Остановите этот поезд

Елена Ковкова

РАСПРАВЬ КРЫЛЬЯ – СТАНЬ СВОБОДНЫМ!Устали от неудач, от безденежья, замучили болезни, есть проблемы с весом?Эта книга поможет увидеть причины данных проблем и легко устранить их.Книга написана доступным, увлекательным языком с юмором и большой любовью к читателям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остановите этот поезд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Похититель рассудка, здоровья и денег. История происхождения и завоевания мира

Понимание проблемы обеспечивает адекватность действий.

Д. Е. Куликов

Знание — сила.

Ф. Бэкон

Об опьяняющих и одурманивающих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за восемь тысяч лет до нашей эры — потребление забродивших напитков было присуще ещё пещерным людям в период неолита. Сведения о том, кто первым открыл миру то, что является для него пагубой и страшной угрозой вырождения, разнятся. Один из самых древних алкогольных напитков — пиво. Известно, что его варили ещё в Вавилоне за семь тысяч лет до нашей эры. Бутылки с пивом находят и в египетских пирамидах. На каменной плите, найденной там же, есть надпись, которая гласит: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв…» Способ приготовления пива был таким же, как и сейчас: его получали путём брожения ячменя или других зерновых культур с добавлением хмеля. Полученный хмельной «напиток» имел адресное применение: его насильно заставляли пить захваченных в плен воинов. Египтяне хорошо знали, что пиво разрушает гормональную систему мужчины, а вместе с ней и мужское здоровье, и мужской характер. Чтобы снизить риск восстаний и мятежей среди порабощённых воинов, их поили пивом и тем самым лишали мужской силы и характера, превращая в послушное рабочее стадо.

Самым древним вином считается вино, разлитое в 1300 году до нашей эры, которое было найдено в китайской гробнице Синьяна. Правда, вино в классическом его варианте в Китае не очень прижилось, китайцы предпочли ему «жёлтое вино», подогретую рисовую водку, что неудивительно, проведя весь день на рисовых полях в холодной воде и придя домой, китайский земледелец хотел основательно согреться. В Древнем Китае употребление алкоголя настолько широко распространилось во всех слоях общества, что даже в императорском доме по причине алкоголизма императоров были случаи потери мандата небес — главного атрибута власти. [9] И уже более чем за тысячу лет до новой эры в Китае был принят императорский указ о пьянстве, в котором с тревогой отмечалось, что оно может стать причиной разрушения государства. Согласно этому указу все лица, захваченные во время попойки, приговаривались к смертной казни!

Не пытайся поймать отражение луны, в чаше вина.

Особенно когда плаваешь в лодке в лунную ночь. Ли Бо

Но, увы, ящик Пандоры был открыт со всеми вытекающими последствиями, и даже под страхом смерти и плохой переносимости алкоголя китайцы продолжили его изготавливать и употреблять.

Изначально вино делали из ягод малины и ежевики, из сока кизила и сливы, но с течением времени люди заметили, что сок винограда по своим вкусовым качествам и свойствам подходит для этой цели гораздо больше, и перешли к разведению и культивированию виноградной лозы. Древние виноделы опытным путём обнаружили, что, как только нарушается целостность виноградной кожицы, сахар, содержащийся в мякоти спелой ягоды, вступает в контакт с присутствующими в ней дрожжами. Таким образом, следует лишь приготовить ёмкость для виноградного сока, раздавить ягоды и ждать. (Помните знаменитый танец Адриано Челентано в бочке с виноградом?) Через определённое время сок из плодов дикорастущего винограда превращался в хмельную жидкость, которая и была названа вином. Экспериментируя с виноградной лозой и дальше, путём её отбора, селекции и дальнейшего культивирования, люди научились делать сладкие, полусладкие и другие сорта вин.

Считается, что первые виноградники возникли на территории Грузии, но наивысшее развитие виноделие получило в Древней Греции, где обрело такой размах, что даже породило своеобразный культ со своим собственным богом — Дионисом, или, по-другому, Бахусом.

…Счастлив, если приобщён ты

Оргий Матери Кибелы;

Если тирсом потрясая,

Плюща зеленью увенчан,

В мире служишь Дионису.

