Общение как танец. Учимся обнимать словами

Елена Буянова, 2022

Автор книги, преподаватель джаз-танца, приглашает читателя "прокачать" базовые навыки общения, как свое тело в танцевальном зале, найти свой стиль коммуникации, научиться обходить конфликты, создавать позитивный коридор событий и новое окружение. Ценный опыт молчаливого хореографа, который стал мастером общения благодаря жизни в чужой языковой среде, основан на знании законов коммуникации и танцевальных практик. Книга позволит освободить тело, лицо, найти слова, преодолеть страх общения с незнакомыми людьми, улучшить отношения с близкими. Автор акцентирует внимание на безопасном взаимодействии в ситуации всеобщего недопонимания и разрыва связей. Легко читается, не перегружена теорией, за короткий срок сделает вас человеком, влюбляющим в себя. Книга поможет осознанно найти вторую половинку, полезна всем, кто работает с людьми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общение как танец. Учимся обнимать словами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 2. Навыки разведчика. Учимся беседовать

Основная часть тренировки — развитие конкретных техник коммуникации.

Глава 1. Чтобы убедительно говорить…

Как-то в юности в междугороднем автобусе со мной рядом сел симпатичный парень в задорной ушанке и с интеллектом в глазах. Он мне сразу понравился. Но жуткое стеснение, неуверенность в себе, неразговорчивость сковали мышцы и язык. Когда через пару часов он вышел, я осознала, что все это время болтала, рассказывала что-то про себя, смеялась и… совершенно ничего не узнала о нем. Вот это да! Настоящий разведчик! Парень меня расколдовал, разморозил, все выпытал, насмешил и почти влюбил в себя. Именно тогда мне захотелось научиться так же здорово общаться с незнакомцами.

Люди, не имеющие отношение к продажам, думают, что главное уметь говорить и знать, что сказать. То же в отношениях. Кажется, что если «я ему скажу все, как есть, то тогда он поймет, простит и…» Как велико было мое удивление, когда узнала, что в первую очередь моя задача научиться качественно молчать, направленно слушать и задавать правильные вопросы. Да, да! Для успешного общения нужно стать немного разведчиком.

Качественно молчать

Дорого молчать — лучшая профессия.

Есть люди, которым сложно понять свои ощущения, тем более сложно говорить о них. Например, задаем какой-то важный для нас вопрос подруге, ждем с нетерпением ответа… так и не дождавшись, продолжаем говорить о своем и играть в одни ворота. Тема осталась не раскрыта.

— Как дела? Подумала о моем предложении?

— Нормально… (тишина)

— Я тоже сегодня не очень…

В этом примере 2 ошибки общения из-за которых, мы не получим ответ на свой вопрос. Одну вы видите — не выдержана достаточная пауза. Возможно, девушка лишь начала свою фразу и хотела бы продолжить мысль, но мы торопимся заполнить свободную секунду своими словами, как будто тишина опасна для здоровья. Вторая ошибка — задавать два вопроса подряд. Один точно останется без ответа.

Скорость формулирования мысли у всех людей разная. Она зависит от темперамента. Сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик и еще несколько миксов из четырех основных видов. У всех разное время реагирования на вопрос. Если я холерик, а мой собеседник — меланхолик, то мне будет казаться, будто он не хочет отвечать. На самом деле он немного дольше формулирует ответ, чем я готова ждать ответа.

Подходит сравнение с композицией мышц. Человек европейского происхождения никогда не сможет спеть или станцевать джаз так, как это сделает афро-американец. Даже если он будет долго учиться и будет гибок, как пантера. Почему? Да потому что физиология, композиция мышц разные. Афро-американцы резче меняют положение в пространстве, чем люди других рас, стремительней переходят от ноты к ноте из-за преобладания в теле быстрых мышц над медленными. То же самое в общении. Люди с разной скоростью складывают слова в предложения.

Попробуйте остановить себя и молчать чуть длиннее обычного. Достаточно доли секунды тишины для лучшего контакта с человеком.

В танце самое интересное происходит во время звучания паузы. Она дополняет реальность чувствами, драматически подчеркивает взмах руки или прямой взгляд из-под локона волос. Звук умирает на долю секунды, а мы живы и продолжаем чувствовать.

Иногда кажется, что разговор не состоялся. Вернее, он так и не вышел естественным образом на нужную тему. Замолкаешь, подумываешь, как бы красиво уйти, немного наслаждаешься тишиной в пустом бокале и вкушаешь разочарование… Вдруг мужчина произносит именно то, ради чего затевалась встреча. Сам, без напряжения, без принуждения говорит нужные тебе слова. Откуда он их взял? Из тишины извлек твою мысль, озвучил и ждет ответа. А надо-то было всего лишь выдержать паузу. Встреча обретает новый смысл, разочарование уходит вместе с тишиной, не прощаясь.

