Личность ребенка практически полностью формируется в первые шесть лет жизни, и задача родителей и воспитателей – максимально ему помочь. В основе гармонично развитой личности лежат четыре важнейших качества: оптимизм, активность, ответственность и доверие. Дети, которые приобрели эти качества в первые годы жизни, имеют наиболее высокие шансы добиться успеха в жизни, чувствовать себя счастливыми, с удовольствием общаться с другими людьми и легко учиться новому. В этой книге вы найдете более 400 практических советов по развитию ребенка, от рождения до 6 лет. Помогите малышу вырасти счастливым!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет. Все, что нужно знать родителям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1. Как ребенок становится личностью
Взрослые давно знают главный «секрет» жизни — ее взлеты и падения. Вашему ребенку еще только предстоит это понять. Каждому родителю хочется, чтобы его малыш рос без сильных потрясений и выходил победителем из любых жизненных перипетий. Хочется, чтобы он обладал достаточным хладнокровием и чувством юмора, был готов к любым жизненным испытаниям.
Вы можете дать своему малышу заряд жизненной силы, который поможет ему лучше справляться с трудностями, сделает его сильнее и крепче. Каким образом? Прежде всего, как ни странно это может вам показаться, вам нужно вспомнить свой собственный путь развития. Итак, оглянемся назад.
Чтобы понять ребенка, вспомним свое детство
Задумываясь о судьбе своего ребенка, чаще вспоминайте свое детство. Пусть это будет для вас таким же необходимым упражнением, как для вашего малыша — первая мимика, первые движения и первые звуки. Для чего нужно вспоминать собственное детство? Ведь ребенок совсем не обязательно повторит ваш путь, даже наоборот, у него будет своя жизнь, ведь он совсем другой человек, другая личность, хоть и во многом похож на вас. Жизненный путь у него может быть совсем иным, и навязывать ему свои установки вредно и даже опасно. Так можно сломать личность. И все же оглянуться на свое детство полезно для того, чтобы понять, что именно откладывает свой отпечаток на характере и развитии личности.
Вспоминая свое детство, задавайте себе вопрос, что вам больше всего запомнилось из него: ваши отношения с родителями, ваши детские желания и их реализация, ваши преодоления трудностей или, наоборот, робость перед ними. Вспомните, как вы становились личностью, и тогда вам будет легче понять своего ребенка. Вы уже посмотрите на его действия и поступки не только со своей взрослой позиции, но и с его — детской. Получится уникальный симбиоз опыта и детской непосредственности, в результате которого и появится самая идеальная модель воспитания и развития маленького человека.
Осознав свои собственные положительные качества, вы сможете поделиться ими со своим ребенком. Маленький ребенок намного восприимчивее взрослого, поэтому чем раньше вы поймете, в чем секрет жизненного успеха, тем больше положительного опыта вы сможете передать своему малышу.
В нашей памяти хранится огромное количество зрительных образов, мыслей, чувств и даже запахов, которые навевают нам воспоминания детства. Спустя десятилетия мы способны вновь вызвать их. Эти воспоминания могут стать тем источником, из которого мы черпаем позитивные эмоции на протяжении жизни.
Если вы можете припомнить какие-то особенно счастливые моменты, которые вызывают у вас добрые чувства, то вы уже знаете, что предложить своему ребенку, во что поиграть, куда вместе сходить и чем заняться. Как видите, для этого бывает достаточно лишь честно и открыто заглянуть в свой собственный душевный мир. Благодаря своему собственному позитивному опыту вы примерно представляете потребности маленького ребенка. Вот он ищет друзей, а вот хочет высказать собственное мнение, решает проблемы, которые неизбежно ставит перед ним жизнь.
Даже если ваше детство было вовсе не безоблачным, теперь, повзрослев, вы по-иному смотрите на свои первые годы жизни. Практически у каждого взрослого человека есть теплые детские воспоминания, связанные с друзьями, с красивыми семейными ритуалами, поддержкой и вниманием близких. Это и есть то, что служит нам опорой в трудные времена!
Кроме собственных воспоминаний можно обратиться и к добрым детским книгам, рассказывающим жизненные истории, которые могут пригодиться в будущем и вашему ребенку.
Интересный факт! Ученые доказали, что полуторагодовалый ребенок прекрасно помнит события, произошедшие с ним четыре месяца назад.
