В данной работе автор, опираясь на теорию построения движений Н. А. Бернштейна, разбирает уровни построения общения в норме и при некоторых нарушениях развития ребенка (ранний детский аутизм, задержки психического развития разного генеза и др.). Автор придерживается точки зрения, что при многих психических патологиях первичным является нарушение восприятия и сопутствующие ему страхи, а нарушение общения, эмоционального реагирования и поведения – вторичны. Поэтому основное внимание при работе с особыми детьми предлагается уделять коррекции восприятия ребенком своего тела и окружающего пространства. В книги даны описания некоторых видов нарушения восприятия у ребенка, предложены несложные методы диагностики этих нарушений и разнообразные методы коррекции. Работа адресуется педагогам и психологам, работающим с особыми детьми, и родителям таких детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
2. Уровень В — уровень взаимоконтактного общения
Таламо-паллидарный уровень синергий и штампов, уровень В по Н. А. Бернштейну.
2.1. Краткая характеристика уровня В
2.1.1. Афферентация
2.1.1.1. Телесная чувствительность
Ведущая афферентация уровня синергий В — это афферентация собственного тела. Здесь глубокая (протопатическая) чувствительность дополняется поверхностной (диакритической) и проприорецепторной чувствительностью мышц и связок [13].
Поверхностная чувствительность обладает точными «местными знаками» — мы точно знаем, до какого места нашего тела кто-то дотронулся, где нам неприятно, больно или чешется.
Мы не раз замечали, что даже очень тяжелые аутисты, развитие которых, с нашей точки зрения, затормозилось на уровне В, и которые ничего не могут делать своими руками, с легкостью могут почесаться.
2.1.1.2. Обоняние и осязание
Мы считаем, что кроме телесной чувствительности, для уровня В, если его рассматривать как уровень психического реагирования, весьма значимо обоняние и осязание. Это согласуется со значимостью этих видов рецепции для низших позвоночных [87, 108], и по анализу восприятия детей-аутистов, развитие которых затормозилось на этом уровне развития [33, 83, 100].
2.1.1.3. Зрение
Также по аналогии с низшими позвоночными можно сказать, что зрение и слух на уровне синергий В, по всей видимости, несут только сигнальную функцию — это быстрая бессознательная автоматизированная оценка всего, что происходит в окружающем пространстве: опасно/безопасно [87, 108].
Зрение — сигнальное восприятие уровня В (боковое зрение) пассивно реагирует на новизну, контраст, изменение освещенности или движение. Быстро развивается привыкание, и постоянно действующие раздражители перестают восприниматься. На этом уровне мы различаем свет от тьмы, видим силуэты и реагируем на движущиеся объекты [87, 108].
Так, земноводные, например, лягушки не реагируют на неподвижную муху, лежащую или висящую перед ними, но с легкостью ловят муху летящую [108].
Это — то самое «боковое» зрение, так хорошо известное коррекционным педагогам по работе с аутистами и детьми с ДЦП [77, 83].
2.1.1.4. Слух
Сигнальный слух реагирует на новизну и изменения высоты или громкости звучания. Очень быстро развивается адаптация рецепторов; уже знакомое звучание не вызывают никакой реакции организма [87, 108].
2.1.2. Эфферентация. Основные движения
Уровень В руководит основными локомоциями, целостными перемещениями, всего тела — подъем головы, повороты туловища, ползанье, ходьба и т. п., подчиняя себе тоническую регуляцию уровня А [13].
Все основные движения тела — врожденны, автоматизированы и бессознательны [13].
Все движения уровня В хорошо и легко делаются с закрытыми глазами, поскольку вся система афферентации этих движений привязана только к собственному телу [13].
2.1.2.1. Проксимальные мышцы тела
Конечные эфференты (исполнительные органы) для построения движений уровня В — проксимальные мышцы тела [13].
Кисть руки используется пока только для удержания и опоры, еще не введены в работу пальцы: рука — это еще не кисть, скорее лапа, ласта [13].
2.1.2.2. Движения с опоры
Большинство переместительных движений уровня В идут с фиксированных участков опоры и в своем построении опираются на позно-тоническое подстраивание уровня А [13, 37].
В своей работе мы называем такие движения движениями на опору, движениями отталкивания. Их легче всего получить, усиливая воздействие на определенные участки опоры, те, с которых вызывается данное движение. На этом принципе основан метод Войта [123].
2.1.2.3. Ритмичность и повторяемость
Движения уровня В ритмичны и повторяемы. Мышцы включаются в движение в строго определенное время, в строго определенной определенной последовательности [13].
2.1.2.4. Собственные движения уровня В
К этому же уровню относятся и привычные всем полунепроизвольные движения потягивания всем телом, расправления членов, движения ласки (уже обнимания, а не просто цепляния), взаимоконтактные движения, объятия, поцелуи [13]. Мы считаем, что сюда же относится чесательный рефлекс, сосание и зевание, поскольку эти движения сохраняются у аутистов при полном отсутствии у них движений более высоких уровней построения.
