1. книги
  2. Монографии
  3. Елена Кобыща

Профессия «тьютор»

Елена Кобыща (2013)
Обложка книги

В книге описаны сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности, охарактеризованы исторические и методологические основы новой профессии. Книга будет полезна магистрантам, обучающимся по направлению «тьюторство в образовании», педагогам, психологам, начинающим и практикующим тьюторам, специалистам в области воспитания, всем интересующимся тьюторским сопровождением в сфере образования и развития человека.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Профессия «тьютор»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Профессия «тьютор» и её место в мире профессий

Современный уровень развития человеческой цивилизации, как уже отмечалось выше, ставит перед образованием задачу — формирование и развитие человека компетентного, свободного, инициативного, ответственного, умеющего действовать в условиях неопределенности. Решение этой задачи невозможно без появления в образовании новой педагогической фигуры, позиции, профессии — тьютора, обеспечивающего индивидуализацию образования. Вместе с тем, в российском обществе в целом, и в педагогическом сообществе в частности, могут возникнуть закономерные вопросы:

• не является ли позиция тьютора в условиях уже существующего многообразия социально-педагогических профессий излишней, экономически и педагогически нецелесообразной?

• Почему именно профессия и педагогическая позиция «тьютор» могут считаться наиболее актуальными, отвечающими запросам времени?

• Чем профессия «тьютор» отличается от всех иных уже имеющихся в социально-педагогическом спектре профессий?

В рамках данной главы попытаемся дать наши версии ответов на поставленные вопросы, что поможет педагогам, представителям общественности по-новому взглянуть на философско-педагогический феномен тьюторства, осмыслить профессиональную тьюторскую позицию, её актуальность и значимость.

1.1. Профессия «тьютор» в мире профессий

Прежде чем приступить к описанию специфики профессии «тьютор», её сравнению с другими социально-педагогическими профессиями остановимся на трактовке самого понятия «профессия». Необходимо отметить, что профессия — это специально организованная деятельность, занятие, требующее специальной подготовки, которое служит для человека, им практикующего, источником средств существования. Профессия предполагает наличие объединения, группы людей, которые выполняют однотипную деятельность, а также определенные связи и нормы поведения в этой группе, объединении [3]. Таким образом, можно рассматривать профессию как особую форму социальной организации трудоспособных граждан, связанных единством однотипной деятельности, профессиональным сознанием и профессиональной этикой. В.Г. Макушин определяет профессию как деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию [4]. Анализ и обобщение приведенных выше трактовок позволил нам, на основе определения Зеера Э. Ф., дать своё рабочее определение.

Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — это исторически возникшие и обусловленные формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, быть профессионально компетентным, обладать сформированными на высоком уровне общекультурными и профессиональными компетенциями, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества, разделять и соблюдать нормы профессиональной этики [5].

В англоязычном мире принято отличать понятие «profession» — «профессия», от понятий «occupation, pursuit, employment, work, business»… — «труд, работа». При этом понятие «профессия» в этих странах характеризует сравнительно небольшую прослойку типов трудовой деятельности, исполнители которых имеют высокий общественный, в том числе экономический, статус. Все остальные типы трудовой деятельности, «профессии», «специальности» в русском варианте относятся к видам работ, занятиям или собственно специальностям.

В отечественной научной традиции и практике принято различать понятия «профессия» и «специальность». Профессия — это объемлющее, более широкое понятие. Отличительными признаками профессии являются:

• профессиональная компетентность;

• социально-профессиональная компетентность;

• профессиональная автономия;

• профессиональные ценности;

• профессиональная этика, профессиональные нормы;

• профессия объединяет родственные специальности, например, профессия — учитель, специальности — учитель математики, учитель иностранного языка, учитель мировой художественной культуры и т. д.

Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии. Таким образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных результатов либо на достижение общих результатов специфическими средствами.

Разделение труда, появление предпрофессиональных и профессиональных видов деятельности в истории развития человеческой цивилизации произошло ещё до нашей эры в государствах Древнего Востока (Египет, Междуречье, Китай, Индия и др.), а затем и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Профессиональная дифференциация особенно активно протекала в Новое и Новейшее время до 70-х гг. XX века — в эпоху становления, развития и заката индустриального общества. Так, в 1965 году в справочнике профессий, занятий, специальностей США было отмечено 21741 профессия и более 40000 специальностей. Международный классификатор профессий 1988 года включал в себя 9333 профессии, Единый тарифно-квалификационный справочник, утвержденный Министерством здравоохранения и социального развития в 2010 году, содержит около 7000 профессий и специальностей. Однако надо учитывать тот факт, что в связи со стремительными темпами роста экономики, общества в целом, Справочники уже к моменту их опубликования требуют корректировки.

В названии профессии находят своё отражение, с одной стороны, специфика и характер труда, а с другой, зачастую, устаревший уровень технологий и средств труда, устаревшие профессиональные традиции. Так, рассматриваемая в рамках данной книги профессия «тьютор» в дословном переводе на русский язык означает «наставник», «домашний педагог», что не отражает современной сущности этой профессии — сопровождения разработки и реализации обучающимся индивидуальной образовательной программы.

Профессия «тьютор», несмотря на свою более чем девятисотлетнюю историю, может быть в условиях российской действительности отнесена к категории новых, инновационных для отечественного образования и российского общества в целом, профессий. Профессия «тьютор» в России появилась и получила свое распространение в процессе общественного развития, в связи с необходимостью перехода российского общества на стадию информационного, постиндустриального общества.

