Актуальные проблемы развития донорства крови и ее компонентов в России

Елена Ивановна Стефанюк, 2021

Социологическое исследование «Актуальные проблемы развития донорства крови и ее компонентов в России» проведено в рамках социального проекта Национального фонда развития здравоохранения «#ДОНОРСТВОКРОВИРОССИИ: пространство взаимодействия – модельные решения по развитию регулярного безвозмездного донорства крови в регионах России» при поддержке Фонда президентских грантов. В исследовании, в частности, отражены такие вопросы, как общая оценка текущей ситуации в сфере донорства крови и костного мозга, мотивация и барьеры донорства крови, меры для подготовки к сдаче крови и/или ее компонентов, оценка информированности и потребности в информации. Издание адресовано организаторам и координаторам донорского движения, представителям добровольческих объединений, инициативных групп, некоммерческих организаций, специалистам учреждений Службы крови, а также тем, кто интересуется состоянием и развитием донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации и запросами участников донорского движения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы развития донорства крови и ее компонентов в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Основные выводы

Социально-демографический портрет целевых групп

Анализ особенностей социально-демографических характеристик различных целевых групп показывает, что половой состав регулярных доноров пропорционален распределению населения (48% — мужчины и 52% — женщины). Среди остальных целевых групп доноров и недоноров преобладают женщины (от 77% до 86%). При этом наибольшая доля женщин присутствует в группе доноров, получивших постоянный медотвод (86%), и группе недоноров, принявших участие в опросе.

Среди групп доноров присутствуют все возрастные группы, при этом наибольшую долю имеют респонденты в возрасте 25—35 лет. С увеличением возраста доля доноров в целевых группах действительных доноров уменьшается, в то время как в группе доноров с постоянным отводом несколько выше доля респондентов старше 45 лет.

Респонденты всех целевых групп доноров и недоноры имеют достаточно высокий уровень образования. Доля респондентов с неоконченным высшим и высшим образованием варьируется от 54% до 64%.

Анализ целевых групп по текущей занятости показывает, что среди действительных доноров выше доля работающего населения (51—73%). При этом наибольшая доля работающих присутствует среди регулярных доноров (73%). Среди нерегулярных доноров несколько больше неработающих учащихся, студентов (12%), а работающих пенсионеров больше среди доноров, получивших временный (15%) или постоянный отвод от донорства (46%).

Базовые ценности универсальны для большинства целевых групп. Основными ценностями являются здоровье (72—77%) и семья (64—69%).

Особенности социально-демографических характеристик изучаемых целевых групп показывают, что сотрудниками службы крови чаще работают женщины. Возрастной состав сотрудников смещен к старшему возрасту, при этом преобладает группа 45—59 лет (39%). Целевые группы организаторов и волонтеров донорского движения — это также чаще женщины (67—80%) с преобладанием в их составе молодёжи (группа 18—24 года — 48—77%). Представители органов власти и СМИ, принявшие участие в опросе, имеют равное распределение по полам, и половина (48%) из них относится к возрастной группе 25—34 года.

Респонденты всех целевых групп имеют достаточно высокий уровень образования. Доля респондентов с неоконченным высшим и высшим образованием варьируется от 54% до 68%. Наибольшая доля респондентов с средним специальным образованием (35%) присутствует среди сотрудников службы крови.

Рассматриваемые целевые группы имеют существенные особенности по типу занятости. Так, среди сотрудников службы крови присутствует высокая доля работающих пенсионеров (25%). Среди организаторов донорского движения высока доля учащихся и студентов (42%), так же как и среди волонтеров донорского движения (72% учащихся, студентов).

Базовые ценности универсальны для большинства целевых групп. Основными ценностями являются здоровье (71—75%) и семья (63—74%). В то же время имеются некоторые различия между целевыми группами. Так, для сотрудников службы крови ценность «Доход» (31%) имеет несколько более высокие значения по сравнению с другими группами, а ценность «Помощь другим людям» имеет меньшие значения (20%). Организаторы и волонтеры донорского движения имеют несколько важных отличий от остальных целевых групп, для них значимо важнее ценности «Помощь другим людям» (40—41%) и «Самореализация» (33—35%).

Среди респондентов, принявших участие в исследовании и знающих свою группу крови, наиболее распространенными группами крови являются I и II группы крови с положительным резус-фактором. 6% респондентов затруднились назвать свою группу крови. Наименее распространенной группой крови среди участников опроса является IV группа крови с отрицательным резус-фактором. Согласно полученным данным, отсутствуют какие-либо значимые различия между целевыми группами доноров.

Общая оценка текущей ситуации в сфере донорства крови и костного мозга

В целом целевые группы доноров и недоноров сходятся во мнении, что в той или иной мере в России присутствует проблема нехватки донорской крови. О постоянном наличии такой проблемы чаще высказываются регулярные доноры (40%), нерегулярные доноры (38%) и недоноры (39%). О том, что такая проблема возникает время от времени, чаще говорят доноры, имеющие постоянный (50%) или временный (45%) отвод от донорства. О том, что такой проблемы нет, оценки целевых групп доноров и недоноров варьируются в диапазоне 6—15%.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Актуальные проблемы развития донорства крови и ее компонентов в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я