Среди движений уровня В следует особо выделить врожденные автоматизмы выразительной мимики, пантомимы и пластики, то есть совокупность непосредственно эмоциональных движений лица, конечностей, всего тела. Первая улыбка новорожденного ребенка, его недовольная гримаска — все то, что неосознанно, врожденно [13].
2.1.2.5. Движения «ведутся» головой
Можно заметить, что в пространстве переместительные движения уровня В ведутся чаще головой: рот или лоб ведут все тело. На следующем уровне С тело будут вести глаза + рука + слух. Это согласуется с подходом к движениям В. Н. Никитина, А. Я. Бродецкого, хотя последний не разделяет движения по уровням построения [21, 81].
2.1.2.6. Рефлекторное реагирование
Зрительное реагирование — только сигнальное: резкий поворот глаз, головы (рта, пасти) в сторону сигнала опасности [13].
2.1.2.7. Звуки
Из звуков — неосознанные возгласы, неинтонированный крик, с которым дети рождаются на свет, еще не плач [13]. Сюда же, как нам кажется, относится непроизвольное вскрикивание от испуга, от чего-то неожиданного и рефлекторное почмокивание при удовольствии.
2.1.2.8. Высшие автоматизмы
С развитием ребенка на этот уровень спускаются многие двигательные автоматизмы, которым человек обучается позже; в том числе ритмическая составляющая речи и письма. Отличительной особенностью этих движений будет как раз возможность их выполнения без участия зрения [13].
2.2. Общение на уровне В
Ниже мы описываем наш взгляд на общение уровня В.
2.2.1. Погруженность в телесные ощущения
Афферентация уровня синергий В привязана к собственному телу, поэтому и общение на этом уровне погружено в телесные ощущения (объятия, толкания, ласки) [13].
Общение уровня В — это или реципрокные контактные движения: ты надавил на меня, я надавил на тебя; или подстраивание в совместном движении. Наиболее наглядный пример, это движение ребенка на лошади или у папы на плечах.
Эти движения, как и движения уровня А, происходят, как правило, бессознательно, но их все же легче осознавать, чем собственный тонус.
При контактном общении — прижаться плечом, телом, обнять за плечи, спину, потолкаться и т. п. — основные участки опоры или захвата приходятся на места расположения проксимальных мышц тела — спину, плечевой или тазовый пояс, конечности. Стопа или кисть выступают на этом уровне, как и на предыдущем, целостно. Еще не вступают в работу пальцы.
Чем более маленькие дети прижимаются к вам или обнимаются друг с другом, тем больше их объятия похожи на цепляния — кистевые или конечностные «защелкивания» — такие объятия и разжимаются с большим трудом.
Обратная связь в общении на уровне В также выражается в движениях:
• приятие — легкое ответное движение на давление: прижаться в ответ;
• неприятие — движение в сторону от воздействия или никакого ответа, равнодушие.
Зрение и слух в общении уровня В практически не значимы.
На уровне В еще не сформировалось привычное нам центральное зрение, здесь нет прямого взгляда «глаза в глаза», слежения за объектом. Используется в основном «боковое зрение», поэтому голова при общении располагается не прямо, а чуть с наклоном, взгляд искоса, чуть снизу и сбоку [118].
Ребенок, когда подходит прижаться к вашим ногам, если что-то просит или хочет, чтобы его пожалели, также часто использует ускользающий боковой взгляд — взгляд доверия и подчинения. (Тот же ускользающий боковой взгляд используют опытные кокетки.)
На этом уровне прямой взгляд в глаза — сигнал опасности, нападения. Вспомните, «глаза» на крыльях бабочек, прямой застывший взгляд угрозы у нападающего животного [45].
2.2.2. Врожденная мимика и жесты. Поворот щеки
Выше мы уже указывали, что на уровне В появляется часто неосознанная, выразительная мимика, например улыбки и гримаски сонного ребенка [13]. Для ребенка эта мимика не осознана, а для мамы — она сигнал довольства или неблагополучия ее дитя.
Эту непроизвольную мимику многие взрослые научаются тормозить, зажимать — специально, чтобы скрыть охватившие чувства, или непроизвольно — при беде, горе. Тогда мы видим застывшие амимичные лица. С другой стороны, воспроизводить эту врожденную неосознанную мимику могут только очень хорошие актеры.
Недавно в учебниках когнитивной психологии, переведенных с английского языка, я стала рассматривать фотографии улыбающихся ученых, листом бумаги закрывая на них нижнюю часть лица с «улыбкой» губ. Оказалось, что среди почти сотни фотографий есть только три улыбки глазами; в остальных глазах застыли боль, страх, испуг, растерянность, но только не радость; растянуть губы в оскал легче, чем проконтролировать движения глаз.
Врожденны и многие непроизвольные выразительные позы и жесты, относящиеся, с нашей точки зрения, также к уровню В: вытянутая перед лицом рука, повернутая ладонью к опасности; попытки собраться, свернуться в комок или оскал при страхе; общая расслабленность, развернутость, спокойствие, — когда все хорошо; жест доверия — протянутая, повернутая к вам щека [21, 40, 118]. Эти движения и жесты отличаются тем, что возникают автоматически, непроизвольно, мы их практически не осознаем, и требуются волевые усилия, чтобы их затормозить.
