Игра в непокупки: как сэкономить деньги и избавиться от ненужных вещей

Елена Владимировна Кармальская, 2023

Покупки – важная часть нашей жизни. В этой книге вы найдете полезные советы, как взять свои расходы под контроль, в форме увлекательной игры – игры в непокупки. Читая главу за главой, вы сможете разобраться, какие покупки делают вас счастливыми по-настоящему, а не на пять минут, как безболезненно отказаться от импульсивных трат, сэкономить деньги и обрести финансовое благополучие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игра в непокупки: как сэкономить деньги и избавиться от ненужных вещей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Почему мы вообще покупаем

Как ни странно, причина “потому что эта вещь мне нужна” — далеко не первая и не главная для выбора нами покупок. И что вообще мы подразумеваем под словом “нужна” — то, что мы не можем обойтись без этой вещи, или то, что мы очень хотим ей обладать?

В жизни не так уж много вещей, без которых мы не сможем нормально жить. В конце концов, нетрудно представить ситуацию, когда приходится обойтись малым. Даже если опустить печальные поводы вроде военных конфликтов и стихийных бедствий, когда множество людей остаются вообще без крыши над головой. Давайте возьмем в качестве примера более оптимистичные ситуации: например, поездку на отдых. Вы берете с собой малую часть ваших пожитков, потому что не хотите тащить несколько тяжелых сумок и чемоданов или доплачивать за перевес багажа в аэропорту.

“Да, но поездка обычно короткая”, — возразите вы и будете правы. Конечно, легко ограничить себя в вещах, если вы едете куда-то на неделю. Однако и дома, если честно, мы не пользуемся ежедневно и четвертью тех вещей, что лежит на полках в наших шкафах.

Поэтому я бы для начала разделила наши покупки по нужности:

необходимые для жизни, без которых не обойтись (еда, лекарства, которые принимают постоянно, арендные и коммунальные платежи за жилье, одежда и обувь по сезону).

вещи, без которых теоретически можно обойтись, но это существенно ухудшит нашу жизнь. Сюда можно включить оплату мобильной связи и интернета — конечно, мы не умрем без них (я даже еще помню, как мы жили без них), но будет трудно. Базовые предметы гигиены — да, можно помыться простой водой, но мало кто сейчас готов отказаться от шампуня, зубной пасты и т.д. Для женщин это еще средства менструальной гигиены, а для мам малышей — подгузники. Массаж или посещение парикмахерской. Часть покупок и трат на услуги могут показаться кому-то ненужной роскошью, но главное — понять, что делает вашу жизнь комфортнее, дает вам силы и поднимает настроение надолго. И если это пресловутый стакан кофе перед работой, то махните рукой на советы по инвестированию от финансовых коучей и оставьте себе эту маленькую радость.

вещи, без которых мы легко бы обошлись, но нам просто приятно их покупать. Вот сюда уже можно включить приятные штучки, которые радуют нас только в момент покупки, а потом превращаются в проблемные вопросы: “Зачем я это купила” или “Ну и где теперь это хранить?” Например, покупка нового оттенка лака для ногтей в супермаркете просто потому, что он яркий, а маникюр вы делаете в салоне или не делаете совсем — это как раз оно. Или новая кофточка, купленная из-за того что вы долго бродили по магазинам и хотите “оправдать” потраченное время хоть какой-то “вроде бы” нужной вещью. Возможно, здесь правильнее будет сказать себе: “Я отлично прогулялась и рада, что у меня уже все есть”.

вещи, которые мы покупаем по привычке или потому что считаем, что мы должны их покупать, но они нас вообще не радуют и в принципе не нужны.

Часто сюда относятся всякие товары для здоровья и красоты — например, читательницы постарше вспомнят популярный в советское время “диск здоровья”, который в итоге лежал под комодом или хотя бы под громоздким и тяжелым кинескопным телевизором, облегчая его поворот к зрителю. У многих из нас были или есть фитнес-ролики, утяжеленные обручи для похудения, которые набивают синяки на животе, гантели, щипчики для завивки ресниц, щетка для массажа от целлюлита, про который вы читали в десятках статей, но лично вас он никак не беспокоит, крем для кутикулы, которым вам некогда намазываться. Сюда же относятся модные игрушки-антистресс, которые вас никак не успокаивают, но они есть у всех. Вы покупаете сувенирчики из каждой поездки, потому что так вроде бы положено, но они потом напоминают вам скорее о том, что надо вытереть пыль, а не о вашем замечательном отдыхе у моря или в горах… Думаю, вы меня поняли.

