Психология Родины. Глубины русской самобытности

Елена Владимировна Кардель, 2022

На новом витке истории коллективный Запад, не усвоив уроки прошлого, начал очередной «крестовый поход» против нашей страны. На сей раз это не обычное противостояние Русского мира и западной цивилизации. Это – судьбоносная битва между Светом и Тьмой. И в этой решающей битве мы обязаны ПОБЕДИТЬ! Во славу наших великих предков и ради потомков! А для этой Победы нам всем важно понять: кто мы? откуда мы? зачем мы?.. Ответы на эти и другие вопросы составляют содержание книги

Оглавление

Смыслы и ценности

«А ценности остаются прежними: честность, порядочность, плечи ребёнка, беседа с умным, молчание с ним же, гости издалека, цикады ночью, утренний запах сада, бесшумная походка кошки, книги, дающие возможность жить не здесь, и нормальная дружба, когда обоим ничего не надо».

Михаил Михайлович Жванецкий

Мы разобрали тему о том, кто совершает подвиги, и какими качествами обладают такие люди. И возникает закономерный вопрос:

«А ради чего совершаются подвиги?»

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что движет человеком при совершении героического поступка. В чём его интерес или выгода? Хотя о какой выгоде может идти речь, когда человек рискует собственной жизнью. Значит, причины такого мужественного поступка — не в меркантильности, не в рациональности, а в его нравственной целостности личности.

А целостность личности основывается на смыслах и ценностях.

Смысл — это значение или обоснование какого-либо действия, а также символизирующих его метафор и знаков. Он выражает совокупность представлений человека о духовных состояниях от удовлетворения каких-либо природных и социальных потребностей, значимых в его культурной традиции.

Смысл наполняется ценностями: если ценностей нет, то и смысла нет. Например, смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании. Количество смыслов одного и того же действия велико, но выбор конкретного смысла зависит от духовной наполненности человека, его нравственной зрелости.

Смысл всегда отвечает на вопросы «зачем?» и «почему?». И такие ответы основываются на том, что жизнедеятельность человека связана с достижением определённых целей, обусловлена важными для него ценностями и идеалами. Здесь речь идёт не о предметных ценностях, а о субъективных, внутренних ценностях человека.

Ценности — это абстрактные понятия, определённые ориентиры, с которыми человек сравнивает свои действия и поступки. Например, дети — это ценности, а воспитание детей — это социальная норма.

Если нормы — это правила поведения, то ценности — это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.

Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Анализируя поведение людей, можно получить представление об уровне усвоения им богатства человеческой истории. Ценности могут быть традиционные, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся ценностей и норм жизни, и современные — возникшие под влиянием изменений общественной жизни. Они могут быть разными у старшего и молодого поколений, отсюда противостояние отцов и детей.

В социологии часто используется понятие «базовые ценности», которое характеризует основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности. К базовым ценностям относятся: здоровый образ жизни, основанный на гармонии с природой, современное качество жизни, которое включает в себя изменение характера труда и его смысла, распределение интересов между трудом и досугом. Наиболее важной ценностью является осознание возрастающей потребности в самореализации личности, в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении.

Альтернативу между предметными и субъектными, человеческими ценностями в пользу последних сформулировал известный немецкий социальный психолог Эрих Фромм (1900–1980): «…цель человека БЫТЬ многим, а не обладать многим».

Базовые ценности формируются в процессе первичной социализации человека, к 18–20 годам, а затем они остаются достаточно стабильными.

Важнейшие цели, смысл жизни людей, идеалы, ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и подобные им называют терминальными ценностями. К инструментальным ценностям относят одобряемые в конкретном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, с другой — качества и способности людей.

Также можно выделить индивидуальные ценности, которые нужны человеку для удовлетворения его природных потребностей, и социальные ценности, которые служат для удовлетворения потребностей общества. Индивидуальные ценности могут быть как тождественны с общественными, так и составлять содержание внутреннего «Я» человека.

Конфликт индивидуальных и социальных ценностей составляет основу психологических конфликтов человека.

Устоявшаяся в обществе система ценностей является составляющей культуры. На её основе возникают социальные нормы и правила поведения, которые регулируют общественные отношения.

Система социальных норм передаётся следующим поколениям через просвещение и воспитание, а также через другие социальные механизмы, что является необходимым условием существования общества в его традиционных формах. Некоторые из таких норм закрепляются юридически, другие же — остаются в виде устной традиции или негласных правил (религиозные, семейные, производственные и другие нормы). Вместе с передачей культуры поддерживается и соответствующая ей система ценностей.

А на вершине всей этой иерархической системы стоят истинные, извечные ценности. Их всего три, это:

ВЕРА в высшую справедливость,

НАДЕЖДА на лучшее будущее,

ЛЮБОВЬ к ближнему.

Остальные же ценности имеют, в основном, прикладное значение. Стоит отметить, что пафоса и демагогии, подчас, значительно больше, чем самих ценностей.

Обратите внимание на приведённые выше непреходящие ценности. Многим знакомо их краткое перечисление: вера, надежда, любовь. Но лишь через ценностное наполнение можно понять их смысл и значение для человека.

Вера — это не отношение к церковным догмам по принципу верующий-неверующий. Это — внутреннее осознание человеком того, что существует надчеловеческий Закон воздаяния за всё содеянное.

Надежда — не абстрактное слово, а созидательная установка для жизнедеятельности человека.

Любовь — не простое чувство, но нравственное отношение человека к другим людям, проявление им сострадания, сердечности, сопереживания, сочувствия, эмпатии, оказания помощи — всех лучших человеческих качеств.

Нормы и ценности — это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться?

Ответ подсказывают символы.

Символы — это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Символ и объект взаимосвязаны. Следовательно, символ — это своего рода стенограмма или код для обозначения окружающего нас мира.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я