Маленькие истории с большим смыслом

Елена Дубровская, 2022

Данный сборник включает в себя литературные основы фильмов-киноуроков, созданных в рамках Народного проекта «Киноуроки в школах России». Каждое произведение нацелено на формирование ценностных ориентаций, определяющих нравственный выбор человека в поступках, отношении к себе и окружающему миру.Чтение литературных произведений в ходе проведения киноуроков обеспечит более глубокое восприятие содержания фильмов, предварительное погружение в сюжет кинокартины.Сборник иллюстрирован кадрами из фильмов-киноуроков.

Оглавление

Мандарин

Понятие: радость за другого

Во дворе дома на небольшой детской площадке грустно поскрипывали старые качели. Тимофей катает Кристину. Она красиво одета и красиво причесана, на лице по-детски играет улыбка превосходства и самолюбования. Тимофей, напротив, робок и нерешителен. Вся его поза выражает готовность выполнить любое ее желание.

— Останови! — приказала Кристина, когда ей надоело качаться.

Тимофей послушно остановил качели, но в этот момент Кристина увидела проходящую мимо Настю.

— Нет, еще качай!

Качели снова запели свою грустную песню.

— Останови! Дай мне слезть! — рассерженно сказала Кристина, когда Настя скрылась из виду.

Тимофей остановил качели, подал Кристине руку.

— Я зайду завтра за тобой, в школу вместе идти?

— Не надо. Ты скучный, и с тобой скучно.

Кристина отвернулась и пошла в сторону дома. Тимофей грустно смотрел ей вслед, но вдруг, что-что вспомнив, присел на корточки, быстро открыл портфель и вынул мандарин. Оставив раскрытый портфель возле качелей, он догнал Кристину.

— Вот. Возьми! Это тебе, — Тимофей протянул ей мандарин.

— Я не люблю мандарины. Можешь его сам съесть. Или вон, — оглянулась в сторону детской площадки, — скамейке подари.

С гордо поднятой головой Кристина уверенно продолжила свой путь, а

растерянный Тимофей продолжал стоять, протягивая свой подарок и провожая ее взглядом. Тяжело вздохнув, он подошел к скамейке и положил на нее мандарин.

Утро было ярким от пестрой осенней листвы и солнца. Неторопливо подметали улицу дворники, неуклюже спешили за родителями малыши, идущие в садик.

Тимофей вышел из дома мрачный, не замечая красоты осеннего утра. Сегодня он шел в школу один. Проходя мимо лавочки, он посмотрел на свой мандарин, и его лицо озарилось радостным удивлением. Вместо мандарина на него смотрел веселый человечек. У него были сделаны глазки из маленьких черных камушков, улыбающийся ротик из тонкого прутика, а ручки и ножки из искусно подобранной веточки. Тимофей подошел, вынул из портфеля тетрадь, вырвал лист бумаги и сделал кораблик. Поставил веселого Мандарина в корабль, и стало казаться, что это отважный капитан. Обрадованный этим маленьким приключением, Тимофей еще раз осмотрел мандаринового капитана и побежал в школу.

В школе Кристина держалась в стороне от Тимофея. Шушукаясь с подружками на переменах, она изредка бросала на него презрительные взгляды. Уроки закончились, все стали шумно собираться, торопливо поднося к учителю на проверку последние тетради.

— Все сели. Я вас еще не отпускала, — остановила детей Марина Олеговна.

Ученики 2 «Б» класса снова расселись по своим партам.

— Успокоились. Сегодня на классном часе мы поговорим о таком человеческом качестве как зависть. А главное, найдем совершенно ему противоположное. Итак, что такое, по-вашему, зависть?

— Это когда завидуют, — тут же выкрикнул с последней парты Сергей.

Дети засмеялись.

— Зря смеетесь. Сергей сейчас пытался сказать, что зависть — это действие. Только какое действие, хорошее или плохое?