Еврипид

В Древнем Риме куда дальше распространилось виноделие, бога переименовали Вакхом, и он со своей бесноватой свитой, устраивая безобразные попойки и оргии, впоследствии названные вакханалиями, победоносно отправился на завоевание всего остального мира! И не было народа и государства как на западе, так и на востоке, которые не пали бы к его ногам. Вот что об этом гласит древнегреческая легенда: «Не было на земле места, где бы ни появился бог Дионис. Он шёл впереди в венке из виноградных лоз, а за ним следовали в безумном танце козлоногие сатиры и весёлые менады. В конце шествия, едва удерживаясь на осле, ехал вечно пьяный мудрый учитель Диониса — старик Силен. С песнями и музыкой шумная компания бродила по лесам и полям, заглядывая в самые отдалённые селения, и люди радостно встречали их. Дионис учил выращивать виноград, а из сочных созревших гроздьев изготавливали чудесное вино, подобное нектару богов, чтобы все были веселы и счастливы». Но, надо заметить, радости людей быстро пришёл конец, когда они на своей собственной шкуре прочувствовали, что пьяное веселье коротко, а счастье эфемерно и быстро сменяется разочарованием и головной болью. Им удалось проследить и установить связь между употреблением алкоголя и сильнейшей зависимостью от него в дальнейшем. Своими глазами увидеть, как после таких многодневных «дионисий», а попросту говоря — попоек, люди утрачивают здоровье, сходят с ума и даже погибают, у них рождаются неполноценные, с признаками страшных уродств дети. «Пьянство — причина слабости и болезненности детей», — изрёк «отец медицины» — греческий врач и философ Гиппократ. Сократ сказал неоспоримо: «Пьянство есть упражнение в безумстве». Точное наблюдение Пифагора: «Вино глумливо, а пьянство буйно». Евагрий Понтийский сказал — в самую суть попал: «Пьянство разрушает тела и души прибегающих к нему!»

Пьяное безудержное веселье оказалось лишь одной стороной медали, другая сторона оказалась слишком уж неприглядна. И эта сторона пьянства, её тяжёлые последствия не могли не озадачить склонных к глубокомысленным размышлениям свободных граждан Греции. Их стало пугать и то, что происходило в дни почитания божества, когда безумное исступление охватывало всё большее число греческих женщин, приверженец культа Диониса, под воздействием выпитого вина впадавших в абсолютное неистовство. Уже тогда греки, создавшие и оставившие в наследство всему человечеству античную культуру и науку, ставшую колыбелью всех последующих цивилизаций, понимали, что пьянство является общественным недугом и подлежит врачеванию в рамках государства. Тем более пьяницы не вписывались в их цивилизацию, поскольку теряли всяческую способность к здравомыслию и философствованию, утрачивали физическую силу и красоту тела — словом, всё то, что наиболее ценилось древними греками.

Но в силу разных причин древние греки лишь узаконили дионисии, попытавшись придать им эстетическое содержание, дополнив театрализованными представлениями и карнавальными шествиями, остановившись на постулате, что проблемы вызывает лишь большое количество выпитого и частота возлияний. Поэтому они ограничились тем, что запретили пить спиртное женщинам и подросткам, а мужское взрослое население стало разводить вино водой. Но такие полумеры конечно же не могли стать преградой этому злу выпущенному на волю вместе с другими несчастьями, любопытной и глупой Пандорой. Хотя и в те далёкие времена далеко не все, хотели признавать власть Диониса, дикое буйство и безумное веселье его свиты. Многие люди стремились к познанию, к поиску смысла жизни, прекрасно понимая, что подобные культы пробуждают в человеке его низменную сторону, опуская до животного уровня. Но, увы, большинство людей, как тогда, так и сейчас, предпочитают другой, более простой путь — путь раба своих страстей: спи, ешь, пей, веселись, бери от жизни всё и сейчас. А когда приходит понимание, что в погоне за удовольствиями упустил что-то по-настоящему важное и ценное, наступает полное разочарование и пустота, и примеров тому и в истории, и в литературе, и в нашей жизни великое множество.