Повернутая к другому щека — это врожденный жест доверия, который часто встречается у животных: подставить живот или шею [45].
Нам кажется, что поворот щеки крайне симптоматичен для определения отношения людей друг к другу. Искренне любящие, доверяющие друг другу люди, обычно не смотрят друг другу в лицо, но постоянно повернуты друг к другу щекой.
Если люди не доверяют друг другу, их щеки «уходят», отворачиваются (глаза или также ускользают, или появляется напряженный прямой взгляд в глаза).
Движения особого доверия этого уровня — потереться телом: носом, щекой, затылком.
2.2.3. «Нет»
Мы считаем, что на уровне В впервые появляется сигнал «нет» — сначала это просто неприятие, отстранение, отворачивание. На уровне С появится покачивание головой и звук. («Да» опирается на выбор и возникает значительно выше — не ниже уровня D.)
2.3. Эмоциональное реагирование на уровне В
Ниже мы описываем наш взгляд на эмоциональное реагирование уровня синергий В.
Эмоциональное реагирование уровня В мы постараемся описать, опираясь на особенности поведения рыб и детей-аутистов, у которых развитие остановилось на уровне двигательных автоматизмов, и практически отсутствуют движения более высоких уровней развития.
Здесь достаточно четко проглядывается связь эмоционального реагирования: а) с чистыми ощущениями, в первую очередь — это тактильные ощущения, обоняние и вкус; б) с движением.
2.3.1. Эмоциональный тон ощущений
На наш взгляд, больше всего эмоциональная оценка этого уровня привязана к восприятию «чистых» ощущений — вкуса, запаха, прикосновения, сигнальной рецепции. (На уровне С — эмоции оценивают целостные объекты, цели; на уровне D — ситуации).
Эмоциональный тон ощущений — это низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия. Эмоциональный тон ощущений является следствием уже возникшего физиологического процесса (ощущения). Поэтому для возникновения эмоционального тона ощущений необходим физический контакт с раздражителем [56].
2.3.2. Страхи
Резкие, короткие, неожиданные движения или изменения в пространстве — вызывают страх; спокойные, плавные, ритмичные — успокаивают. (Ребенка успокаивают, обнимая, покачивая на руках или в колыбели.)
Уровень В весь погружен в движение. Любая невозможность двигаться на этом уровне вызывает страх.
Это можно сравнить с тем, как реагируют на искусственное сдерживание их движений рыба, ящерица или змея — чаще всего возникает паника.
На этом уровне построения очень много страхов. Все, что неожиданно и не понято вызывает страх.
Здесь можно провести аналогию с пугливостью рыб — для большинства рыб уровень В является ведущим [13].
Хотя, как говорилось в разд. 2.1.1, на уровне В достаточно быстро возникает привыкание.
2.3.3. Эмоции движения
Совместные движения в стае на этом уровне доставляют большую радость. Достаточно вспомнить, сколько радости доставляет беготня маленьким детям. Также радостно воспринимаются на этом уровне толкания, тормошения, «куча-мала».
Эмоциональное реагирование уровня синкинезий в общении — это, на наш взгляд, бессознательная оценка принятия/неприятия движения другой особи; принятие/неприятие ребенком предлагаемого ему телесного общения; принятие/неприятие мамой или другим взрослым ребенка.
2.3.4. Двигательное выражение эмоций
Эмоции уровня В, как правило, имеют неосознанное двигательное выражение в мимике или жестах — улыбнуться, нахмуриться, запрыгать от радости, сжаться в комок от страха. Здесь эмоции еще не демонстрируются, это то, что мы называем «животный страх» или «животная радость».
На уровне В, как и на уровне А, аффекты охватывают все тело: улыбка всегда сопровождается тоническим расслаблением, как будто улыбается все тело; страх — оскалом, напряжением лица и тоническим напряжением тела, как будто боится все тело.
(Хотя тоже самое можно сказать про эмоции практически всех уровней построения. Возможно, поэтому мы говорим «меня охватила…», «душа ушла в пятки…», «я заледенела…».)
2.3.5. Считывание эмоций
При взаимном общении на уровне В эмоции всегда прекрасно считываются, понимаются другой особью.
Выражение эмоций уровня В носит универсальный характер. Например, оскаливание является универсальным проявлением гнева во многих культурах. (Выразительным движениям более высоких уровней построения — С, D — мы обучаемся, перенимая их от родителей.)
Аутисты (и многие сенсомоторные алалики [93]) часто диагностируют отношение к ним людей на телесном, бессознательном уровне. В отличие от даунят, которые хорошо считывают внешнее выражение эмоций, аутисты как бы читают в твоей душе. Это не совсем так, просто аутисты, не умея понять и принять эмоциональную игру, характерную для большинства людей (уровени С и D), прекрасно считывают состояние человека на уровне тела: все наши напряжения и зажимы. С ними практически невозможно притворяться: меня что-то насторожило, я внутренне напряглась — аутист моментально отшатнется от меня, отойдет, вновь замкнется в себе. В работе с ними нужно быть спокойной и абсолютно открытой.
