Маршруты Западного Алтая. Путеводитель

Елена Лямкина

Город Риддер расположен у подножья Ивановского хребта, в Восточном Казахстане. Доступен для посещения туристами круглый год. В книге рассказывается о красивых, уникальных местах и логичных маршрутах в окрестностях Риддера по Алтайской тайге. О каждом месте отдельная глава в двух частях: 1. художественный рассказ о походах и 2. техническое описание маршрута. Книга будет полезна самостоятельным путешественникам, которые умеют работать с картой и имеют опыт походов по горно-таежной местности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маршруты Западного Алтая. Путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Река Уба

«Река Уба и Убинские люди» так называется очерк знаменитого писателя Георгия Гребенщикова об этих местах. Для меня река Уба неотделима от Убинских людей. Самое главное — найти этих людей там. Все они «попрятались» на заимках и посельях в ущельях и логах. Почти на каждой речке есть или было поселье семьи староверов. В миру их называют по-разному: кержаки, старообрядцы и так далее. Они же сами называют себя именно староверами.

Будучи подростком, мне посчастливилось попасть на Убинскую пасеку. Целую неделю я гостила у семьи староверов. Была принята туда как родной ребенок. Кстати, для них не было понятия свой или чужой ребенок — всех растили одинаково. Вот и я жила на заимке не как гость, а как обычный ребенок. У меня были свои обязанности. Я, как и все внуки той семьи, полола картошку, собирала сено, готовила еду, кормила животных, носила дрова, мыла посуду. В общем, выполняла обычную бытовую работу таёжных жителей. Работу я воспринимала как само собой разумеющееся и даже не думала сопротивляться и возникать про то, что я гостья. И запомнилось мне о том жилье не тяжелая работа, а совсем другое. Рассказываю:

Когда мы подходили к заимке, нас увидели за полкилометра и хозяин вышел встречать далеко за ворота — так принято там. И это было первым ярким впечатлением. Хозяин — высокий статный бородач. Поздоровался и обнял. Я лицом окунулась в эту бороду. Она была мягкая и приятная. В этот момент стало понятно, что я в надёжных руках и со мной ничего не случится.

Спали мы на русской печке, которую растапливали летом только раз в неделю и только для того, чтобы испечь хлеб. Печь сохраняла тепло около 5 дней. В первый день спать на ней было невозможно, потому что очень горячо. Самое приятное тепло было на третий день.

Хлеб из печи был волшебный, особенно когда тёплый. Но и всю оставшуюся неделю он был воздушный и очень вкусный. Не черствел и не плесневел.

В особо теплые ночи мы ночевали на «рабочем месте». Так называется небольшой домик, в котором всю зиму стоят ульи, а летом в нем качают мёд. Чердак этого домика был закрыт только с трех сторон. С двух сторон — это обычная двухскатная крыша, а третья — один торец был зашит досками. Поэтому с одной стороны можно было попасть на чердак, не заходя в домик. На этом чердаке лежало сено и мы приносили лоскутные одеяла на ночь. Когда я спустилась ночью в туалет, то мне предстала волшебная картина. Современные 3Д технологии — ничего, по сравнению с тем звездным небом. Землю было не видно совсем, а звёзд было так много и они были такие яркие, что я почувствовала себя космонавтом на небе. Добавим сюда запахи тайги и пасеки. Сказка, да и только!

После утренних работ, когда солнце становилось жарким мы ходили купаться на речку. Загорали на каменном берегу. Ловили рыбку бреднями, потом жарили ее на костре. Но это было скорее развлечением, чем необходимостью утолить голод. Именно тогда я поняла, что дождь лучше переждать в воде — так теплее!

За клубникой ходили на соседнюю гору. Перед выходом бабушка научила нас заговору от змей. Идешь вверх — ягодки хорошо видно. Собирая поднимались все выше и выше. Однажды зашли так далеко и высоко, что нас забирали на коне.

