Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна

Елена Владимировна Максимова, 2008

В данной работе автор, опираясь на теорию построения движений Н. А. Бернштейна, разбирает уровни построения общения в норме и при некоторых нарушениях развития ребенка (ранний детский аутизм, задержки психического развития разного генеза и др.). Автор придерживается точки зрения, что при многих психических патологиях первичным является нарушение восприятия и сопутствующие ему страхи, а нарушение общения, эмоционального реагирования и поведения – вторичны. Поэтому основное внимание при работе с особыми детьми предлагается уделять коррекции восприятия ребенком своего тела и окружающего пространства. В книги даны описания некоторых видов нарушения восприятия у ребенка, предложены несложные методы диагностики этих нарушений и разнообразные методы коррекции. Работа адресуется педагогам и психологам, работающим с особыми детьми, и родителям таких детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Уровень С — общение уровня пространственного поля

Стрио-паллидарный уровень пространственного поля, уровень С по Н. А. Бернштейну.

Уровню пространственного поля будет посвящена самая большая часть нашей работы, поскольку нарушения на этом уровне, с нашей точки зрения, особенно патологично сказываются на дальнейшем психическом развитии ребенка.

3.1. Краткая характеристика уровня С

Пространственное поле — это восприятие и владение внешним окружающим пространством [90].

3.1.1. Афферентация. Особенности восприятия

Ниже мы описываем свой взгляд на то, как происходит восприятие уровня пространственного поля С. Мы стараемся более-менее четко провести границы между сигнальным восприятием уровня В (восприятие отдельных ощущений), восприятием пространственного поля С (восприятие целостных образов) и восприятием уровня действий D (восприятие целостных ситуаций).

Афферентный синтез уровня пространственного поля С объединяет все виды рецепции нашего тела: тактильную (поверхностную и глубокую), проприорецепцию, вестибулорецепцию (оттолитовых аппаратов и лабиринтов), обоняния и осязания; телерецепцию — зрения и слуха. Разные модальности, воспринятые «здесь и сейчас», сливаются с памятью и образуют единый образ пространственного поля [13].

3.1.1.1. Зрительное восприятие

Зрительное восприятие уровня С — целостно и образно — по части изображения мы можем достроить фигуру [80, 108].

Зрительное восприятие уровня С опирается на центральное зрение. Для него характерны:

• конвергенция двух глаз на одной цели,

• слежение за целью,

• различение цвета, формы и т. п. [13, 108].

3.1.1.2. Слуховое восприятие

Слуховое восприятие пространственного поля — целостно и образно — мы не просто слышим звуки, мы «видим» шумящие машины, чирикающих птиц, говорящих людей, слышим крадущуюся кошку, слышим порывы ветра и т. п. То есть перед нами сразу возникает целостный образ.

Слух уровня С — дихотоничен, на два уха; по слуху мы определяем расстояние до интересующей нас цели.

Слуховое восприятие уровня C включает в себя определение громкости звука, тональности, высоты звучания, интонации, эмоциональной окраски звучания и т. п. [80].

3.1.1.3. Слежение за целью в пространстве

На уровне С зрение и слух служат ориентации в пространстве, они могут следить за целью в пространстве, корректировать и вести движение. Образно мы говорим, что движение «ведется глазами».

3.1.1.4. Запахи в пространстве

Запахи, с нашей точки зрения, воспринимаются на всех уровнях построения. На уровне В — это чистые ощущения; на уровне С — они входят составляющей частью в образ предмета, цели (например, яблока); на уровне D — станут составной частью ситуации (например, варят суп).

Запах, по-видимому, — наиболее древний способ ориентации в пространстве и наиболее сохранный у аутистов. Мы в своей практической работе не встречали у аутистов страхов, связанных с запахами. Некоторые запахи могут не нравится (ребенок морщит нос), но все равно они чрезвычайно привлекают наших детей, вызывают интерес и любопытство.

Обонятельные сигналы также играют ключевую роль при необходимости пометить территорию, что легко могут подтвердить владельцы собак. Собака, мочась на различные предметы, оставляет знаки, свидетельствующие о том, что эта территория принадлежит ей, и предупреждающие других собак, что им лучше держаться подальше [87].

3.1.1.5. Активность восприятия

Афферентное восприятие уровня С — активно. Мы смотрим, чтобы увидеть; слушаем, чтобы услышать; дотрагиваемся, чтобы почувствовать; принюхиваемся и пробуем на вкус. Это уже не пассивное восприятие, как на предыдущем уровне, а активное исследование [13].