Тем временем, Дионис, искусно используя человеческие слабости и пороки, сумел с необычайной скоростью и лёгкостью завоевать весь мир. Все страны были им покорены, сдались без боя, в плен попадали все народы и независимо от цвета кожи и относительно разреза глаз — рабами сделались тотчас! Столь поголовное алкогольное рабство отличалось лишь степенью тяжести порабощения. Южные народы оказались чуть более стойкими к пагубному воздействию алкоголя, и дело не какой-то невероятной силе воли или в других особенных свойствах их характера. Дело, как выяснили биохимики и генетики, в особом принципе питания и своеобразном метаболическом обмене. Климатические и природные условия средиземноморских и ближневосточных стран диктовали особый рацион питания людям, проживающим на этих территориях, и способствовали закладке определённой ферментативной составляющей их пищеварительной системы. Той, которая позволила им с наименьшими потерями, относительно северян, употреблять алкоголь.

Народы, населяющие эти территории имеют достаточно большое количество ферментов (энзимов сложных молекул белка) расщепляющих и нейтрализующих алкоголь, так как получали и получают их буквально с молоком матери, потому как беременные и кормящие южанки в больших количествах употребляют виноград и пьют виноградный сок. Этот сок в результате естественного брожения в желудочно-кишечном тракте и способствует выработке этих самых ферментов. Население же Северной Европы, коренные народности Крайнего Севера, финно-угорские и тюркские народы, в силу климатических условий не соприкасающиеся с виноградной лозой, ферментов этих имеют мало. На протяжении веков под влиянием среды обитания и своеобразного рациона у них сформировалась своя уникальная пищеварительная система, а в процессе генных мутаций специфические вариации генов, так называемых аллелей, которые и обуславливают их крайне сложные отношения с алкоголем. Так как за расщепление этанола отвечают определённые ферменты, их количеством и действием и объясняется тот факт, что одни люди могут выпить больше спиртного, а другие сразу ощущают тяжёлое опьянение и токсическое отравление. Поскольку алкоголь является сильным ядом, при приёме его вовнутрь организм начинает работать в усиленном режиме, пытаясь как можно быстрее нейтрализовать и вывести его из организма. Расщепление и нейтрализация этилового спирта проводится под действием двух ферментов, название которых — алкогольдегидрогеназа (АДГ) и ацетальдегиддегидрогеназа (АЦДГ). Как только в организм попадает первая доза спиртного, стартует выработка АДГ. Этот фермент расщепляет этанол на практически безвредные элементы: уксусную кислоту, углекислый газ и воду. Единственное исключение — высокотоксичный ацетальдегид. За его нейтрализацию отвечает АЦДГ. От того, как быстро этот фермент будет расщеплять ацетальдегид, зависит степень поражения внутренних органов. Функция этого фермента в организме — это усвоение этанола, кстати, он вырабатывается у всех млекопитающих, объясняется это тем, что бактерии в ЖКТ выделяют ничтожные дозы этилового спирта, так называемый экзогенный алкоголь. [11]

