Моя книга рассчитана на коллег, работающих с детьми дошкольного или младшего школьного возраста, а также неравнодушных родителей, которые могут такие игры провести в кругу своих детей. Вы найдете пошаговую инструкцию для создания тематической игры – от идеи и предварительной работы до законченного сюжета, чтобы организовать это масштабное действо. Результат: развитие фантазии, творчества, расширение кругозора, избавление от застенчивости и обучение в процессе игры.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры, в которые играют дети предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Игры, в которые могут играть ваши дети
ГЛАВА 1
Предыгие
В идеале к выбору игры надо подходить из запросов детей. Фантазии и почемучки ребят — вот лучшие находки для игр!
Это касается, например, игры «Спасатели МЧС» — мы с ребятами обсуждали ситуации, которых надо избегать, чтобы не пришлось вызывать спасателей. Рассмотрели на картинках профессии, которые относятся к службе спасения. А потом пришло решение обыграть эти профессии. На помощь в создании сюжета пришла старая добрая классика детской литературы. Ребята спасали промокшего до ниточки зайца на скамейке, — по истории одноименного стихотворения Агнии Барто. Следующий пострадавший — бегемот из произведений Чуковского и жители из Кошкиного дома по сказке Самуила Маршака.
Все сказки — и литературные и народные — настоящий клад для игр и занятий с детьми!
Тема одной из моих любимых игр «Аэропорт» — возникла внезапно. После летнего отдыха мы с ребятами обсуждали и вспоминали чудесное и беззаботное время отпуска. В ходе беседы речь зашла об аэропорте и выяснилось, что многие дети никогда не летали, а потому не знают профессий людей, работающих там. Игра оказалась привлекательна еще и тем, что предполагала участие детей обоих полов. Конечно, в любой игре предполагается участие и девочек и мальчиков. Но сразу сюжет захватил и тех и других.
Аэропорт не оставил равнодушными никого! Мы с детьми долго рассматривали картинки и презентации о работе аэропорта. Обсуждали и беседовали о важности профессий сотрудников этой компании. Как нам — людям, посещающим аэропорты, — важно, чтоб все службы и сотрудники относились с максимальной важностью и серьёзностью к своему труду. Дети как всегда привнесли в эту игру много того, чего взрослые не замечают, потому как слишком заняты и серьезны, не допускаем непосредственность, любопытство, умение радоваться простым вещам…
А самым лучшим комплиментом об игре я считаю сообщение мамы одной воспитанницы, что Настя только и говорит дома о том, что когда вырастет, будет работать стюардессой. Для романтичной профессии лётчика, чтобы реальнее погрузиться в эту профессию, мама Георгия, которому досталась эта роль, подготовила настоящий мундир. И наконец мы все вместе воссоздали с ребятами картинку одного дня из жизни аэропорта.
Потом я предположила, что детям понравится тема космических приключений.
В моём арсенале космических игры целых две. В наше время технологий, робототехники и постоянного роста прогресса — эти игры очень понравились детям.
Одна из самых ранних моих игр «Путешествие на Север» — родилась, когда мы с ребятами рассматривали картинки животного мира и природу Крайнего Севера. Мы обсуждали в ходе беседы то, как животные приспосабливаются к холоду и разным условиям проживания. Заметив неподдельный интерес детей к этим наблюдениям, я предложила ребятам отправиться в экспедицию на ледоколе. Непременно захватив с собой учёных, а в процессе подготовки игры добавились врачи, артисты и фотографы.
Это что касается выбора темы для игр, а теперь о целях
Через игру педагог может достигать любых воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно цель является той отправной точкой, с которой начинается создание любой игры. Расширение кругозора, вовлечение в ролевую деятельность всех детей, формирование условий для проявления позитивных эмоций.
Обращайте внимание на то, чего хотят сами дети, что им интересно. Часто мне хочется выбрать что-то сложное, когда через игровое взаимодействие ребёнок осознает важность труда взрослых, суть каких-то профессий, познакомится с предметами, необходимыми для работы.
