Как быть уверенным в том, что ребенок усвоил ваши наставления? Достаточно ли вы сил и времени потратили на то, чтобы он научился самостоятельно принимать правильные решения и не попадать в опасные ситуации? Детский практикующий психолог Елена Бурьевая детально разбирает самые распространенные ошибки родителей в общении с детьми, разграничивает окружение ребенка, объясняя ему, кому можно доверять, а с кем стоит быть бдительным. Эта книга о самой главной задаче родителя – научить своего ребенка самостоятельности, тем самым обеспечив ему безопасность. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги БЕЗопасность ребенка. Основы поведения дома, на улице и в интернете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Обучаем безопасности
Основная родительская задача:
НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЖИТЬ БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ!
Мы должны максимально подготовить их к самостоятельной жизни. И нет, это не значит, что готовить нужно только к чему-то ужасному.
Давайте вспомним, как чаще всего выглядит обучение детей безопасности.
1. Мама и папа смотрят какую-нибудь передачу, где показывают, как незнакомые люди уводят детей с площадки, и тут же проводят беседу с ребенком.
2. Родители пугают ребенка страшными историями, рассказывая о том, чего делать нельзя.
3. Родители говорят о каких-то конкретных ситуациях.
4. Родители предупреждают ребенка, что нельзя общаться с незнакомцами.
В чем ошибки?
В первом случае ошибка заключается в том, что родители подают информацию сразу, здесь и сейчас, из позиции страха, а значит, информация подается не очень бережно и экологично. Может даже доходить до угроз: «Ты меня понял?!» Но самое главное, что после такой беседы родительская тревога снижается, а вскоре и вовсе улетучивается. В итоге все ограничивается лишь сиюминутным разговором с ребенком на данную тему. А детям требуется многократно повторять уже сказанное, чтобы они окончательно запомнили правила и начали применять их в жизни.
Во втором случае родители настолько искажают реальность и сгущают краски, что дети начинают бояться всех и каждого и вообще предпочитают не отходить от взрослых. Впрочем, и родителям в таком случае спокойнее. Но рано или поздно ребенка все же придется отпустить от себя, и было бы очень здорово научить его безопасности заранее.
В третьем случае родители приводят в пример очень конкретные ситуации, не обобщая и не делая выводов. Например: «Если на улице к тебе подойдет незнакомый дядя, не уходи с ним, а сразу беги ко мне!» Но ведь подойти может и подросток, и миловидная женщина. Парадокс в том, что в мультиках незнакомцы везде выглядят как-то очень однотипно: как правило, это мужчина в очках, в шляпе, в плаще, иногда даже с топором или ножом. Я думаю, вы согласитесь, что в жизни незнакомцы, которые планируют что-то нехорошее, обычно очень миловидные и внимательные, и, кстати, прекрасно знают психологию ребенка.
В четвертом случае можно наблюдать весьма забавную ситуацию. Родители учат детей не общаться с незнакомцами, но при этом:
• когда встречают своих давних знакомых, одноклассников, которых ребенок видит первый раз в жизни, то просят поздороваться, отвечать на вопросы, даже могут разрешить им потрогать ребенка;
• совершенно спокойно при детях помогают незнакомым бабушкам и дедушкам, подсказывают прохожим, общаются с таксистами, смеются и т. д.;
• когда приходят в кафе или в детский центр, то с большой гордостью наблюдают, как ребенок спокойно общается и уходит с незнакомым аниматором.
Нам понятна разница, но детям — нет!
Зачастую родители, обучая детей, описывают только плохую ситуацию и объясняют, как НЕ нужно себя вести. Но упускают еще два ключевых момента для обсуждения:
• Как в такую ситуацию не попасть?
• Что делать, если ты все-таки оказался в опасной ситуации?
Мы должны снабдить своих детей различными пошаговыми инструкциями, которым они смогут следовать в самых разных обстоятельствах. Это нужно для того, чтобы в критический момент ребенок не впал в ступор, а выбрал один из вариантов поведения.
Реакций организма на любую пугающую ситуацию всего три: «бей», «беги» и «замри». Родители должны показать ребенку, когда актуально бежать, а когда — замереть.
Начинаем разговор
В идеале к разговору об основах безопасного поведения нужно приступать в возрасте 3 лет. Не переживайте, если вы еще не говорили об этом с ребенком — никогда не поздно начать.
Но если вы хотите побеседовать с ребенком постарше, уточните, что ему самому уже известно. Если необходима корректировка, то можно использовать фразы вроде:
• «Я знаю, что ты уже взрослый, но я хотела бы рассказать тебе о правилах безопасности, так как я очень люблю тебя и переживаю за тебя как мама».
• «Я желаю тебе только добра, поэтому хочу проговорить важные моменты…»
• «Думаю, тебе будет полезно знать, что…»
Приведённый ознакомительный фрагмент книги БЕЗопасность ребенка. Основы поведения дома, на улице и в интернете предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других