Такими детьми можно быть недовольным, даже рассердится на них, но обязательно сказать об этом вслух, быть искренним. Если хоть что-то затаишь в себе (захочешь быть или выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле) — моментально последует реакция или отторжения или возбуждения.
В случае, если ваш ребенок неожиданно перевозбуждается или уходит в агрессию, — вспомните, о чем вы думали незадолго до этого, какая не очень добрая мысль мелькнула у вас в голове и могла найти отражение в вашем теле.
Точно также считывают ваше тело многие звери — многие хозяева рассказывают, как звери понимают их [48]. Из «Жития святых» мы встречаем факты, как дикие звери спокойно подходили к человеку — это могло быть лишь в том случае, если тело этого человека не излучало ни малейшего напряжения, ни малейшей угрозы.
2.4. Характерные особенности поведения на уровне В
Оценить особенности поведения человека на уровне В можно по аналогии с животными, для которых уровень В является ведущим (рыбы, земноводные, рептилии). Для них важно:
• убежище — спрятаться;
• еда — движущаяся цель — догнать, поймать, схватить ртом, съесть; эти животные не разглядывают то, что будут есть, а хватают, реагируя на движение или на запах (если не съедобно, потом выплюнут);
• опасность — убежать спрятаться — та же реакция на движущуюся цель.
Для стадных животных открытых пространств особенно опасно движение сверху — опасность нападения хищных зверей или птиц, — отсюда особый врожденный страх на любое движение или тень сверху и стремление иметь широкий обзор (страх незнакомых замкнутых помещений).
Особей своего вида эти животные предпочитают иметь на небольшой дистанции. Каждая особь на открытом месте располагается так, чтобы видеть как можно больше и дальше (видят они не цели, а отслеживают изменения освещенности или движения).
На сближение животные идут не прямо, а чуть кругом: приближаются друг к другу не носом, а чаще с хвоста или сбоку, чуть со стороны. Первый контакт бывает как будто случайный, краем тела или хвоста: толкнули (торкнули) — отбежали, ждут, что будет. Если все в порядке, можно потолкаться, потереться еще. И чуть позже торкнуться носом, понюхать, потереться головой (движения особого доверия), лечь отдыхать рядом или в непосредственной близости [87, 105, 108, 111].
Очень похожие особенности поведения аутистов, застрявших в своем развитии на уровне В, мы будем описывать далее, в разделе «Дисфункция».
2.4.1. Игра
На наш взгляд, игра этого уровня — это игра с ощущениями в чистом виде: одни дети начинают все обнюхивать и облизывать, другие играют с бликами света, шуршаниями, шумами, шершавостями.
Другой вид игры этого уровня — игра с ощущениями собственного тела в движении — у детей это часто беготня, толкания, веселая борьба, «куча-мала».
(Уже через несколько дней (после рождения) ежата начинают затевать между собой игры, толкая и боксируя друг друга» [51].)
Все это сопровождается яркими положительными эмоциями.
2.4.2. Движение в стае
«Мальки жмутся друг к другу и стремятся собраться в стайку, демонстрируя при этом подражательный инстинкт и реакцию следования, характерные для стайных рыб.
Передвижение стаи может возглавить любая особь, оказавшаяся впереди. Вся группа начинает двигаться вслед за ней.…Однако неподвижная рыба их не привлекает, а если она, напротив, плывет очень быстро, то мальки бросаются от нее врассыпную. За медленно движущейся рыбой они движутся повсюду, поскольку сторож-родитель всегда плывет медленно» [99].
Мы видим похожее поведение при перемещениях тяжелых аутистов, у которых полностью отсутствуют движения уровня С. Таких детей легко увести за собой, если уверенно побежать перед ними или чуть-чуть потянуть за запястье (придать направление движению, рис. 2.1).
Таким детям очень нравится совместная беготня (беготня в стае) с прикосновениями «ненароком». Также всем вместе интереснее ползать, прыгать, толкаться и т. п.
Рис. 2.1
2.5. Детско-родительские отношения на уровне В
Общение с ребенком на уровне В, с нашей точки зрения, предполагает двигательную и эмоциональную слитность ребенка и родителя.
2.5.1. Осознание ребенком собственных движений через общение
Если на уровне А, особенно на ранних этапах, роль родителей — помочь ребенку в осознавании себя через включение глубокой чувствительности (см. разд. 1.5.1), то на уровне В — родители помогают ребенку осознать себя в движении.
В развитии ребенка на этом уровне мы встречаем очень много двигательной возни — с родителями, с братьями и сестрами, с другими детьми. Такое двигательное взаимодействие положительно оценивается нашими врожденными эмоциями. Все дети любят игры типа «кучи-малы» и «тяни-толкай».
Проще почувствовать себя в том движении, которое идет с усилием или с сопротивлением. И родители, часто неосознанно, способствуют такому осознанию, мешая тому или иному движению ребенка, вынуждая его к сопротивлению.
2.5.2. Естественный симбиоз
Желания ребенка считываются родителем и практически моментально исполняются. По-видимому, именно здесь формируется общение, названное Л. С. Выготским «пра-мы», — естественный симбиоз мамы и ребенка [29].