— Плохое. Завидовать плохо, — сказала Оля, подняв руку и не дождавшись разрешения учителя.

У Кристины тоже был готов ответ, она терпеливо держала поднятую руку и ждала, когда Марина Олеговна обратит на нее внимание всего класса. Но она вызвала Максима.

— Завидуют, когда у кого-то есть красивая одежда, машина. Когда денег много, тоже завидуют, — с важным видом начал он свое рассуждение.

Не вытерпев, Кристина резко перебила Максима:

— Когда всем нравишься!

Марина Олеговна на мгновение задержала взгляд на Кристине и продолжила:

— Хорошо, но тогда ответьте, а чему может завидовать человек, у которого все есть: и деньги, и машина, и красивая одежда? И, предположим, он всем нравится?

Настя подняла руку.

— Настя Голицина!

— Дружбе. Такие люди могут завидовать настоящей дружбе.

— Верно. Подумайте над этим, ребята. А знаете, древние греки представляли зависть в виде уродливой злобной старухи. Она вечно пребывает в плохом настроении и страдает бессонницей, ее изводят мысли, будто другим лучше, чем ей. А многие мудрецы говорили, что именно зависть лежит в основе всех войн на нашей Земле.

— А теперь давайте попробуем найти качество, противоположное зависти. Что это может быть?

Настя снова подняла руку.

— Настя!

— Когда завидуют, то злятся, что у них такого нет. А когда наоборот, то радуются за человека, что у него такое есть.

— Молодец. Прекрасное определение. Радость за другого! Вот чувство, противоположное зависти.

После классного часа Тимофей ждал Кристину в коридоре. Наконец она вышла в окружении подружек. Увидев Тимофея, Кристина что-то им шепнула. Все обернулись, смерили взглядом одинокую фигуру Тимофея, засмеялись и прошли мимо.

Домой Тимофей возвращался один. Проходя мимо скамейки, где утром он оставил мандаринового капитана, замер. Теперь его отважный герой уже стоял под парусами, сделанными из больших листьев.

— Просто он лежал такой грустный, как ты… — услышал он за спиной голос Насти.

Тимофей обернулся. Настя держала в руке палочку, к которой был приделан флаг из куска бумаги.

— Давай помогу, — Тимофей улыбнулся.

Вместе они приделали флажок на мачту.

— Давай ему еще подзорную трубу сделаем! — предложила Настя.

— И пушки на корабль! — подхватил Тимофей.

— Только из чего?

— Камыш за домом!

— Побежали…

Ребята оставили портфели у скамейки и побежали за дом, где, среди растущих камышей, выбрали самые подходящие и побежали назад. Теперь у капитана была подзорная труба, а на корабле — пушки.

Настя поставила корабль на качели и, аккуратно раскачивая их, заговорила низким голосом, будто озвучивая сцену фильма:

— Он один, отважный, переплывает океан. Ему ничто не страшно.

— А вдали он видит крепость старого пирата, — продолжил Тимофей.

Капитан покачивался на качелях, как на волнах.

— Камни нужны! — Настя уже бежала за дом, где можно было набрать речной гальки. Тимофей побежал следом, и вместе они выбрали несколько красивых камушков. Когда ребята вернулись во двор, их мандариновый человечек, раздавленный, валялся на земле, беспомощно протянув ручки-веточки к отброшенному в сторону кораблю. На качелях каталась Кристина.

— Тима, покатай меня! — притворно-ласковым голосом позвала она.

Ребята смотрели на раздавленный мандарин. Тимофей не мог поднять головы, чтобы взглянуть на Кристину. Настя, напротив, дерзко смотрела ей прямо в глаза.

— Зачем ты это сделала?

— Что? А, это? Этот мусор мне мешал.

— Это не мусор.

— А для меня мусор. Хватит строить из себя! Выслужилась перед Мариной Олеговной, тебя же похвалили. Вот ты всему и завидуешь. У меня все есть, а у тебя даже телефон кнопочный. А Тимофей за мной бегает, а не за тобой.

