Шпаргалка Скрипача

Елена Владимировна Готсдинер, 2023

В этом сборнике Вы найдёте подробные подсказки с иллюстрациями по обучению игре на скрипке от «А» до «Я». Рекомендации составлены таким образом, что они применимы на практике и проверены тысячу раз – сначала в классе Галины Степановны Турчаниновой, потом мной и моими учениками. Подробные инструкции к этапу постановки рук с фото, блок для начинающих педагогов и репетиторов, советы родителям, и многое другое. Работа была составлена из ответов на частые вопросы родителей, которые не имеют отношения к музыке, но стремятся помогать своим детям в домашних занятиях, а так же, из ответов на вопросы самих учеников постарше. Когда занятия проходят осознанно – уже можно подходить к процессу творчески. Этот сборник поможет это сделать. Расставит по полочкам причинно-следственную связь в процессе занятий изнутри. Постепенно Вы начнёте понимать и осознавать каждое действие во время занятий, а не просто заучивать ноты. Таким образом заниматься станет намного интереснее.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалка Скрипача предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

КАК ВЫБРАТЬ СКРИПКУ ПО РАЗМЕРУ

Кладём скрипку ребёнку на плечо, а левая рука должна обхватить головку скрипки

Смотрим насколько локоть согнут. В данном случае скрипка уже чуть-чуть великовата

Положение локтя в случае, когда скрипка по размеру. Нам пришлось отпустить немного скрипку и отодвинуть руку чуть дальше

На смычок размером больше зачастую переходят раньше, чем на следующий размер скрипки. Объясню почему: как только правая рука перестаёт раскрываться (выпрямляться в локте) полностью, при ведении смычка до конца, в её мышцах начинает оседать привычка НЕ РАСКРЫВАТЬ РУКУ. Следовательно, при переходе на больший размер смычка, ребёнок не станет раскрывать руку и переучиться будет затруднительно. Лучше перейти на следующий размер смычка чуть раньше. При этом объяснить ученику, что доводить до конца на данный момент не обязательно (иначе возникнет попытка увести смычок за спину). Тогда мышечная память будет постоянно нарабатывать привычку раскрывать руку и проблемы не раскрытой правой руки не возникнет.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для начала представлю фотографии скрипки и смычка с названиями частей.

УХОД ЗА СКРИПКОЙ

Сейчас есть множество различных жидкостей для протирки скрипки. Можно воспользоваться ими. А можно по старинке. Струны и гриф протирают любым спиртом. У меня для этого спиртовые лосьоны, которые можно купить в любом магазине бытовой химии. Он стоит намного дешевле, чем любая специальная жидкость для протирки струн в профильном магазине. В случае, когда нет спиртового лосьона, или специальной жидкости для протирки, а струны нужно срочно протереть, можно использовать водку, или духи на спиртовой основе. Как-то на концертах в Швейцарии у меня сложилась подобная ситуация. Я забыла лосьон в Москве, а на струнах налипло уже много канифоли. Звук стал шероховатым и скрипучим. Попросила у женщины, которая нас принимала, духи, протёрла ими струны и осталась очень довольна:) скрипка потом какое-то время приятно пахла духами Miss dior:)

ВАЖНО: струны и гриф МОЖНО протирать спиртом. Любые части деки протирать спиртом КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. Деки на скрипке покрыты специальным лаком. Спирт этот лак моментально разъедает и это напрямую влияет на звук скрипки. Есть спорный момент по поводу грифа. Вообще, гриф делается из дерева и ничем не покрывается. Но на некоторых скрипках я иногда обнаруживала покрашенный гриф. И во время протирки на ватке оставались следы тёмной краски.

Немного спиртового лосьона наносим на ватный диск, начинаем протирать от ПОРОЖКА к ПОДСТАВКЕ. Когда доходим до мест с канифолью, назад к порожку больше НЕ возвращаемся! Объясню почему: канифоль липкая. Если мы разнесём канифоль по всем струнам и грифу, пальцам станет липко играть. Это как минимум дискомфортно, как максимум — мешает делать переходы.

Для протирки струн некоторые мои ученики предпочитают использовать спиртовые медицинские салфетки. Но, во-первых, выходит дороже, во-вторых — материалом, из которого они сделаны, менее удобно протирать струны, чем ваткой.

Для протирки деки сейчас существует множество различных специальных лосьонов и тряпочек. Рекомендую ими пользоваться. Я предпочитаю использовать ватные диски для протирки деки со специальной жидкостью, а не тряпочку. Потому что тряпочку придётся постоянно стирать — это выматывает и отбивает желание лишний раз протирать скрипку. Лучше регулярно класть в чехол запас ватных дисков и спокойно ими пользоваться в сочетании с жидкостью. А специальной тряпочкой, продающейся в музыкальных магазинах, можно протирать деку без специальной жидкости каждый раз после занятий. Струны можно протирать раз в несколько дней — в зависимости от интенсивности занятий.

Трость смычка протирайте той же тряпочкой, которой протираете деки скрипки без применения специальных жидкостей.

После занятий натяжение волоса смычка нужно чуть ослабить. Для этого нужно чуть раскрутить винт смычка ПРОТИВ часовой стрелки. Винт смычка это самая нижняя его часть. Он металлический и крутится. Когда натяжение волоса ослаблено, волос становится ближе к трости. Когда натянут — отходит от трости чуть дальше. Так же, перед занятием нужно натянуть волос смычка. Для этого нужно прокрутить винт ПО часовой стрелке.

НАСТРОЙКА СКРИПКИ

Вообще, в этом деле должен помогать педагог. Но зачастую маленькие скрипки плохо держат строй. Лично мне не раз приходилось помогать настроить скрипку по видео звонку.

Скрипку мы настраиваем двумя способами: колками и машинками.

Колки меняют строй сильнее, машинки помогают в настройке уже более тонкой разницы строя.

При настройке колками важно помнить, что нужно действовать очень плавно и крутить буквально по миллиметру. При настройке колками скрипку стоит упереть себе в живот её нижней частью. Одной рукой держите скрипку и щипком большого пальца проверяете строй струны, другой рукой аккуратно поворачиваете колок. Чтобы натянуть струну выше поворачиваете колок от себя, чтобы спустить строй ниже, поворачиваете колок к себе. Когда настраиваете струны колками, нужно во время поворота колка ещё и вдавливать его внутрь головки скрипки. Это делается для того, чтобы колок не раскрутился обратно.

Машинками всё проще. По часовой стрелке — строй выше, против часовой стрелки — строй ниже.

Для настройки скрипки на первых порах в домашних условиях, я рекомендую использовать тюнер. Скачайте любое приложение на телефон.

СМЕНА СТРУН

Струны нужно менять по одной. Не пробуйте снять все 4 струны разом! Подставка держится на скрипке под давлением струн. Если снимите все струны разом, то подставка упадёт. Меняем струны по очереди. Начиная с крайних и переходя к средним. Натягиваем струны примерно на полтона ниже нужной нам ноты. Потом подправляем. Нужно отслеживать, чтобы при смене струн подставка не наклонилась вперёд.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Шпаргалка Скрипача предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я