В настоящий момент идет становление полного цикла воспроизводства профессии «тьютор», включающего в себя:

1. разработку и утверждение профессионального стандарта тьюторской деятельности;

2. разработку и внедрение в образовательную практику образовательного стандарта подготовки тьюторов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

3. профессиональную образовательную подготовку тьюторов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования;

4. процедуру оценки и сертификации профессиональных тьюторских квалификаций.

Если по многим рабочим профессиям и специальностям подготовка может осуществляться непосредственно на предприятиях, то такая сложная профессиональная деятельность, как тьюторское сопровождение, требует магистерского образования. Сначала будущий тьютор получает базовое педагогическое образование (бакалавриат по какой-либо педагогической профессии и/или специальности, например учитель русского языка и литературы и т. д.), а затем продолжает свое обучение в тьюторской магистратуре. Кроме того, будущие и действующие тьюторы могут обучаться в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Определившись с понятием «профессия», попытаемся найти место тьютора в мире современных профессий.

Упорядочить великое многообразие профессий можно на разных основаниях, по различным критериям. Мы будем придерживаться психологической классификации мира профессий, которая основывается на определении цели профессиональной деятельности, её результатов, а также на профессиональных интересах, склонностях человека, освоившего, осваивающего или собирающегося осваивать какую-либо профессию.

В качестве примера приведем несколько различных психологических классификаций профессий. В 1966 году Дж. Холланд разработал классификацию, в основе которой лежала концепция, соединяющая теорию личности и теорию выбора профессии. Эта классификация важна нам для аналитического описания профессии «тьютор», так как в её основе лежат такие критерии классификации, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. Холланд выделил 6 профессионально ориентированных типов личности:

• реалистический (ориентация на создание материальных благ, обслуживание техники и технологических процессов);

• интеллектуальный (ориентация на умственный труд);

• социальный (ориентация на взаимодействие с социальной средой);

• конвенциональный (ориентация на четко структурированную деятельность, общепринятые нормы и традиции);

• предпринимательский (ориентация на руководство людьми и бизнес);

• художественный (ориентация на художественное творчество).

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера. Связь различных типов личности со средой показана в таблице № 1.

Таблица 1.

Связь различных типов личности и профессиональных сред(по Дж. Холланду)

++ тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;

+ тип личности хорошо приспособлен;

— тип личности недостаточно приспособлен;

— тип личности совершенно неприспособлен к окружающей среде.

Теория Холланда основана на положении о том, что результативность и эффективность профессиональной деятельности, а также степень удовлетворенности человека своей профессиональной деятельностью напрямую зависят от соответствия типа личности типу профессии. В связи с этим автором теории были разработаны методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики Холланд выделяет три рекомендуемые профессиональные среды, расположенные в иерархическом порядке: от полно отражающих тип личности данного человека, до слабо отражающих.

По классификации профессий Холланда профессию «тьютор» можно отнести к типу социальных профессий, связанных с организацией самого тесного взаимодействия с социумом. Предметом организации тьютором взаимодействия обучающегося (тьюторанта) с социальной средой является образование, формирование собственного образа, разработка и реализация индивидуальной образовательной программы разного масштаба и формата. При этом социальная среда, отдельные её компоненты рассматриваются и тьютором, и тьюторантом как потенциально богатые образовательными ресурсами. Одна из ведущих задач тьютора — раскрыть ресурсный потенциал социальной среды для тьюторанта.

Существуют и другие классификации профессий, в основе которых лежит принцип определения особенностей, способностей человека — «профессионала» (см. Е. Bornemann и A. Melcher, 1941; В. I. Dvorjak, 1947; A. Huth, 1961 и др.).

В отечественной психологической и педагогической науке чаще всего используется классификация, предложенная Е. А. Климовым. Климов Е.А. разделил все существующие профессии на 5 групп — 5 типов профессий, профессиональных деятельностей в соответствии с объектом:

• профессии типа «Человек — Живая природа» (П);

• профессии типа «Человек — Техника/Неживая природа» (Т);

• профессии типа «Человек — Человек» (Ч);

• профессии типа «Человек — Знаковая система» (3);

• профессии типа «Человек — Художественный образ» (X).

Профессии типа «П» предполагают, что человек, осуществляющий

профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с живыми организмами (животными, микроорганизмами, растениями и т. д.). Например, ветеринар, орнитолог, кинолог, агроном и т. д.

Профессии типа «Т» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с объектами неживой природы, с техническими агрегатами. Например, инженер-технолог, слесарь, фрезеровщик и т. д.

Профессии типа «Ч» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с социальными системами разной сложности, с поддержанием разного рода коммуникаций между людьми. Например, менеджер, педагог, психолог, врач и т. д.

Профессии типа «3» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с естественными и искусственными языками, разнообразными знаками, символами. Например, математик, программист, редактор, чертежник и т. д.

Профессии типа «X» предполагают, что человек, осуществляющий профессиональную деятельность подобного типа, имеет дело с различными формами художественного отражения окружающей действительности. Например, художник-оформитель, дизайнер, артист балета, скульптор и т. д.

Представленные выше профессии всех пяти типов дополнительно группируют ещё по трём классам:

1. Гностические профессии (Г), т. е. связанные со знанием, с обладанием каким-либо ценным знанием. Например, дегустатор, пирометрист, диагност, социолог, искусствовед и др.