Развиваем ребенка, общаясь и играя
Для начала избавьтесь от мысли, что ваш ребенок с младенческого возраста обязан заниматься по интенсивным суперпрограммам, которые включают изучение иностранных языков, математики и т. д. Любое давление на его мозг вызывает обратную реакцию — он блокирует информацию
Поэтому обучение малыша можно проводить только в форме игры.
Игры имеют для ребенка огромное значение. Они не только позволяют ему узнавать этот мир, но еще и дают возможность пробовать собственные силы в самых разных видах деятельности. Положительные качества, необходимые школьнику, проявятся у ребенка со временем сами собой, если он не утратит радости новых открытий и по-прежнему будет к ним стремиться. При этом от вас требуется любить ребенка, быть к нему терпеливым и относиться к малышу доброжелательно независимо от вашего настроения.
Вот семь правил общения с ребенком:
1) поощряйте его любознательность;
2) вызывайте у малыша доверие;
3) всегда поддерживайте своего ребенка в трудную минуту;
4) делитесь с ребенком своими знаниями;
5) учите ребенка понимать людей;
6) постоянно объясняйте ребенку смысл и пользу самодисциплины;
7) познакомьте ребенка с главными нравственными истинами (доброта, справедливость и т. д.).
Ребенок такой, какой он есть, а не такой, каким вы хотите его видеть
Каким вы хотите видеть своего малыша? Попробуйте ответить на этот вопрос. Если у вас уже есть четкое представление о том, каким станет ваше чадо, то вам надо быть предельно осторожными в отношениях с ребенком.
Опасность заключается в том, что родители относятся к малышу в соответствии со своим представлением о нем. Если вы хотите видеть ребенка воплощением своей нереализованной мечты, то будете придирчиво и ревностно требовать от него этого и всякую ошибку с его стороны воспринимать как трагедию. Вам будет трудно смириться с тем, что ребенок по каким-то критериям не отвечает вашим представлениям о нем. А ему еще труднее понять, за что вы его наказываете, почему перестали любить или любите только за пятерки и хорошее поведение, а за ошибки и проступки — не любите. Вы и не заметите, как будете постоянно испытывать недовольство ответами малыша, его поведением, его поступками. А чуть что — наказывать и осуждать только за то, что он не такой, как вам хочется.
Не делайте из ребенка свой идеал, не завышайте свои требования к нему. Такая позиция родителей опасна еще и тем, что приводит к постепенному охлаждению в отношениях между родителями и детьми. В этой ситуации ребенок часто приобретает стойкий, зафиксированный в мозге страх перед своими родителями, он боится сделать что-то не так и быть наказанным. Причем наказание для ребенка — это не только некое физическое действие или открытый упрек: дети тонко чувствуют настроение и отношение к ним со стороны взрослых.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок знал, чего он хочет от жизни, а чего — нет, чтобы он имел собственное мнение и мог его отстоять, предоставьте ему для этого свободу. Не вмешивайтесь и не контролируйте его игры. Если вам кажется, что он что-то делает не так (например, слишком долго собирает конструктор), не бросайтесь ему на помощь, а ждите, когда он сам вас об этом попросит. Потому что ребенок, скорее всего, и не нуждается в вашей помощи: он собирает конструктор, одновременно фантазируя и создавая свой внутренний мир. Не разрушайте этот мир своим вторжением. Дома у ребенка обязательно должна быть своя собственная территория, на которую никто не будет вторгаться и претендовать. Ваша задача — предлагать ребенку интересные занятия и направлять его возможности в нужное русло. А дальше он сам будет проявлять себя как личность. А вы — будьте всегда рядом, готовые помочь, поддержать и обогатить его знаниями.
Ваш ребенок — не такой, как все
Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми, ведь у каждого ребенка свой темп развития и свой путь. Даже новорожденные ведут себя абсолютно по-разному: один с самого начала активен, а другой предпочитает подремать, и даже его мимика намного спокойнее. Один развивается в быстром темпе, другому нужно время, чтобы усвоить какой-либо новый навык.
Однако многое в развитии ребенка зависит именно от вас. Строение тела или цвет волос, безусловно, «заложены» в нем изначально, но для его интеллекта, общего уровня развития, моделей его поведения и многого другого воспитание имеет колоссальное значение. Вы можете привить своему ребенку и личную ответственность, и тягу к знаниям, и умение ценить других людей, и стремление к самосовершенствованию и созиданию, с какими бы генами он ни родился. Однако чему бы вы ни стремились научить своего малыша, главное — помнить, что каждый ребенок — индивидуальность. Не стоит волноваться, что ваше чадо встало на ноги в год, а не в девять месяцев Ведь он пошел! А это самое главное.