Так, у млекопитающих забота о потомстве достигает нового уровня. По определению, млекопитающие — это животные, чьим детенышам необходимо питаться веществом (молоком), которое секретируется организмом матери. Это создало паттерн тесного физического контакта между младенцем и матерью, которого не существовало у других животных [87].
С мамой на уровне В для маленького ребенка связано удовлетворение всех его насущных витальных[4] потребностей: еда, питье, тепло, защита и т. д.
Ребенок постоянно считывает при близком контакте эмоциональное состояние мамы.
(Звереныш этих потребностей добивается, когда, тыкая в маму головой, надавливает лапками на ее тело, когда хватает маму за мех и трясет, тянет его на себя [43].)
Элементы такого контакта мы видим в нормальном развитии детей и даже взрослых:
• ребенок прижимается к маме, надавливая на нее головой;
• хватается за мамины волосы и тянет их на себя;
• хватается за мамину юбку и трясет;
• подбегает сзади или сбоку и толкает маму или другого ребенка всем телом или руками;
• когда человеку плохо — в любом возрасте — ему хочется прижаться к кому-то сильному, чтобы этот сильный его обнял (может быть у мужчин-лидеров такая потребность уходит, но у женщин, как мне кажется, остается).
Здесь, с одной стороны, просматриваются элементы игры, с другой стороны, проверяется состояние мамы (или другого близкого человека) и ее готовность дать ребенку необходимое. Во всех этих случаях ребенок провоцирует маму на ответное движение. По характеру ответного движения ребенок считывает состояние мамы. Если все хорошо, мама отвечает на движения ребенка — поворачивается к ребенку щекой, прижимает его к своему телу, поглаживает, или просто похлопывает по ребенку руками — удовлетворяет его потребности в телесном контакте. Отсутствие телесного ответа вызывает, по нашим наблюдениям, бурную негативную реакцию ребенка, в некоторых случаях — страх.
Это общение является в онтогенезе ребенка доминирующим до психологического выхода ребенка в пространственное поле, когда ребенок отрывается от мамы и начинает исследовать окружающее пространство. Но еще до 3–5 лет, а то и позже, ребенок будет возвращаться к маме в случае волнения или опасности, чтобы снова почувствовать эту слитность с мамой и свою защищенность [7].
Описывая общение на уровне А, мы говорили, что когда ребенок «напьется» тела и рук мамы, он сам будет провоцировать отрыв от близкого контакта и стремиться к выходу в пространство.
Мы считаем, что точно так же это происходит и на уровне В: если ребенок получил достаточно энергетики общения уровня В, он сам отпадает от общения-симбиоза. (Это чем-то похоже на то, как, наевшись, ребенок отпадает от груди.) Но пока такой разрыв не произошел естественно, любой искусственный отрыв ребенка от мамы воспринимается очень болезненно.
Чем ниже по уровню общения установлена связь, тем опаснее ее искусственный разрыв, разобщение близких, — то, что в психологии носит название депривации. Интернатские дети, постоянно будучи одиноки, тянуться к взрослым, но не впадают от одиночества в депрессию. Домашние любимые дети при разобщении могут погибнуть (непример, попадая в больницы, детские лагеря, сады-пятидневки) [20, 78].
2.6. Онтогенез
2.6.1. Развитие движений
Ребенок рождается с уже созревшим таламо-паллидарным уровнем В и остается таламо-паллидарным существом все первое полугодие жизни. В движениях маленького ребенка имеют место массовые двигательные реакции, захватывающие все тело, иногда характером напоминающие элементы лазания и обхватывания [13].
К 5–6 месяцам развития ребенка одновременно заканчивается созревание двух важнейших систем: анатомических субстратов уровней А и С. В результате к началу второго полугодия жизни ребенок обретает позу, возможность переворачиваться на живот, садиться, ложиться, сидеть, а еще немного спустя — вставать, стоять и ходить [13].
Дальнейшее развитие уровня В, срабатывание его со вновь вступающими в работу более высокими уровнями построения, продолжается все детство. Так, синкинезии (согласованные движения мышц) ходьбы формируются к 5–6 годам, но лишь после 8 лет из ходьбы уходят «детские» элементы, и она становится похожа на ходьбу взрослого человека. Бег становится примерно к 10 годам [13].
2.6.2. Развитие общения
Мы считаем, что общение уровня В развивается параллельно становлению движений этого уровня при условии достаточной и постоянной телесной подпитки от родителей.
«Он перестает кричать и засыпает одинаково хорошо, когда ему дают грудь, носят по комнате или укачивают» [9].
«Известно, что до двух месяцев ребенок активен прежде всего в проявлении переживания дискомфорта (Л. С. Выготский, 1984), что понятно с точки зрения адаптивного смысла. Его крик и другие активные выражения дискомфорта призваны привлечь внимание матери, которая может восстановить нарушенное равновесие — накормить ребенка, обеспечить ему комфорт и тепло. Сохранение собственного душевного комфорта матери в это время напрямую зависит от состояния ребенка. Поэтому, если он продолжает проявлять недовольство в ситуации, когда кажется, что все возможное для него уже сделано, и очевидные «серьезные» нужды удовлетворены, то она продолжает успокаивать и его, и себя традиционным укачиванием, материнскими приговорами и колыбельными» [82].