2. Преобразующие (П), т. е. связанные в первую очередь с преобразующей деятельностью. Например, селекционер, мастер производственного обучения, живописец и др.

3. Изыскательские (И), т. е. связанные в первую очередь с исследовательской деятельностью, поиском нового знания. Например, математик, проектировщик, конструктор самолетов и др.

Относительно рассмотренных нами классификаций профессию «тьютор» можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий. На наш взгляд, место профессии «тьютор» в этих классификационных системах в значительной степени отражают её сущностные характеристики: во-первых, профессия основана на установление взаимодействия между тьютором и тьюторантом. При этом, характер такого взаимодействия предполагает не отношения субъект (тьютор) — объект (тьюторант), а равноправные, субъект-субъектные отношения. Кроме того, предметом самих взаимоотношений между тьюторантом и тьютором является, помимо прочего, установление взаимовыгодных отношений между тьюторантом и субъектами социума, которые могут быть явными или потенциальными ресурсами в разработке и реализации тьюторантом его индивидуальной образовательной программы. В этом заключается выполнение тьютором одной из важных профессиональных функций — функций посредника, координатора взаимодействия. Когда в силу разных причин у тьюторанта возникают проблемы в коммуникации с субъектами социума, то на помощь к нему приходит тьютор, который помогает налаживать социальные контакты или связи как непосредственно, так и опосредованно, через освоение тьюторантом коммуникативно-рефлексивных методик, техник, технологий, культурных форм коммуникаций.

Важно, что профессия «тьютор» относится к преобразующим профессиям. Именно тьютор призван запустить главнейший «пусковой механизм» преобразования, развития, совершенствования человека — образование. При этом под «образованием» будем понимать не только и не столько целенаправленный процесс и результат воспитания, обучения и развития в интересах личности, общества и государства, сколько создание, осмысленное формирование каждым человеком собственного уникального, индивидуального образа в культуре.

Очевидно, что профессиональное образование невозможно вести по всем профессиям, к тому же и условия, средства, содержание, уровни сложности различных видов профессиональной деятельности сильно различаются. В связи с этим ряд исследователей делят все существующие профессии ещё на две большие группы — неучебные профессии и учебные профессии. В настоящее время продолжается работа по научно обоснованному отбору учебных профессий по определенным признакам, критериям, их классификация и установление ступеней квалификации. Результатом такой работы должен стать перечень учебных профессий, на основе которого определяются формы подготовки специалистов. Это могут быть краткосрочная подготовка на предприятиях, обучение в профессиональных школах или вузах. Как уже отмечалась выше, профессия «тьютор», несомненно, относится к учебным профессиям, причем к профессиям сложным, требующим особой подготовки.

При проектировании представителями общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» отечественного варианта профессии «тьютор», а также моделей профессионального образования, в основу были положены следующие принципы:

• взаимосвязь образовательной технологии (в том числе технологии тьюторского сопровождения) с этапом развития современной человеческой цивилизации (постиндустриальное, информационное общество);

• профессиональное самоопределение личности;

• прогностическое отражение инновационного содержания профессий и др.

Кроме того, подчеркнем, что основной подход к решению проблемы профессиональной подготовки тьюторов стал не только отбор самоопределившихся претендентов, а проектирование технологического и индивидуализированного содержания образования, построенного на принципах открытости, индивидуализации, вариативности.

1.2. Профессиография и профессиограмма тьютора

Немного истории. В конце 20-х годов XX века в СССР в связи с наступлением эпохи бурного индустриального развития страны начинается процесс активного изучения, осмысления и описания профессий, профессионального образования. Ученые совместно с практиками из различных отраслей экономики разрабатывали методы и методики анализа профессиональной деятельности. В результате зародился новый подход — профессиография. Суть подхода заключается в научно обоснованном описании специфики профессии. В настоящее время под «профессиографией» понимают процесс изучения, описание психологической характеристики профессии и проектирование профессии. К важнейшим категориям профессиографии следует отнести: субъект труда, предмет, задачи, орудия и условия труда, а также ряд других категорий.

Профессиографы всегда стараются учитывать специфику каждой профессии, соблюдая один из основополагающих принципов — принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности. В результате профессиографирование и в прошлом, и в настоящем всегда направлено на решение конкретных практических задач. Применительно к профессиографированию профессии «тьютор» можно отметить следующие практические задачи:

• организация профессиональной ориентации, создание условий для профессионального самоопределения людей, имеющих склонность к тьюторской деятельности, имеющих мотивацию к тьюторской деятельности, разделяющих ценности открытого образования, индивидуализации и тьюторства;

• организация предпрофессиональных консультаций и профессионального отбора при поступлении в образовательные учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой тьюторов;

• разработка и утверждение профессионального стандарта тьюторской деятельности, образовательных стандартов профессиональной подготовки тьюторов, основных профессиональных образовательных программ;

• организация и проведение процедуры оценки и сертификации профессиональных тьюторских квалификаций, уровня сформированное™ профессиональных тьюторских компетенций и др.