С самого раннего возраста постарайтесь разглядеть в своем ребенке проявление индивидуальных черт.
Как, когда и где маленький член семьи стал проявлять любопытство в отношении чего-то нового и демонстрировать радость от собственных возможностей?
Доверяйте своей интуиции. Родители, имеющие тесный контакт с собственным ребенком, без труда поймут те сигналы, которые им посылаются. Пройдет совсем немного времени, и вы начнете интуитивно чувствовать его потребности. Помните, что ребенок не является уменьшенной копией взрослого Он чувствует, думает и живет по своим собственным законам.
Как ребенок усваивает информацию
Ребенок с рождения любопытен, одарен и открыт для всего, что ему может предложить этот мир. Природная жажда познания — самый мощный стимул развития малыша. Поэтому основная задача родителей — поощрять желания самого ребенка получать новые знания. Тем более что сейчас для этого есть потрясающие возможности. С самого рождения и до отроческого возраста мозг ребенка работает с полной отдачей, он усваивает практически всю информацию в виде определенных картинок-впечатлений. Новые интересы и увлечения ребенка дополняют и раскрашивают новыми красками эти картинки. Чем больше ребенок узнает, тем лучше работает его мозг, усваивая информацию и анализируя ее.
Почему некоторые дети плохо усваивают информацию и медленно развиваются?
• В семье и в окружающем ребенка обществе знания и образование не играют особой роли и пропагандируется единственная цель в жизни — получение удовольствий.
• У ребенка нет возможности активно познавать мир.
• Ребенку постоянно навязывают свою модель поведения и не дают проявлять творческую активность, из-за чего пропадает стимул развивать собственные способности.
• С ребенком общаются в раздраженном тоне, запугивая его предстоящими наказаниями или плохим отношением к нему. Постепенно подавляют личность.
• Ребенку не дают возможности самостоятельно преодолевать трудности.
• Родители не учитывают индивидуальные желания ребенка.
Почему малыши такие непоседы?
Попробуйте пройтись с малышом за ручку по зеленой лужайке? Ему это не понравится, он тут же побежит, упадет, поползет, потянет в рот душистую траву, понюхает цветок, засунет свой маленький носик в дупло старого дерева. Вы недовольны? Но чем? Что малыш такой активный и любознательный, что ему все интересно? Но иначе он не умеет познавать мир. Ребенку мало просто смотреть на траву. Его тянет ощутить ее босыми ногами, зажать в пальцах лист или цветок; не просто съесть дольку апельсина, а понюхать ее, полюбоваться на цвет, обрызгаться соком; не просто болтать ложкой в чашке, радуясь производимому шуму, но еще и оценить то, как ложка блестит. Это происходит потому, что в отличие от нас, взрослых, ребенок постигает мир всеми органами чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание — для него одинаково важны. Ребенок исследует мир буквально каждой частью своего существа. И запрещать ему это делать — значит запрещать развиваться!
Но во всем надо знать меру. Если ребенка чрезмерно пичкать новыми впечатлениями, то вместо пользы вы принесете ему вред. Его мозг не сможет переработать всю эту информацию и в нем воцарится хаос, который вырвется наружу в форме страха, нервозности, подавленности и даже агрессии.
Заставлять или направлять?
Открывая для себя что-то новое в жизни, ребенок связывает полученные знания с теми, что уже имеются в его памяти. Он всегда ориентируется на тот, пусть небольшой, опыт, который у него есть. Поэтому успех обучения зависит от того, насколько уверен малыш в своих прежних знаниях, в своем опыте. Чем больше его уверенность в себе и чем выше доверие к нему со стороны взрослых, тем быстрее он достигнет успеха в тех или иных сферах деятельности.
А вот неуверенность, страх или принуждение вызывают у малыша чувства тревоги и волнения. Если ребенка заставлять заниматься, когда он не хочет или расстроен, то хорошего результата не будет. Возможно, он под вашим давлением повторит со слезами строчки стихотворения или цифры, но запомнить их он будет не в состоянии. В состоянии тревоги и страха новая информация не усваивается и не откладывается в памяти не только у ребенка, но и у взрослого. В такой ситуации ребенок не сможет вспомнить даже то, что уже хорошо усвоил. Результат такой «учебы» может быть двояким. Ребенок будет пытаться защититься от вашего психологического напора (нежеланием слушать, смотреть, воспринимать или поиском защитников — папы или бабушки) или «сдастся без боя» (начнет слепо повиноваться вам и впадет в психологическую зависимость). И то и другое окажет отрицательное влияние на его развитие.
