Психология Родины. Глубины русской самобытности

Елена Владимировна Кардель, 2022

На новом витке истории коллективный Запад, не усвоив уроки прошлого, начал очередной «крестовый поход» против нашей страны. На сей раз это не обычное противостояние Русского мира и западной цивилизации. Это – судьбоносная битва между Светом и Тьмой. И в этой решающей битве мы обязаны ПОБЕДИТЬ! Во славу наших великих предков и ради потомков! А для этой Победы нам всем важно понять: кто мы? откуда мы? зачем мы?.. Ответы на эти и другие вопросы составляют содержание книги

Оглавление

Формирование образа Родины в годы детства и отрочества

«…Нет ничего лучше и здоровее, чем хорошие воспоминания, вынесенные из детства! И чем больше таких воспоминаний, тем счастливее человек…»

Фёдор Михайлович Достоевский

Ребёнок развивается и растёт. Произносит первое слово, потом второе, третье. Сначала лопочет на своём, не понятном для взрослого, языке. Постепенно его речь становится членораздельной, в начале — это слова, потом целые предложения. В первые годы своей жизни человек познаёт окружающий мир через физические ощущения: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. То, что принято называть «пятью чувствами», на самом деле, это телесные ощущения. Через органы своего физического тела ребёнок начинает сознательно познавать мир.

И этот мир начинается для него с родного дома, со своей семьи, двора, улицы, окружающей его природы. Отношение к миру связано для ребёнка с отношением к нему родителей и близких родственников. Он внимательно наблюдает за ними, подмечает их действия, запоминает слова и начинает копировать их поведение.

Первый сознательный акт — это именно подражание близким людям. Родители для ребёнка — главный и непререкаемый авторитет, а значит, как поступают родители, так и должно быть, так правильно делать и поступать. И этот образец поведения человек проносит через всю свою жизнь. Взрослым важно помнить об этом всегда, чтобы слова у них не расходились с делом, ведь ребёнок запомнит, и впоследствии будет воспроизводить не то, что ему сказали, а то, что родители сами сделали, как они поступили.

Активный период познания начинается с трёхлетнего возраста. Ребёнок становится «почемучкой», задаёт множество самых различных вопросов обо всём, что он видит и слышит. Ему важно понять: почему светит солнце? как идёт дождь? куда убегает река? Он хочет узнать, как же устроен мир. И в этом ему нужно помочь. В бытность нашей страны Советским Союзом на протяжении многих лет для детей создавалась интересная передача под названием «Хочу всё знать!» Каждый выпуск начинался речитативом:

«Орешек знанья твёрд. Но всё же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Киножурнал «Хочу всё знать!»

А ещё была «Радионяня», «АБВГДейка» и, конечно, журнал «Ералаш». Почему сейчас не создают такие интересные и нужные передачи? От кого это зависит? От «МИНПРОСВЕТа» или «МИНКУЛЬТа»? А ведь это важная, если — не основная, часть политики государства. Воспитание всесторонне развитой и образованной личности — это не менее важный фактор для формирования образа Родины, нежели его кормление.

Душе тоже необходима пища.

Помимо просветительского воздействия, в сознательном возрасте образ Родины формируется через труд. Между понятиями «работа» и «труд» есть существенная разница. Работа может быть неинтересной, не доставляющей удовольствия, нудной, и даже, подчас, нелюбимой. Есть даже выражение такое: «Идти на работу, как на каторгу». А труд — это то, что всегда в радость, что самому хочется с удовольствием делать. Это уже сознательное и конкретное отношение к миру, определение своего места в нём.

Помните известное выражение: «Труд создал из обезьяны человека»? Сам этот вопрос, конечно, спорный, но, заметьте, что в этой фразе указана не «работа», а именно «труд». Всё потому, что, в отличие от работы, труд — это процесс творческий, созидательный. Это ещё и осознание своего личного участия в общем процессе.

А для того, чтобы любую деятельность человек воспринимал именно как труд, очень важно родителям НЕ пропустить тот момент, когда ребёнок впервые говорит: «Я сам!» Ему необходимо попробовать что-то сделать, пусть неуклюже, медленно или неловко, но самому, для себя решить эту эволюционную задачу — перейти от ПОТРЕБИТЕЛЯ к СОЗИДАТЕЛЮ.

Именно в этот конкретный момент начинает зарождаться самостоятельность. Вместо привычного: «Я хочу!» человек переходит на новую ступень эволюции: «Я могу!»

Самостоятельность приходит вместе с ответственностью, хотя осознаётся это не сразу. Но она, ответственность, закладывается уже на подсознательном уровне как глубинный жизненно важный принцип.

Если родители по каким-то причинам пропустили этот важнейший момент, проигнорировали его — в результате спешки, например, на работу, из-за своей нетерпеливости, сознательного нежелания заниматься развитием ребёнка или чего-то ещё, у ребёнка может быстро исчезнуть интерес к самостоятельной деятельности, если не навсегда, то надолго. И тогда многие последующие годы, а то и до конца своих дней, родителям придётся самим всё за ребёнка делать: учиться, трудиться, жениться, кормить его и содержать. И удивляться при этом: почему их ребёнок так и не стал самостоятельным?

Не став Созидателем человек остаётся иждивенцем и потребителем.

Причины всех наших проблем родом из детства.

Уже в школьные годы, продолжая обучать ребёнка и просвещать, необходимо активно включать его в трудовую деятельность или, хотя бы, в деятельность по интересам. В период отрочества ребёнок хочет не только всё знать, он готов уже к реальным свершениям: от создания модели простенького корабля до изобретения вечного двигателя. Он сам по себе уже такой «двигатель», которому нужно осваивать окружающее пространство, потрогать это пространство своими ручками, обойти его ножками, чтобы почувствовать и запомнить.

А ещё это важно для проверки себя, своих сил и возможностей, своего внутреннего потенциала.

На этом этапе необходимо максимально вовлечь ребёнка в разные сферы деятельности. Даже если в будущем он не станет известным изобретателем, великим художником, выдающимся архитектором или признанным музыкантом, страсть к творчеству, желание созидать, воплощать свои мечты в жизнь останется с ним навсегда.

Люди старшего поколения могут вспомнить, как в школьные годы участвовали в различных «тимуровских» общественных мероприятиях: бескорыстно помогали ветеранам войны и пожилым людям, собирали макулатуру и металлолом, который стаскивали на задворки школы, помогали колхозникам убирать урожай. А став студентами, ездили «на картошку» и летом трудились на комсомольских стройках в рамках всесоюзного стройотрядовского движения.

Совместный труд не только развивает самого человека, но и объединяет людей, сплачивает их, создавая единство.

Я, например, до сих пор помню, как нас «снимали» со школьных уроков и отправляли в поля, собирать корнеплоды — свёклу и брюкву. Для нас — это был праздник: вместо сидения в душном классе — дружный активный труд на свежем воздухе, на родном просторе! А свежая очищенная брюква после такого труда была слаще конфет и вкуснее мороженного!

Молодое поколение, в большинстве своём, даже не знает ни вкуса этого корнеплода, ни того, как он выглядит… Очень грустно.

Для тех, кто в годы детства и отрочества получил не только теоретические знания о своей земле, но и применил их на практике, пропустил через себя, через собственные телесные ощущения, образ Родины навсегда будет связан с тем местом, где прошли эти счастливые годы, с той землёй, где впервые он стал СОЗИДАТЕЛЕМ.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я