Невроз отложенной жизни и другие истории…

Елена Мартынова, 2021

В книге собраны статьи и эссе разных лет (2004 – 2021) практикующего психолога. Елена Владимировна Мартынова, кандидат психологических наук, директор Высшей Школы психологического консультирования, опытный практик, педагог, женщина, мать, бабушка, своим мудрым взглядом поможет всмотреться в причины человеческих проблем, объяснит трудности в отношениях, даст полезный совет. Человеческие истории, которыми наполнена книга, напомнят, что мы не одиноки в своих проблемах, что в жизни всегда можно найти пути решения и что понимание причин делает нашу жизнь легче и свободнее. Сквозь каждую строку автора сквозит её человеческая теплота, мудрость, любовь к людям, широкая образованность и профессиональная компетентность. В своих размышлениях автору удается легко и понятно объяснить сложные психологические термины и феномены, опираясь при этом на научные данные. Это делает книгу полезной для специалистов помогающих профессий и всех, кто увлекается психологией, самопознанием и саморазвитием.

Оглавление

Чем ты живешь, человек?

Я долго думала, как начать статью о том, что волнует меня в последнее время, о том, чем я живу и как Человек, и как философ, и как психотерапевт… И вот произошло нечто, что и заставило меня наконец-то начать писать. Меня обманули в хлебном магазине. Уже второй раз. Обманули на три рубля. Просто продали булочки по цене 15 рублей за 18 рублей. Конечно, меня обманул не кто-то абстрактный, мне не известный. Продавщица, милая женщина средних лет, симпатичная, с не очень счастливым лицом, от которой я не ждала обмана. Некоторое время назад её напарница — пышная, крепкая лицом и телом — сразу вызвала у меня недоверие, уж больно напомнила продавщиц из моего детства! Она продала мне хлеб на 2 рубля дороже. И когда я спросила её: «Где же хлеб по 13? Разве это не он?» Она, не задумываясь, выпалила: «Хлеб по 13 темнее». Уже чуть позже, изучая прейскурант, я обнаружила, что такого хлеба, кирпичиком, пшеничного, по 15 руб, просто не существует. Но сказать об этом в магазине не смогла. Вот и сегодня на мой вопрос «А разве булочки «Люкс» не по 15 руб, как в прейскуранте?», моя героиня быстро, так же недолго думая, как и её напарница, проговорила: «А прейскурант-то давно уже старый! Мы его никак не перепечатаем!»…Я опять ничего не сказала.

Разумеется, мои размышления не о правах потребителя и ценах на хлеб. Я о другом. Я хорошо понимаю, что меня обманули. И также понимаю, что я теряюсь в ситуации такого явного обмана. Теряюсь от встречи с неприкрытой ложью, откровенной наглостью, отсутствием стыда. Но самое сложное — я никак не могу понять, ЗАЧЕМ ей МОИ три рубля?

Только не говорите, что с каждого по три, вот тебе и сотня в день, и несколько лишних тысяч в месяц. Нет, речь идет не о деньгах! Когда я спрашиваю себя ЗАЧЕМ, то хорошо понимаю, что речь идет о СМЫСЛЕ. В чем СМЫСЛ украсть у меня три рубля? Разве от того, что кто-то украл три рубля, а не три миллиона долларов в банке, он не считается вором? Называет ли себя эта женщина воровкой? Считает ли она такой «мелкий» обман воровством? Что заставляет её обманывать? Меня, других людей, детей, стариков, ветеранов, тех, для кого когда-то был открыт этот магазин? Каково ей класть в карман ЧУЖИЕ деньги? Какие сказки читает она на ночь своим детям? Чему она учит их? Неужели тоже брать чужое? Как её дети и внуки будут жить в одном городе, в одной стране, на одной планете с моими детьми и внуками? Все эти вопросы кружатся в моей голове, не дают покоя, потому что ответа на них я не нахожу. Зато одно я знаю точно — этой женщине деньги нужны, чтобы удовлетворить свои потребности.