«Обоняние является одним из самых ранних чувств, «включающихся» в онтогенезе. Детеныши уже в первые дни после рождения запоминают запах матери. К этому времени у них уже вполне развиваются нервные структуры, обеспечивающие восприятие запаха. Запах детенышей играет важную роль для развития нормального материнского поведения…» [99].
2.7. Дисфункция на уровне В
2.7.1. Нарушения движений
Полное отсутствие паттернов движения уровня В у детей в нашей практике практически не встречалось.
У взрослых гипофункция (или выпадение) уровня В — ведет к растормаживанию нижележащего уровня А и приводит к развитию общей ригидной гипертонии и треморов покоя (болезнь Паркинсона) [13].
С другой стороны, нарушения на более низких (А) или более высоких (С и Д) уровнях построения могут маскировать наличие сохранных паттернов движений уровня В у детей.
Так, отсутствие или нарушения тонической регуляции (уровень А) ведут к тому, что нарушается тоническая преднастройка (грубо говоря, наполнение тонусом) проксимальных мышц тела, не простраиваются тонические оси и диагонали движения.
Нарушения на уровнях С и D часто приводят к гиперкинезам или спастике [13].
2.7.2. Застревание развития
Мы считаем, что в некоторых случаях, развитие особых детей останавливается на уровне В и не идет дальше. В этом случае уровень В берет на себя насыщение нервной системы афферентными сигналами — отсюда все известные нам стереотипии этого уровня: ритмичные раскачивания, похлопывания, почесывания, движения пальцами перед глазами, движения руками, похожие на хлопанье крыльев, кружения на месте и т. п. [109].
В поведении детей мы наблюдаем определенные особенности: стремление забиться в нору, забраться в щель или «домик», спрятаться под одеяло (если тебя не видят, значит, не страшно); сложное, часто нездоровое отношение к еде; схватывание еды не руками, а ртом. Часто возникает страх любого резкого движения, звука, тени; страх закрытых пространств. Приближение, общение ведется только телом.
К этому можно добавить стремление детей к разнообразным сенсорным впечатлениям, ощущениям — бликам, шуршанию, шершавости (по нашему мнению, на уровне В ощущения считываются и эмоционально оцениваются в наиболее «чистом» виде).
Дети, остановившиеся в своем развитии на уровне В при явной недостаточности тонического уровня А, описаны О. С. Никольской, как первая группа аффективного реагирования [82].
В некоторых случаях дизонтогенеза при выпадении движений уровня пространственного поля С, но более-менее сохраненном уровне действий D, мы встречаем смешение врожденного поведения уровня В и высших автоматизмов, которые спускаются на уровень В, но образуются под руководством уровня D, как ведущего. У Никольской О. С. [82], как нам кажется, такие дети описаны, как вторая группа аффективного реагирования.
2.7.3. Нарушения общения
Врожденная патология общения на взаимоконтактном уровне двигательных автоматизмов встречается крайне редко.
Мы считаем, что даже при тяжелых нарушениях движений этого уровня построения (например, при детском церебральном параличе) общение на этом уровне, хотя затруднено, но возможно.
При аутизме уровень В, как правило, сохранен, на нем возможно общение, но ему нужно учить — в первую очередь, родителей.
2.7.4. Нарушения детско-родительских отношений
2.7.4.1. Недостаток телесного общения
Опираясь на наблюдение большого количества семей, мы считаем, что недостаток телесного общения на нижних уровнях построения (А и В) часто сопутствует развитию и обычного, и особого ребенка.
Исторически сложилось так, что в современной российской культуре мало внимания уделяется телу. На общение тел, взаимодействие тел, смотрят только с сексуальной точки зрения. Такая точка зрения, на наш взгляд, возникла из-за того, что несколько поколений россиян выросло в детских садах и яслях, на пятидневках, лишенные родительских рук. Как результат — нарушение телесного общения передается из поколения в поколение.
В настоящее время это усугубляется использованием памперсов (ребенка меньше берут на руки), разнообразными экономическими и политическими проблемами семей, когда родителям становится не до ребенка. Все это приводит к тому, что ребенок не дополучает общения на телесном уровне, не учится взаимодействию на уровнях А и В, и тогда позже, в более зрелом возрасте любое прикосновение к своему телу будет воспринимать только как сексуальное. (Особенно ярко это видно, когда мы встречаемся с депривированными подростками детских домов.)
Интересно, что, по нашим наблюдениям, похожий результат часто возникает и в случае слишком раннего интеллектуального обучения ребенка.
В нормальном развитии ребенка недостаток телесного общения может компенсироваться общением на более высоких уровнях построения. В случае развития особого ребенка все недостатки детско-родительских отношений становятся значимы.