3.1.1.6. «Здесь и сейчас»

Восприятие на уровне пространственного поля формируется «здесь и сейчас». Пространственное поле — это то, что мы непосредственно сиюминутно («здесь и сейчас») видим и воспринимаем вокруг себя: пространство как область обитания и объекты (цели), ему принадлежащие [13].

Пространство уровня С абсолютно реально. Пространство, воспринимаемое на более высоких уровнях построения — D и Е, — уже абстрагировано, более похоже на план или схему [13].

3.1.1.7. Фигура и фон

На уровне В воспринимались отдельные, практически не сливающиеся друг с другом ощущения. В пространстве уровня C мы видим цели, объекты, например, яблоко со всеми его особенностями: округлой формой, цветом, гладкой прохладной кожурой, запахом, вкусом, порой слышим хруст, откусываемого куска…

Здесь формируется образ целостного предмета, оценивается его значение для человека. «Мы слушаем, что говорит А и не слышим слова В; мы наблюдаем за футболистом-защитником и не видим нападающего. Наши психические механизмы знают обо всем, что происходит вокруг нас, но отвергают большую часть этой информации, как не имеющую значение еще до того, как она достигнет сознания» [80]. В психологии эта особенность носит название фигуры и фона: мы воспринимает фигуру и перестаем замечать фон.

3.1.1.8. Границы

Один из основных признаков пространства — этот границы. Это может быть граница ладони, стола, комнаты, квартиры, двора и т. п. Отсюда видно, что пространств, которые мы воспринимаем, может быть несколько, и они вкладываются друг в друга, как матрешки [80].

Понятие «граница» касается не только границ или ограничений в пространстве. С этим понятием тесно связаны такие психологические понятия, как «Я» и не «Я», «мое» и «не мое», «хочу» и «можно» и многие другие уже не столько пространственные, сколько психологические, моральные, социальные, нравственные границы.

3.1.1.9. Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве уровня С строится или по счислению пути (двигательная память) или с помощью ориентиров: «…животное использует встречающиеся ему предметы и знаки как точки отсчета для определения дальнейшего пути, включая их в интегральную картину представлений о местности» [99].

Ориентирами могут быть зрительные, обонятельные, слуховые метки [108].

3.1.1.10. Тело

В пространстве мы выделяем себя и свое тело. Мы себя видим, слышим, ощущаем. На уровне С, по-видимому, строится и осознается целостное восприятие собственного тела как одного из вариантов пространства. Мы всегда знаем, где находится наша рука или нога, до какого зуба дотрагивается язык.

Самоощущение собственного тела, самоощущение единства себя и своего отличия от окружающего пространства является основой Я-сознания [22, 106]. Возникает осознание «Я» и «ЗДЕСЬ».

3.1.2. Эфферентация. Особенности движений

Уровень пространственного поля руководит всеми реальными перемещениями нашего тела в реальном пространстве. В основном — это движения примыкающие и целевые.

3.1.2.1. Примыкающие движения

Примыкающие движения адаптируют наше перемещение к рельефу и вязкости дороги, к уклонам, закруглениям скользким местам, ступенькам, подъемам и спускам; он включается всегда, когда нам бывает нужно перешагнуть, обойти, отодвинуть; этот уровень регуляции прилаживает движения карандаша к обведению контура.

3.1.2.2. Целевые движения

Целевые движения — это движения, ведомые какой-либо видимой, слышимой или чувствуемой целью в пространстве [13].

3.1.2.3. Дистальные мышцы тела

Основные исполнительные органы уровня С — дистальные мышцы нашего тела [13].

На уровне В использовалась вся кисть в качестве упора, как ласта. На этом уровне вводятся в регуляцию кисть и пальцы, особенно 1 и 2 [13]. И, соответственно, все мышцы конечностей и спины, участвующие в движениях, ротациях кисти.

3.1.2.4. Ротации конечностей

Появляются ротации конечностей — пронация, супинация — они дают полный объем перемещениям конечностей в пространстве. (На уровне В — движения конечностей идут, как правило, по прямой [13].)

3.1.2.5. Зрительно-моторная координация

Развивается зрительно-моторная координация — движения рук идут под пристальным зрительным контролем [13].

Появляется указательный жест. «Указание стоит в начале направления внимания, и замечательно, что человек создал себе как бы особый орган произвольного внимания в указательном пальце, получившем в большинстве языков свое название от этой функции.

…Поэтому историю произвольного внимания следует начинать с истории указательного пальца» [29] (рис. 3.1).

Рис. 3.1

3.1.2.6. Звуки

Уровень С — это этап появления смысловых сигналов — звуковых или жестовых. Звучание, плач становятся интонированными [13]. Интонации тесно связаны с эмоциональным состоянием ребенка и взрослого.

