На новом витке истории коллективный Запад, не усвоив уроки прошлого, начал очередной «крестовый поход» против нашей страны. На сей раз это не обычное противостояние Русского мира и западной цивилизации. Это – судьбоносная битва между Светом и Тьмой. И в этой решающей битве мы обязаны ПОБЕДИТЬ! Во славу наших великих предков и ради потомков! А для этой Победы нам всем важно понять: кто мы? откуда мы? зачем мы?.. Ответы на эти и другие вопросы составляют содержание книги
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология Родины. Глубины русской самобытности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Смыслы и ценности
«А ценности остаются прежними: честность, порядочность, плечи ребёнка, беседа с умным, молчание с ним же, гости издалека, цикады ночью, утренний запах сада, бесшумная походка кошки, книги, дающие возможность жить не здесь, и нормальная дружба, когда обоим ничего не надо».
Мы разобрали тему о том, кто совершает подвиги, и какими качествами обладают такие люди. И возникает закономерный вопрос:
«А ради чего совершаются подвиги?»
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что движет человеком при совершении героического поступка. В чём его интерес или выгода? Хотя о какой выгоде может идти речь, когда человек рискует собственной жизнью. Значит, причины такого мужественного поступка — не в меркантильности, не в рациональности, а в его нравственной целостности личности.
А целостность личности основывается на смыслах и ценностях.
Смысл — это значение или обоснование какого-либо действия, а также символизирующих его метафор и знаков. Он выражает совокупность представлений человека о духовных состояниях от удовлетворения каких-либо природных и социальных потребностей, значимых в его культурной традиции.
Смысл наполняется ценностями: если ценностей нет, то и смысла нет. Например, смысл процесса чтения может заключаться в удовлетворении потребности в познании. Количество смыслов одного и того же действия велико, но выбор конкретного смысла зависит от духовной наполненности человека, его нравственной зрелости.
Смысл всегда отвечает на вопросы «зачем?» и «почему?». И такие ответы основываются на том, что жизнедеятельность человека связана с достижением определённых целей, обусловлена важными для него ценностями и идеалами. Здесь речь идёт не о предметных ценностях, а о субъективных, внутренних ценностях человека.
Ценности — это абстрактные понятия, определённые ориентиры, с которыми человек сравнивает свои действия и поступки. Например, дети — это ценности, а воспитание детей — это социальная норма.
Если нормы — это правила поведения, то ценности — это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. Иногда различные нормы базируются на одних и тех же ценностях. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.
Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Анализируя поведение людей, можно получить представление об уровне усвоения им богатства человеческой истории. Ценности могут быть традиционные, ориентированные на сохранение и воспроизводство сложившихся ценностей и норм жизни, и современные — возникшие под влиянием изменений общественной жизни. Они могут быть разными у старшего и молодого поколений, отсюда противостояние отцов и детей.
В социологии часто используется понятие «базовые ценности», которое характеризует основные ориентации людей как в жизни в целом, так и в основных сферах их деятельности. К базовым ценностям относятся: здоровый образ жизни, основанный на гармонии с природой, современное качество жизни, которое включает в себя изменение характера труда и его смысла, распределение интересов между трудом и досугом. Наиболее важной ценностью является осознание возрастающей потребности в самореализации личности, в творчестве, в развитии способностей, в духовном обогащении.
Альтернативу между предметными и субъектными, человеческими ценностями в пользу последних сформулировал известный немецкий социальный психолог Эрих Фромм (1900–1980): «…цель человека БЫТЬ многим, а не обладать многим».
Базовые ценности формируются в процессе первичной социализации человека, к 18–20 годам, а затем они остаются достаточно стабильными.
Важнейшие цели, смысл жизни людей, идеалы, ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и подобные им называют терминальными ценностями. К инструментальным ценностям относят одобряемые в конкретном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, с другой — качества и способности людей.
Также можно выделить индивидуальные ценности, которые нужны человеку для удовлетворения его природных потребностей, и социальные ценности, которые служат для удовлетворения потребностей общества. Индивидуальные ценности могут быть как тождественны с общественными, так и составлять содержание внутреннего «Я» человека.
Конфликт индивидуальных и социальных ценностей составляет основу психологических конфликтов человека.
Устоявшаяся в обществе система ценностей является составляющей культуры. На её основе возникают социальные нормы и правила поведения, которые регулируют общественные отношения.
Система социальных норм передаётся следующим поколениям через просвещение и воспитание, а также через другие социальные механизмы, что является необходимым условием существования общества в его традиционных формах. Некоторые из таких норм закрепляются юридически, другие же — остаются в виде устной традиции или негласных правил (религиозные, семейные, производственные и другие нормы). Вместе с передачей культуры поддерживается и соответствующая ей система ценностей.
А на вершине всей этой иерархической системы стоят истинные, извечные ценности. Их всего три, это:
ВЕРА в высшую справедливость,
НАДЕЖДА на лучшее будущее,
ЛЮБОВЬ к ближнему.
Остальные же ценности имеют, в основном, прикладное значение. Стоит отметить, что пафоса и демагогии, подчас, значительно больше, чем самих ценностей.
Обратите внимание на приведённые выше непреходящие ценности. Многим знакомо их краткое перечисление: вера, надежда, любовь. Но лишь через ценностное наполнение можно понять их смысл и значение для человека.
Вера — это не отношение к церковным догмам по принципу верующий-неверующий. Это — внутреннее осознание человеком того, что существует надчеловеческий Закон воздаяния за всё содеянное.
Надежда — не абстрактное слово, а созидательная установка для жизнедеятельности человека.
Любовь — не простое чувство, но нравственное отношение человека к другим людям, проявление им сострадания, сердечности, сопереживания, сочувствия, эмпатии, оказания помощи — всех лучших человеческих качеств.
Нормы и ценности — это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически не существуют, как с ними обращаться?
Ответ подсказывают символы.
Символы — это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Символ и объект взаимосвязаны. Следовательно, символ — это своего рода стенограмма или код для обозначения окружающего нас мира.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология Родины. Глубины русской самобытности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других