Подготовка
Обязательная предварительная работа
1. В стандартном виде — это любимый мой блок — чтение художественной литературы;
2. Беседы с детьми по теме игры;
3. Пробные игры (дидактические и подвижные);
4. Рассматривание иллюстраций по теме;
5. Просмотр м/ф, презентаций;
6. Аппликация, лепка;
7. Конструирование.
Можно провести экскурсию, сделать интерактивные доски и прочее. Во время таких подготовительных мероприятий может всплыть интересный сюжет, дети часто сами дают рабочие (нужные) подсказки.
Если у вас не хватает нужных атрибутов в реальности — можно использовать предметы-заместители — вы же играете!
В итоге предварительной работы из задуманного изначально сюжета может выйти несколько линий развития игры.
Мой любимый прием — обращение к детской классике. Причин тому несколько: произведения знакомы детям с детства, а обыгрывать сюжеты, объединённые одной темой игры очень интересно.
Так что перед игрой сценаристу и режиссёру (воспитателю) предстоит большой пласт определённой работы: наблюдение за детьми в разных видах деятельности, подслушивание, подсматривание за играми и общением между собой, чтобы понять, чем живут дети, какие у них интересы, что волнует, что любят смотреть и о ком читать.
Задача на это время: определиться с темой игры, найти и подобрать роли, чтобы заинтересовать и девочек и мальчиков.
Во время предварительной игры педагог ищет сюжет и придумывает необходимые предметы, оборудование или костюмы для воплощения игрового замысла. Каждая моя игра так находила свою основную базу месяца 2 или больше.
Но эти поиски и муки творчества проходили легко — и с лихвой окупались эйфорией и удовольствием в момент Игры, созерцания происходящей магии взаимодействия детей друг с другом по ходу развития сюжета.
С каждой новой игрой, проживая её и вынашивая, я усвоила одно простое правило — выделенная мною цель будет всегда достигнута, если дети получат максимум свободы при максимуме атрибутов для вовлечения в придуманный нами мир. Возможность проявления своего Я и взаимодействии в радостном состоянии с воспитателем и со сверстниками.
глава 2
Северный полюс
Моя самая первая игра была про путешествие в самую северную точку нашей планеты. Плавали мы туда с детками старшей группы в апреле 2012 года.
Целью было научить детей развивать сюжет игры на основе ранее полученных знаний. В данном случае — об Арктике.
Задачи, которые решает эта игра:
— Способствует обогащению новыми решениями (введение новых ролей, внесение новых атрибутов для игры);
— Формирует умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;
— Учит детей распределять роли, создает необходимые условия, чтобы договариваться о последовательности совместных действий;
— Углубляет представление детей о труде людей разных профессий.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», Воскобойников «Зов Арктики»
Рассматривание картин с изображением животных севера;
Рисование животных Арктики и Антарктики, работа с раскрасками;
Беседы с детьми об условиях жизни народов Севера;
Работа с интерактивной книгой
Используемая литература:
Смирнов Ю. И. «Мир географии»;
Смирнова Н. А., Шибанова А. А. «По материкам и океанам»:
Крылова О. В., Герасимова Г. П. «География материков и океанов»;
Серия «В мире животных. Арктика. Антарктика»;
Серия «Вокруг света»
Ход игры.
Наша Земля похожа на шар, слегка сплющенный сверху и снизу, то есть у полюсов. Для удобства люди разделили Землю на два равных полушария — Северное и Южное. Воображаемая разделительная линия называется экватор. Если двигаться от экватора на серер, то рано или поздно окажешься на Северном полюсе, а если выберешь путь на юг, то попадешь на Южный полюс. Больше двух третей поверхности Земли занимает вода. Одна треть это суша, на которой мы с вами живем.
Принято делить всю сушу на шесть частей света. Это Азия, Америка (Северная и Южная), Европа, Африка, Австралия и Антарктида. Арктика, то есть северная «шапка» Земли, — частью света не является, потому что это не суша, а просто толстый слой льда, покрывающий Северный Ледовитый океан, причем лед находится в постоянном движении.
Ответы детей.
Ребята, а вам интересно отправиться в путешествие к самой холодной точке Земли?
Тогда нам надо хорошо подготовиться.
Давайте соберем команду.
Нас ждет очень много интересного, необычного, неизведанного.
