Гармонические рассказы

Елена Каффановская, 2020

Рассказы в этой книге не только о дружбе двух мальчиков, об их увлечении музыкой, их взрослении. Наши герои сами создают гармонию в своей жизни и в жизни близких им людей. Истории, происходившие с мальчиками, относятся к 19901992 годам. В них отразилась жизнь страны, истории открытий, путешествий, изобретений, история семьи, где взрослые и дети – это одно целое, где все и каждый нуждаются во взаимной поддержке. Совместное чтение этих рассказов поможет детям и их родителям лучше понять друг друга и жить интересно, ладно и весело.

Оглавление

Цыплёнок

Теперь Серёга часто вечером приходит к нам со своим баянчиком. Похоже, он с ним расстаётся, только когда в обычную школу идёт. Наверное, он даже спит с ним вместо плюшевого мишки. Я его очень понимаю, это подарок ему от папы. Серёжка мечтает быть великим баянистом и побеждать на всех конкурсах. А к нам приходит, потому что ему нужен слушатель, особенно Анька.

Он садится на стул, она садится в кресло напротив, расправляет платьице и… замирает. Это Анька-то, которая и ходить-то не может спокойно, а всё пританцовывает и за минуту десять раз в комнату влетит и вылетит.

Серёга такого слушателя ценил и особенно старался. Хорошо он играл. Пальцы прямо летали над кнопками.

Но в этот раз Аньки не было, мама с бабушкой взяли её к своим хорошим знакомым, а я идти не захотел.

Серёга сыграл мне новую пьесу, я его похвалил, и мы просто так сидели и молчали.

Я всегда стараюсь Серёгу развеселить. Его отца сбил в прошлом году пьяный водитель. Одни они с его мамой остались, даже сестрёнки нет. Его мама так переживала, что в больницу слегла, а Серёга у нас жил неделю. Я теперь его наипервейший друг.

— Слушай, — придумал я, — а ты можешь кукушку сыграть?

— Конечно, — фыркнул Серёга, — и сыграл: ми, до.

Я повторил и те же нотки сыграл. Но голос у моей кукушки получился немного другой, потому что гармошки настраивают не в унисон, а в розлив[6]. Серёжа опять прокукукал, я ответил. Как будто разные кукушки перекликаются.

— А мне учитель показал, как сыграть «самолёт», — решил поделиться я знаниями, нажал кнопку баса и медленно потянул меха, а потом стал тянуть их всё сильнее и быстрее и звук становился всё громче и громче.

А когда звук стал совсем громким, я начал меха сжимать, сначала быстро, потом всё медленнее и медленнее, и звук стал утихать, как будто самолёт улетел.

— Я тоже так делал, когда начинал, — подтвердил Серёга. — А ещё я играл «карандаш».

И он начал сначала тихо-тихо, как остриё карандаша. Потом стал меха тянуть посильнее и звук усилил, и затем уже играл ровно-ровно, как будто он двигается вдоль карандаша, а потом звук оборвался — карандаш закончился.

— Слушай, — вспомнил я, — а я могу коровой мычать, — потянул меха и нажал бас.

Мой друг тоже нажал бас — и замычала другая корова.

— А вот так ревёт медведь, — показал я.

— А вот так орёт осёл, — засмеялся Сергей.

— А куры кудахчут так, — задолбил я по клавишам и тоже расхохотался.

— А вот так пищат цыплята, — продолжил Серёга и стал быстро-быстро жать самую нижнюю кнопочку.

И тут меня будто что-то дёрнуло, и я вдруг заорал:

Цыплёнок жареный,

Цыплёнок пареный

Пошёл по улице гулять![7]

Серёга сразу всё понял и стал подыгрывать сначала правой рукой, а потом и басы добавил и тоже заорал:

Его поймали, арестовали,

Велели паспорт показать!

Всё-таки здорово Серёга играет! И я подхватил ритм басами и нас понесло:

— Паспорта нету!

— Гони монету!

— Монеты нету!

— Гони пиджак!

Мы перекрикивались и быстро с силой гоняли меха для того, чтобы было погромче.

И вдруг, одновременно остановились и уставились друг на друга. Мы не знали слов и не могли петь дальше. Мы молчали, инструменты молчали, и так не хотелось прерывать это веселье, что я сказал:

— А давай сами слова придумаем!

И опять закричал:

Цыплёнок жареный,

Цыплёнок пареный

Пошёл по улице гулять!

Серёжка подхватил:

Его поймали, арестовали,

Ведь надо школу посещать!

Я тоже подхватил, и мы начала перекликаться:

— Портфеля нету.

— Гони монету.

— Монеты нету.

— Гони штиблеты.

— Штиблетов нету.

— Гони ремень!

— А ремня нету.

— Давай конфеты.

— Конфеты нету…

И так бы мы и дальше голосили про бедного цыплёнка, если бы не вернулись мама, бабушка и Анька.

— Что это у вас за концерт, даже на лестнице слышно? — спросила мама.

Серёга молчал, смотрел в пол и сопел. Он не хотел признаваться, что играл легкомысленную музыку на своём важном инструменте, и я его понял и сказал:

— Это мы выступление в четыре руки разучиваем.

— Какие молодцы, — всплеснула руками мама и пошла на кухню, а бабушка хитро посмотрела на меня, потом на Серёгу и сказала:

— Я, Санёк, тебе потом всю песенку спою, как мы пели.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гармонические рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Голоса баянов настраивают в унисон, а настройка голосов в розлив обязательна именно для многоголосых гармошек. Второй голос звучит той же нотой, что и первый, только отличается от первого обычно на две — четыре единицы частоты. Поэтому звук у гармошки получается живой и объёмный.

7

Уличная песенка «Цыплёнок жареный» — ещё одна из питерских легенд — была очень популярна в годы Гражданской войны и поётся до сих пор. Эта народная песенка частично цитировалась писателями Петром Красновым, Ильёй Эренбургом, Григорием Белых и Леонидом Пантелеевым, Алексеем Толстым и поэтом Владимиром Маяковским в поэме «Хорошо!». Использовалась она и в фильмах «Выборгская сторона», «Александр Пархоменко», «Свадьба в Малиновке». Дмитрий Шостакович в задорном финале Первого концерта для фортепиано с оркестром (ор. 35) вместе с цитатой из ре мажорной сонаты Йозефа Гайдна (Hob. XVL37) весело и органично сочетал мотивы песенок про «Цыплёнка жареного» и «Отличные галоши». Мелодия этой песенки была использована им и в оперетте «Москва, Черёмушки».

Известно около десяти версий текста песенки про цыплёнка.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я