Гармонические рассказы

Елена Каффановская, 2020

Рассказы в этой книге не только о дружбе двух мальчиков, об их увлечении музыкой, их взрослении. Наши герои сами создают гармонию в своей жизни и в жизни близких им людей. Истории, происходившие с мальчиками, относятся к 19901992 годам. В них отразилась жизнь страны, истории открытий, путешествий, изобретений, история семьи, где взрослые и дети – это одно целое, где все и каждый нуждаются во взаимной поддержке. Совместное чтение этих рассказов поможет детям и их родителям лучше понять друг друга и жить интересно, ладно и весело.

Оглавление

Гармошка

Мы с Серёгой живём в соседних подъездах и дружим с детства, с песочницы. И теперь мы ходим в одни и те же школы: музыкальную и общеобразовательную. Только Серёгу отдали учиться в обе школы на целый год раньше меня, потому что он на полгода старше. Меня направили учиться на гармони, а Серёжа начал учиться играть на баяне[1]. Серёгу не спрашивали, а у нас был целый семейный совет.

И было это так.

Мама и бабушка очень хотели, чтобы я обучался музыке. Мама хотела, чтобы я учился играть на кларнете, а бабушка — на гармони. Победила бабушка. Она сказала, что о гармони у неё самые лучшие воспоминания, а о кларнете — ни одного. Но победила она маму хитрыми вопросами.

— Ты под кларнет какие песни поёшь? Ни-ка-ких! Нет, ты подумай, — наседала бабушка, — кому нужен кларнетист? Только оркестру[2]. А хороший гармонист нужен всем.

— Ну, хотя бы аккордеон, — не сдавалась мама. — Париж, Елисейские поля, Шарль Азнавур…

Мама мечтательно посмотрела в потолок.

— «Смуглянка», «Землянка», «Барыня», — твёрдым голосом сказала бабушка. — Ты мужика хочешь вырастить или кого? В нашей семье все мужчины на гармони играли.

— Ну и что, — возразила мама. — Кларнет, это сама элегантность. Костюм гусара, Париж…

И пока мама мечтала о Париже, бабушка резко повернулась ко мне и спросила:

— Ты будешь хорошим гармонистом?

От неожиданности я ляпнул:

— Да!

— Вот видишь, дитё само хочет, — завершила спор бабушка.

Судьба моя была решена. Зацепило меня, что у нас все играть умели. А я что, хуже?

А на следующий день я увидел на тумбочке пару гантелей, а рядом улыбающуюся бабушку:

— Что, Санёк, гантели приметил? Это тебе мышцы качать. Гармошка-то весит.

И мы поехали покупать гармонь.

При виде бабушки продавец гармошек заулыбался, приветственно закивал головой и радостно спросил:

— Что, Матвевна, нового гармониста ведёшь?

— А то! Александром зовут! — С гордостью произнесла бабушка, кивнув в ответ. — Подбери-ка нам, Петрович, гармошечку полегче.

— Эх, были у меня Шуйские гармошечки, да сразу раскупили. Впрочем, есть ещё одна уменьшенная, двадцать три на двенадцать[3], Вышневолоцкой фабрики, — сказал продавец и достал с полки гармошку цвета смородинового варенья. — У неё бархатистый звук, послушай.

И продавец заиграл «Катюшу».

— Нравится? — спросил он.

Я молчал и смотрел на полки позади продавца, на которых красовались разноцветные гармошки, и кнопочек у них было побольше.

— Гармошка — инструмент глубокий. И грусть навеет, и развеселит, и на думы наведёт, — пояснил продавец.

— Бабушка, а на каких гармошках у нас в семье играли? — спросил я.

— Дед твой играл на тульской хромке, — серьёзно ответила бабушка и почему-то стала смотреть себе под ноги.

— А что, малец дело говорит, учиться — так на новенькой. Посмотри-ка, — продавец достал гармошку вишнёвого цвета, накинул ремень на плечо и запел всем известную частушку:

Вот она и заиграла

Двадцать пять на двадцать пять.

Вот она и загуляла,

Наша молодость опять!

— Видишь, тут справа и слева по двадцать пять кнопок, — стал пояснять продавец, а потом спросил: — Ты ведь в музыкальную школу пойдёшь?

Я закивал.

— Эта гармошка тебе в самый раз, она в до мажоре, с любым инструментом дуэтом сыграть сможешь, — гордо сказал продавец и нежно подбросил гармошку на руках. — А то, что она весит, — так ты со временем сильнее станешь, да и здоровее. Гармошка-то — инструмент лечебный.

— Чем гармошка хороша? — продолжал продавец. — Взял её — и сразу заиграл. Она всегда в хорошем настроении, то есть её не надо настраивать, — и он засмеялся своей шутке. — Это струны у скрипки, балалайки, гитары надо постоянно настраивать, а гармошка — настоящий боец, её один раз мастер настроит, и она всю свою жизнь строй держит. Ты только её не мочи и возле печки не ставь.

Я слушал и всё кивал и кивал головой. Гармошка мне очень понравилась — звонкая, а звук нежный. Я с надеждой посмотрел на бабушку и, видимо, в моём взгляде было что-то такое, что она улыбнулась мне ласково и сказала:

— Берём!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гармонические рассказы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Баян был создан в 1907 году в старинном русском городе Туле, славящемся ремёслами и мастерами. Появился он в многочисленной семье гармоник. Гармонь стали усовершенствовать по заказу артиста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренко, который выступал, играя на гармошках и один, и с сыном. Одарённый музыкант великолепно исполнял русские народные песни, но мечтал сыграть на гармони произведения великих композиторов, да так, чтобы прозвучали ещё лучше и выразительнее, чем на других инструментах. Мастер по гармоникам Пётр Егорович Стерлигов занялся таким усовершенствованием и создал четырёхрядную гармонику. Яков Фёдорович был в восторге и дал этому инструменту имя Баян в честь древнерусского певца-сказителя. А через пять лет Стерлигов создал первый в мире пятирядный баян! Новый инструмент получился таким звучным, что вскоре о нём узнала вся Россия, а потом и весь мир. Имя его — БАЯН. Внимание: имя былинного певца пишется двояко — Боян и Баян, а название инструмента всегда пишется через «а» — баян, что созвучно словам баюкать, баять. И правда, музыкальные инструменты не просто играют, а как бы разговаривают с нами.

2

Бабушка была не совсем права. Кларнет — один из самых востребованных инструментов в джазе. Это виртуозный инструмент с очень гибким и благородным звуком.

В симфонической сказке «Петя и Волк» композитор С.С. Прокофьев отвёл ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое, словно мягкие лапки животного, звучание.

Однако мама, мечтая о кларнете, недооценила возможности гармони. В первые годы советской власти в СССР был создан «Симфонический оркестр многотембровых гармоник», состоящий из уникальных гармоник, одна из которых звучала как валторна, другая как гобой, третья как флейта… Была в этом оркестре гармоника, звучавшая как кларнет. Такая гармоника-кларнет представлена в Музее русской гармоники Альфреда Мирека в Москве. Позже начали делать многотембровые гармони, которые при переключении регистров звучат в диапазоне от флейты пикколо до органа.

3

У стандартной гармони на правой и на левой клавиатуре расположено по 25 кнопок, но для уменьшения веса и размера выпускались гармони с 12-ю кнопками на левой клавиатуре и 19-23-мя кнопками на правой. Особенно хорошо звучат небольшие двухголосные Шуйские гармошки, на которых удобно начинать учиться игре маленьким детям.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я