Метод Елены Васильевой в cаморазвитие личности

Елена Михайловна Васильева, 2021

Если Вы хотите преодолеть препятствия в саморазвитии; если Вы хотите научиться воспринимать позитивно себя и свои ситуации; если Вы хотите научиться принимать себя, ориентироваться на победы и извлечения уроков из проигрышей; если Вы хотите научиться находить самое эффективное решение, то всё это Вы сможете отыскать в программе саморазвития личности. В ней содержатся 56 упражнений по саморазвитию, 19 мандал двух систем «Преодоление препятствий в осуществлении намерений саморазвития» и «Саморазвитие личности», колода метафорических ассоциативных карт «Поиск и реализация ресурсов саморазвития» и 46 таблиц – путеводителей для самодиагностики, самонаблюдения и самосовершенствования. Книга предназначена для психологов и тех, кто интересуется саморазвитием.

Оглавление

Введение

Жизнь современного человека, с одной стороны, наполнена всевозможными техническими достижениями науки и техники, резким ростом информационного потока, облегчающими жизнь. Это и интернет, и телефония, и разнообразие гаджетов, и современная бытовая техника, и обилие многообразных материальных и социально-культурных услуг, просто всего не перечесть.

Но с другой стороны, все эти новшества заставляют человека соответствовать новым требованиям современности и подняться на очень высокий уровень развития: и физический, и интеллектуальный, и социальный, и духовный. Огромный выбор направлений бизнеса, новейшие технологии, разнообразие вариантов должностей усложняет адаптацию человека к постоянно обновляющимся условиям.

Всё это создаёт трудности во всех сферах жизни. В здоровье — необходимо большое количество энергии, чтобы избежать переутомления, перенапряжения, бессонницы, различных заболеваний. В семье — гармонизации отношений между родителями, детьми, родственниками мешает большая занятость и независимость женщин. В карьере — высокий профессионализм обеспечивается наличием специальных знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладевать, постоянно повышая квалификацию, занимаясь профессиональной переподготовкой. В финансах — баланс между доходами и расходами сложно соблюдать в условиях экономических кризисов, роста цен. В отдыхе — хобби, путешествия, развлечения, чтение книг — всё это требует дополнительных немалых средств. В личностном росте — реализация потенциала, личностное развитие, часто сочетаются с отсутствием жизненных целей, недостаточным осознанием своих ценностей, желаний.

Далеко не все могут самостоятельно справиться со своими проблемами, кризисами, препятствиями, стрессами, трудностями, неудачами. Кроме вышеперечисленного, мешают психологические травмы, иррациональные убеждения, усвоенные от родителей и других значимых, обиды, низкая самооценка, жизненная растерянность, неопределённость и многое другое.

Помочь распутать этот клубок сможет психолог. Он найдёт причины сложившейся ситуации, ресурсы для её преодоления, поможет составить и реализовать программу саморазвития. Наконец, даст человеку выговориться, задать свои наболевшие вопросы, получить вдохновляющие ответы и поддержку.

За психологической помощью обращаются ко мне клиенты с самыми разными запросами. Но чаще всего с тремя. Во-первых, с проблемами взаимоотношений в семье (супружеские отношения, детско-родительские отношения). Во-вторых, с желанием преодолеть негативные эмоциональные состояния (страхи, тревоги, беспокойства, панические атаки, стрессы). В-третьих, с личностными затруднениями (неуверенность в себе, низкая самооценка, неопределённость в выборе целей достижения, карьера и деньги).

Традиционные психологические методы, не позволяют провести работу над саморазвитием личности клиента в направлении «изнутри наружу», то есть сначала во Внутреннем мире, а потом во Внешнем мире. Важно, чтобы это направление соответствовало таким критериям саморазвития как: 1) выбор ответственного позитивного понимания жизненных обстоятельств (на основе своих желаний); 2) позиция ободрения и принятия себя, ориентированная на победы и извлечение уроков (на основе своих способностей и возможностей); 3) результативный креативный поиск самого эффективного решения проблемы (на основе личностных качеств). Именно этот факт привёл к созданию метода саморазвития личности, который позволяет совместить направления саморазвития с описанными выше критериями динамики. Это и определило концептуальную основу метода.