У животных описаны многие формы сигналов-приказов: крики опасности, песни или звуки призыва самки, детенышей. У зверей — это рычание, урчание, мурлыканье.

Птицы поют, чтобы обозначить границы своей территории и привлечь партнера [108].

3.1.2.7. Переключаемость по органу

Характерной особенностью движений уровня пространственного поля является переключаемость по органу. Успешность движений этого уровня определяется достижением цели. Все равно, чем мы будем показывать точку — любым пальцем, рукой, локтем, носом или ногой — любым из этих способов мы добиваемся поставленной цели. Мы по-разному можем оттолкнуть коробочку — рукой, ногой, головой, или прочертить линию, по-разному исхитриться поймать игрушку [13].

3.1.2.8. Движения по подражанию

Движения по подражанию, как целевые и возникающие «здесь и сейчас», также относятся к уровню пространственного поля. В виде жестов они входят в общение. В виде образцов — в обучение: мы показываем, а ребенок повторяет [13].

3.1.2.9. Выразительная мимика

С врожденной неосознанной мимикой мы сталкивались уже на уровне В. На уровне С выразительная мимика становится осознанной. Она отражает и демонстрирует элементарные эмоции — удовольствие, страдание, испуг, интерес, гнев. Мы знаем, осознаем свою улыбку, нахмуренный лоб, надутые губы и ожидаем какого-то ответа на демонстрируемые выражения своего лица [13].

3.1.2.10. Нет разницы между правой и левой половиной тела

На уровне пространственного поля еще нет разницы между правой и левой половиной тела. Разница в силе или умениях рук развивается вторично, как опыт движений более высоких уровней построения [13]. Оттолкнуть, показать можно любой рукой и даже головой [87].

3.1.2.11. Обусловливание

Врожденные автоматизмы уровня В относятся к безусловным рефлексам. Начиная с уровня С, мы можем говорить об обусловливании поведения.

В ЦНС формируется временная связь между двумя стимулами, один из которых изначально был для животного безразличен, а другой выполнял роль вознаграждения или наказания. Формирование этой связи обнаруживается в виде изменений в поведении животного, которые называются условными рефлексами [99].

Обусловливание уровня С связано, на наш взгляд, с объектами в пространстве, когда несколько разных восприятий, объединяются с эмоцией в единый синтез, единый гештальт, в одну ассоциацию пространственного поля. Например, вы видите лимон и «чувствуете» его запах и, хотя неразрезанный лимон совсем не пахнет, ваш рот наполняется слюной. Обратите внимание, что видите лимон вы «здесь и сейчас», а ощущение кислости «приклеивается» к нему памятью. (Обусловливание на уровне D связано уже не с отдельной целью в пространстве, а с целостной ситуацией.)

3.1.2.12. Опредмечивание потребностей

По видимому, именно на уровне пространственного поля происходит процесс который носит название «опредмечивание потребностей», когда ощущения, желания связываются с объектами поля [34, 64, 82]. Например, когда вы хотите есть, то начинаете поиск цели, которая станет конкретным предметом вашего желания. Эмоция подсказывает вам правильность выбора цели и связывает вашу потребность с данным объектом.

3.2. Общение на уровне С

Далее описывается наш взгляд на построение общения уровня пространственного поля.

3.2.1. Обоняние, вкус, зрение и слух в общении. Взгляд «глаза в глаза»

Невербальное общение уровня пространственного поля происходит с опорой практически на все виды восприятия — зрительное, слуховое и тактильное; чем младше ребенок, тем значимее для него в общении обоняние и вкус.

Для невербального общения уровня С чрезвычайно значимо зрение. Мы уже упоминали (см. разд. 3.1.1.1), что зрение уровня С — центральное; оно включает в себя конвергенцию двух глаз на единой цели и слежение, разглядывание цели. Мы постоянно активно отслеживаем жесты, мимику, выражение глаз, эмоциональное состояние собеседника. И мы знаем, что точно так же наш собеседник считывает нас.

Симптоматичен для этого уровня построения взгляд глаза в глаза.

Уровень С — уровень интонированного звучания. Слух уровня С помогает отслеживать перемещение звучащей цели, различать интонации звучания, высоту, тональность и громкость звука. Звучание уровня С в общении — всегда эмоционально.

«Важнейшей особенностью языка животных является его эмоциональный характер. Азбука этого языка включает сигналы типа:"Внимание!","Осторожно, опасность!","Спасайся, кто может!","Убирайся прочь!"и т. п.