Механизм опьянения и нейтрализации алкоголя у тех или иных рас напрямую зависит от количества этих ферментов и комбинаций аллель. Проанализируем, как это происходит у европейцев. Это медленное усвоение, алкоголь в крови держится долго, яд накапливается понемногу и довольно быстро выводится. В итоге человек всё же получает свою хоть и небольшую часть сомнительного удовольствия прежде последующих за ним жесточайших страданий. Совсем иначе у азиатов — их гены заставляют реагировать организм с точностью до наоборот. Спирт из крови азиатов уходит так быстро, что они даже не успевают почувствовать и понять, в чём собственно удовольствие, как почти сразу начинается отравляющее действие алкоголя! То есть похмелье — крайне нежеланный утренний гость для европейца — к корейским, вьетнамским и другим азиатским товарищам приходит не задерживаясь, предпочитая делать своё чрезвычайно токсичное дело, руководствуясь мудрой русской пословицей: не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. Потому так и загадочна русская душа для японца, и для тайца, для корейца и китайца, понять смысл русских и уж тем более грузинских застолий им не дано самой природой. Странные люди, безостановочно произносящие высокопарные тосты и здравницы, после которых выпивают, поют песни, танцуют и бывает, всё это длится не один день. Азиатам же после выпивки не до веселья, до кровати с тазиком под ней доползти бы. Вот и приходится «несчастным обделённым страдальцам», дабы не отстать от европейцев и получить свою долю смертельного «удовольствия», предпочесть другой наркотик из отряда опиатов, употребление которых в Азии в губительных традициях до сих пор. И хотя носителю азиатского гена опасность стать алкоголиком грозит меньше, чем европейцу или монголоиду, но надо понимать, он не защищает от зависимости, а лишь даёт возможность алкогольному отравлению быстрее проявляться. На основе этой методики работают многие препараты от алкоголизма, например «Торпедо» или «Эспераль», они на время превращают европейца в китайца, которому от алкоголя быстро становится плохо. Согласно исследованиям, люди с азиатским геном выпивают на двадцать процентов меньше, чем те, у кого этого гена нет, и обусловлено это расплатой в виде тяжёлого алкогольного отравления. По приблизительным подсчётам этот ген имеет и один из десяти европейцев. Так вот, среди самых генетически защищённых наций: корейцы, китайцы и японцы — полезная мутация есть у 90%. Но конечно же, пьющие есть среди всех наций, и научное объяснение этому — гены решают многое, но не всё, основную роль играют так называемые факторы социальной среды. И если в этой среде считается нормой пить водку, будут пить, принято курить табак или марихуану — будут курить их. Поскольку, как сказал человек, во многом изменивший ход мировой истории: «Общественное бытие определяет сознание». В ситуации алкогольной либо любой другой зависимости важно, чтобы сознание пробудилось, очистилось, переформатировалось и в конечном итоге определяло наше бытие, а не наоборот. Безусловно, нашим поведением управляет мозг, но, к несчастью и нередко он бывает под воздействием разных ложных программ, в том числе и алкогольной. Мозгу, уставшему от забот, перегруженному информацией, различными страхами, тяжёлыми мыслями и переживаниями, хочется отвлечься от них, и он опрометчиво принимает решение выпить. И ради этого недолгого забвения мозг, а он у нас, как говорится, хозяин — барин, готов жертвовать и печенью, и сердцем, и другими важными органами, и в этом случае происходит настоящее горе от ума! И чем чаще принимается такое решение, тем вероятнее опасность аддитивного поведения, то есть когда человек, вместо того чтобы решать насущные задачи, предпочитает этому уход от реальной жизни путём изменения состояния своего сознания, например употребляя алкоголь. И если у него ещё и генетическая предрасположенность, то это уже прямой и скорый путь к алкоголизму и гибели. В случае с людьми, у которых сочетание аллель обуславливает недостаточную выработку ферментов расщепления и нейтрализации алкоголя, а сами они позволяют аддитивному поведению доминировать над разумным, процессы, гибельные для всего организма, развиваются с невероятной скоростью. Американский учёный, руководитель института по борьбе с алкоголизмом, Джордж Кооб описал случай из своей практики, когда его сосед, финн по национальности и врач по специальности, выйдя на пенсию, спился и умер за считанные!! месяцы.

Сталкиваясь с подобного рода трагедиями, любой здравомыслящий человек задаётся вполне закономерным вопросами: почему, несмотря на угрозу для жизни, на плохое самочувствие по утрам, слабость на протяжении всего дня и полный упадок сил к вечеру, вопреки крайнему неудовольствию близких, угрозе потери работы и репутации, а в скором времени и прогрессирующему ухудшению здоровья по всем показателям, люди пьют, и продолжают делать это с поразительным, достойным лучшего применения упорством? Современная наука объясняет это на примере других наркотических средств. Кокаин действует на дофаминовые рецепторы в мозгу, героин на опиоидную систему, а алкоголь активирует всё разом, он действует на все звенья так называемой системы вознаграждения и удовольствия, и это объясняет, почему такое огромное число людей употребляет алкоголь. Алкоголь является универсальным наркотиком, притом легальным, дешёвым и очень доступным, крайне пагубно действующим на мозг и на весь организм в целом.

