Развитие личности профессионала

Елена Голубева

Рассматриваются проблемы личности, ее самопознания, самоопределения и самореализации. Пособие адресовано студентам, изучающим курс «Психология профессионального саморазвития», а также всем, кто интересуется вопросами развития личности в профессии.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Общее представление о личности и ее развитии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие личности профессионала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Общее представление о личности и ее развитии

1.1. Понятие личности в психологии

Личность является центральным понятием психологии, а истории исследований в области психологии личности уже более века. Более ста лет ученые ищут ответы на вопросы о природе человека, его внутреннем мире, о факторах, определяющих его поведение, его отдельные поступки и жизненный путь в целом.

Слово «личность» (лат. «persona») первоначально означало сценическую маску. Так как по маске можно было определить характер выступающего лица («злодей», «герой»), то и само понятие лица, характера стало выражаться этим словом. Таким образом, с самого начала в понятие личность был включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает, когда играет определенные жизненные роли (сына, отца, врача и др.) — некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим5.

Содержание определений понятия «личность», сформулированных современными учеными, очень многообразно. Один из возможных подходов к ее определению, принадлежащий отечественным психологам, учитывает тот факт, что исторически «личность» могла появиться только тогда, когда Homo Sapiens вступил в общение с себе подобными благодаря трудовой деятельности и языку. Поэтому понятие «личность» можно определить следующим образом.

Личность — это социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде6.

Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А. Маслоу. Автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого можно было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Основные из них следующие:

1) адекватное восприятие реальности, выражающееся в строгом разделении «знания» и «незнания», в возможности отличать факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления — от кажущихся видимостей;

2) принятие себя, других, мира такими, как они есть;

3) неэгоцентричность, нацеленность на решение внешних проблем, центрированность на объекте;

4) способность выдерживать одиночество и потребность в обособлении;

5) креативность;

6) естественность поведения, но и отсутствие наклонности нарушать условности просто ради протеста;

7) благожелательное отношение к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его формальных характеристик (образования, статуса и др.);

8) способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной безусловной враждебности к кому-либо;

9) нравственная определенность, четкое различение добра и зла, последовательность в нравственном сознании и поведении;

10) относительная автономия от физического и социального окружения;

11) сознание различия между целью и средством: умение не терять из вида цель, но в то же время эмоционально воспринимать и средство само по себе;

12) крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими и универсальными ценностями»)7.

Близкие к понятию «личность» понятия «индивид», «субъект», «индивидуальность» в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»8

Категория индивида по своему содержанию указывает на родство человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид характеризуется своими возрастно-половыми, индивидуально-типическими свойствами, динамикой протекания психофизиологических функций, структурой биологических потребностей.

Еще одна «ипостась» человека — это его бытие как субъекта. Это понятие содержит такие его особенности, как способность быть распорядителем и организатором деятельности (в том числе, общения, познания и др.). Чтобы являться субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.), необходимо овладеть ею, быть способным к ее выполнению и творческому преобразованию.

При этом категория субъекта в психологии может быть рассмотрена в более широком контексте — как творец собственной жизни. Человек как субъект может превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Индивидуальность обозначает такую позицию человека по отношению к миру социальных взаимосвязей, которая предполагает, что человек не столько чувствует себя включенным в этот мир, сколько «выделенным» из него, непохожим на других людей. Категория индивидуальности отражает то, что человек из всего разнообразия социальных ролей и функций, взаимосвязей и отношений с людьми вычленяет нечто такое, что считает своим. Об одних социальных нормах и ценностях он может подумать: «Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им». Эти нормы и ценности включены во внутреннюю суть этого человека. О других социальных явлениях человек может подумать, что это не его, что он признает их наличие, но внутренне их не разделяет. В какой-то момент жизни человек должен ответить на вопросы: «Кто я?», «Что есть мое в этом мире?», «Что я собой представляю?», «Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?». Ответы вроде: «Я студент, лидер группы, участник общественного движения, член команды» и т.п. — не подходят, потому что студентов, лидеров, спортсменов и др. много. Человек должен внести что-то свое, уникальное и неповторимое в те социальные роли, которые он играет, в ту деятельность, которая является ведущей9.