…Скуление — первый сигнал, появляющийся у щенков. По своей сути скуление — ответ на дискомфорт. Взрослые звери скулят при болевых воздействиях, социальной изоляции, при взаимодействиях дружеского порядка, нетерпении.

…Визг — сигнал боли, в большинстве случаев он блокирует агрессию нападающего.

…Рычание издается собакой при агрессивных взаимодействиях, это сигнал угрозы. Большая доля игр, особенно щенячьих, сопровождается рычанием.

…Фыркают обычно настороженные звери» [99].

3.2.2. Общение кистей рук

Появляется общение кистей рук. Уже не крепкие объятия, а легкие поглаживания, касания, жесты. Игра рук.

Мама держит ребенка за руку, и идет постоянный, эмоционально окрашенный, диалог двух рук. Если все спокойно, то мамина рука слегка сжимает ладошку ребенка. Подходят к проезжей части дороги — мама держит руку ребенка уверенно и крепко. Начал шалить — сильно сердито сдавила руку. Увидели приятеля — рука легонько подталкивает ребенка в сторону друга. Ребенок испугался — мамина рука его успокаивает.

Как для общения на уровне В диагностичен — поворот щеки и таза, так для общения уровня С — движения кистей рук, доверие рук.

3.2.3. Мимика и жесты в общении

Мимика и жесты уровня С — это укороченная часть движения, которое обычно используется в похожей ситуации. (Об этом писал еще Ч. Дарвин [40].) Движение рукой к себе имеет значение призыва — «ко мне», от себя — движение отталкивания «уходи»; отворачивание головы — отказ; указательный жест — часть движения схватывания; просьбы еды — движение ко рту, как будто что-то кладем в рот; мах в сторону показывает направление движения; оскал — подготовкка к кусанию и т. п. (Выше, на уровне Д появятся топологические жесты — знаки, не связанные с конкретным движением, например, приподнятая шляпа или отдавание чести.)

Движения невербального общения: мы показываем свои желания, свою радость, свой гнев, удивление и ждем соответствующего ответа на наши движения. Они всегда искренни и эмоционально окрашены.

Предлагаем несколько цитат, описывающих жестовое поведение животных.

«Нередко они выражаются в специфических «диалогах» между двумя или несколькими особями, то есть во взаимной демонстрации частей тела или поз. Особенно это относится к «ритуалам» запугивания или «импонирования». «Импонирование» выражает превосходство одной особи по отношению к другой, имеет и оттенок угрозы и вызова, но в сущности не носит агрессивного характера (в отличие от подлинного «запугивания», за которым часто следует нападение). Часто самцы «импонируют» самкам во время «ухаживания» за ними. Подчиненная особь отвечает на «импонирование» позой «покорности», чем окончательно исключается возможность столкновений между животными» [108].

«Подчиненное поведение включает подставление, протягивание руки, припадание к земле, раскачивания… Агрессивное — различные взмахи рук, хождение на двух ногах, сгорбливание плеч и другие элементы угрозы — в основном позы внешнего укрупления и использование предметов» [38, с. 137].

3.2.4. Активность в общении

На уровне А ребенок пассивно дожидается объятий и только в процессе общения демонстрирует свое удовольствие. На уровне В — ребенок уже может цепляться за маму, тормошить край ее одежды, чтобы вызвать ответное движение. На уровне С — появляется активный призыв к общению.

Ребенок улыбнулся — мама ответила, ребенок протянул ручки — мама взяла его на руки или покачала головой «нет» и т. д.

Ребенок закричал, и мама пришла, возникла в его поле — она здесь; если мама не пришла, если ее нет в его поле, то страшно. Мама невидимо существует внутри поля ребенка.

Постучал ложкой и ждет, что из этого получится?

Эти примеры показывают, как активность в общении проявляет малыш, а мама подкрепляет ее в ту или иную сторону.

Если активность всегда исходит только от мамы, собственная активность ребенка может затормозиться; особенно это опасно при общении с особыми детьми, имеющими те или иные задержки развития.

Неприятие, отсутствие ответа на любом уровне общения ведет к чувству одиночества и страхам. Маленький ребенок, если ему не отвечают на внимание и улыбку, может нахмуриться и заплакать (продемонстрировать обиду). Часто дети, чтобы привлечь к себе хоть какое-то внимание, провоцируют отрицательные эмоции родителей [34].

3.2.5. «Здесь и сейчас»

Общение уровня пространственного поля всегда происходит внутри границ единого поля общения, в едином пространстве, здесь и сейчас. «Куда бы мы не пришли — мы замыкаем пространство вокруг себя…» [71].