Ребята, а наш путь будет проходить через несколько океанов и морей.
Как мы доберемся до Северного полюса?
Ответы детей.
Нам нужно пройти по воде очень опасные места. В этих арктических морях есть ледяные горы — это айсберги, их форма очень удивительна и причудлива.
Игра: «Море волнуется»
Ход игры: дети стоят на выбранных участках ковра. По ходу слов воспитателя (море волнуется раз, два…) машут руками. На слова: «Айсберги вышли из воды» — замирают в причудливых позах. Воспитатель проходит мимо айсбергов, изображая корабль и рассказывает детям как опасно проходить кораблю мимо них.
А в море плывет
Ледяная гора,
Плывет и, наверно, считает: она —
И в жару не растает
Плывет напролом
Ледяная гора…
Ведь это особа такая —
Плывет, всех на свете толкая
Ребята, айсберги очень опасны, так как их часть скрыта под водой, а остальная находится на поверхности, над водой, что несет большие опасности морским судам.
По считалочке: в небе паровоз летает, в море плавает вагон, пингвин по воздуху шагает, кто не верит — выйди вон! — выбирают команду.
Какими качествами должен обладать капитан?
Ответы детей.
Перед тем как отправиться вплаванье, нам надо выбрать корабль и назвать его.
Для начала назовите мне — какие вы знаете суда и для чего они созданы
Ответы детей.
Делают вывод, что нужен ледокол.
Ответы детей.
Для того, чтобы узнать название, нам нужно выполнить следующее: в этом наборе букв зачеркнуть буквы О и Е.
Буквы: ДРУЖОЕОБА
Получают слово «дружба».
Наша команда готова — теперь каждому нужно выбрать необходимые вещи для нашей экспедиции.
Каждый выбирает атрибуты для своей роли. А чтобы отправится в наше путешествие нам нужно завести наш корабль.
Показывают команды для капитана.
Ребята, всех кто отправляется в экспедицию в Арктику, — ждет много опасностей, среди них опасное заболевание — цинга.
Ребята, послушайте 3 загадки:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
Захотелось плакать вдруг — слезы лить заставил (лук).
Кто ребята не знаком с белозубым (чесноком).
Не заболеть этим недугом поможет лук, чеснок и морковь. Мы просим нашего кока взять эти полезные овощи.
У любой экспедиции есть цель. Я предлагаю в нашей экспедиции понаблюдать за животными, которые живут В Арктике, а еще сделать фотографии всего, что нам понравится.
Если вы готовы, то мы можем отправляться в наше путешествие.
«Ледокол идет вперед
На ходу прибавив ход.
Льды и айсберги вокруг —
Как пройти нам этот путь?!».
Обращается к штурману.
— Дорогой штурман, посмотрите по карте, как нам пройти? Штурман сверяется с картой и начинает путь.
Капитан обращается к коку:
— Уважаемыймый кок, выберите из книги рецептов что-нибудь
вкусное и полезное для всей команды.
А мы с вами добрались до Северного Ледовитого океана.
Давайте выйдем и осмотримся.
В: «Много снега, много льда,‚ постоянно холода, одеваемся теплей, ты одежды не жалей».
Проговаривая эти слова, все идут за воспитателем. Выходят и рассматривают животных на льдинах.
Дети рассказывают стихи, фотограф делает снимки животных и команды.
Возвращаются на корабль все замерзли. Музыкальная разминка «Танец маленьких утят».
Проговаривая эти слова, все идут за воспитателем. Рассматривают животных на льдинах.
В. обращается к боцману: «Боцман, проверьте штурвал и машинное отделение и доложите капитану».
Диалог между капитаном и боцманом.
Кок приглашает всех на обед, рассказывает, что приготовил по книге рецептов.
В. обращается к детям: «Ребята, посмотрите, как красиво! Наблюдают «Северное сияние». (звучит музыка)
Нам с вами удивительно повезло — в природе не часто увидишь такое, но в северном краю мы наслаждаемся этой красотой.
А нам уже пора возвращаться в детский сад.
Нас ждут другие приключения и много неизведанного.