С помощью этого метода успешно разрешаются все проблемы клиентов. Сначала выявляются причины возникновения проблем, которые прорабатываются во Внутреннем и во Внешнем мире. А затем развитие личности осуществляется, во-первых, в процессе выбора ответственного позитивного понимания жизненных обстоятельств на основе своих собственных желаний. Во-вторых, в освоении позиции ободрения и принятия себя, ориентированной на победы и извлечение уроков на основе своих способностей и возможностей. В-третьих, в результативном креативном поиске самого эффективного решения проблемы на основе личностных качеств.

Приведу примеры нескольких клиентских запросов из моей практики.

Лиза позвонила со слезами: «Муж говорит, что я стала, резкой, раздражительной, витаю в облаках! А у меня и так неприятности на работе, всё «из рук валится», а ещё муж кричит на меня!». Начали разбираться с возникновением проблемы во Внутреннем мире. И оказалось, что Лиза перешла месяц назад на новую работу. Она очень старалась и боялась, что не соответствует новым требованиям. Боялась настолько, что думала о том, как бы её не выгнали, и тогда она останется без работы. Я спросила её: «Вам делали замечания по поводу качества Вашей работы? Чем недоволен начальник?». Оказалась, что за месяц она не получила ни одного замечания, и никто ей не говорил, что она не справляется. Значит, это придумал её страх, что она может остаться без работы. Когда она это поняла, то очень обрадовалась, и даже решила сама спросить у начальника, что он думает о её проекте. Лиза сделала выбор в пользу ответственного позитивного понимания жизненных обстоятельств на основе своих собственных желаний разобраться до конца: «Из первых уст», — как она говорила. И оказалось, что начальник ею очень доволен! Он рад, что принял в фирму такую старательную и вдумчивую работницу. Клиентка заняла позицию ободрения и принятия себя, ориентированную на свой успех. Она извлекла урок из придуманного ей развития событий.

Наведя порядок во Внутреннем и Внешнем мире при выборе понимания ситуации, и заняв позицию извлечения уроков, Лиза вспомнила все замечания мужа в её адрес. И в креативном поиске нашла самое эффективное решение проблемы. Мы продумали шаги, позволившие ей изменить мысли, чувства и действия, которые помогли ей создать тёплую домашнюю атмосферу. Более того, мы проанализировали её ошибки во взаимодействии с мужчиной и создали новую стратегию женского поведения.

Из-за того, что во Внутреннем мире Лизы установился мир, взаимоотношения с мужем легко и быстро пошли на поправку. Муж не только перестал критиковать жену, а начал хвалить и примечать новые её достоинства, которые она не знала, как проявить. Сейчас у Лизы прядок во всём.

А вот Григорий пребывал в депрессивном состоянии: «Вся моя жизнь без любви. Зачем и для чего так жить?!». Гриша живёт в районном центре. У его отца свой успешный бизнес — грузоперевозки. По окончании школы отец устроил сына учиться на транспортный факультет областного вуза. Учиться этой специальности Григорию не нравилось, и он еле-еле закончил вуз с помощью отца. Отец сразу устроил сына в свою фирму менеджером. Работа оказалась монотонной, бумажной и не очень нужной. У отца был помощник, с которым они сотрудничали успешно уже много лет, а помощь сына ему не была нужна. Да, и не верил отец в способности сына.

Так Григорий проработал 5 лет. За этот период у него были два коротких брака, которые без страданий развалились. И вот в таком состоянии, молодой человек предстал передо мной: «Что делать? Как жить? Мне ничего не интересно. Зарплата идёт. Можно вообще ничего не делать: спать и есть!».

Диагностика Внутреннего мира показала, что у Григория есть литературные способности. В школе его сочинения учительница всегда зачитывала в классе. Я предложила молодому человеку попробовать писать, на что он ответил: «Я бы писал и даже с удовольствием, но только о чём? У меня нет историй, нет сюжета. Моя жизнь скучная и однообразная».

Мы составили с ним план поиска сюжетов. И он с энтузиазмом начал их искать. Как говорится «на ловца и зверь бежит» (такой силы было его намерение заняться любимым делом), что он случайно в привокзальном кафе встретил проводника поезда дальнего следования, который жаловался, что не хватает проводников. И стал звать молодого человека «посмотреть мир» в вагоне пассажирского поезда.

Григорий рассказал об этой встрече мне: «Ну, какие здесь сюжеты могут быть?». «Да, как какие? Целый кладезь бездонный!», — воскликнула я. Принесёте чай пассажирам, а они Вам и расскажут свою историю. В поезде легко рассказывается о себе, поскольку много свободного времени, встреча случайная, мимолётная и единственная. Люди сами Вам преподнесут сюжеты, только успевайте записывать. А природа — за окном поезда. Тоже информация для описания.