Таким образом, для определения уровня квалификации в ходе процедуры оценки и сертификации профессиональных квалификаций характеризуют трудовые функции, профессиональные знания, умения и навыки. Профессиографирование детерминирует методы изучения профессии, содержание ее характеристик, а также область использования. Специфика проведения профессиографии определяется ее целями, например:

• аттестацией тьюторов как педагогических работников;

• проектирование профессии «тьютор» как новой профессии;

• обеспечение полного цикла воспроизводства профессии «тьютор»;

• профессиональная ориентация и предпрофессиональное консультирование абитуриентов и отбор специалистов-тьюторов;

• совершенствование профессионального образования, профессиональная переподготовка и повышение квалификации тьюторской направленности;

• научные исследования профессионального развития тьютора.

Результатом профессиографирования является профессиограмма. Профессиограмма — это научно обоснованное описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья и т. д.

Важным компонентом любой профессиограммы является психограмма. Психограмма — это комплексная характеристика мотивационной, эмоциональной и волевой сфер специалиста в контексте выполнения им какой-либо конкретной профессиональной деятельности. Другими словами профессиограмма — это психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией [6]. При разработке профессиограммы тьютора представители тьюторского профессионального сообщества выстраивали свою деятельность в соответствии со следующими принципами:

• принцип комплексного подхода к анализу и описанию профессиональной тьюторской деятельности;

• принцип целесообразности, ориентация на реализацию практических целей тьюторского сопровождения и составления профессиограммы тьютора;

• принцип сохранения сущностной специфичности характеристик профессиональной тьюторской деятельности, её дифференциация в группе профессий «человек-человек» при обязательной типизации и профессиографических характеристик, отражающих типовые и специфические признаки профессии «тьютор»;

• принцип отражения текущего состояния и перспектив развития профессии «тьютор» в конкретно-исторических, социально-политических, экономических и ментальных условиях;

• принцип научности;

• принцип опоры на системный и деятельностный методологические подходы;

• принцип учета перспектив профессионального роста и карьеры тьютора;

• принцип надежности, предполагающий описание профессии «тьютор» в различных, в том числе нестандартных условиях;

• принцип учета гуманистической сущности профессии «тьютор».

В настоящее время оформление профессиограммы тьютора ещё не завершено. Процесс разработки описания профессиограммы тьютора был инициирован в 2008 году. Тогда был дан старт разработке профессионального стандарта тьюторской деятельности. Это произошло благодаря осознанию профессиональным тьюторским сообществом важности обустройства инфраструктуры профессии «тьютор» как современной и инновационной, одной из важнейших в отечественном образовании и обществе. Для обустройства инфраструктуры профессии, как отмечалось выше, нужно обеспечить полный цикл воспроизводства профессии, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Полный цикл воспроизводства профессии «тьютор» включает в себя:

1. описание изменений в профессиональной деятельности,

2. нормативное закрепление изменений в профессиональных стандартах,

3. разработку обучающих программ для освоения новых элементов профессиональной деятельности,

4. обучение, подготовку, переподготовку и периодическую профессиональную сертификацию, подтверждающую профессиональную компетентность специалиста или руководителя.

Оформление, разработка каждого из этапов полного цикла воспроизводства профессии «тьютор», стали важнейшими задачами, к решению которых приступили члены «Межрегиональной тьюторской ассоциации».

Решение первой и второй задач связано с деятельностью региональных рабочих тьюторских групп. Рабочими группами профессионального тьюторского сообщества под эгидой Межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (МТА) в г. Москве (Ковалева Т. М., Чередилина М. Ю., Теров А. А., Кобыща Е. И., Волошина Е. А. и другие), в Удмуртии (Черемных М. П., Митрошина Т.М. и другие), в г. Томске (Суханова Е. А., Долгова Л.М., Кобзева Л. В., Муха Н. В., и другие), в г. Новосибирске (Степанов С. А.), в Чувашии (Удина Т. Н., Никулина Т. Г. и другие), в г. Волгограде (Ястребова Г. А., Ястребов В. В и другие) более трех лет велась активная деятельность по разработке и утверждению в соответствующих федеральных структурах стандарта профессиональной тьюторской деятельности. Эта важная работа движется к своему логическому завершению. На повестку дня выходит вопрос, связанный с определением соответствия профессиональных квалификаций, уровня сформированности профессиональных компетенций того или иного педагога, претендующего на осуществление профессиональной тьюторской деятельности, профессиональным стандартам, критериям соответствия, определенным и утвержденным профессиональным тьюторским сообществом в лице МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» и ее региональных филиалов.

Третья задача по профессиональной подготовке тьюторов решается силами региональных отделений МТА, посредством высшего и дополнительного профессионального образования. Региональные отделения ведут профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации тьюторов и педагогов с тьюторской компетентностью (гг. Москва, Томск, Ижевск, Чебоксары, Волгоград, Архангельск и др.).

Эффективная деятельность по решению этой задачи на уровне высшего профессионального образования связана на протяжении шести лет (2002–2008 гг.) с разработкой образовательной модели и пакета документов и началом деятельности в 2009 году магистратуры по Программе «Тьюторство в сфере образования» на базе кафедры педагогики ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», руководитель — доктор педагогических наук, профессор Ковалева Т. М.