глава 3
Средневековье
Представьте, вы хотите выйти из транспорта, а впереди стоящий мужчина поворачивается к вам лицом и галантно подаёт руку…
Мужчины встают, когда вы поднимаетесь с места в офисе или кафе, ваши родные и близкие вежливы с вами, мужчины дарят цветы, пропускают вперёд, не ругаются при вас, не травят скабрезные шутки, не говорят что-то неприятное о женщинах в целом, маскируя шуткой, а женщины держатся с достоинством, не заискивают перед мужчинами, не хамят им и не пытаются казаться сильнее, они мягкие, женственные, умные…
История подсказывает нам, что именно в средние века берут начало все эти этикетные правила в отношении женщин и мужчин.
А у меня и моих коллег накопились неприятные впечатления, что дети не здороваются при встрече, не умеют благодарить и просить прощения. В ходе этих наблюдений родилась идея через игру познакомить ребят с основами этикета и правилами хорошего тона.
Задумывая очередную свою игру, мне очень хотелось чтобы мои будущие мужчины хоть на время игры стали рыцарями, а девочки ощутили себя изящными принцессами.
Ах, ведь какое было время!.. Турниры, сражения, шумные пиры, восхитительные наряды для представителей обоих полов — это особая тема для обсуждения.
За короткий промежуток времени — не более 30 минут — мне хотелось воссоздать один день из жизни благородных дам и кавалеров. Помочь детской фантазии перенестись через сюжет и атрибутику в атмосферу, где все было не так-то просто.
В нашей игре было и приключение, и пир, и даже танец.
В игре был рассказчик, роль которого выполнял ребёнок-режиссер, поэтому он изначально знал сюжет всей игры. Мой замысел как игропрактика заключался в том, чтобы в ходе подготовки к игре и в обыгрывании разных ситуаций, включенных в общий замысел, можно было перестроиться, изменить сюжет или героев, очередность событий в игре, добавить новую сюжетную линию или новых героев.
По этой причине проводили дополнительную подготовку, пополняли копилку знаний для понимания фона всего сюжета. Средневековье должно было стать интересной историей, в которой много действительно сложных моментов.
В любую игру я вкладываю частичку своей души, а мои воспитанники мне в этом помогают.
Вы спросите — как?
Тем, что они легко подхватывают любую идею, в то время как я долгими ночами ищу решение, думаю о том, как бы мне включить и проиграть интересные моменты, вроде средневекового пира… Решение нашлось — спасибо урокам в музыкальной школе!
Дело в том, что в детстве я занималась музыкой и одним из самых моих любимых произведений был менуэт. А в игре — это отличная идея для завершения пира и всего действа. И хотя танец требовал подготовки, а это значит — отнимал время от прогулки и своих игр по настроению, — ребята включились, прониклись и в итоге менуэт был.
Менуэ́т — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню.
А ещё была преобразована окружающая игровая среда: организовали стол и яства для пиршества, родители принесли красивые кувшинчики, медные блюда, которые максимально аутентично сервировали наш стол, нашли посуду, напоминающую средневековую, построили настоящий средневековый замок….правда из картона.
Герои и участники этой игры были запечатлены на снимках, которые через программу фотошопа создали из детей персонажей того времени и жителей замка. Девочки и мальчики были одеты в средневековые одежды.
Можете представить себе, как маленький рыцарь в доспехах и на коне спасает такую же юную принцессу? Вообразить в реальности, может и сложно, а поиграть — легко! Чем мы собственно, и занялись с детьми.
Я окунулась в источники через интернет-пространство и выяснила, например, что происхождением вилки мы обязаны как раз средневековой эпохе, равно как и пропускать даму вперед, помогать ей набросить шубку или пальто.
Все дело в том, что тогда дамы носили пышные многослойные платья с кринолином, сами они физически не могли открыть двери, потому мужчины им в этом помогали.
Мне пришла идея создать на основе разных исторических фактов игру-путешествие.
Огромное значение при подготовке к любой игре я уделяю предметно-развивающей среде, в которой дети будут реализовывать эту игру. Мне посчастливилось встретиться с мастером по бумажной пластике, благодаря которой за два дня у нас в группе появился в качестве декорации большой средневековый замок.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игры, в которые играют дети предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других