Книга может быть полезна священникам, психологам, психиатрам, верующим людям, всем тем, кто в результате неправильного религиозного развития получил духовную травму. В книге нет критики заповедей, догматов, канонов, но есть критика церковной среды, всевозможных заповедей «человеческих», кривая вера опаснее неверия. В книге осуществлена попытка осмысления и соединения психологического опыта с духовным, что и должна делать религия. Религия (лат. religare – связывать, соединять).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные нарциссы. Осторожно! Очарование рясы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Неофит. Духовная и плотская гордость. Духовное предательство
Мы — люди, не получившие веру в наследство, ее каждому из нас нужно воссоздать; то, что неофитство — довольно опасное состояние, мало кто осознает и мало кто говорит с амвона, так как священники в большей мере сами недавно переступили порог церкви. Это состояние, при котором верующий больше должен молиться, думать, молчать, слушать и внимательно искать промысел Божий относительно себя, но точно никого не учить. Если христианин не ищет своего места согласно промыслу Божьему, то он обязательно займет чужое. Можно сказать, что вся вселенская трагедия и возникла от нежелания быть на своем месте, падение ангела Денницы и за ним и человека. Осознав же свое призвание, нужно работать на своем месте Христу как добрый раб, чтобы услышать: «О мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21)». У Бога есть духовные лифты: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Здесь можно отметить, что многие не представляют, какое ожесточенное сопротивление встретят на пути реализации Божьего промысла от близких людей, и от верующих в том числе. Многие знают, что делать, мало кто понимает, как. У Бога нет ничего окостенелого, поэтому человек будет двигаться и развиваться. Если же мы не заботимся о своем месте, то, по словам Псалтыри, «человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет. Яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего» (Пс. 102:15—16). При постоянном посещении храма, служб, исполнении правил, обязанностей на том месте, на котором призваны, перенесении испытаний, может быть, через двадцать пять — тридцать лет вы не будете неофитами.
Но что в данный момент происходит: молодой человек начинает ходить в храм под действием порою мамочки-неофитки, получает благословение, и были случаи, что через месяц он идет в семинарию, а по окончании это священник, а при скорости постройки храмов, сравнимой разве что с разрастанием ретейловской сети, и настоятель. Согласно Катехизису, «священство есть таинство, в котором на правильно избранного кандидата посредством епископского рукоположения нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо Христово». Как определяется правильность выбранного кандидата? Образование, единобрачие? Обучение в духовных образовательных заведениях не гарантирует качества выпускников.
Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
Обряд наполняется таинством, как образ наполняется подобием; если образ не наполняется подобием, то несет в себе только внешнюю оболочку, а по сути превращается в пародию, эффект ряженых, но надо помнить: пародия на Бога — дьявол. Даже тем, кто идет в духовные заведения с желанием помогать людям, хорошо вспомнить, что из горчичного зерна не сразу может вырасти дерево, в кроне которого укроются птицы, иначе благие намерения заведут в ад. Студентам, которые учатся на психотерапевтических отделениях, предлагают пройти самим курс лечения, чтобы не мешали им личные проблемы в дальнейшей работе. Можно предложить и семинаристам пройти подобные мероприятия, чтобы определиться со своим психологическим состоянием, прежде чем быть допущенными к чужим душам. Не секрет, что в психологию и психиатрию обычно приходят те, кто имеет личные проблемы, чтобы разобраться в себе и помочь другим. Как и в церкви, Бог призывает, тех, кто больше всего в нем нуждается, и «аксиос» — всего лишь аванс, а сан не пьедестал, а всего лишь повод к духовному труду. Что же происходит с молодыми священниками, быстро окончившими семинарию и наскоро женившимися, не имеющими духовного опыта, а порой даже благополучного родительского сценария за спиной? Они или «перегорят», столкнувшись со средой, и уйдут, или будут отправлены в «запрет», не вписавшись в условия и получив в наследство ярлык «Иуды-предателя». Выпускники духовных заведений не врачи для тела: ошибки в медицине трагичны, но не так безысходны.
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в геенне.
Если врач для тела учится годами, закрепляя теорию многими сотнями часов практики, то выпускник семинарии часто просто оторван от реальной жизни. В книге Митрополита Иерофея (Влахос) «Православная психотерапия» автор объясняет, что христианство не религия, не философия, что это медицинская область, и с ним нельзя не согласиться: всегда церковь называли лечебницей для души, а главный врачеватель — Спаситель. Тем преступней делать из христианства идеологию и тем самым закрывать путь нуждающимся в помощи. Человек должен получить исцеление и идти дальше по жизни с Христом, но не подсаживаться на иглу страха, вины, самоедства.
Поспешно закончив семинарию, перед нами младостарец на амвоне. Может ли исполнять таинства? Да. А вот может ли он пасти стадо?
Митрополит Новой Смирны Симеон (Куцис) пишет:
«Молоденькие, как личности еще незрелые, как пастыри еще неопытные, они сами никогда по существу не были учениками или послушниками опытного духовного отца, но сами себя преподносят (или коварно через окружение измышляют преподноситься) как новых Варсонофиев, как харизматичных молодых старцев. Согласно слову Господню, обходят море и сушу, дабы обратить хотя одного (Мф. 23:15)».
Эта статья написана для современного греческого общества, в нем не было периода забвения веры, но тем не менее проблемы созвучны и для церковной жизни России. Часто священниками становятся люди не из-за особенного достоинства, а потому что они сами нуждаются в помощи Бога, порою с неблагополучными родительскими сценариями, из неполных семей, не нашедшие своего места в жизни.
Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Когда не захотели прийти те, кто нашел свое место в жизни, но не смог найти место в сердце для Бога, тогда господин собирает всех прочих.
Почему верующие не хотят идти по жизни с Христом, а почему в основной массе идут в священство?
Дары различны, но Дух Один и Тот же; и служения различны, а Господь Один и Тот же; и действия различны, а Бог Один и Тот же, производящий все во всех.
В евангельских текстах много примеров, где милость Божья касается людей через исцеление, и не всех Господь призывает становиться апостолами: слепорожденный, бесноватый, из которого выгнали легион, Иаир, дочь которой воскресил Христос, сотник, просивший за больного слугу, — в жизнь этих людей вошла благодать и осветила их. Нашу современную цивилизацию построили верующие люди: общественные деятели, ученые, врачи, музыканты, художники, писатели, философы, купцы, архитекторы, ремесленники, крестьяне, оставаясь в мире, осмысляли его и несли свет христианства. Сейчас мы находимся уже на постхристианском пространстве, где изгнан Христос, но ценности, которые он принес, до сих пор желанны человечеству; именно отсутствием в мире христиан, несущих истину, можно признать угасание всей цивилизации.
Не молю, чтобы Ты взял их из мира.
Вы — соль земли… Вы — свет мира.
Быть человеком в мире трудно, а быть христианином еще трудней. В одном из фильмов «Планета православия» есть эпизод о японце, который пришел к вере, но не поспешил стать священником, а решил сначала заработать пенсию для семьи; он так и поступил, а потом был рукоположен в иерея. Эта история о честном отношении к окружающим людям, Бог начинается с человека. Мы часто хотим идти прямым и широким путем.
Путь глупого прямой в его глазах.
Испытывайте, что благоугодно Богу.
Все испытывайте, хорошего держитесь.
В одной из проповедей патриарх Кирилл сказал: «Быть мирянином — служение», потому что быть в положении учителя куда престижнее для молодого человека, он не задумывается о великой ответственности и опасности. Был такой советский опыт, когда на смыслообразующие специальности не брали абитуриентов без пятилетнего рабочего опыта или еще одного высшего образования (режиссер, писатель).
Священник Илья Соловьев в «Фейсбуке» рассказал о том, как работает водителем такси: «Важно и то, что священник-рабочий, знающий реальную жизнь, в отличие от затворившегося в стенах обители монаха, может быть более трезв в своем общении с людьми на исповеди, при встречах, в иных приходских ситуациях.
Устроившись на работу водителем такси, я понял, что вся моя прежняя жизнь была своего рода «прекраснодушным детством». Я никогда не работал «в миру». С 23 лет, сразу после окончания Московского университета, я поступил на службу в Московскую патриархию и занимал тут различные должности, затем был рукоположен. Приходится теперь признать, что среднестатистический священник не вполне знаком с жизнью своей паствы. Можно сказать и более. Очень часто мы вообще не знаем, какова она — реальная жизнь. Во всяком случае, я это понял, как говорится, на своей шкуре. Работая в такси, я увидел иной мир, мир такой, какой он есть без приходских прикрас. Люди всегда (очень часто) разговаривают со священниками не так, как они общаются в обычной жизни, даже тогда, когда они выдвигают аргументы против веры или высказывают свое неуважение к «жреческой касте». У прихожан в храме очень часто даже неосознанно возникает какая-то «ролевая игра». Они стараются быть ЗДЕСЬ лучше, выглядеть перед Богом и единоверцами иначе, чем в реальной жизни. Все эти деланные «простите! благословите! со святым вечером! ангела за трапезой! спаси Вас Господи!» — составная часть этой игры.
— Как же вы можете так унижать свой сан? — быть может, спросят меня некоторые православные.
Я отвечу так: «Нет никакого унижения в честном труде. Всякий благой и честный труд угоден Богу»».
Раввины в древней церкви были еще и ремесленниками; конечно, некоторые специальности не считались чистыми, например выделывание шкур. Слова Апостола Павла: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас» (2 Сол. 3:8). Ремесло хорошо заземляет верующего, не давая уйти в самомнение духовной гордыни. Гордость плотская отличается от духовной.
Человек, который самоутверждается на обладании имуществом, на положении в обществе, красоте и здоровье, является носителем плотской гордыни. Но Богу не так сложно его вылечить — поразить болезнью, разорением, смертью близких или даже радостью, как мытаря Закхея, который:
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Конечно, есть притча о неблагоразумном богаче как крайняя форма плотской гордыни.
Духовная гордость начинается тогда, когда под порок подводят богословскую базу, оправдывая его, когда манипулируют сознанием, даже из благих намерений, когда пытаются манипулировать даже Богом, пытаясь оправдаться. Пример Иуды-предателя: он хотел войти в Царство Небесное без узкого жизненного пути.
Духовное предательство рождается от духовной гордости, не там, где человек ушел из отношений по причине непонимания или эмоционального выгорания или осознав, что занимает чужое место, и даже из-за страха, как у апостола Петра, а возникает там, где человек, оставаясь в отношениях, манипулирует. Иуда не ушел, а захотел использовать Христа в своих целях, спровоцировать его не на те действия, ради которых Тот пришел. Как и апостол Петр, который открыто высказался против крестного пути, который ожидал Спасителя, получил отпор.
Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
Разница в том, что апостол Петр не хотел страданий Учителя, а Иуда хотел использовать ситуацию в своих целях. Относительно предательства нужно заметить, что выбор должен происходить в сторону Бога и истины; как верно выражение, приписываемое Сократу: «Платон мне друг, но истина дороже».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Священные нарциссы. Осторожно! Очарование рясы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других