Сегодня весьма актуальным становится решение четвертой задачи по обеспечению полноты цикла профессии «тьютор», связанной не в последнюю очередь с сертификацией профессиональных квалификаций тьютора и педагога с тьюторской компетентностью. Важность решения этого вопроса усугубляется распространением по территории Российской Федерации разнообразных программ дополнительного профессионального образования, направленных на подготовку профессиональных тьюторов и педагогов с тьюторской компетентностью. Однако, зачастую, содержание этих программ, методы и способы организации образовательной деятельности слушателей свидетельствуют о том, что в так называемых программах тьюторской направленности имеет отношение к философии, теории и практики тьюторства только незаконно присвоенное название. Профессиональная подготовка к квази — и псевдотьюторской деятельности, таким образом, наносит тьюторству существенный урон, дискредитируя его, нанося вред прежде всего тем, кто испытал на себе такие варианты тьюторского сопровождения, нарушающие базовую заповедь гуманной педагогики «Не навреди!»

Для решения всех четырёх представленных задач был необходим такой инструмент (научно обоснованный документ) как профессиограмма тьютора.

При разработке профессиограммы тьютора применялись социологические, психологические методы, описание тьюторских процессов и др.

Из всего многообразия методов были выбраны те, которые позволили с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в профессиографическом исследовании тьюторской деятельности. Важную роль в разработке профессиограммы тьютора сыграли психодиагностические исследования, исследования для определения технологии тьюторской деятельности, её процессов и результатов, а также условий эффективного и результативного взаимодействия тьюторанта с тьютором. Все эти компоненты важны, во-первых, потому, что без знания конкретных профессиональных, должностных тьюторских обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы в качестве профессионального тьютора. В настоящее время и на ближайшее будущее перспективным направлением профессио-графических исследований эксперты МТА считают изучение условий, психологической специфики и режима труда тьютора в целях профилактики переутомления, монотонии, других неблагоприятных состояний, снижения заболеваемости, психологических и эмоциональных перегрузок, с целью профилактики профессионального выгорания. При этом исследователями могут быть использованы гигиенические, медицинские, психологические и физиологические методики.

В процессе разработки профессиограммы тьютора было рассмотрено множество схем, конструкций, моделей профессиограмм. Осуществлялась разработка такой схемы профессиограммы, которая бы позволила осуществить общее знакомство с процессом тьюторского сопровождения и более детально его изучить и описать, осуществить психологический анализ профессиональной тьюторской деятельности на различных рабочих местах. Наличие различных рабочих мест является одной из специфических особенностей тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение фактически может осуществляться и в специальном кабинете тьютора, и в классной комнате, и в музее, и в домашних условиях, и дистанционно. Формат тьюторских встреч, рабочее место тьютора и т. д. находятся в прямой зависимости от конкретной образовательной ситуации, от целей конкретной тьюторской встречи и конкретного тьюторского действия, от количества задействованных в тьюторской встрече лиц и от потребности в тех или иных образовательных ресурсах.

В рамках данной монографии мы не имеем возможности представить полномасштабную, детализированную профессиограмму тьютора, но даже достаточно формализованная, упрощенная схема профессиограммы, которую мы приводим, позволяет представить основные социальные, психолого-педагогические характеристики профессии тьютора (см. Приложение 1).

1.3. Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности

В настоящий момент профессия «тьютор» быстро завоёвывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования.

Такой популярности и востребованности профессии способствуют ниже перечисленные факторы.

1. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства.

2. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества.

3. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося.

4. Оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества.

Рассмотрим каждый фактор более детально.

Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства

Внедрение Государственных образовательных стандартов общего образования — ГОС (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования), Федеральных государственных образовательных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования, разработка стандартов дошкольного образования — ФГОС НПО/СПО/ВПО основаны на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная реализация таких стандартов возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.

Новые ГОС и ФГОС НПО/СПО/ВПО предполагают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, организацию образования по индивидуальным образовательным программам, разработку и реализацию индивидуальных программ профессионального становления, формирование и развитие общих и профессиональных компетенций в образовательных учреждениях профессионального образования. Для реализации этих задач необходима новая педагогическая позиция, новая профессия — профессия «тьютор». Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений, в социуме. Именно тьютор помогает открыть и использовать при разработке и реализации индивидуальных образовательных программ образовательные ресурсы для удовлетворения индивидуальных потребностей, для реализации индивидуальных образовательных целей, в том числе за пределами образовательного учреждения.

Реализация концепции профильного обучения в старших классах школы предполагает соблюдение принципа индивидуализации, «держателем», «гарантом» которой в образовательном учреждении становится тьютор.

Государство четко определило курс на развитие научно-технического творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятельности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.

Нельзя не отметить новые тенденции в гражданско-патриотическом воспитании, декларацию курса на становление и развитие в России гражданского общества. Тьютор профессионально берет на себя ответственность за формирование и развитие у молодого поколения таких качеств, как умение держать субъектную позицию в разных видах деятельности, самостоятельность, гражданскую ответственность, готовность к свободному и осознанному выбору, готовность отстаивать права каждого человека и т. д. Именно эти качества являются базисом активной гражданской позиции, ядром структуры личности — активного члена гражданского общества.

Напрямую заказ государства на распространение тьюторства как профессиональной деятельности в образовании мы обнаруживаем в следующих нормативно-правовых актах:

• Приказы Минздравсоцразвития №№ 216н, 217н от 05.05.2008 (зарегистрированы Минюстом №№ 11731,11725) о введении в общее и высшее профессиональное образование должности «тьютор»;

• новый Единый тарифно-квалификационный справочник профессий и должностей работников образования, принятый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 761 от 26.08.2010 года, зарегистрированный в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638 и ряд других документов.

Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор — представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной образовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие.

Новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года № 2090) предполагает наличие у педагогов тьюторской компетентности, т. е. набора профессиональных умений и навыков поддержания режима индивидуализации. Кроме того, новый порядок аттестации потребует такого переустройства методической работы, при котором потребуется тьюторское сопровождение разработки и реализации педагогами индивидуальных программ профессионального развития (особый формат ИОП, ядром которой является профессионализация).

Новая система оплаты труда также содействует распространению профессии «тьютор» в системе образования, так как дает возможность стимулировать тьюторов, поощрить их за инновационность, особую значимость и сложность профессиональной деятельности.

Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества

В настоящий момент оформляется заказ общества на тьюторское сопровождение личности. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем.

Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, в том числе в рамках Болонских соглашений (кредитномодульная система ВПО), так как стремится к образовательной и профессиональной мобильности, к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.

Укрепляет свои позиции в обществе Концепция образования на протяжении всей жизни, которая предполагает непрерывное образование человека, субъектную активную позицию личности в образовании; оформление и реализацию индивидуальных образовательных запросов через возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося

У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.

Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт культурного и осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.

Заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества

В настоящий момент в педагогическом сообществе возрастает число педагогов, разделяющих ценности и принципы открытого образования. Значительная их часть связывает реализацию потребности в самоактуализации, самореализации через профессиональное развитие путем освоения новой, инновационной педагогической позиции и профессии — профессии «тьютор».

Педагогами осознается необходимость разработки и реализации каждым индивидуальной программы профессионального развития (частный случай ИОП) в условиях Нового порядка аттестации и Новой системы оплаты труда (КПМО — комплексный проект модернизации образования).

Итак, очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Возникает закономерный вопрос: чем принципиально отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально-педагогических профессий? В чем её сущность?

В общих чертах можно отметить следующее: традиционные социально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм, на интериоризацию культурного, социального опыта, знаний и т. д.

Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.

Профессия «тьютор», педагогическая тьюторская позиция принципиально отличается от профессии, позиции учителя-предметника, психолога, социального педагога и классного руководителя. Для сравнения мы взяли именно эти четыре профессии и их профессиональные позиции как наиболее распространенные и чаще всего сравниваемые с профессией «тьютор».

Учитель-предметник при его гуманистической направленности отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения, освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки предмето-центрированной педагогики. Учитель-предметник в первую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей выпускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету. Учитель-предметник несет ответственность за обучение.

Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата, диагностика с целью учета педагогами в практической деятельности психологических особенностей обучающихся. Психолог, прежде всего, отвечает за процесс развития личности, формирования общественно и лично ценных психических свойств и качеств, и за преодоление последствий, за коррекцию негативных психологических девиаций.

Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм, на формирование и развитие общественно одобряемых черт характера и на нивелирование по возможности общественно неодобряемых черт характера. Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного руководителя — классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение им установленных в коллективе норм.

Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе. Освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российском образовании, как правило, прежде всего, работает с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, они являются связующим звеном между ребенком и педагогами, отстаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занимаются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.

В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП).

На наш взгляд, появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогического коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной ИОП. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью или другими форматами, вариантами тьюторства (см. таблицу № 2).

Ключевыми понятиями в профессиональной тьюторской деятельности являются понятия «Индивидуальная образовательная программа» и «Индивидуальная образовательная траектория». В самом общем виде под Индивидуальной образовательной программой (ИОП) будем понимать программу образовательной и иной деятельности, направленной на его личностное, профессиональное развитие, разработанную и реализуемую тьюторантом на основе личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и запросов. ИОП позволяет учесть запросы и потребности, возможности обучающегося. ИОП позволяет разнообразить, оптимизировать виды и формы образовательной деятельности обучающегося, его самообразование.

Таблица № 2.

Варианты (форматы) тьюторского сопровождения в зависимости от масштаба ИОП

ИОП выполняет следующие функции:

• нормативную (нормативно определяет и обеспечивает образовательную, самообразовательную деятельность тьюторанта, регулирует его развитие);

• информационную (информирует об образовательной деятельности);

• мотивационную (определяет цели, ценности и результаты образования);

• организационную (определяет виды и формы, методы, модели, варианты, ресурсы образования);

• функцию самоопределения (позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора, а также потребность в самоактуализации).

Возможная структура ИОП отражена на рисунке № 1.

Разработчики Государственных образовательных стандартов общего образования считают, что образовательная программа школы третьей ступени общего (полного) образования должна обеспечить реализацию индивидуальных образовательных программ учащихся. Индивидуальные образовательные программы старшеклассников должны продолжить формирование и развитие общекультурной компетентности и сформировать предпрофессиональную и методологическую компетентность учащихся — теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека, в которых предстоит действовать выпускникам общеобразовательной школы, а также выбор и применение способов освоения этих сфер (творчество, исследование, проектирование, моделирование и т. д.).

Рис. № 1. Возможная структура Индивидуальной образовательной программы

К ключевым сферам деятельности современного человека (базовым образовательным областям стандарта) разработчики ГОС относят следующие сферы: политика и управление, экономика и предпринимательство, социальные коммуникации, знаниевые и знаковые системы (в том числе, и науки, и языки), искусство, технологии.

Кроме того, обязательным элементом образовательной программы старшей школы должна стать система тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, систему работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.).