3.2.6. Искренность общения

Общение уровня пространственного поля абсолютно искренне и реально. Искренность и реальность — характерный признак общения всех нижних уровней построения — А, В и С. Начиная с уровня D и выше, в общении возможна неискренность, ложь и даже обман.

3.2.7. Дистанции общения

На уровне С становится возможным общение не только на близком, но и на отдаленном расстоянии. Эти границы различаются для разных народов: у южан их практически нет, у северных народов они значительны и четко определены.

3.2.8. Совнимание

Внимание в общении пространственного поля — это не столько внимание двух особей, обращенное друг на друга, сколько совнимание к единой цели в пространстве: соделание — общая еда, общая прогулка, общая игра.

3.2.9. Чередование, диалог

Чередование действий, диалог — неотъемлемая часть любого общения: переглядывание (разговор глазами), интонационные диалоги (интонации угрозы, интереса, приглашения), мимические диалоги, жестовые диалоги (например, поглаживания, игра кистей рук).

Здесь становится привычный нам общий танец, танец-игра, включающий целый ряд чередующихся действий и демонстраций.

3.2.10. Мимическое подражание

На уровне С врожденно не только мимическое подражание, врожденно и желание ребенка подражать действиям взрослого, делать, как мама или папа.

«Очевидно, что пониманию лицевых паттернов различных эмоций способствует то, что реакция на лицевую экспрессию партнера связана с воспроизведением его мимики, то есть в непроизвольном изменении активности мышц своего лица» [56].

3.3. Эмоциональное реагирование на уровне С

Далее описываются некоторые особенности эмоционального реагирования, которые мы относим к уровню пространственного поля.

3.3.1. Эмоциональный тон впечатлений

Эмоциональный тон впечатлений является следующим шагом в развитии эмоционального реагирования. Он связан с социализацией человека в процессе его онтогенетического развития и, следовательно, с механизмом обусловливания, не требует для своего возникновения непосредственного физического контакта с раздражителем, но сохраняет те же функции, что и эмоциональный тон ощущений [56].

3.3.2. Запечатление эмоционально значимых объектов

На уровне С происходит, как уже говорилось в разд. 3.1.2.10, опредмечивание потребностей.

«В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Эта встреча часто протекает очень драматично. Вспомним слова пушкинской Татьяны:

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,…

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.

В элементарных своих формах он известен как «механизм импритинга» (то есть запечатления)» [34].

Запечатленные объекты в большинстве случаев несут эмоциональный заряд.

3.3.3. Эмоциональное единение в общении

Многие авторы описывают эмоциональное заражение, происходящее «здесь и сейчас», в едином пространстве общения [9, 40, 56, 82].

«Часто можно наблюдать, что за улыбкой одного человека сейчас же следует улыбка другого, находящегося в той же ситуации. Вероятно, эта реакция вызывается не самой по себе ситуацией и не механизмом условных рефлексов, а в силу функционального родства непосредственно стимулируется эмоциональными проявлениями соседа» [9]. То есть происходит эмоциональное единение внутри границ поля общения.

3.3.4. Эмоциональное заряжение целей в пространстве

Эмоциональное заряжение распространяется, на наш взгляд, и на цели в пространстве: ребенок запечатлевает и присваивает себе эмоции близких, связанные с какими-либо целями или объектами в пространстве.

Ребенок видит целостный мир. Взрослые выделяют в нем отдельные объекты, выхватывая их из целостного мира и показывая ребенку. «Вот наша ложечка! Возьмем ложечку, кушать будем…», «Вот муха»! Бяка муха! Уходи муха, ты плохая!» В результате ложка запечатлевается с положительным эмоциональным знаком, а муха — с отрицательным.

По многим данным младенцы оценивают объекты и ситуацию, считывая эмоциональный ответ матери, выражение ее лица. То, как мама реагирует на объект, заряжает его (объект, цель) эмоционально положительно или отрицательно. Например: «Червяк плохой, бяка!» или «Киска ласковая хорошая!» И человек потом всю свою сознательную жизнь брезгливо относится к червякам и улыбается кошкам [57, 82, 96].

Обычные люди относятся к гусеницам и червякам с некоторой брезгливостью. Но я, по первому образованию биолог, всегда с радостью показывала гусениц и червяков своим детям, и мы вместе их рассматривали. Поэтому в восприятии моих детей гусеницы и червяки — это необычайно интересно, и собирали они их горстями.

Из всего вышесказанного вытекают очень важные следствия:

1. Ребенка можно заинтересовать своим интересом, ребенка можно заразить своей эмоцией.