Идеально будет, если в ваших покупках будут преобладать вещи из первой и второй категории, иногда вы балуете себя вещами из третьей, а четвертую исключите совсем. Но жизнь сложнее любых идеальных моделей, поэтому попытаемся разобраться получше, как определить необходимость покупки.

Как понять, нужна ли нам вещь или нет?

Как вы уже поняли, иногда мы приобретаем вещи не потому, что нуждаемся в них, а потому, что хотим, чтобы они у нас были. Поэтому практически бессмысленно задавать себе вопросы а-ля: “Мне это нужно?” Вспомните Бекки Блумвуд из саги о шопоголике, которая всегда отвечала на этот вопрос утвердительно: всем нужны джинсы (футболки, увлажняющий крем, карандаши и т.д.).

Когда вы кладете в корзину (неважно, виртуальную или реальную) новую вещь вне запланированных покупок, спросите себя: эта вещь соответствует моим целям?

Да, вопрос сложный. Для меня он раньше звучал примерно как: “Скажите, сколько будет 34527 умножить на 45871?”

Поэтому сделаем небольшое отступление о целях.

Одна моя знакомая, любящая копить, подсказала мне такой метод: вспомнить о стоимости желанной покупки и посмотреть, какую часть от нужной суммы мы сейчас собираемся потратить.

Например, мы хотим купить смартфон за 30 000 рублей. Если мы зайдем в кафе и потратим там 1000 рублей, то проедим 3,33% нашего смартфона, а если чек составит 3000 рублей — то все 10%.

Или вы хотите накопить на первый взнос на покупку квартиры. Допустим, цена квадратного метра квартиры вашей мечты — 150 тысяч рублей. В одном квадратном метре — 10 000 квадратных сантиметров. Значит, если вы голодная зайдете после работы в продуктовый у дома и потратите там 1500 рублей на что-то вроде чипсов, готовых перекусов и каких-то мелочей, взятых на кассе, пока вы стояли в очереди, то вы “потратили” 100 квадратных сантиметров вашей квартиры мечты.

Точно так же можно просчитать, сколько дней отдыха мог бы вам стоить новый смартфон, если старый еще работает, или брендовая сумка, купленная просто так, потому что понравилась. Недаром многие ипотечные калькуляторы позволяют подсчитать, сколько денег вы сэкономите на процентах, если внесете досрочно даже небольшую сумму по сравнению с телом кредита.

Еще есть популярный лайфхак из интернета — представить себе человека, у которого в одной руке то, что вам приглянулось, а в другой — деньги, ровно столько, сколько стоит ваша потенциальная покупка. А вам предлагается выбрать — деньги или новая вещь.

Если у вас нет крупных конкретных целей или подсчеты нагоняют на вас тоску, можно вообще свести все к двум причинам:

1. Если вы решили поиграть в непокупки, потому что хотите тратить меньше, то новая вещь уменьшит количество ваших денег.

2. Если вы решили покупать меньше, потому что беспокоитесь, что ваш дом захламлен, то покупка этой вещи увеличит количество вещей в вашем доме.

Просто же, да?

Теперь — решение за вами.

А теперь продолжим наш разговор о причинах покупок. Кроме того, что есть вещи, которые нам нужны, мы покупаем по разным причинам:

— нам кажется, что эта вещь сделает нас или нашу жизнь лучше;

— мы считаем, что наша идеальная версия себя должна этим пользоваться;

— нам понравилась реклама, или мы хотим поддержать компанию или человека, который производит эти вещи;

— от скуки, желая себя развлечь;

— в поисках идеально подходящей нам модели товара иногда получается несколько пробных покупок, которые по каким-то причинам не подошли или оказались неудобными для использования;

— по привычке — потому что не знаем, что еще поделать;

— от стресса, чтобы успокоить себя, получить иллюзию, что снова управляете ситуацией;

— из соображений экономии: боимся упустить выгодную сделку (маркетологи любят создавать ажиотаж, уверяя нас, что время скидки скоро истечет или товар вот-вот закончится);

— наверстываем упущенное после долгого периода воздержания от покупок.

Какие из этих причин откликнулись вам?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Игра в непокупки: как сэкономить деньги и избавиться от ненужных вещей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я