Алкоголь губит не только здоровье отдельного человека, он способен разрушать великие империи и уничтожать целые народы! Если углубиться в историю завоевания американского континента, становится ясно, за счёт чего европейцем удалось покорить коренное население Америки, сломить волю этих прирождённых охотников и воинов. Понять, почему гордые и сильные люди со своей древней культурой и традициями так быстро сдались на волю безжалостных завоевателей. Не только безжалостное физическое уничтожение, но эпидемии инфекционных болезней, завезённых европейцами и «огненная вода» за столетие сократили численность индейцев, по подсчётам историков, примерно в десять раз. В этом случае можно говорить о примере целенаправленного алкогольного геноцида! Нам же только и остаётся, что сокрушаться о том, какое жалкое существование влачат остатки немногочисленных потомков исконных хозяев прерий и девственных лесов североамериканского континента, историями приключений которых мы так зачитывались в детстве! Но страшнее, что и у жителей нашей страны дела обстоят не самым лучшим образом — нация спивается, и если не принять срочных мер, то и нас в скором времени может ждать участь североамериканских индейцев! Тем более людей, желающих этого, предостаточно, и опыт у этих заокеанских конкистадоров имеется, и в стратегах, пишущих разные доктрины, направленные на уничтожение славянских и других народов, населяющих наши земли, недостатка тоже нет…

Но вернёмся к похождениям Диониса. Он со своей вечно пьяной свитой так покуражился на огромной территории Римской империи, что в конечном итоге способствовал её завоеванию и распаду. И в наибольшей степени этому помогла всем известная схема взаимоотношений властей Римской империи со своими гражданами: народу — хлеба и зрелищ (и вино рекой), патрициям — нескончаемые пиры. Пиры, по масштабам своей роскоши и размаху разнузданности слабо поддающиеся здоровому человеческому пониманию. Погрязшие в пьянстве и разврате правители и военачальники до крайности развратили и народ, и армию. Вино привозилось со всей необъятной территории империи, и свободные римляне могли получать его в любых количествах и часто абсолютно бесплатно. И если в Древнем Риме вино запрещали пить детям, рабам и, что важно, женщинам, традиция даже установила право главы семьи целовать всех живущих в доме женщин в губы, дабы убедиться, что они не пили вина, «то во времена империи вина уже никто не боялся, и его с удовольствием употребляли и мужчины, и женщины». [16] Чем все эти Лукулловы пиры, это всеобщее увлечение вином для империи закончилось, известно, добавлю только, что «варвары», положившие конец существованию великой Римской империи в том виде, в котором она существовала, в подавляющем своём большинстве были незнакомы с алкоголем, и, в отличие от римских воинов того времени, вели трезвую, аскетическую походную жизнь. [17]

И впоследствии, куда бы ни направлялась и где бы ни появлялась хмельная компания под предводительством Диониса, там возникали проблемы повального пьянства и вырождения. Особенно животрепещущей она стала в арабских странах, где впервые из вина был произведён спирт. Произошло это «великое» событие, которое поставило под угрозу даже само существование арабских народов, примерно в VII веке. То, что у них получилось, было очень метко названо «ал-кюль», что в переводе с арабского означает «одурманивающий». Арабский учёный Джабир ибн Хайян (Гебер) первым использовал перегонку этилового спирта в своих алхимических экспериментах и описал в своих трудах, а пальму первенства по изготовлению первой бутылки водки в 860 году большинство источников безоговорочно присуждают арабу Рагезу. [10] Изобретённая арабскими алхимиками технология перегонки вина резко усугубила пьянство, люди запивались до одури, до смерти, в том числе женщины! Были остановлены ремёсла, зарастали поля, начали рождаться больные, неполноценные дети. Понимая опасность алкоголя и предвидя его страшные последствия, пророк Магомед ввёл строжайший запрет на употребление спиртосодержащих жидкостей и тем самым спас арабские народы от вырождения. Запрет, став догмой, вошёл в свод мусульманских законов — Коран, тем самым полторы тысячи лет оберегает страны Востока от алкогольного рабства. С тех пор на протяжении XII столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко наказывались. [8]