При задержке развития различного генеза, когда у ребенка не включается привычное для человека общение на уровне пространственного поля (отсутствует глазной контакт и эмоционально-мимическое заражение), это может восприниматься многими родителями, как отказ ребенка от общения. В результате ребенка реже берут на руки, меньше взаимодействуют с ним, и он недополучает ручного, телесного контакта на всех уровнях общения.
Если родители очень переживают из-за диагноза своего особого ребенка, волнуются о его будущем, винят себя и погружаются в собственные страхи, то у родителей появляется некая эмоциональная заторможенность, уход в себя, тонические телесные блоки, амимичность. Ребенку обеспечивается уход, удовлетворяются все его естественные желания, но ему не хватает ласки, эмоционального принятия, любования.
2.7.4.2. Патологический симбиоз
Характеризуя общение уровня В (см. разд. 2.5), мы описали явление естественного симбиоза, возникающего между ребенком и мамой на определенной стадии развития, когда ребенок полностью зависит от мамы. Ребенок, находящийся в симбиотическом общении, любой отрыв от мамы воспринимает как опасность для своего существования.
Если по каким-либо причинам общение ребенка с мамой застревает на уровне В, то формируется патологическое поведение, когда ребенок боится любого отрыва от мамы («даже в туалет не пускает!»); присутствие мамы является для него гарантией сохранения безопасности. Такие особенности поведения психологи называют патологическим симбиозом, он очень тормозит дальнейшее развитие ребенка [6, 65].
Симбиотическую привязанность мы встречаем и в развитии обычных детей, и в развитии особых детей, когда родители осознанно или неосознанно тормозят естественное развитие ребенка: кормят из ложечки, поят, всячески сдерживают его самостоятельность. В норме ребенок, в конце концов, вырвется из этих ограничений. При задержке психического или двигательного развития, снижении активности ребенка, такие отношения могут установиться надолго, в тяжелых случаях — на всю жизнь.
2.8. Диагностика сохранности движений и общения на уровне В
Точная диагностика нарушения движений уровня В проводится врачом.
Для педагога, на наш взгляд, могут быть симптоматичны следующие особенности, говорящие о сохранности движений и общения уровня двигательных автоматизмов:
• сохранность основных врожденных движений: держание головы, повороты со спины на живот и обратно, сидение, ползание, стояние, ходьба и т. д.;
• возможность дотянуться до интересного ртом;
• сохранность непроизвольных мимических движений ребенка — гримаски во сне: улыбки, причмокивания, наморщенный лобик, если болит живот; выпяченная нижняя губа при недовольстве;
• объятия ребенка в ответ на крепкие объятия взрослого;
• в позе на руках у родителей — прижаться щекой или затылком;
• включение ребенка в беготню и взаимоконтактные игры;
• при свободном передвижении — подойти со спины, сбоку; ненароком задеть, толкнуть; повернуться щекой, отслеживать движения взрослого боковым зрением.
Нам кажется, что разворот щеки особенно важно отслеживать при общении с особым ребенком:
• если щека повернута к нам, ребенок хочет и ждет общения;
• при отказе ребенка от общения в первую очередь «уходит» щека и голова.
При этом действия кистей рук могут быть никак не связаны с желанием или не желанием общаться: руки могут вырываться, царапаться, драться. Мы считаем, что эти защитные целевые движения, более высокого уровня С связанны со страхами, которые возникают из-за недостатков восприятия этого уровня.
2.9. Коррекция
2.9.1. Коррекция движений
Коррекцию движений уровня В проще всего вести через усиление воздействия на участки опоры, с которых это движение строится в норме (рис. 2.2, 2.3).
Рис. 2.2
Рис. 2.3
Метод «системной коррекции движений» (вариант метода Войта). Коррекции движений уровня синергий В должны опираться на те внутренние энграммы движений, которые генетически, врожденно складируемы на этом уровне. Вызываются основные врожденные движения этого уровня обычно с участков опоры — будь то хождение (опора на стопу), ползание (опора на колено, локоть, пятку) или прыжок (опора на пальцы ног). При воздействии на уровень синергий В ребенка ставят в определенную позу и, усиливая давление на опору (простое надавливание или вибрационное), дожидаются ответа — врожденного автоматизма нужного движения.
Работа по системной коррекции движений очень важна для восстановления глубокой чувствительности и тонической регуляции уровня А. Эту работу рекомендуется проводить и с ребенком, и с мамой, а еще лучше — работать с ребенком руками мамы; в последнем случае достаточно быстро возникает взаимопонимание мамы и ребенка на нижних уровнях построения общения.
Для уровня синергий В очень опасно формирование неверных афферентных сообщений о движении. Так, с нашей точки зрения, всякие фиксации конечностей формируют неправильные посылы с периферии тела и сбивают ведение врожденно запрограммированных движений. Некоторые виды массажа также сбивают врожденные программы движений: нервные центры оказываются как бы в растерянности — информации получили вроде бы много, но какая-то она не та и что с ней делать не ясно; целостного афферентационного синтеза не происходит.
Мы часто рекомендуем и детям, и родителям занятия иппотерапией. При движении человека на лошади происходит взаимоконтактное подстраивание двух тел. Многие мамы и педагоги отмечают, что при занятиях на лошади уходит спастика у детей с ДЦП, нарастает тонус у детей с дистониями, появляется прямой взгляд глаз, слежение.