Настя изменилась в лице, схватила портфель и убежала.

— Истеричка, — жеманно пожала плечами Кристина и, обернувшись к безмолвно стоявшему все это время Тимофею, как ни в чем не бывало, приказала привычным тоном. — Тима, покачай меня!

Тимофей продолжал стоять как вкопанный. Потом поднял глаза на Кристину:

— Я думал, что ты другая.

— Какая другая?

— Добрая.

— Добрая, как Голицина? Твоя Голицина только в такие игры и может играть. Вряд ли у нее вообще компьютер есть.

Глаза Тимофея сверкнули гневом.

— Она умеет придумывать!

— Ой, как трудно придумать мандарину глаза приделать.

— Она придумала, а ты все сломала. Ты такая модная, у тебя все есть. Только ты скучная. И с тобой скучно!

Он резко развернулся, взял портфель и стал уходить.

— Ну и иди! И не подходи ко мне больше! — закричала Кристина ему вслед.

Тимофей и Настя очень сдружились. Все больше новых историй, игр и затей рождала их фантазия: то они украшают палисадник забавными фигурками, то запускают воздушного змея. Они всегда вместе, куда-то спешат и что-то активно обсуждают.

Кристина, гулявшая теперь в окружении болтливых подружек, с интересом и грустью наблюдала за ними со стороны. Она очень хотела дружить с Настей и Тимофеем, но не знала, как теперь себя вести. За советом она решила обратиться к Марине Олеговне.

После уроков Кристина дождалась, пока все выйдут из класса, и подошла к учителю.

— Марина Олеговна, а можно спросить?

— Да, Кристина, конечно можно. Только давай сядем за парту и поговорим, а то я за целый день настоялась. Рассказывай, что-то случилось?

— Помните, у нас был классный час про зависть…

— Помню. Хорошо помню.

— Вот если одна девочка завидует, а не хочет завидовать. Что ей делать?

Марина Олеговна внимательно посмотрела на Кристину.

— Ну, во-первых, эта девочка большая молодец! — начала учительница.

— Молодец? — удивилась Кристина. — Почему? Она же плохо делает.

— Завидовать плохо, но вот признаться себе в этом, да еще хотеть измениться — в этом она большая молодец. Если эта девочка сможет справиться со своими чувствами, то сможет вырасти очень хорошим человеком.

— Ей очень трудно с собой справиться, — опустив глаза, произнесла Кристина.

— Да, понимаю. Это очень трудно. Но мне почему-то кажется, что у этой девочки все получится. Если она захотела исправиться, то, значит, она сильная девочка.

Кристина получила ответ на свой вопрос. На душе сразу стало легче.

— Спасибо, Марина Олеговна, я ей передам.

— Передай. Обязательно передай!

Улыбаясь, Кристина шла по двору к детской площадке, где Настя и Тимофей, собрав вокруг себя малышей, показывали им кукольный театр. Дети смеялись и аплодировали, а лица друзей светились от счастья. Дождавшись окончания представления, Кристина подошла к ребятам.

— Привет. Я хочу вам что-то показать, — Кристина, волнуясь, смотрела то на Тимофея, то на Настю.

— А мы не хотим смотреть! — ответил Тимофей.

Настя улыбнулась.

— А я хочу. Пойдем!

Все вместе они пошли во двор, где между двумя деревьями увидели игрушечный самодельный корабль, на котором стоит отважный мандариновый капитан. Он смотрит в подзорную трубу и покоряет великие просторы океана.

— Это же друг нашего Мандарина! — радостно закричала Настя.

Кристина стояла рядом, видя, как ребятам понравился ее сюрприз. Она чувствовала, что сделала хороший поступок, и от этого чувства ей было легко на душе. Никогда она еще не была так красива, как сейчас, по-настоящему красива и хороша.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я