Гораздо меньше в этом отношении повезло западным странам, и они в полной мере хлебнули горя из чаши спиртного и упрямо продолжают это делать. В Средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путём возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Как и на Востоке, руку к этому приложили алхимики, которые пытались найти и выделить в вине «дух или душу», и первым эту манипуляцию с вином сумел осуществить итальянский монах — алхимик Валентиус. Крепкая жидкость со жгучим вкусом, характерным резким запахом и выраженным опьяняющим свойством, извлечённая из вина посредством дистилляции, и была названа спиртом (spiritus), что по-латыни значит «душа». Разбавленный спирт был назван живой водой и продолжительное время широко использовался только в медицине как асептическое средство. В то время в Европе свирепствовала чума, и спирт как антисептик принёс свою пользу, его и продавали только в аптеках, и всё бы ничего, если бы он и дальше использовался исключительно как наружное дезинфицирующее средство. Но увы! «Покупая спирт в аптеках и хлебнув глоток-другой, люди воспаряли в облака. Мир розовел, делался бесплотным. На душе легко, просторно. И не было врагов — напротив, все вас любят, и вы ко всем воспылали нежным чувством. Ах, как хорошо! Aqua vitae. И человек безмятежно засыпал. Проснувшись, ощущал боль в голове, сонную одурь и тяжесть во всех членах. Но тут же вспоминал, как хорошо ему было в состоянии опьянения. И снова тянулся к сосуду с „живой водой“. Бедные наши предки! Знали бы они, какое дьявольское зелье подарили миру». [8]

Так, в Западной Европе Средневековье отмечено повсеместным ростом употребления не только вина и пива, но и крепких спиртных напитков. Уже в XIII веке западный европеец, в отличие от наших предков, не только знал, что такое водка, джин и другое, но и старательно их употреблял. «У самых цивилизованных и просвещённых народов очень принято было пить», — вывел в своём трактате о пьянстве французский философ Монтень. Разнообразные и дешёвые крепкие напитки триумфально шествовали из дворцов и замков в простой народ через кабаки и торговые лавки. «Германия зачумлена пьянством», — восклицал реформатор церкви Мартин Лютер. «Мои прихожане, — жаловался одновременно с ним английский пастор Уильям Кет, — каждое воскресенье смертельно все пьяны». Современники английского пастора сообщали, что в Лондоне «в каждом доме, в каждой улице кабак имеется». В них женщины пили наравне с мужчинами, цены в прейскуранте подкупали своей дешевизной. Простое опьянение — пенс, мертвецкое — два пенса и солома даром. Глядя на всенародную страсть к пьянству, поразившему все сословия, папский посол Антоний Компаниус горько воскликнул: «Здесь бытие — лишь питие». [12] Папский прелат был недалёк от истины, в Англии общественное сознание тех лет не только не осуждало пьянства, а напротив, непьющий не считался джентльменом!