Особое впечатление — баня! Она стояла прямо над ручьем — как мост. И воду набирать недалеко и нырять после бани удобно. Баня была настоящая — «по черному»! Печь находилась в единственной комнате. Топилась несколько часов. Потом угли выгребались из печи (чтобы не угореть) и можно было париться и мыться. После такой парилки по телу бежали черные ручейки. Эта копоть легко отмывалась водой с мылом. После бани взрослые пили медовуху, а мы чай. Надо ли говорить, что чай был непременно из местных трав, с местным мёдом.

Что касается мёда — это отдельный восторг! Он был везде и много. На столе ВСЕГДА стояла большая чашка, которая скорее маленький тазик, с мёдом. Специально для меня, на отдельном столе, положили рамку. Его надо было отрезать и жевать. Воск потом складывала в специальную тарелку (его использовали повторно). Всю эту рамку я съела одна за неделю. Надо ли говорить, что с тех пор у меня аллергия на мед. Кроме рамки, я, конечно же, «ныряла» и в тот тазик тоже.

Мёд был не единственной едой на пасеке. Обычный обед — перекус вечно бегающих детей был один: кусок хлеба, обмакиваешь в тот самый тазик с медом и запиваешь все это молоком. Молоко естественно местное. От коровы, которая паслась и днем и ночью на воле. Загонялась в стойло только на дойку. Хозяйка весь день была занята важными хлопотами, и готовить часто не имела времени. Поэтому дети были на самовыживании. Вкуснее той, якобы «перекусочной», еды я в жизни больше не пробовала.

В дом нас загоняли только во время сбора мёда. Когда хозяин залезал в ульи — пчелы становились злыми и кусали всех подряд. Именно на это время мы прятались в доме.

Дом! Дом был обычной пятистенкой. Пятистенка — это рубленый дом в котором всего пять стен. Четыре наружных и одна внутренняя перегородка между кухней и жилой комнатой. Русская печь занимала полкухни. В другом углу стоял стол с лавками. В красном углу — иконы. В другой комнате кровати, шкаф и небольшой стол. На окнах занавески. По вечерам дом освещала керосиновая лампа. Поэтому спать ложились вечером и утром вставали — с солнышком.

Вокруг заимки — лес, горы и река. Лес пихтовый, та самая черневая тайга. Травы — выше головы. Река — быстрая и холодная, хотя в июле прогревалась, и можно было купаться. Лечебные травы на любую хворь собирались буквально вокруг дома. На охоту ходили недалеко. Каждый день бабушка или дедушка уходили в лес на час-полтора, чтобы проверить капканы.

Соседи! Ближайшие соседи были в паре километров, на соседней реке. Еще через пару километров деревня в 10 дворов. Но при этом все сплетни и новости разлетались мгновенно. Особенно просьбы о помощи сообщались со скоростью света. В помощи никто и никогда не отказывал. При том, что ругались яростно и горячо. Могли называть друг друга трехэтажными матами и даже проклинать, но в случае беды все равно быстро бежали на помощь. Это свойство таежных жителей поразило меня тогда и поражает до сих пор. Когда я вижу как мужики ругаются — мне становится страшно, как будто вот-вот поубивают друг друга. А в конце разговора они пожимают руки и говорят фразы типа: завтра на покосе поможешь? и ответ всегда положительный.

Сейчас в обществе сложился стереотип, что староверы очень суровые и в путешествиях им лучше не попадать на глаза. Мол, и в дом никогда не пустят и воды напиться не дадут. Отчасти, это конечно, правда, но и надуманного много. В современном мире мы тоже закрываем свои квартиры на замок и пускаем в свои дома только хорошо знакомых людей. Никто сейчас не пустит незнакомца в дом и это, прежде всего, правило собственной безопасности. Так вот, староверов гоняли по миру 300 лет и запрещали им молиться и жить по своим традициям и обычаям. Естественно, что в каждом путнике они видят сначала врага. Поэтому не удивляйтесь, если при встрече с Убинскими людьми, они сначала смотрят пристально в глаза и спросят: «Кто такой будешь?», а потом уж, если поймут что вы с добром, и поговорят и расскажут и весь свой край покажут.

Сейчас на Убе все труднее найти местных жителей. Во-первых, их стало меньше, а кто остался — прячутся подальше.