Необходимо пояснить, что мы подразумеваем под тьюторским сопровождением. В контексте принципа индивидуализации образовательные сценарии обучающихся (тьюторантов) индивидуальны. Для одного человека образование определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, т. е. образовательная деятельность имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев образования, образовательной деятельности затрудняет ее полноценное сопровождение. Следует также иметь в виду значительное социальное расслоение, низкий уровень социальной защищенности и т. д.

«Толковый словарь» Ожегова содержит следующее определение слова «сопровождать»: «Сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»[7].

Сохраняя этимологический смысл термина «сопровождение» дадим следующее определение тьюторскому сопровождению: это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки.

Компетентное и продуктивное тьюторское сопровождение может осуществлять специально подготовленный профессионал — тьютор. Оказывая тьюторанту помощь и поддержку в выборе траектории развития, индивидуального образовательного пути тьютор не навязывает ему свое мнение, а помогает самому тьюторанту наметить ориентиры. Выбор своего пути становления — право и обязанность каждой личности, но на перекрестках и развилках, при появлении усталости, при подъемах на гору и спусках человек нуждается в помощи и поддержке. Важно, чтобы рядом оказался квалифицированный, компетентный специалист — тьютор. Именно в таком контексте трактуется тьюторское сопровождение.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ тьюторского сопровождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, образовательных путей. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями.

Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Для осуществления права свободного выбора различных образовательных альтернатив необходимо помочь человеку освоить искусство выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, самоактуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Главное помочь человеку реализовать себя в образовательной деятельности.

Выделим основные концептуальные положения тьюторского сопровождения:

• наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в образовании;

• признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих образовательных прав, прав на образование и культурное развитие;

• принятие личностью всей ответственности за качество собственного образования, за качество разработки и реализации ИОП;

• гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий образовательной деятельности.

К функциям тьюторского сопровождения мы относим:

1) информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации ИОП;

2) проектирование и самопроектирование сценариев собственного образования;

3) развивающую диагностику образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта;

4) содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП, в т. ч. через тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития;

5) технологии формирования тьюторской аутокомпетентности, самокомпетентности;

6) тьюторскую навигации и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП;

7) обсуждение с тьюторантом альтернативных сценариев образовательной деятельности;

8) ретроспекции образовательной деятельности (метод психобиографии);

9) организацию рефлексии;

10) тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности.

Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помощь личности стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни.

Резюмируя выше обозначенные концептуальные положения деятельности тьютора, можно сделать вывод, что тьюторская деятельность — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося [8].

Индивидуализация образования предполагает переход на субъект-субъектные отношения, предоставление обучающемуся права и возможности на формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, права и возможности продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Под индивидуализацией образовательного процесса в широком контексте мы будем понимать способ обеспечения каждому тьюторанту права и возможности на формирование собственных образовательных целей и задач, собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему образованию, видения своих учебных образовательных перспектив.

Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается тьютором за счет организации самостоятельного выбора тьюторантами содержания образования, в том числе, учебных предметов, а также выбора форм обучения, мест стажерской практики, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и т. д. Этот выбор оформляется тьюторантами как индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая создается на основе исследования доступных тьюторанту образовательных ресурсов образовательного учреждения, социума, региона, сети Интернет. Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость и вариативность образования.

Тьютор работает с образованием тьюторанта, которое выходит далеко за рамки обучения, за рамки институализированных форм, и предполагает формирование тьюторантом собственного, уникального образа в существующей культуре. Традиционное понимание образовательного пространства заключается, главным образом, в акценте на обучение, при этом часто упускаются из вида процессы социальной практики и образовательной рефлексии. Отличие тьюторской модели от традиционной состоит в том, что процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии.

Профессиональная тьюторская деятельность направлена на создание условий для становления субъектной позиции тьюторанта (умение организовать самостоятельный поиск знания, способность рефлексировать способы обучения и т. д.), на оказание консультативной и иной помощи в осознании тьюторантом, его родителями, законными представителями образовательных запросов, потребностей, возможностей, помощи в оформлении, анализе и презентации обучающимися ИОП: целей, задач, сроков реализации, этапов, предполагаемых учебных и образовательных результатов и достижений. Тьютор помогает тьюторанту в определении эффективности образования через рефлексию, развернутый анализ планируемых и достигнутых результатов, затраченных на достижение результатов ресурсов. Он консультирует тьюторанта по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь, помогает оформлению образовательной инициативы. Тьютор организует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов тьюторантов, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую деятельности (выбор темы, роли, ответственности, продукта). Тьютор организует индивидуальную и групповую самоподготовку тьюторантов, проводит тьюториалы, индивидуальные консультации по анализу учащимися образовательных успехов и трудностей.

Надо заметить, что сущностью тьюторского профессионального действия является совместное с тьюторантом составление карты («картирование») индивидуального образования, оформленного в ИОП.

Тьюторское действие, как цельная единица профессиональной деятельности, включает в себя три этапа.

Первый этап: создание тьютором «избыточной» образовательной среды, прежде всего за счет раскрытия тьюторантом образовательного потенциала окружающего социума, его собственно социальной, инфраструктурной, культурно-предметной составляющей, а также раскрытие и использование собственного антропологического образовательного потенциала.

Второй этап: навигация образовательного маршрута тьютором и/ или самим тьюторантом.

