Отечественная история

Елена Ермакова, 2011

Учебное пособие излагает Отечественную историю с эпохи возникновения Древнерусского государства до начала XXI в. На основе научных принципов объективности, историзма социального подхода освещаются основные социально-экономические и политические проблемы развития России. При изложении использованы новейшие научные исследования, проблемно-хронологический метод, новые методологические подходы к оценке событий. Во введении дан список учебной литературы и краткий словарь исторических терминов. Приложение содержит хронологию и тесты для самопроверки. Пособие предназначено для студентов всех форм обучения.

Оглавление

Введение. История как наука

Интерес к прошлому существует, с тех пор как возник род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово «история» в двух значениях:

1) как рассказ о прошлом человечества;

2) как науку, изучающую прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом науки может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением человека. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые в конечном счете зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу (а не людям) при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю как «науку о людях во времени».

Научные категории. Какой бы предмет не изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Между событиями во временном ряду есть внутренние связи.

Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса. Почти до конца XVIII в. историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII в. стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX в. историки-материалисты разделили историю общества на ряд социально-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капитализм, коммунизм. На рубеже XXI в. историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Под историческим пространством понимают совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории. Под воздействием природно-географических факторов формируются быт народов, занятия, психология, складываются особенности социально-политической и культурной жизни.

С глубокой древности возникло деление народов на западные и восточные. При этом имеется в виду не принадлежность к Западу (Европа) или Востоку (Азия) в географическом смысле, а общность исторической судьбы, общественной жизни этих народов. Понятие «историческое пространство» нередко употребляется вне связи с конкретной территорией. Например, христианский мир был синонимом Запада, а мусульманский — синонимом Востока.

Исторический факт — это реальное событие прошлого. Конкретные исторические факты мы получаем из исторических источников. Все прошлое человечества состоит из фактов, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

Теории исторического процесса, или теории изучения (методологическая интерпретация), определяются предметом истории.

Теория — логическая схема, поясняющая исторические факты. Как таковые исторические факты (как «фрагменты действительности») ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов в рамках определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они «правдивы, объективны, верны» и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную) универсальную теорию, то есть объединить разные теории — мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я