Проехать на Убу можно на автомобиле. Но важно, чтобы автомобиль был высокой проходимости. Дорога хоть и не дальняя, но плохая и ухабистая. Мосты полуразрушены.

Для знакомства с этой волшебной тайгой и рекой можно потратить один день. Но гораздо лучше уехать туда на недельку, чтобы пожить и почувствовать все таинство жизни таежных староверов. Все местные так и говорят: «Здесь надо пожить!»

Техническое описание маршрута

Название река Уба

Вид туризма

автомобильный

Нитка маршрута:

город Риддер — пос. Ливино — перевал Ванявка — перевал Березовая грива — урочище «Стрежная яма» — река Белая Уба — река Черная Уба — пос «8 марта» — пос. Ермолаевка — порог «Сушья дыра» — рудник Чекмарь.

Как найти начало маршрута:

выезжать из города необходимо через район «Таловка»,

координаты: 50.37317, 83.56587

Координаты

поселок Ливино: 50.38046, 83.60659

ручей Шубинский: 50.40806, 83.63724

перевал Ванявка: 50.44493, 83.64796

перевал Березовая грива: 50.47245, 83.67953

мост через реку Белая Уба 50.5598, 83.66408

мост через реку Черная Уба 50.57872, 83.65541

поселок «8 марта» 50.59474, 83.61859

поселок Ермолаевка 50.60324, 83.61241

порог «Сучья дыра» 50.63221, 83.60359

рудник Чекмарь 50.65092, 83.59639

Период действия

Круглогодично..

Не рекомендую посещать маршрут в апреле-мае-июне из-за сильного разлива реки. *Зимой необходимо уточнить состояние дороги

Опасности

В зимний период после метели может быть не почищена дорога, либо почищена плохо.

В летний период — змеи. А также насекомые (оводы, комары, мошки). Из крупных хищников — медведь.

В весенний период — клещи.

Достопримечательности

поселок Ливино: Открывается вид на хребет Ивановский

перевал Ванявка, перевал Березовая грива: знаковые места в истории этих мест

мост через реку Белая Уба, мост через реку Черная Уба: Переправы требуют особого внимания. В теплое время можно искупаться.

поселок «8 марта»: живописная деревня на изгибе реки Уба. К ней ведет уникальный подвесной пешеходный мост. Рекомендую посетить деревню. Имеются места размещения.

поселок Ермолаевка: не менее живописная деревня староверов, находится на реке Уба. Имеются места размещения.

порог «Сучья дыра»: река зажата в скальном ущелье. Порог очень красив и привлекает к себе водников — экстремалов.

рудник Чекмарь: заброшенный рудник, когда-то было поселение и мост через Убу.

по всему району: невысокие горы, бескрайняя черневая тайга, уникальные растения, горная чистейшая река.

Особенности

— Добраться до Убы можно только на автомобиле высокой проходимости.

— о возможности размещения на ночь необходимо договариваться заранее

— полное отсутствие сотовой и какой-либо связи, магазинов.

— именно в этот район падают ступени космических ракет. Во время запуска ракет можно слышать как отходят и падают ступени.

Километраж /Перепад высот

50 км в одну сторону/

740 — 1062 — 982 — 720 м над у. м. о.

Необходимое количество времени

Автомобильную прогулку с остановками в рекомендуемых местах можно совершить за один световой день.

С ночевками в палатках или гостевых домах время путешествия ограничивается только возможностями

Специальное снаряжение:

Зима: одежда, согласно погоде.

Лето: москитные сетки, репелленты, одежда закрывающая все тело

Весна, лето, осень: защита от дождя (дождевики, специальные куртки и т.п.), теплая одежда (ночи в тайге всегда холодные)

Всегда: аптечка, продукты питания, горелки, спички.

Ближайшие места размещения:

— Поселье «Поморский старовер» в деревне Ермолаевка

— база отдыха в поселке «8марта»

Организация питания:

полностью автономное: костровое, газовые горелки в случае плохой погоды

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маршруты Западного Алтая. Путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я