Третий этап: стратегирование — обсуждение возможности разных масштабов действия тьюторанта.

Полнота тьюторского действия задается ресурсной схемой тьюторского действия: социальный, культурно-предметный и антропологический векторы ресурсного расширения.

Основные результаты профессиональной тьюторской деятельности

Благодаря участию тьютора в организации образовательной деятельности тьюторанта, в разработке и реализации тьюторантом ИОП, тьюторант сможет анализировать эффективность проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, продуктивность переходов от пробного действия к результативному действию, рефлексию своего образовательного движения.

Дискуссия о результатах тьюторской деятельности продолжается не только в педагогическом сообществе в целом, но и в тьюторском сообществе в частности. В настоящее время принято считать, что важнейшим результатом профессиональной деятельности тьютора является сформированность у тьюторанта социально-психологического комплекса компетенций, навыков, качеств, являющихся ядром «самости», индивидуальности, субъектности.

На наш взгляд, в этом контексте к важнейшим результатам тьюторского сопровождения, профессиональной тьюторской деятельности можно отнести способность к самоопределению и «случившееся» самоопределение, самостоятельность тьюторанта, самоактуализацию «через» образовательную деятельность и «в» образовательной деятельности, ряд других результатов.

Как мы видим, к результатам тьюторского сопровождения мы относим появляющуюся у личности «само-»: самоопределение, самостоятельность, самоактуализацию.

В самом широком контексте мы под самоопределением понимаем сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. Другими словами, самоопределение является мыслительно-деятельностным способом реализации свободы, обретение и проявление личностью индивидуальной свободы. Самоопределение — это ответ самому себе на вопросы «Кем быть?», «Каким быть?».

Под самостоятельностью, на наш взгляд, следует понимать системное качество личности, позволяющее ей действовать автономно, адекватно проблемной ситуации, ситуации неясности и неопределенности. Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию.

При взаимодействии человека и ситуации самостоятельность личности определяется наличием трех основных ее составляющих:

• наличие внешних условий для свободы индивидуальных действий, для проявления индивидуальной активности в данной ситуации. Она предполагает отсутствие внешнего принуждения к какой-либо деятельности, а также возможность использования потенциала внешней среды для работы с возникшей ситуацией.

• Наличие сформированных, сохранившихся в культуре общества и доступных, освоенных данной личностью, механизмов взаимодействия человека и ситуации. Эти механизмы включают различные техники работы с ситуацией, способы деятельности, технологии. Они являются своеобразным связующим звеном, необходимым для взаимодействия человека и ситуации.

• Наличие сформированности внутреннего активного начала. Под таким внутренним активным началом будем понимать наличие совокупности психологических качеств и свойств личности, позволяющей ей осуществлять самостоятельные, ответственные и свободные, инициативные действия.

Самоактуализация как категория впервые появляется в работах представителя гуманистической психологии Абрахама Маслоу. Маслоу характеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Самоактуализироваться — значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого. В российских исследованиях, посвящённых проблеме самоактуализации или самореализации, приводится новая концепция человека, а именно человека целостного развивающегося и деятельного (Зайцева Ю.Е., Козлов В. В., Коростылёва Л. А.). Само понятие «самоактуализация» интерпретируется исследователями как стремление человека к наиболее полному раскрытию и реализации своего личностного потенциала (В. В.Козлов, Н.Н. Обозов). В этом контексте стали широко использоваться такие близкие по смыслу понятия как «саморазвитие» и «самоутверждение», рассматриваемые как стремление к достижению максимальной полноты жизни.

Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что под профессиональным самоопределением, вслед за Э.Ф. Зеером, мы будем понимать избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

Под самостоятельностью, вслед за Ю. И. Тиллером, будем понимать процесс и результат особого типа взаимодействия определенных характеристик ситуации и определенных характеристик личности, обусловленный их взаимовлиянием. Самостоятельность означает такой характер связи человека и ситуации, который допускает свободу деятельности человека, свободу проявлений его активности, выбора вариантов его поведения и возможного воздействия на ситуацию [9].

Под самоактуализацией, вслед за Абрахамом Маслоу, будем понимать высшую человеческую потребность, проявляющуюся как в желании человека стать тем, кем он может и хочет стать, так и возможность реализации себя, своего потенциала через какое-либо творчество. Самоактуализироваться — значит стать человеком, максимально приблизившимся к вершинам своего потенциала, прежде всего творческого.

По мнению М.П. Черемныха, важной функцией профессиональной деятельности тьютора является расширение пространства социальной реализации тьюторантов. Расширение пространства социальной реализации тьюторантов обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций (научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защиты проектов), встраиванием тьюторантов в социально значимые программы регионального, федерального и международного уровня, обеспечением реализации социальных проектов тьюторантов, организацией предпрофессио-нальных стажировок и практик. Организационно-педагогическое сопровождение социальных проб тьюторантов выстраивается как «социальное продюсирована». Профессиональная тьюторская деятельность направлена также на организацию пространства рефлексии и мыследеятельности [10].

Итак:

• Профессию «тьютор» в современном мире профессий можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий. Именно тьютор призван запустить главнейший «пусковой механизм» преобразования, развития, совершенствования человека — образование.

• Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной ИОП.

О книге

Авторы: Елена Кобыща, Мария Чередилина и др.

Входит в серию: Библиотека тьютора

Жанры и теги: Монографии, Педагогика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Профессия «тьютор»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я