Каждую неделю в одном или нескольких репортажах криминальной хроники показывают людей, совершивших преступление. Практически все они говорят одну и ту же фразу: «Потерял работу. Денег нет. Хотел есть. Пошел воровать (грабить, насиловать, убивать…). Другого выхода не было». Но правда ли это? Об этом я и хочу поразмышлять.

С самого рождения каждый из нас испытывает нужду в чем-либо, находящемся вне организма. Сначала это грудь матери, наполненная молоком, и её объятия, дающие ощущение абсолютной безопасности. Еще через некоторое время рука малыша тянется к пестрым и громким игрушкам. Ребенок подрастает, и ему требуется общение со взрослым, потом со сверстниками. Ему нужны тепло и любовь, уважение и признание. Наконец, наступает время, когда подрастающий человек начинает нуждаться в самоуважении и в самоактуализации. Так проявляют себя человеческие потребности.

Психологи давно и пристально изучают потребности, спорят об уровне их влияния на жизнь и поведение человека, строят их разнообразные иерархии. Сегодня наиболее известна так называемая пирамида потребностей А. Маслоу. Она представляет собой 5 — 7 пластов потребностей, начиная с базовых физиологических и заканчивая высшей потребностью в самоактуализации. Маслоу утверждал (и его за это вполне справедливо критиковали), что неудовлетворенные потребности низших слоев не позволяют человеку подниматься вверх по пирамиде. Это означает, что голодный человек не может стремиться к самоактуализации, т.е. максимальному развитию собственных способностей.

Мысль эта по сути своей очень и очень страшна. Нет пищи, воды, воздуха, секса, безопасности, любви и т.п. — и больше тебе в твоей жизни ничего не нужно… Ты становишься рабом своих базовых потребностей, ты должен во что бы то ни стало удовлетворить их. Ради их удовлетворения, человек способен на всё: преступить закон, предать близкого, взять или отобрать чужое, нанести увечья, изнасиловать, даже убить… Примеров, подтверждающих эту мысль, очень и очень много.

Однако все мы знаем огромное количество обратных примеров. Человек отказывается от последнего куска хлеба в пользу голодающего близкого, делится кислородом, обрекая себя на мучительную смерть без воздуха, ценой собственной жизни спасает другого… Что же заставляет одних людей поступать согласно теории Маслоу, а других вопреки? Говорят, что в конце жизни Маслоу, сам задавшись этим вопросом, признал, что в некоторых случаях его теория не работает. В каких же? Как человеку самому спрогнозировать собственное поведение в экстремальной ситуации?

Частью на все эти вопросы отвечает другая психологическая теория — логотерапия Виктора Франкла. Будучи заключенным в фашистском концлагере, Франкл смог убедиться, что никакие лишения и пытки не могут сломить человека, если у него есть СМЫСЛ. Терапия смыслом, созданная этим австрийским психологом, отчетливо показала, что есть и другая сторона человеческой жизни. Человек может отказаться от удовлетворения собственных потребностей, если ему есть РАДИ ЧЕГО отказываться. Например, ради собственной порядочности, честности, ради веры, любви, дружбы… Именно это я называю ЦЕННОСТЯМИ. Ценности — это то, ради чего человек может отказаться от удовлетворения собственных потребностей. Только этот критерий является для меня объективным!

Как вы думаете, если бы я спросила обманувшую меня продавщицу, есть ли честность среди ее ценностей, что бы она ответила? Я почему-то думаю, что «конечно, есть». Вокруг нас огромное количество людей, считающих честность важной для себя ценностью. Они возмущаются, когда обманывают их — в магазине, на рынке, в бухгалтерии, на отдыхе. Но замечают ли они, когда они обманывают других? Всегда ли покупают билеты в транспорте? Не пользуются ли чужими проездными? Говорят ли правду людям, пусть и нелицеприятную? А самому себе? Признаются ли самому себе в самообмане? Так можно ли считать, что человек имеет ценность честности, если в его жизни, в его поведении она не отражена, не присутствует? Я думаю, что нет!

