В книге описан опыт автора на пути познания японского искусства бонсай. Уделено внимание методам агротехники бонсай в условиях ЮФО. Раскрыты особенности выбора грунтов, удобрений, режима полива.Собраны основные принципы создания бонсай как единого целого, которое магнетически притягивает зрителя, перенося его в удивительную вселенную гармонии и умиротворения.Книга будет полезна всем, кому интересен бонсай, особенно, если уже давно хотели погрузиться в это искусство, но не знали с чего начать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой путь в бонсай. Основы агротехники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Бонсай
Бонса́й (яп. «выращенное в подносе») — Японское искусство выращивания карликовых деревьев в декоративных целях, а также само такое дерево.
Не стоит рассматривать искусство бонсай, как что то жестокое. Это такое же прекрасное и сложное искуство, как арбоскульптура4 и топиарное мастерство5. Искусство бонсай во многом даже намного сложнее чем перечисленные области, но их русский менталитет воспринимает как нечто ценное, а бонсай увешан штампами о жестоком обращении с деревьями.
Дерево сформированное прививками или имеющее сложное искусственное переплетение ветвей с целью создания формы задуманной садовником является арбоскульптурой.
Дерево или кустарник подстриженные по определенной, не природной форме — топиарное искусство.
Но далеко не каждое дерево в горшке может считаться бонсай. Бонсай обладает определенным набором критериев и канонов. Рассмотрим критерии оценивания, которые могут сделать бонсай хорошим или, наоборот, плохим. Эти критерии не являются абсолютными, как известно, большинство классических бонсай нарушают правила, что и делает их уникальными, но достичь успеха сложно, пока эти основные моменты не станут понятными и освоенными.
Общие положения:
• У любого дерева бонсай есть лицо. Это ракурс с которого открывается самый красивый вид на ствол и на дерево в целом.
• Желательно, чтобы масса листвы в задней части дерева была гуще, чем во фронте, это создает ощущение глубины.
• Следы срезов или раны ствола и ветвей лучше расположить так, чтобы они были видимы с фронта, если только не созданы для этого специально.
• Идеальный бонсай трехмерный, а не плоский
Корни:
• Расположение корней отражает форму дерева и явно показывает, что именно корни позволяют дереву держаться в грунте, для деревьев в прямостоящих стилях корни равномерно располагаются вокруг ствола, для наклонных или каскадных стилей — корни выделяются в сторону, противоположную наклону дерева.
• Идеальные корни примерно одного размера, расходящиеся вокруг основания ствола, допустимы один-два непропорционально толстых корня. Тем не менее, более толстые, сильные корни лучше расположить по бокам от ствола, а не в направлении фронта.
Ствол:
• Ствол всегда сбежистый (конусовидный). Чем больше сбежистость, тем лучше.
• На стволе не желательна обратная сбежистость, то есть какие-либо части ствола не должны быть толще, чем его основание.
• Ствол красив при наличии «движений» (т.е. изгибов), уменьшающихся по мере продвижения от основания к вершине. Такой ствол как бы рассказывает историю жизни дерева.
• Вершина дерева наклонена в сторону зрителя. Общее впечатление буд-то дерево кланяется. Представьте себе даму в реверансе.
Ветви:
• Ветви, как правило, начинаются на высоте от одной трети до половины высоты дерева.
• Первая ветвь самая толстая по сравнению с остальными ветвями, диаметр которых уменьшается по направлению к вершине дерева.
• Первая ветвь направлена влево или вправо, если смотреть на дерево с фронта.
• Ни одна ветвь не находится непосредственно над другой.
• Ни одна ветвь не пересекается с другой.
• Ветви располагаются так, чтобы была видна сбежистость ствола.
• Все ветви дерева сформированы аналогичным образом и отражают движение ствола.
• Только ветви в верхней трети дерева могут быть направлены в сторону зрителя.
• Из одного места ствола не может исходить более одной ветви.
• Две ветви не могут находиться на той же высоте.
• Не желательно пересечение ветками ствола при взгляде с фронта.
Контур дерева:
• Контур дерева стремиться к форме треугольника.
• В соответствии с конкретными видами растений, вершина делается треугольной или округлой, но не остроконечной.
• Групповые посадки или деревья с несколькими стволами имеют общий треугольный контур, который при этом имеет форму неравнобедренного треугольника.
• В некоторых случаях при групповых посадках доминирующее дерево может нарушать общий треугольный контур группы.
Выращивание и содержание деревьев бонсай требуют ответственности и дисциплины. Экосистема дерева в контейнере крайне хрупка и требует постоянного внимания к себе. А еще бонсай требует знаний из множества разных областей наук.
Профессии мастер бонсай нет в нашей стране. Максимально близка к ней профессия инженера садово-паркового строительства, ландшафтного дизайнера, агронома или арбориста6. Именно в этих профессиях можно получить стартовый багаж знаний. Так что бонсай это одновременно просто и не просто.
Бонсай довольно простое и увлекательное занятие, когда у вас есть готовое дерево или почти готовая заготовка под него. Вам достаточно всего лишь знать как за ним ухаживать. И вы можете спокойно упражняться в его формировании. Но если вы решите с головой окунуться в это мастерство, растить дерево самостоятельно или того больше, податься в ряды ямадорщиков7, то тут вам желателен более серьезный багаж знаний.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой путь в бонсай. Основы агротехники предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других