Но надо отметить и то, что и в античные времена и в Средневековой Европе было понимание опасности, исходящей от алкоголя. Отношение к нему всегда было подозрительно настороженным. «Чрезмерное пристрастие к вину закрывает дверь для всех достоинств и открывает её для всех пороков», — отмечал ещё древнеримский писатель Валерий Максим. К самим же пьяницам во всё времена люди испытывали крайне негативные чувства, их считали либо неудачниками и слабаками, либо безумцами: «Много вина — мало ума», — писал о пьяницах древнегреческий драматург Менандр. Плиний Старший в «Естественной истории» к негативным сторонам употребления вина причислял прежде всего зависимость: «Вино — напиток, от которого человек теряет голову, неистовствует, совершает тысячу преступлений и который столь сладостен, что многие люди видят в нём единственную радость жизни». Плиний так же описывает воздействие вина на тело и психику: «…бледность, обвисшие щёки, трясущиеся руки, ночная тревога и забывчивость». Философ Сенека называет такие последствия злоупотребления вином, как: «умственное разложение, предрасположенность к тяжёлым заболеваниям и психические расстройства». Власти античных государств были людьми весьма просвещёнными и, понимая опасность, исходящую от вина, пытались, так или иначе, оградить от пьянства своих подданных. Римский историк Клавдий Эплан писал: «В Риме соблюдался следующий обычай — вина не пили ни женщина, ни рабыня, ни благородный римлянин, не достигший тридцатипятилетнего возраста». А у нас даже двадцати одного показалось много! В Греции свободный гражданин пил только сильно разбавленное вино, в Спарте спиртное разрешено было употреблять лишь рабам, для всех остальных оно было под строгим запретом, и во многом именно благодаря этому армия Спарты снискала себе славу непобедимой. По свидетельству Плутарха, в этих странах легендарных героев и эпических битв существовали весьма неоднозначные, но в то же время очень действенные педагогические приёмы (превентивные, как сказали бы сейчас), априори позволяющие отвращать молодых людей от этого порока. Благодаря таким упреждающим мерам, молодые эллины проходили своеобразную антиалкогольную инициацию. Происходило это таким образом. Свободных греков и рабов сажали за стол друг напротив друга, сильно проголодавшимся рабам предписывалось пить неразбавленное вино без каких-либо ограничений, и чем больше, тем лучше. Кончались возлияния илотов весьма плачевно: на земле, лежащих в собственной моче. Тем временем младые греки, пронаблюдав за непотребством этим, решали каждый для себя: такая не годится мне судьба! Для молодых спартанцев их наставники устраивали спортивные показательные выступления, илотам давалось вино, а после они упражнялись в меткости и выносливости, рабы промахивались раз за разом, а потом, потеряв человеческий облик, и вовсе валились на землю. Следом выходили спартанские воины и показывали великолепные спортивные результаты, и всё это действо служило прекрасным наглядным уроком вступающим в спартанское войско новобранцам. Далее Плутарх (только представьте себе) пишет о безнравственности таких методов по отношению к рабам! «Исправлять одних людей ценой развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно, и вредно для государства». Здесь есть над чем поразмыслить… Тем более в свете того, что происходит в современной России, где граждан не очень-то заботит развращение даже собственных детей! Что видит вокруг себя наше подрастающее поколение? Любое событие обязательно сопряжено с приёмом с алкоголя, даже чествование спортсменов-олимпийцев в Большом Кремлёвском дворце и то не проходит без традиционного (из ряда самых вредоносных традиций) бокала шампанского! Получается в противовес древнегреческой антиалкогольной инициации мы противопоставляем нашим детям — алкогольную! Всё это заставляет задуматься, какие ассоциации и вредоносные программы закладываются в сознание российского подростка в отличие от его античного сверстника? Вспомните, в каком возрасте и где впервые сами попробовали алкоголь? И главное — кто вам его предложил? Исследования говорят о том что, в 97% случаев в родном доме из рук близких, посреди весёлого застолья и радостных песен, или тайком умыкнув с праздничного стола!

В моём случае мне пришлось попробовать пиво в одиннадцать лет. Ходили по грибы, и у нас закончилась вода, в деревенском магазине было только пиво, колонка не работала, и моя тётя, не придумав ничего лучше, как утолить мою жажду, плеснула в мой стакан немного этой горькой и противной жидкости! Вино первый раз пригубила по настоянию родственников в четырнадцать лет на золотой свадьбе бабушки и деда! И это притом, что моя семья считалась почти не пьющей! Дед и вовсе был трезвенником. Мой муж свой бокал с вином в двенадцать лет на праздновании Нового года тоже из рук родителей получил, и сыну своему лет в четырнадцать первую рюмку «Кагора» на Пасху мы сами поднесли! В народе ходит непонятно кем запущенная отвратительная рекомендация, что пусть уж подросток первую рюмку вина дома выпьет под присмотром, чем в подъезде или ещё где, тем более запретный плод особенно сладок, аргументируют знатоки. И это внушается повсеместно. Встречается даже совсем уж дикое мнение, что подростка нужно готовить к взрослой жизни ещё и в плане умения выпить и не «окосеть» с первой рюмки, особенно этим грешат некоторые «заботливые» папашки.