2. При работе с особыми детьми чрезвычайно важно отслеживать и различать собственные страхи ребенка и страхи, наведенные родителями, а иногда и педагогами.

3.3.5. Любопытство

На уровне пространственного поля появляется новая, очень интересная эмоция — любопытство, также связанная с объектами в пространстве.

Вот как любопытство проявляется у лисы. «Лисица, несмотря на свою пугливость, чрезвычайно любознательна. Она никогда не пройдет мимо яркого лоскутка материи, лежащего на дороге, или, соблюдая все предосторожности, обязательно обследует консервную банку, лежащую на лесной поляне» [51, «Рыжая плутовка»].

У маленького ребенка с полугода до 2–3 лет уровень пространственного поля является ведущим. В это время ребенок всегда проявляет любопытство, большой интерес к окружающим объектам пространства и всячески обследует их. Родителям очень важно сохранить любопытство ребенка, не подавить: «Брось! Что тебя все время грязь тянет!», а перевести эту активность в приемлемое в данном обществе исследовательское поведение.

3.3.6. Эмоции в общении

В общении мы постоянно сознательно ориентируемся на эмоциональный ответ собеседника на уровне пространственного поля. «Моя эмоциональная реакция давала ей необходимую ориентацию» [121, с. 144]. Как уже говорилось, для уровня С характерна абсолютная искренность и невозможно притворство.

В общении мимика и жесты выразительных эмоций уровня С постоянно демонстрируются и считываются.

«Обезьяна начинает горевать…выпячивает на несколько сантиметров обе губы, особенно нижнюю, издает, глядя на наблюдателя умоляющими глазами и протягивая к нему руки, плачущие звуки и, наконец, отчаявшись, бросается на спину» [60, с. 62].

Нам всегда интересно наблюдать за мимикой маленьких детей, которые еще не научились скрывать свои эмоции.

3.3.7. Эмоциональное звучание

Мы уже писали, что уровень С — это этап появления интонационного звучания [13]. Интонационное звучание всегда эмоционально заряжено. На этом уровне только эмоция может вызвать звучание.

«Вокализация у шимпанзе тесно связана с эмоциями. Произвести звук в отсутствие подходящего эмоционального состояния — это для шимпанзе почти непосильная задача. Хотя научить этому можно» [38].

«Способность животных сообщать голосом о своем эмоциональном состоянии хорошо известна. Так, мы ощущаем состояние дискомфорта, слыша тревожный крик ворон, а вечерняя песня зарянки действует на нас успокаивающе. Услышав раздраженное жужжание ос, мы стараемся отойти подальше. По голосу даже незнакомой собаки мы отлично понимаем, в каком настроении она в данный момент пребывает — в гневе, радости, страхе или в горе. Точно так же собака, как и многие другие животные, не понимая человеческой речи, отлично понимает наши эмоциональные интонации. Весьма интересно, что язык животных носит явное сходство с языком эмоций человека» [99].

3.3.8. Плач и смех

Из социальных эмоций общения на этом уровне появляется интонированный плач и смех.

Интонации плача появляются уже у месячного ребенка; к 3–6 месяцам внимательная мама по интонации плача вполне может различить, что хочет от нее ее ребенок [97].

О бессознательности смеха писал еще Фрейд. Смех появляется в игре как знак несерьезности нападения [62]. Первые игры, вызывающие смех, связаны с телом или движением. (На более высоких уровнях смех будут вызывать ситуации или мысли.)

3.4. Характерные особенности поведения на уровне С

Животные, для которых уровень пространственного поля является ведущим (птицы, млекопитающие), демонстрируют нам очень много образцов врожденного поведения. С уровнем пространственного поля, на наш взгляд, связаны: охота, построение гнезда, выкармливание и обучение детенышей. Здесь появляются движения туалета и самообслуживания, игры в компании, танец и разного вида демонстрации: угрозы, призыва, показа и т. п. [43, 87, 99, 108].

Работы этологов, которые мы обширно цитируем, помогли нам понять, как важно в коррекционной работе с особыми детьми опираться на врожденные программы поведения, заложенные в человеке.

Ниже мы приводим примеры тех врожденных программ, которые нам удается использовать в своей коррекционной работе.

3.4.1. Пространство «свое» и «чужое»

«При полноценном территориальном поведении,…животное-хозяин своим видом, голосом или запахом дает знать сородичам о своем присутствии на занятом участке» [108].

«Приматы (обезьяны) по-разному ведут себя на своей и чужой территории. Это выражается позами, жестами, интонацией звучания» [38].

«Пришелец…терпит поражение от хозяев, даже если объективно они слабее» [99].

