Секреты удачного подарка. Азы подарочного этикета

Елена Л. Исаева

Из этой книги вы узнаете, что, как и когда дарят и чего от вас ждут те, кому вы выбираете подарок. Не лишним будет знание языка символических подношений и цветов, а также правила подарочного этикета в бизнесе. Кроме того, в книге есть классификация запахов парфюма, глава о выборе подарков в соответствии с западным гороскопом и еще много чего интересного. Вас ждет экскурс в историю, пересказ древних мифов и описание современных обрядов.

Оглавление

Ритуал или этикет?

Преподнесение подарков и умение дарить не является чем-то само собой разумеющимся. На самом деле это довольно сложная конструкция, созданная людьми, принадлежащими к определенному социальному слою. Ритуал дарения в каждом отдельном случае преследует конкретные цели и интересы группы людей, этот ритуал создавших. Так, например подавляющее большинство корпоративных подарков вручается публично. Это превращает обычное дарение в сложный ритуал передачи дара в присутствии свидетелей.

В подобном ритуале все роли строго распределены между участниками праздника, согласно подарочному этикету. Кстати, слово «этикет» происходит от французского слова «etiquette», и обозначает «установленный порядок поведения», который первоначально был обязательным только в определенных кругах: при царском дворе, среди дипломатов и представителей «высшего света».

В русском языке это слово впервые стали употреблять в XVIII в, в те времена, когда в России стал складываться придворный быт, а культурные связи страны охватили практически все регионы Западной Европы.

Правила современного этикета предполагают согласительный характер ограничений, из-за чего среди разных слоев населения приняты свои нормы поведения. Кроме того, существуют различные национальные тонкости, которые также вносят в этикет свои поправки.

Возьмем, к примеру, чисто американскую привычку демонстрировать раскованность, положив скрещенные ноги на стол. В Белом доме никакой американец себе этого не позволит. У себя в кабинете — пожалуйста. Если, конечно, он не принадлежит к высшему слою общества, а его собеседник — не министр. В России эта привычка как-то не прижилась. А в Китае подобная манера поведения будет считаться просто оскорбительной. В общем, целый ряд условных «если» и конструкция конкретных ситуаций.

Точно так же обстоят дела и с другими нормами поведения, в т. ч. и с ритуалом дарения. Однако стоит заметить, что формальные правила поведения всегда согласованы с вытекающим из них здравым смыслом. Этикет строго рационален, он дает людям уже готовые формы и методы общения в самых различных жизненных ситуациях и на самых разных ступенях социальной лестницы.

Сложившиеся нормы поведения стали общепринятыми не за один день. Они являются результатом длительного процесса, который развивался в результате взаимоотношений между разными людьми. Но без строгого соблюдения норм этикета многие отношения могут принять самый неожиданный и нежелательный характер. Потому что в нашем мире невозможно существовать без разумных ограничений собственной воли, не уважая и не беря в расчет интересы и чувства собеседника или компаньона.

Все правила этикета принято подразделять на несколько основных видов. Это придворный этикет, который регламентирует формы обхождения и порядок церемоний в апартаментах монархов и глав государств. Дипломатический этикет, диктующий правила поведения на переговорах или визитах разного уровня. Воинский этикет, представляющий собой кодекс чести и свод общих правил, и общегражданский этикет, соблюдаемый жителями страны в зависимости от народных традиций и национальных особенностей. Однако большинство требований гражданского этикета совпадает с правилами дипломатического и военного.

Правила этикета не являются чем-то незыблемым, установленным раз и навсегда. Смена условий существования и культурный рост человечества сказывается и на этих тонкостях общения. Нередко то, что раньше считалось достойным, спустя 20—30 лет вызывает насмешки или общественное порицание. Кроме того, соблюдение правил этикета зависит и от других, более конкретных факторов, таких как место, обстоятельства и время.

Так, к примеру, в России принято дарить подарок в упакованном виде, не демонстрируя содержимое коробки окружающим. Это считается правильным, т.к. смысл подарка в самом факте дарения, а не в его стоимости. Кроме того, упакованный дар не может поставить в неловкое положение других дарителей, которые потратили на подарок меньшую сумму. В США же, напротив, принято распаковывать подарки и демонстрировать их всем присутствующим. Причем, подобное поведение призвано публично показать те же самые намерения и цели.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я