Следовательно, можно упорядочить категории «индивид», «субъект, «личность», «индивидуальность» по двум основаниям, причем порядки в обоих случаях не меняются:

— онтогенетическое развитие: в начале человек появляется как индивид, далее с возникновением сознания человек становится субъектом, самосознание порождает личность, а в процессе дальнейшего развития личности человек становится индивидуальностью;

— содержательный аспект: категории находятся в отношении включения, причем наименьшим по содержанию является «индивид», а наибольшим — «индивидуальность».

1.2. Этапы развития личности

Выделяют два основных критерия сформированности личности10:

Первый критерий: человека можно считать личностью, если его мотивы иерархизованы, т.е. он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то более значимого. Это означает, что человек способен к опосредованному поведению. Важным является также тот момент, что мотивы, которые побуждают преодолевать непосредственные желания, являются социально значимыми. Социально значимые мотивы заданы обществом, воспитаны в человеке в процессе жизни.

Второй критерий — возможность сознательного управления собственным поведением. Это управление производится на основе осознанных мотивов-целей. Отличие второго критерия от первого заключается в том, что он подразумевает именно сознательное соподчинение мотивов (рис.2).

Рис. 2. Этапы развития личности

Рассмотрим самые крупные этапы развития личности. По образному выражению А.Н. Леонтьева, личность «рождается» дважды.

Первое рождение отмечается в дошкольном детстве и характеризуется установлением первой иерархии мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иначе говоря, в этот период появляется то, что отражено в первом критерии личности.

А.Н. Леонтьев приводит пример, известный под названием «эффекта горькой конфеты», для иллюстрации этого события.

Психолог-экспериментатор дает ребенку-дошкольнику невыполнимое задание: дотянуться и взять удаленный предмет, не вставая со стула. Экспериментатор покидает комнату, но скрыто наблюдает за ребенком из соседней комнаты. Предприняв несколько безуспешных попыток, ребенок нарушает правило: встает и берет необходимую вещь. Затем он возвращается на свое место. Когда экспериментатор входит в комнату, он начинает хвалить ребенка и в качестве награды за успешно выполненное задание дает ему конфету. Ребенок не берет конфету, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

Рассмотрение этого эксперимента дает понять, что ребенок был помещен в ситуацию конфликта мотивов. Один из его мотивов — справиться с заданием (непосредственное побуждение), а другой — выполнить правило, данное взрослым («социальный» мотив). Когда взрослый отсутствовал, непосредственное побуждение победило. Но когда экспериментатор вернулся, второй мотив взял верх. Отказ и слезы ребенка — подтверждение того, что процесс освоения социальных норм и иерархизации мотивов уже начался, хотя осуществился еще не полностью.

Второе рождение личности имеет место в подростковом периоде и знаменуется возникновением стремления и возможности осознавать свои мотивы, а также осуществлять их подчинение. Эта способность к самоосознанию, самоуправлению, самовоспитанию и заключена во втором признаке личности.

На этом развитие личности, конечно, не заканчивается, оно продолжается на протяжении всей жизни человека. Рассмотрим один из важных этапов в развитии личности — юношеский возраст, на который в основном приходится период студенчества.

1.3. Развитие личности в юношеском возрасте

Юношеский возраст охватывает два подпериода: 16–18 лет — это ранняя юность и 18–25 лет — поздняя юность. Типичные проблемы развития в юношеском возрасте представлены на рис. 3.

Рис. 3. Схема-памятка особенностей развития в юношеском возрасте11

Приведем основные психологические характеристики юношеского возраста12. Ключевая характеристика юношества — это осознание собственной индивидуальности, уникальности и непохожести на других. Как результат осознания собственной индивидуальности может появиться внутренняя напряженность, приводящая к чувству одиночества. Это чувство актуализирует потребность в общении и в то же время усиливает его избирательность.

Гармония внутреннего мира юноши нарушается в этот возрастной период и необходимостью самоопределения

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Общее представление о личности и ее развитии

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие личности профессионала предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 608 с.

6

Петровский, А. В. Психология [Текст]: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 521 с.

7

Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Москва: Школа-Пресс, 1995. С. 351.

8

Айсмонтас, Б. Б. Общая психология [Текст]: схемы / Б. Б. Айсмонтас. Москва: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. С. 220.

9

Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности [Текст]: учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Москва: Школа-Пресс, 1995. С. 351.

10

Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва: ЧеРо, Юрайт, 2002. 336 с.

11

Абакумова, И. В. Диагностика математической одаренности [Текст]: учебно-методическое пособие / И. В. Абакумова, К. А. Бабиянц. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2012. 40 с.

12

Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. 2-е изд., испр. и доп. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. 565 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я