У человека врожденная программа территориального поведения также играет важную роль: нам намного спокойнее на своей территории: «дома и стены помогают», «и дым отечества нам сладок и приятен», «в гостях хорошо, а дома — лучше».

Маленький ребенок на своей территории будет требовать подчинения других детей, будет отстаивать свои вещи и игрушки; и будет вести себя неуверенно на территории чужой, например в гостях.

Поэтому общение с неуверенным ребенком лучше вести на его территории — здесь он будет спокойнее и более открыт. Общение с активным или агрессивным ребенком легче пройдет на чужой территории — врожденное территориальное поведение будет сдерживать его активность.

Главным признаком освоения территории у животных является еда: на своей территории животные могут добывать себе пищу [87, 99, 108].

И у человека еда является главным умиротворяющим, успокаивающим фактором: у всех народов приглашение к общему столу служит выражением мирных намерений.

Если ребенок поел в гостях, то он легче будет осваиваться на незнакомой территории.

3.4.2. Стая

В филогенезе животные на этом уровне часто объединяются в группы, стада, стаи [87, 99, 108].

Это естественное (врожденное) желание объединения, совместного делания в пространстве не меньше присуще и человеку: вместе поели, вместе строим дом, ходим гулять, поем, танцуем, защищаемся от врага. Во всех этих случаях происходит искреннее объединение людей в едином эмоциональном поле. (Только с уровня D появятся действия «как надо».)

Дети, «вышедшие» в пространственное поле, всегда стремятся к объединению в группы. Для них очень важно быть видимыми самим и смотреть на других.

Врожденным свойством поведения «делать, как все» мы часто пользуемся, чтобы увести за собой упирающегося ребенка: можно просто попросить другого ребенка бежать перед ним. Другой вариант — плотно взять ребенка за запястье и быстро пойти перед ним: «Бежим, бежим!» Как правило, включается инстинкт следования, и ребенок идет за вами.

Иногда ребенка бывает легче чему-нибудь научить, если заниматься не с ним, а с другим ребенком или даже с куклой, но на его глазах.

Это врожденное свойство детей мы используем при введении сложных детей в группы. Ребенку ставится условие: пока ты хорошо себя ведешь, ты будешь в группе с другими детьми (в стае), если ты плохо (неправильно и т. п.) себя ведешь — из группы уходишь. Ребенку так хочется быть с другими детьми, что с каждым разом его правильное поведение длиться все дольше, и, в конце концов, он социализируется, входит в группу, начинает вести себя, как все.

3.4.3. Лидер

В любой группе стадных животных происходит образование иерархической пирамиды. Во главе группы стоит лидер.

«Обратимся к голубям. Если в группе их мало, между ними установится ряд соподчинения. Побеждающий всех голубь будет доминантом, ниже расположится субдоминант и так далее, до самого низшего ранга. Время от времени доминант клюнет субдоминанта (из-за спонтанной вспышки агрессии), тот переадресует агрессию стоящему ниже на иерархической лестнице, и агрессия дойдет до голубя, которому клевать некого, и он переадресует ее земле. По цепочке как бы пробежал сигнал. Он ничего не сообщил, просто подтвердил иерархию. Но по этой же цепи можно послать и команду. Например, если взлетит доминант, то за ним и остальные. А можно посылать и очень сложные команды, как это происходит у людей» [45].

«Самец-"альфа"или вожак… — это индивид, на которого остальные члены группы смотрят больше, чем на других. Подсчет количества взглядов однозначно говорит о том, что «альфа» является объектом самого внимательного изучения со стороны других членов группы» [87].

«Иерархическое построение людских группировок неизбежно, ибо никаких иных врожденных программ в этой области у нас нет… Всякий раз, когда мы хотим создать порядок в группе, начиная с двух человек (например, пилотов или космонавтов), мы одного назначаем старшим, то есть всегда берем за основу принцип соподчинения» [45].

Лидер — социально значимый взрослый — это тот человек, без которого не возможно физическое и духовное развитие ребенка. Социально значимый взрослый — это тот, чье поведение запечатлевает, отпечатывает в себе ребенок в первую очередь. Это может быть не один человек, а несколько взрослых — мама, папа, бабушка, дедушка и др. близкие или просто знакомые ребенку люди; люди, к которым ребенок тянется, которым радуется, которым старается подражать.

Родители, к сожалению, не всегда становятся такими социально значимыми взрослыми для своих детей в силу разных причин: внутренних — в основном собственная неуверенность родителей в своих силах, и внешних — навязываемых извне правил поведения. Например, известен социалистический лозунг: «Все лучшее детям». Но, если «все лучшее детям», то дети не хотят взрослеть, чтобы не лишиться своей исключительности, этого «всего лучшего». Если лучший кусок отцу, потом матери, — дети стремятся быть взрослыми, играть взрослую роль, занять взрослую нишу в сообществе.