В связи с этим вспомнилась одна история, рассказанная моей мамой. Маме её поведала новая молодая сотрудница, не без доли гордости рассказав, как она в своей недалёкой юности, выпивая с подружками в компании парней, смогла благополучно избежать посягательств на девичью честь, ловко и, главное, вовремя спустившись со второго этажа по самодельной верёвке. В отличие от подруг, напившихся с непривычки до потери контроля и над своим сознанием, и телом. И всё это благодаря тому, что папа, прапорщик, в своё время научил всем премудростям, как пить не пьянея. И эта история трактовалась ей исключительно с точки зрения, как же мне пригодились уроки, преподнесённые мудрым моим папочкой. Да уж, знал многоопытный и прозорливый папа, какие опасные приключения и головокружительные кульбиты могут встречаться на пути современных раскрепощённых девушек! Но бывают совсем уж запредельные случаи, не была бы свидетелем этого — не поверила бы! Мать моей знакомой своей внучке в честь её первого дня рождения дала отпить из своей рюмки — коньяку! Ребёнок после такого угощения просто зашёлся криком от боли и испуга, а невозмутимая сорокаоднолетняя бабушка «слегка» ошалевшим гостям пояснила: «Для выносливости!» Чудо, что этот вопиющий случай не закончился реанимацией, дети, бывает, что и погибают после таких безумных выходок взрослых. И когда их угощают алкогольной отравой близкие люди, и когда сами угощаются из беспечно оставленных стопок.

Приведу одну трагическую историю, произошедшую в конце восьмидесятых в одном из небольших городов средней полосы России и опубликованную в местной газете. У них была небольшая и дружная семья. Отец работал на заводе, она на фабрике. Сын Ваня десяти лет перешёл в четвёртый класс. Он хорошо развивался, учился на «отлично», проявлял способности к рисованию. Отец увлекался рыбалкой, и сын нередко рыбачил в летнее время вместе с ним. Зимой отец уходил со своими приятелями на последний лов и сына, как правило, с собой не брал. В этом году Ваня упросил взять его с собой. Когда пришло время обеда, все товарищи отца собрались вместе, достали термосы с горячей пищей. Кроме того, каждый вытащил по бутылке водки. Как говорят злые языки, весь интерес зимней ловли для рыбака заключается в том, чтобы выпить на морозе. И в этот раз всем налили по стакану водки! Мальчику тоже поднесли стакан, наполовину наполненный водкой. Он испугался, так как знал, что вино вредно. Мать неоднократно ему об этом говорила.

— Я не буду пить. Мне мама запретила, — робко возразил он. Но его сразу же стали уговаривать все мужчины.

— При чём тут мама? Ты же мужик! Надо привыкать быть в компании!

— С мороза обязательно надо выпить, чтобы согреться!

— Я не замёрз, — продолжал сопротивляться мальчик.

— Зачем уговариваете мальчишку? Надо радоваться, что он не хочет пить, — возразил кто-то из компании.

— Пускай привыкает, на то он и мужик, — настаивали другие.

— Ничего, сынок, выпей, раз старшие просят, — согласился отец, на которого мальчик всё время поглядывал, как бы ища у него защиты.

Ваня выпил немного и тут же, закашлявшись, поставил стакан.

— Нет, брат, давай выпей как следует, чтобы согреться.

— Пей, это сначала водка кажется горькой, а потом сладкой будет! Первая рюмка колом, вторая соколом, — гоготали мужики и настояли на том, чтобы Ваня выпил. За второй приём он сделал ещё несколько глотков, но, не допив до конца, оставил стакан.

По словам отца, выпито им были не более одной трети стакана. Ему дали закусить, но руки у него дрожали, его мутило, и есть не хотелось. Мужики, довольные своей шуткой, отстали от мальчика, занялись другими разговорами, угощая друг друга. Мальчик же, посидев немного, вдруг повалился на снег и потерял сознание. Отец подбежал к нему, а тот лежит бледный, глаза закрыты, дышит прерывисто. Опомнившись, отец схватил сына на руки и, благо у одного из рыбаков была машина, срочно повёз ребёнка в больницу. Врачи спасали ребёнка, делали уколы, вливания. Но ничего не помогало. Поздно вечером врач вышла усталая, бледная и сказала, что Ваню спасти не удалось, он умер, не приходя в сознание.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Остановите этот поезд предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я