Супрематический QR code: Суть легенды

Елена Василевская, 2021

Задумывались ли вы, что каждый день сталкиваетесь с чем-то супрематическим? QR code стал «вторым паспортом» со 100-летней историей. Откройте для себя увлекательные факты о достоянии человечества ‒ творениях супрематизма ‒ и отыщите скрытые аллюзии: выставка «0,10» ‒ двоичность всех экранов ЭВМ. Четыре квадрата ‒ четыре кодировки. Квадрат – и матрица экрана, и пиксели. Интернет ‒ отражение беспредметного мира К. Малевича. Читая книгу, Вы осознаёте, что каждый из нас ‒ это творец открытых плодов синтеза искусства и науки.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супрематический QR code: Суть легенды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Краткий очерк истории искусств и политики начала xx века

Направления в живописи, возникшие в XX веке, принято объединять под одним названием — авангард. В него входили стили противоречивые, с абсолютно разной символикой.

«Чёрный квадрат» стал жемчужиной русского авангарда, национальным и всемирно-известным символом, нашедшим отражение в сознании многих людей.

Уникальность картины состоит в том, что она имеет большое количество возможных интерпретаций, вариаций и модификаций.

Роль изобразительного искусства в формировании знаковых систем неоценима, поэтому его анализ становится необходимым при изучении семиотического плана в творчестве того или иного художника.

К достижениям XX столетия можно отнести увеличение количества новых авторских стилей и авторских приёмов, а также возвращение не оценённых или не понятых идей, первоначально отвергаемых этим же XX веком и вновь приобретших актуальность на рубеже тысячелетий.

Сейчас, в начале нового века и тысячелетия, хочется постичь те глобальные перемены, которые разрушили складывающийся столетиями образ жизни. В силу того, что изменения происходили с огромной скоростью, поменялось отношение к времени, и столетие принесло бесчисленное множество различных направлений в искусстве. Технические и технологические возможности трансформировали сам способ создания художественного творения с помощью новых методов: компьютерной графики, фотографии, цифровых средств, разнообразия художественного материала и др.

Начало XX в. было наполнено атмосферой преобразования: велась борьба пролетариата с буржуазией за социалистическое переустройство общества, произошли смена социального строя, разделение из-за антирелигиозной пропаганды, переход к совершенно новым стилям мышления.

В последствии всё это проявилось в художественных стилях декаданса. Стремление к новому, совершенному, изменённому миру с позитивным настроем и осмысленным разочарованием одновременно, с эпатажными и нигилистическими позициями к устаревшим ценностям культуры и бытия. Прошлое трактовалось как нечто застывшее, а будущее — как новый необходимый процесс. Масштаб социальных катастроф заставлял усомниться в разумности происходящего. Художники и творческая интеллигенция в целом стали призмой того времени, проецирующей идеи протеста, экспрессии, индивидуальности, разгрома. Новшества в области техники рождали веру в собственную мощь и независимость.

«Революционеры авангарда» и большевики шли в одном направлении только первые постоктябрьские годы. Соцреализм впоследствии вышел на первый план и вызвал полувековую отсрочку процесса модернизации художественной культуры в нашей стране, который вовсю происходил в Европе.

Все эти события оказывали влияние на живопись, делали её изменчивой и неустойчивой. После 1930 г. на модернистские тенденции художественной литературы, а значит, и на имя Малевича, и на его «Чёрный квадрат», был наложен запрет, имевший силу практически до конца XX века.

Имя Казимира Малевича стало известным во всём мире после полувековой отсрочки. В России это произошло, когда рухнула советская идеология. В Европе — раньше, благодаря вывезенным Казимиром его многочисленным трудам и холстам, которые находятся в частных и государственных собраниях, но в основном в Стейделик Музеуме в Амстердаме.

Наследие Малевича-мыслителя и литератора не уступает по масштабности его художественному творчеству. В данном случае, творчество Малевича можно рассмотреть как концепцию «общежития» с фирменным стилем, теоретическим уставом и с логотипом в виде «Чёрного квадрата» («общежитием» Малевич называл человеческую цивилизацию). Оценить наследие Малевича необходимо целостно и объёмно, с выявлением наиболее значимых моментов жизни и творчества художника-мыслителя.

Исследование тайн творчества, фактов жизни Малевича и размышлений художника, создания супрематического шедевра — пластической формулы, позволило найти подтверждение и обоснование живописных и письменных пророчеств Малевича в перспективе времени, и приблизиться к замыслу художника.

Чёрный супрематический квадрат. 1915 г.

Холст, масло. 79,5 × 79,5 см.

Государственная Третьяковская галерея, г. Москва2

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Супрематический QR code: Суть легенды предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

Шатских А. С. Казимир Малевич. — М.: CЛOBO / SLOVO, 1996. — С. 4.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я