Еще опаснее такой подход при воспитании детей с особыми проблемами. Стать обычными, не особыми для них становится не выгодно: слишком много требований и обязанностей.

На уровне С появление взрослого сверху — уже не страшно. На этом уровне, сверху, ребенок, как и зверенок, ожидает заботу и защиту. Ребенок доверчиво вкладывает свою ручонку в руку взрослого — лидера, доверчиво следует за ним.

Телесное общение здесь строится уже не на крепких объятиях, а на контактах кистей рук, легких поглаживаниях, касаниях, игре рук или шлепках, в случае наказания.

Подчинение, послушание

«Признаки доминирующего и подчиненного статуса имеют значительное структурное сходство у очень разных видов. Функция умиротворяющих сигналов подчиненного — пресечь агрессивное поведение угрожающего сородича.

…С точки зрения поддержания социального порядка можно сказать, что поведение подчиненного — самый важный сигнал. Встречая старшего по рангу, подчиненные отводят взгляд, опускают голову и сутулятся. Доминирующий индивид принимает выпрямленную позу и запугивает подчиненных грозным взглядом. Кроме этого его манеры расслабленно-небрежны и излучают уверенность, что ярко контрастирует с нервозностью и суетливостью подчиненных. Эти паттерны присущи человекообразным обезьянам, другим обезьянам Старого Света и волкам.

…Реакции доминирующей особи состояли бы из неподвижного взгляда, полностью выпрямленной позы и (иногда) короткого толчка в сторону потенциального сородича-помехи» [87].

Эти особенности нашего врожденного поведения можно использовать в игре при отрабатывании вариантов поведения в разной по агрессивности среде. Появление сигналов и поз подчинения, как правило, сбивает агрессивность нападающего.

3.4.4. «Свои» и «чужие»

«Разделение всех на «своих» и «чужих». В отношении первых запреты действуют очень сильно, а в отношении чужих — слабее или даже вообще снимаются. Животное обычно хорошо знает «своих» — это могут быть родители, братья и сестры, партнеры по стае, обитатели общей территории и т. п.

У человека программа «научись узнавать своих» начинает действовать очень рано. Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок начинает «своим» улыбаться, а на чужих хмурит брови, делает рукой движение «прочь!», кричит. И позднее этот поиск продолжается. Разделите детей на несколько дней на две группы по любому признаку — и тотчас начинают считать компаньонов по группе «своими», а другую группу — чужой. И тут же по отношению к чужим начнут проявлять агрессивность и нарушать моральные запреты.

К сожалению, мы поддаемся воздействию этой программы всю жизнь, выделяя «своих» — однокашников, соседей, сослуживцев, земляков, единоверцев — и так без конца. На этой программе нас ловят демагоги, натравливая на людей иного облика, класса, культуры, национальности, религии, взглядов. В наши дни всякий мой соотечественник может ежедневно видеть по телевизору, как правы были этологи, всегда утверждавшие, что разделение людей на «наших» и «не наших» — преступно, ибо оно снимает в человеке инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему, а освобожденный от них человек не просто жесток, он изощренно жесток… Этологический смысл призыва Христа к всеобщей любви (в первую очередь не «своих») в том, чтобы лишить врожденную программу материала для поиска чужих» [45].

Мы полностью присоединяемся к данной точке зрения.

3.4.5. Охота

Врожденное свойство многих животных — догнать и схватить убегающую дичь.

На этом же свойстве построены многие детские игры: догонялки, салочки и т. п.

3.4.6. Инстинкт собственности

«Инстинкт собственности — один из самых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать в конфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым, не жадным, но, если у него силен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и не отстаивать то, что считает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе.

Нам такое дитя кажется жадным, упрямым, мы ругаем его, часто помогаем чужому малышу забрать у него игрушку — и еще более увеличиваем его горе. Несколько десятилетий назад прекрасный этолог детей доктор Бенджамин Спок призвал американских матерей изменить свое поведение, понимать и щадить детей с сильным инстинктом собственности. Эти дети теперь давно взрослые. Они не стали ни жадными, ни грабителями. А дети, из которых жадность выколачивали, часто становились ими». [43].

3.4.7. Собирательство

Почти все дети проходят период собирательства — букеты цветов, гербарии, разноцветные стеклышки, коллекции насекомых, камушки, винтики и т. п. (а для некоторых взрослых это становится хобби или даже профессией).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я