Изюм жизни. Как полюбить мир, когда все рушится

Елена Вяткина, 2020

Разом рухнуло все: гордость, строительство 7-ми этажного здания. Бизнес испаряется, я теряю все целиком, даже заложенную квартиру, в которой живут родители. Остается только долг – больше миллиона долларов. Но страх пропадает, когда я читаю телеграмму: «Ваш сын погиб при исполнении воинской обязанности»… Книга о жизни, в которой связано все: бизнес, духовность, материнство, риск, смерть, чувственность, любовь. Книга о том, как полюбить мир.

Оглавление

Глава 10. Пусть меня научат

— Быть коммерческим директором? — я не поверила своим ушам.

«Так можно? Неужели это реально?» — мелькали мысли, а сердце стучало громким набатом: бам, бам, бам…

С этого дня я стала ходить за Наташей хвостом и заглядывать ей в рот. Мне хотелось научиться читать цифры, как она, принимать стратегически верные решения, быть авторитетом для сотрудников.

Нам нужен был рекламный буклет. Я обратилась к самому популярному и дорогому фотографу в городе — он красиво снимал портреты. Долго готовилась к съемке, уйму времени провела в цехе с оформителями.

Фотосессия всегда целительно влияет на внешний вид продукции — приходят свежие идеи по его улучшению. И в тот раз было так же. А вот буклет…

На горизонтальном листе А4 красовались шесть блинов, которые тортами не назвать, если бы не подписи «Торт"Остров сокровищ"», «Торт"Хип-Хоп"»… Эти снимки совершенно не продавали, потому что торты были сфотографированы сверху и не только не показывали своих достоинств, но выглядели карикатурно, словно неловко разрисованные детской рукой круги. Было очень жаль денег, времени и сил. Буклет меня раздражал, но честно выражать свое мнение подрядчикам я еще не умела. Мы приняли и оплатили работу.

Я плакала:

— Меня бесит эта листовка! Уродские фотографии! Еще и деньги за это дерьмо отдали! Ничего не получается!

— Первый блин комом, — утешал Илья.

Я называлась теперь коммерческим директором, но по большому счету все еще оставалась водителем: привези, поднеси, подай… Я не видела смысла и результатов своего труда и казалась себе никчемным человеком. «Как же увеличить продажи? Как сделать так, чтобы выбирали наши торты среди огромного изобилия на полках?» — день и ночь думала я.

Очередная оперативка в том же кабинете с облезлым окном и разношерстной мебелью. Только на настенном календаре фирмы Puratos — июнь 2002, и мы в другом составе: Илья, Наташа, бухгалтер Витя, Поль и я.

— У нас продажи падают! — смотрит Наташа в очередную отчетность за месяц.

— Давайте «Птичье молоко» разработаем, все конкуренты его делают, он хорошо продается! — предлагаю я.

— Не надо выпускать то, что производят все. Важно отличаться. Почему сегодня так мало отгрузили? — продолжает она изучать документы.

— Кондитеры опять не выполнили весь объем. Паша-экспедитор ругался, лидерских позиций не хватило: «Хип-хопов» не было совсем, «Острова» все приплюснутые. Их бесполезно отгружать — покупатель такие не купит, будет возврат, — хмуро отвечаю я.

— Ившин вечно опаздывает и выпекать начинает поздно, бисквит не успевает остывать. Кондитеры на сборку берут его теплым, в результате торты получаются низкими. А «Хип-хопы» делать сложно, они их оставляют на конец смены и часто не успевают, — тонким голосом рапортует технолог Поль.

— Нам бы Валентину Михайловну переманить от соседей. Она бы всех держала в кулаке, — вслух мечтает Витя.

После оперативки я везу Наташу и снова плачу:

— Я ничего не понимаю: каждый день с утра до вечера работаю, а продажи падают! Что мне делать?

— Надень халатик и обойди все производство. Делай это регулярно. Смотри, пробуй, интересуйся. Обедай вместе с сотрудниками. Слушай, о чем они говорят, — и мягко добавляет в пятисотый раз: — Когда у тебя сформируется полная картинка производства, ты станешь настоящим управленцем, и вся компания будет думать: как производить продукцию, которая будет клиентам интереснее, чем конкурентная?

Я злюсь, огрызаюсь, но этот принцип, подаренный сестрой, — «управленец видит целостность» — часто помогает мне до сих пор. А тогда мне пришлось пройти первую федеральную проверку СЭС.

В цехе, как и положено перед гостями, чистота и порядок. В отличие от привычного хаоса и суеты все спокойно и размеренно. Выпускаем сегодня разрешенный объем продукции — в три раза меньше обычного. Персонал — в чистой спецодежде, каждый проинструктирован: что можно говорить, а что нет. Мы даже изменили рабочий график сотрудников: вызвали самых толковых, а остальных отправили на выходной. Только что распечатали таблицу разведения сорбиновой кислоты, и девочки-кондитеры стараются выучить ее наизусть, чтобы отвечать на вопросы проверяющих правильно.

Я поехала за инспекторами, а Витя, вспомнив, что во всех холодильниках должны быть термометры, побежал за ними в ЦУМ. Успел! Купил и разложил прямо перед нашим приходом. Санитарные врачи — две приветливые женщины. Одна темноволосая, постарше, другая белокурая с голубыми глазами, совсем молоденькая. Беседу вела всегда старшая — Елена Ивановна. Она открыла первый холодильник и посмотрела на термометр.

— У вас холодильник или термометр нерабочий?

— Как нерабочий? — удивляюсь я.

— Посмотрите, +15, а в холодильнике должно быть не выше +5.

Тут до меня доходит, что градусник просто не успел охладиться. Меня словно ударили чем-то тяжелым по голове, мне стало жутко стыдно за ложь.

— Елена Ивановна, — обратилась я к доктору и пристально посмотрела в глаза каждому кондитеру, стоявшему рядом, всем, кого только что учила врать, — научите меня работать, пожалуйста! — и, видя ужас в округлившихся глазах кондитеров от моей кардинально новой тактики, сказала: — Девочки, рассказывайте всю правду, что и как делаете, будем учиться делать правильно.

Вместо того, чтобы демонстрировать лживый порядок, мы весь день искали нарушения. К 17 часам я исписала два листа замечаний, а на следующий день мы получили такой же акт проверки с месячным сроком исправления нарушений.

— Это нереально! Мы не успеем все исправить! Это дорого и бесполезно! — злились на мою честную выходку мужчины.

Но исправлять все не пришлось. Я стала вникать в каждое замечание, задавая вопросы Елене Ивановне: зачем? что оно дает? Вместе с санитарными врачами мы выяснили, что многие нормы, разработанные в советское время, попросту потеряли свою актуальность. Список уменьшился вдвое, я многому научилась и попутно создала авторитет в глазах проверяющих. Часто аргументировала абсурдность правил экономической нецелесообразностью.

— Так предусмотрено законом! — парировали поначалу врачи.

— Эти нормы разрабатывались очень давно, сейчас другое сырье, другие потребности клиента. Скажите, если мы это сделаем, вы как покупатель готовы платить за наш торт на 15 % дороже? Это требование неактуально: не создает безопасность, но увеличивает цену. Как обойти это устаревшее правило?

Мне повезло, что первую проверку проводила Елена Ивановна Булак — думающий доктор, профессионал, которая консультировала меня и научила нас создавать безопасный продукт по-настоящему, а не формально.

Но учили меня не только эксперты, но и сложные ситуации.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я