Второй объективный критерий наличия ценности у человека, с моей точки зрения, это присутствие ценности в его жизни и поведении. Если один из супругов рассказывает всем, какой важной, ценной и необходимой является для него семья и другой супруг, а сам поглядывает на сторону, склонен к любовным приключениям и связям на стороне, то на самом деле семья не является для него ценностью, ибо в своем поведении он обесценивает и её, и своего партнера. Если кто-то клянется в верной и вечной дружбе, а сам то и дело «кидает» своего товарища, то дружба не является для него ценностью, как бы часто он об этом ни говорил.

И вот страшный для многих людей вывод. Если вы не способны отказаться ради чего бы то ни было от удовлетворения собственных потребностей, если декларируемые вами ценности не проявляются в вашем поведении, значит, у вас НЕТ ЦЕННОСТЕЙ. Значит, у вас есть только потребности. И в этом смысле вы — РАБ СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ибо они руководят вами, они определяют ваше поведение, они предопределяют вашу жизнь!

Как различить потребности и ценности? Во-первых, потребности не насыщаемы. Возьмем, например, потребность в пище. Человек нуждается в пище ежедневно: утром, в обед, вечером. Сколько бы он ни съел, рано или поздно он снова захочет есть. Также он рано или поздно захочет спать, дышать, пить, заниматься сексом, любить, получать признание и даже самоактуализироваться! Лишь на некоторое время удовлетворенная потребность позволяет забыть о себе. Лишь на некоторое время. А потом, снова становясь актуальной, напоминает о себе и требует удовлетворения.

В отличие от потребности ценность не требует насыщения. Она просто существует. Я склонна думать, что ценности, как и смыслы, живут в особом ноэтическом измерении (об этом писал Франкл). Они не находятся во внутреннем мире человека. Они трансцендентны. Именно их трансцендентность позволяет быть им быть опорой для человека, своеобразными «костылями», позволяющими человеку опираться на них тогда, когда у него самого «отказывают ноги». Например, вам ценны отношения с супругом, вы любите его, счастливы с ним. Но если вдруг у вас появляется интерес к другим мужчинам, то вы справляетесь и со своим сексуальным влечением, и можете ограничивать или даже останавливать свое внимание к ним, начинаете осознанно уделять больше внимания дорогому для вас человеку, проводить с ним больше времени. Опираясь на ценность любви, близости, доверия, вы тем самым укрепляете ваши отношения с супругом. Только если они по-настоящему для вас ценны. А если для вас ценна любовь, то встретив новое чувство, вы не станете жить двойной жизнью, не станете обманывать супруга, вы найдете в себе силы разрешить треугольник, разорвать отношения, в которых нет чувств.

Мои размышления о том, какие существуют ценности, на этом жизненном этапе привели меня к пониманию, что есть ценности — процессы, о которых пишут В. Франкл, К. Обуховский, и ценности — нравственные категории, о которых говорят остальные исследователи. К первым относят творческий труд, переживания, отношения. Ко вторым — честность, веру, любовь, верность, дружбу, ответственность…

О потребностях мы говорим: «Я хочу!» Я хочу есть, пить, заниматься сексом, любить, творить… О ценностях так сказать нельзя. О них правильнее сказать: «Я учусь». Я учусь любить, дружить, творить, верить… Учусь честности, ответственности, верности… Это обучение связано с постоянной проверкой — соответствует ли мое поведение заявленной ценности? Нет ли противоречий между тем, что я говорю и что я делаю? Способен ли я ради этого отказаться от удовлетворения собственных потребностей? Только в том случае, если вы отвечаете на эти вопросы положительно, вы можете быть уверены в том, что ценности у вас есть.

Для чего нам нужны ценности? Их наличие позволяет чувствовать себя по-настоящему уверенным в себе. Эту уверенность правильнее назвать СИЛОЙ ДУХА. Именно сила духа позволяет человеку избавиться от зависимости, преодолеть соблазны, выстоять в борьбе за свои ценности и идеи, оставшись порядочным, уважающим себя человеком.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я