Больше всего родителей раздражает нежелание ребенка заниматься, его плач и непонимание, что от него требуют. Многие родители воспринимают такое поведение как каприз, хотя оно означает совсем другое — потерю доверия к ним и к миру, который окружает малыша. К тому же оно чревато очень серьезными последствиями: ребенок теряет свою способность воспринимать все новое. И если и в этом случае взрослый будет продолжать давить на ребенка, угрожать и запугивать его, то еще более усугубит его психоэмоциональное состояние. К сожалению, многие родители так и поступают. Они впадают в гнев и ярость, видя неподчинение малыша Такая реакция взрослых происходит тоже от чувства безпомощности Но остановитесь! Именно вы, взрослые, должны разорвать порочный круг. Вам нужно вернуть доверие малыша, но не криком, а лаской и добром. Тогда к нему вернутся прежние способности и желание познавать новое.
Каждый ребенок тянется к тем людям, которые вселяют в него уверенность. Они помогают ему справиться с проблемами, не командуя, а подсказывая жизненные ориентиры. С такой поддержкой ребенок постоянно расширяет свои возможности и учится справляться с трудностями.
Помните, что самым важным опытом, приобретенным ребенком в процессе своего развития, является опыт общения, благодаря которому формируются все навыки и умения, приобретаются знания. Поэтому общение должно быть не подавляющим, а направляющим.
Развитие ребенка от рождения до шести лет
Поскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, описанные ниже этапы развития малыша весьма условны. Незначительные отклонения в ту или иную сторону не считайте за аномалию.
1. К одному месяцу: новорожденный буквально сразу после рождения начинает тренировать свои мышцы, однако большинство его движений носят чисто рефлекторный характер.
2. К двум месяцам: малыш пытается самостоятельно держать голову.
3. К трем месяцам: может достаточно долго и уверенно держать голову
4. К четырем месяцам: тренировка мышц дает плоды. Особенно вы это ощущаете, когда моете ребенка. Малыш все активнее использует свои руки.
5. К пяти месяцам: теперь «отрабатывается» хватание и держание обеими руками.
6. К шести месяцам: следующая великая цель — научиться самостоятельно сидеть. Посмотрите, может ли ребенок самостоятельно сесть и сидеть некоторое время, не теряя равновесия.
7. К девяти месяцам: появляется тяга к самостоятельному перемещению в пространстве. Самый любимый способ: перекатиться вперед из сидячего положения, опереться на коленки и — вперед ползком.
8. К десяти месяцам: попытки подтянуться повыше, используя мебель в качестве опоры, и попробовать переместиться на короткое расстояние, например от стула до стула.
9. К году: ребенок уже достаточно окреп, чтобы уверенно стоять на ногах. В этом возрасте он начинает делать первые самостоятельные шаги, не держась за предметы.
10. К трем годам: «эпоха» первых шагов осталась далеко позади. Теперь ребенок учится бегать, лазать и прыгать.
11. К четырем годам: моторика становится все более развитой, возникает интерес к тому, что можно расценивать как спортивный снаряд: любимой игрушкой становится трехколесный велосипед или самокат.
12. К пяти годам: предстоит еще многое освоить. Например, езду на велосипеде без поддерживающих колесиков, лазание по деревьям, бег спиной вперед, игру в футбол… Сложные движения удаются ребенку все лучше.
13. К шести годам: большинство детей осваивают достаточно сложные движения и продолжают отрабатывать все новые.
1. До одного месяца: малыш узнает маму по запаху и по голосу, способен различать два-три предмета.
2. До двух месяцев: малыш способен отличить ваше лицо от других, идет активный процесс накопления опыта.
3. До трех месяцев: малыш интересуется тем, что находится непосредственно перед его глазами. Вещи, ушедшие из поля зрения, перестают для него существовать.
4. До четырех месяцев: наконец взгляд ребенка устремляется на отдаленные предметы, находящиеся в комнате.
5. До пяти месяцев: зеркало становится самой интересной игрушкой, но отражение еще не соотносится с собственным «я». Появляется представление о разных цветах.