«Лошадкой» может стать и мама, и папа, если посадит ребенка себе на спину или на плечи (рис. 2.4, 2.5) и повозит по комнате или по улице — и весело, и не дорого!
Рис. 2.4
Рис. 2.5
2.9.2. Коррекция общения
При коррекции общения особенно на нижних уровнях построения движений (уровнях психического реагирования) очень важно эмоциональное единение общающихся. Простое выполнение упражнения может дать даже отрицательный результат.
Мы считаем, что коррекция общения на этом уровне идет через совместное движение — тело к телу, рука в руке: крепко приобнять ребенка за плечи, покачать его на руках, на коленях.
Хороши совместные передвижения по комнате — стайкой или гуськом — взрослый чуть впереди (он лидер), дети держат друг друга за плечи или за бедра (паровозик). Контакт рук ориентируется не столько на пальцы, сколько на запястье руки, поэтому работая с ребенком, удерживаем его за запястья, сжимаем глубоко до косточек (рис. 2.6, а). Обычно дети всегда с радостью идут на взаимоконтактные игры (рис. 2.6, б и в).
Рис. 2.6
Очень интересны коррекционные упражнения, предлагаемые «Мягкой школой» (http://miaschool.sitext.ru/).
В групповой работе хорошо устраивать телесно ориентированные игры, типа «кучи-малы», «тяни-толкай» для разных, по диагнозам, детей. Особенно хорош союз даунят и аутистов (рис. 2.7).
Рис. 2.7
Коррекция детско-родительских отношений с использованием метода системной коррекции движений В коротко описана в разд. 2.9.1.
2.10. Пример активной работы родителей на взаимоконтактном уровне
Наиболее удивительная по эффективности динамика была отмечена при работе с мальчиком И. Д.-М. Мальчик пришел к нам на коррекцию в 3,5 года с диагнозом ранний детский аутизм, поставленным в Московской психоневрологической больнице № 6. Жалобы на отсутствие речи (в активе только несколько лепетных слов), нежелание вступать в общение, ускользающий взгляд, полевое поведение, манипуляции с предлагаемыми игрушками.
На консультации родителям были даны рекомендации по общению с ребенком, работе с телом и вестибулярным восприятием. Рекомендованы крепкие объятия, взаимоконтактные игры, возня, прижимания, раскачивания и т. п. Ребенка не смогли сразу взять на постоянные коррекционные занятия в из-за загруженности педагогов.
Через полтора месяца на повторной консультации радостная мама с восторгом рассказывала об успехах ребенка: и говорит, набирая каждый день по 2–3 слова (речь косноязычна, но понять можно), и радуется общению с близкими, и на детской площадке подходит к другим детям и пытается с ними взаимодействовать. А ребенок в это время сидит рядом за столом и разворачивает озвученную игру с игрушками: вот бегемот и ящер куда-то пошли, встретили крокодила, немного поспорили и стали играть, пошли к кастрюльке, по очереди из нее поели и т. д. В нашей практике мы впервые наблюдали такое стремительное изменение поведения ребенка.
По рассказам мамы, родители неукоснительно стали исполнять рекомендации дефектолога. Днем, обнявшись с ребенком, подолгу сидела мама, читала ему ритмичные стихи, раскачивала на руках. А по вечерам папа вступал с ребенком в игру — возню на полу. Устав, они начинали ролевые игры: ребенок с помощью мамы становился врачом, а папа и игрушки — больными. Доктор в лечении использовал вату, лейкопластырь, шприц (без иголки), но больше всего ему понравилось «лечить» родителей настоящим стетоскопом. Игрушки были приняты в игру не сразу, сначала играли только родители, используя бытовые сюжеты. Постепенно инициатива в игре все больше переходила в руки ребенка. На момент обследования в игру принимались разнообразные игрушки, кроме кукол. (Педагогу на фоне эмоционального подъема удалось ввести в игру куклу, но не надолго: «Пооа (поела)? Иди домой.»). Прямой взгляд ребенка постоянно обращался на маму и педагога, но через некоторое время ускользал. На маму ребенок смотрел значительно дольше.
2.11. Значение уровня В как уровня психической регуляции
Уровень В — уровень бессознательного вписывания человека в мир. Мир в данном случае — это все то, что окружает человека: природа, животные, люди, дома и т. п. Хорошее вписывание сопровождается положительными эмоциями (например, при спокойной прогулке в лесу или спокойного скольжения среди толпы людей).
Любое резкое раздражение вызовет сбой вписывания, напряжение, страхи (например, резкий звук во время спокойной прогулки).
Уровень В — уровень бессознательного владения своим телом. Сюда же спускаются многие высшие автоматизмы бытового интеллекта. Любое включение сознания сбивает движение или автоматизмы. Попробуйте подумать во время ходьбы, с какой ноги вы сейчас пойдете — ваше движение замедлится, вы почувствуете напряжение в ногах — потребуется напрячь ногу, чтобы ее осознать.
Общение уровня В — объединение в движении. Владение и считывание телесного общения. Движение в стае.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других