Маленькие истории с большим смыслом

Елена Дубровская, 2022

Данный сборник включает в себя литературные основы фильмов-киноуроков, созданных в рамках Народного проекта «Киноуроки в школах России». Каждое произведение нацелено на формирование ценностных ориентаций, определяющих нравственный выбор человека в поступках, отношении к себе и окружающему миру.Чтение литературных произведений в ходе проведения киноуроков обеспечит более глубокое восприятие содержания фильмов, предварительное погружение в сюжет кинокартины.Сборник иллюстрирован кадрами из фильмов-киноуроков.

Оглавление

Ванька–адмирал

Понятие: герой — пример для подражания

Федору Ушакову посвящается…

Это было не просто сочинение. Это был Всероссийский молодежный конкурс, на который пригласили самых лучших по всем мыслимым и немыслимым показателям. Чтобы поехать на сочинение, и не просто куда-нибудь, а в Петербург, мало было хорошо учиться, надо было быть лидером, как сейчас модно говорить. Но главное — приносить пользу своей стране, своему народу. Вот и съехались со всей России те единичные экземпляры, которые соответствовали этим показателям. Кого здесь только не было! Ребята из Курска, спасатели бездомных животных. Катя из Саранска организовала творческие кружки для детей-инвалидов, Руслан из Астраханской области три недели один убирал острова в дельте Волги, пока к нему не подключились другие, и теперь это выросло в целое движение. Вот девчонки из «Питер поиск» помогают поиску пропавших людей.

А это Иван Ковалев из города Рыбинска Ярославской области, и ничем таким, что приносит пользу людям, по мнению самого Ивана, он не занимается, и вопрос, как же он сюда попал, не покидал Ивана с той самой минуты, как он сел в поезд. Его размышления прервала улыбающаяся кучерявая девушка, которая открыла аудиторию и задорно пригласила всех рассаживаться за столы. На каждом столе лежали тетрадь и ручка, а на доске красивым каллиграфическим подчерком было выведено: сочинение «Герой Отчизны».

Молодые ребята, многие из которых сами уже были героями, смотрели на доску открытыми, честными глазами и точно знали, о чем писать. Иван раскрыл тетрадь, взял ручку, и мысли унесли его во второй «А» класс школы № 14 города Рыбинска, где он впервые произнес имя своего героя.

Серафима Игоревна была самой лучшей в мире учительницей по изобразительному искусству. Ее уроки были особенными, и она сама была особенная: добрая и красивая. Каждый раз она придумывала на своих уроках что-то захватывающее. То они путешествовали по неизведанным планетам, то покоряли вершины гор. Видя, как ее подопечные не решаются рисовать, Серафима Игоревна их успокаивала и подбадривала: «У вас все обязательно получится! И неважно, что вы там не были, и даже никто там не был, ваше воображение может нарисовать все, что угодно. Вам только останется перенести это на бумагу».

В этот раз они путешествовали в свое будущее. Заданием было нарисовать себя через тридцать лет, а потом рассказать, почему каждый выбрал именно эту профессию. Урок подходил к концу, и пора было поведать о своих мечтах о будущем. Серафима Игоревна посмотрела на тянущиеся со всех сторон руки и начала спрашивать.

— Марина Синицына, расскажи нам о своем рисунке.

— Я нарисовала себя с собачкой и кошечкой, потому что хочу стать ветеринаром. Я люблю животных, и мне нравится их лечить.

Марина вышла к доске и поставила свой рисунок. И так каждый — вставал, говорил, выходил к доске и выставлял свой рисунок на общее обозрение.

— Я буду банкиром, как мой папа, — Глеб говорил быстро, проглатывая буквы, как его папа, — поэтому я нарисовал себя за столом, а вот здесь деньги.

— Я буду полицейским, — Вова Шмаков был большим задирой, — потому что мне дадут дубинку и пистолет.

— Вова, а разве дубинка и пистолет — главное в профессии полицейского? Ребята, какими качествами должен обладать полицейский? — Серафима Игоревна обращалась ко всему классу. Со всех сторон стали доноситься различные предположения: сила, храбрость, умение хорошо стрелять.

— Хорошо, — крики были остановлены привычным жестом руки, — только вы совсем забыли, что полицейский, в первую очередь, должен быть справедливым. И уметь отличать хорошее от плохого.

— Это все могут делать, — Вова недоверчиво посмотрел на учительницу.

Серафима Игоревна улыбнулась и повернулась к Ивану Ковалеву. Она взяла в руки его рисунок, на котором был нарисован корабль и человек с подзорной трубой.

— Ваня, ты хочешь быть капитаном дальнего плавания?

— Я хочу быть адмиралом.

Вовка Шмаков соскочил со своего места: «Ванька-адмирал, кошку напугал!»

Все засмеялись глупой шутке, но Серафима Игоревна быстро пресекла веселье.

— Владимир, сядь на место! А вы зря смеетесь. Нет ничего невозможного. Вы знали, что именно в наших краях рос и крестился самый прославленный адмирал? Он известен не только у нас, но и во всем мире. Могучий воин, не проигравший ни одного сражения, командир, заботящийся о каждом матросе, удивительный человек, причисленный к лику святых. Кто мне назовет его имя?

Ваня резко поднял голову и выкрикнул, как будто боялся, что его перегонят:

— Федор Ушаков!

Серафима Игоревна смотрела на Ваню и видела в этом мальчике большое будущее.

— Значит вот он, твой герой! А ты знаешь, каким был Федор Ушаков? И каким должен быть настоящий адмирал?

— Знаю. Самоотверженным, — Ваня уже больше не опускал глаза, а смотрел твердо и прямо, словно само имя Федора Ушакова придавало ему сил.

Класс притих, проговаривая про себя это знакомое, но не очень понятное слово. Серафима Игоревна словно прочитала их мысли.

— На следующем уроке мы обязательно поговорим о том, что же это такое — самоотверженность.

Сочинение Ивану давалось легко. Сколько лет прошло с тех пор, когда его бабушка рассказывала маленькому Ванечке о подвигах его героя, на которого он старался походить всегда и во всем. Он прочитал об Ушакове все книги, пересмотрел все фильмы, и, кажется, был готов написать целую книгу, не то что сочинение. Дверь в аудиторию приоткрылась, и в проем просунулась все та же кудрявая радостная голова.

— Простите, пожалуйста, я только объявление сделаю. После окончания сочинения не расходитесь, вас ждут журналисты на пресс-конференцию.

Иван опять, в который раз, подумал, что не представляет, о чем будет говорить на этой конференции. Здесь собрались ребята с большими проектами, лидеры. А он в своей жизни ничего героического не делал, гордиться особо было нечем. Только один случай надолго запомнился Ивану Ковалеву.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маленькие истории с большим смыслом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я