Когда мы разговариваем с человеком и даем ему свое внимание, возможность расслабиться в благодатной тишине, спокойно продумать ответ на наш вопрос, собеседник обязательно это заметит и мысленно наградит нас, как редкую личность, за искреннее участие в его жизни. Пользуйтесь, пожалуйста, этим роскошным инструментом, создавайте благодатную тишину.

Практика. Понаблюдайте, вы любите молчать или говорить? От ответа зависит дальнейшая стратегия — уравновешивание двух умений. Какое количество времени в разговоре вы пребываете в молчании?

Направленно слушать

Внимательно слушать — значит активно действовать.

После освоения этого навыка, нам откроются все запертые двери, все счастливые миры, спрятанные за очагом у Папы Карло. Когда мы умеем слушать, вернее, слышать, люди сами придут и дадут нам то, что мы хотим.

Чтобы выразительно слушать, прежде всего, прекратим свой внутренний монолог, посвятим себя человеку напротив, музыке его голоса.

Сколько раз объясняла исполнителям — слушайте музыку, даже когда вы знаете ее наизусть и слышите в девятьсот тридцать пятый раз. Слушайте так, как будто впервые открываете для себя мелодию, идите за звуком, не опережая событий.

Я училась слышать на уроке джаз-танца в училище, когда нам аккомпанировал настоящий тапер из ресторана. Академические музыканты обычно играют с нот, не владеют джазовой техникой и импровизацией. Поэтому на урок модного направления в танце позвали лысоватого мужчину, который, по легенде, ноты не знал, но всю жизнь оттачивал мастерство на живых зрителях в ресторане. Помните, общение похоже на джазовую импровизацию?

Преподаватель давал комбинацию движений, мы заучивали порядок движений и повторяли их под живой ритм. Тапер развлекался, играя нам одни и те же ноты, каждый раз по-разному расставляя акценты. Для тех, кто умел их слышать, движение вызывало восторг, так как тело реагировало на звучание клавиш по-новому. География движений (лексика) совсем при этом не менялась — слайд, контракция, поворот. Музыкант извлекал из нас эмоции, чтобы не скучать, он так общался.

Прошло больше двадцати лет, а я помню, как вчера, насколько здорово идти за услышанным, реагировать на фразу в моменте, быть спонтанным и естественным в своих ответах, как телом, так и голосом.

Не пытайтесь прогнозировать, что скажет ваш собеседник. Никогда не угадаете. Просто слушайте. Магия общения состоит в том, что на ваши слова будет ответ, который вы не ожидаете. Здесь образуется место для спонтанности и медитации: находишься в моменте, забываешь о себе, лишь слушаешь собеседника и реагируешь на его слова. Также, как в танго. Чтобы чувствовать партнера, надо забыть о своих проблемах или хотя бы снизить беспокойство о себе до минимума.

Слушать и слышать не одно и то же. Мы не то чтобы не слышим собеседника, мы не хотим слышать, тщательно сопротивляемся, как Жихарка, которую Баба-яга сует в печку. Сопротивляемся новой информации, попадающей в мозг. Так мы минимизирует затраты энергии.

А зачем, собственно, слушать? Зачем тратить свою драгоценную энергию на чужую жизнь? Отвечаю: для того, чтобы высечь из слов собеседника искру его настоящей потребности. Это будет истинным вашим талантом (слово «талант», как денежная единица). Знание его потребности — наш пропуск в лучший мир отношений. И если человек заметит, что мы его не только слушаем, но и слышим, он никогда не забудет нас и наш разговор, мы навсегда станем значимым для него персонажем. Посмотрите любую программу «Скажи Гордеевой». Весь фокус передачи, ее волшебство, заключается в необыкновенном умении ведущей слышать гостя.

Давайте проверим свое умение слышать: когда вы знакомитесь с новым человеком, можете ли вы сразу запомнить его имя? Или переспрашиваете дважды? Или обращаетесь к нему без имени? В деловых переговорах советуют записывать имя собеседника сразу после того, как он представился вам. Последняя уловка не всегда подходит для жизни. Например, вы же не полезете в сумку искать ручку и листочек, когда завязался разговор с импозантным мужчиной в очереди к доктору?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общение как танец. Учимся обнимать словами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я