулируете, не слишком существенна. Придумайте любую задачу.

Хотя, если у вас действительно есть какая-то реальная задача, поработайте с ней. Главное, чтобы у задачи была Дата Результата, то есть срок, к которому «надо сделать» и желательно, чтобы он равнялся одному месяцу или около того.

2. В этой обучающей практике мы будем работать с отрезком времени в один месяц. Далее вы сможете «обратно планировать» и неделю, и квартал, и год, и десятилетие — любой срок, в том числе, планировать конкретные проекты.

Особенно приглашаю к этой практике студентов, аспирантов, докторантов и всех тех, у кого есть задача и сроки, назначенные не вами, а объективными обстоятельствами (курсовая, кандидатская и т.п.).

Шаг 1.

Сформулируйте задачу в целом.

На первом листе А4 начертите и заполните таблицу так, как это показано на рисунке 1 (не переписывайте с рисунка данные, это пример, а вы работаете с вашей задачей и с вашими данными, — не смейтесь, на корпоративных тренингах и не такое бывает).

Рисунок 1

Уже на этом этапе обратите внимание и сделайте пометки, если потребуется (примеры):

а) написано «организация и проведение», так как это «разные истории» и разное содержание подготовки;

б) если будет не 20 участников, а 27, то хватит ли стульев в конференц-зале;

в) достаточно ли количество ответственных лиц;

г) прочее.

Проверьте — нет ли подобных вопросов к вашей таблице? Если есть, запишите сразу. «Я знаю, я не забуду» — не годится. Забудете.

Шаг 2.

Второй лист А4 расположите по горизонтали и начертите схему, как на рисунке 2:

а) заголовок писать не обязательно, но обозначьте, например, номер страницы, чтобы потом не запутаться с листах бумаги;

в) внизу: даты подряд, слева — направо, начиная с сегодняшнего дня и включая Дату Результата;

Заметьте, что время окончания — это время фактического окончания мероприятия, а не его начало…

г) чуть ниже дат — номера недель, соответственно сегодняшнему дню недели (на рисунке 1-е сентября — это понедельник).

Рисунок 2

Шаг 3.

В наилучшем варианте полностью и подробно проговорите (записывать не надо) идеальный для вас результат, начиная рассказ с конца. Важно это сделать в формате «как я хочу» (а не в «как, наверное, будет»), главное слово «хочу».

Например:

«1-го октября я пришла домой в половине двенадцатого ночи, уставшая и очень довольная. Конференция прошла успешно, было больше участников, чем планировалось. Доклады интересные, слушатели активные, кофе-брейки вкусные. После конференции небольшим составом участников мы пошли в ресторан, где ели, пили и пели в караоке. Интересно, с собакой сегодня кто-то гулял?»

Нет, такой проговор вслух не является «посланием со Вселенную» или молитвой.

Нужен он вот зачем:

— надо ли заранее заказать столик в ресторане с караоке и на сколько персон;

— попросить у коллег фотографии из ресторана (когда и у кого);

— как сделать так, чтобы кофе-брейки были действительно вкусными, кстати, а как кормят в кафе отеля;

— что же все-таки в отеле с количеством стульев;

— как мотивировать или надо ли мотивировать участников на активные обсуждения;

— назначить ответственного за прогулку с собакой или не назначить;

— и так далее…

Заметьте: мы ещё не начали планирование, как таковое, а вопросы уже появились, вот так «хитро» устроено Обратное Планирование.

Шаг 4.

2.1. Представьте, что вы находитесь в Дате Результата, этот день настал.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Признаки коучинга. Ненаучная энциклопедия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я