6. До шести месяцев: плюшевый мишка просто обязан оставаться всегда рядом. Малыш четко знает, находится ли любимая игрушка рядом или нет.
7. До семи месяцев: малыш уже может проследить за вашим взглядом, если он направлен на что-то конкретное.
8. До восьми месяцев: происходит постепенное понимание причин и следствий различных действий: если мяч катится по полу, значит, кто-то его толкнул.
9. До девяти месяцев: малыш ищет игрушки под подушкой и одеялом, пытается разобраться в их устройстве и назначении.
10. До десяти месяцев: вы — пример для своего ребенка. Он хочет держать ложку в руке и все остальное делать именно так, как это делаете вы.
11. До одиннадцати месяцев: рассматривая книжки с картинками, малыш показывает на то, что его заинтересовало, например на зайчика или на машинку.
12. До одного года: малыш начинает соотносить предметы и их названия.
13. До полутора лет: начинаются ролевые игры, когда один предмет в игре исполняет роль другого предмета или животного.
14. До двух лет: сформировано самосознание, малыш узнает себя в зеркале, хотя и считает, что там еще один «я».
15. До трех лет: все активнее исследуются функции различных предметов. Будьте внимательны!
16. До четырех лет: развивается понимание времени. У малыша появляются первые воспоминания.
17. До пяти лет: «Я способен думать и чувствовать иначе, чем ты». У ребенка появляются первые маленькие тайны.
18. До шести лет: растет наблюдательность, ролевые игры становятся все интереснее.
1. К одному месяцу: младенец криком привлекает к себе внимание. Голос мамы представляет для него больший интерес, чем любые другие голоса.
2. К двум месяцам: появляется реакция на голоса родных. Малыш начинает гулить.
3. К трем месяцам: крик делается все более выразительным. Ребенок присматривается к вашим губам Очень важно в этот период разговаривать с ним, четко артикулируя речь.
4. К четырем месяцам: ребенок уже прекрасно разбирается, с какими эмоциями вы к нему обращаетесь, отличает радость от нетерпения… Пытается произносить звуки.
5. К пяти месяцам: продолжается активное обучение речи. Звуки, которые издает малыш, все больше напоминают звуки его родного языка.
6. К шести месяцам: в звуковых комбинациях ребенка появляется разная тональность и разные ударения.
7. К семи месяцам: малыш начинает реагировать на собственное имя, учится произносить слоги и удваивать их: «ма-ма», «ба-ба».
8. К восьми месяцам: чем понятнее вы проговариваете короткие предложения, тем лучше вас понимает ребенок. Появляются первые представления о грамматическом построении предложения.
9. К девяти месяцам: звукосочетания интонированы, меняется их ударение, они все больше становятся похожи на слова родной речи.
10. К десяти месяцам: малыш понимает значение слов «да» и «нет». Произносит «мама» и «папа».
11. К одиннадцати месяцам: вслед за вами пытается повторить простые слова.
12. К году: выговаривает короткие слова. Наконец-то!
13. К полутора годам: к первым словам в копилку добавляются новые, словарный запас достигает двадцати слов.
14. К двум годам: словарный запас обогащается постоянно. Малыш начинает говорить короткими предложениями (чаще всего из двух слов).
15. К трем годам: словарный запас достигает трехсот слов. Ребенок говорит простыми предложениями. Он может произнести короткий стишок или спеть песенку.
16. К четырем годам: ребенок говорит предложениями из пяти-шести слов. Может сформулировать вопрос. Первостепенное значение приобретает грамматика.
17. К пяти годам: малыш с удовольствием слушает сказки и истории. Его собственные рассказы становятся все более богатыми в лексическом плане.
18. К шести годам: ребенок способен поддержать беседу, его речь уже достаточно развита для этого.
1. К одному месяцу: младенец проявляет интерес к вашему лицу, когда вы склоняетесь над ним.
2. К двум месяцам: малыш уже учится подражать тем, кто его окружает. Он двигает губами так, как это делаете вы в разговоре с ним. Его улыбка к этому периоду уже не рефлекторна, а скорее социальна.
3. К третьему месяцу: малыш пытается встретиться с вами взглядом или, наоборот, избегает взгляда в том случае, если хочет, чтобы его оставили в покое. Он способен реагировать мимикой на попытку вашего общения с ним.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет. Все, что нужно знать родителям предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других