Ну, и как Вы думаете, что дальше? Григорий сделал выбор ответственного позитивного понимания жизненных обстоятельств на основе своих собственных желаний. Он решил писать. Затем, поверив в свои литературные способности, занял позицию ободрения и принятия себя, ориентированную на победы и извлечения уроков. А когда появилась возможность работать проводником, он принял самое эффективное решение своей проблемы.

Так вот, работал наш герой три года проводником, а потом засел за книгу. И получилось!

У психологов тоже есть свои трудности в работе с клиентами.

Самая распространённая трудность в том, что клиент ожидает от одной встречи разрешить свою проблему и не готов к её длительной проработке: от выявления причин, до достижения желаемого клиентом результата.

Кроме того, бывает так, что клиент пришёл с запросом, а в результате диагностики выявляется другая проблема. А клиент не всегда готов это понять и принять.

Или, когда обращаются родители с проблемой ребёнка, то не всегда родители (или один из родителей) понимают важность изменения их собственного поведения. Например, у отца семейства постоянно включён телевизор, и ребёнок в таких условиях вынужден выполнять домашнюю работу: «Мы тоже росли «под телевизор»! И что? Мы же выросли!». Это мешает получить максимальный результат.

Непонимание с клиентом вынудило коллегу обратиться ко мне за помощью. Моя коллега — психолог с небольшим опытом работы, назовём её Надежда Петровна. Она пожаловалась на то, что клиенты к ней приходят начитанные, и она начала побаивается, что им что-то может не понравиться в её консультации. Надежда Петровна даже начала разочаровываться в профессии и в себе, как в профессионале.

Диагностика показала, что во Внутреннем мире Надежды Петровны отсутствует позиция ободрения и принятия себя, ориентированная на успех. Мы восстановили первую в её жизни ситуацию, когда она боялась оказаться неправой в глазах значимых других. Она вспомнила свои мысли, чувства, действия в тот момент, а затем мы трансформировали эту ситуацию в нейтральную историю. Далее, мы актуализировали период жизни без этого страха, и восстановили мысли, чувства, действия, когда она была наполнена уверенностью в своих способностях. После чего для закрепления осуществили перенос во времени в настоящий момент, а затем и в будущее.

Кроме этого, выявили её истинные желания во Внутреннем и Внешнем мирах, связанных с профессией и с собой — профессионалом. На их основе Надежда Петровна подтвердила свой выбор ответственного позитивного понимания жизненных обстоятельств с опорой на свои ценности в профессиональной сфере.

И, наконец, во взаимодействии с клиентами, психолог смогла определиться с наличием профессионально значимых качеств, для осуществления результативного креативного поиска самого эффективного решения проблемы клиента.

Вот так, всё встало на свои места! Вот уже полтора года Надежда Петровна работает с верой в себя, в профессию психолога, а самое главное, клиенты то ею довольны.

А моя бывшая студентка Зоя Анатольевна пожаловалась, что с трудом и не всегда может получить удовлетворяющий её результат в работе с восстановлением семейных отношений. Она рассказала о своем алгоритме работы и используемых методах. Это была работа с парой, затем она отрабатывала навыки взаимодействия в семье с женщиной, потом с мужчиной. И в итоге объединяла их вместе для проверки результата.

Зоя Анатольевна сетовала на то, что супруги ведут себя «по школярски», выполняя заученные действия, говорят правильные слова, и во всём этом чувствовалась фальшь. Естественно, проведённая работа не пронизывала чувств супругов. Их поведение было не искренним, а напоминало игру «в поддавки». В итоге отношения скатывались к тем, какие были прежде.

Я порекомендовала начинать работу с проработки во Внутреннем и во Внешнем мире выбора ответственного позитивного понимания жизненных обстоятельств на основе своих желаний. Затем, продолжить освоение позиции ободрения и принятия себя, ориентированной на победы и извлечение уроков на основе своих способностей и возможностей. И завершить работу в результативном креативном поиске самого эффективного решения проблемы, на основе сформированных личностных качеств.

Теперь Зоя Анатольевна работает с помощью моего метода и востребована у клиентов.

Метод Елены Васильевой в саморазвитии личности прошёл апробацию в группе психологов — консультантов, состоящей из 20-ти специалистов — наших выпускников разных лет (стаж консультирования от 2-х до 7-ми лет).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я