Книга написана на основании опыта многолетней психолого-педагогической работы автора с детьми, их родителями и педагогами. В ней рассматриваются различные стороны детско-родительских взаимоотношений в свете современных исследований и открытий в области нейронаук, психологии и педагогики. Изложение построено таким образом, что взрослый может самостоятельно определить и проанализировать свой тип взаимодействия с ребенком, а так же при необходимости откорректировать его. Книга будет интересна и полезна родителям, педагогам и всем, кто интересуется современной педагогикой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современные родители. Как мы на самом деле учим и воспитываем детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Рецензент:
Н.Н. Смирнова — психолог, директор Международного института Монтессори-педагогики
1. Введение
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
1.1. Воспитание и презентация
Вот уже много лет я работаю с детьми, родителями и педагогами в детских садах, с Монтессори-группами. Я провожу консультации, тренинги, читаю лекции, а главное, наблюдаю. Я имею возможность видеть детей во взаимодействии с родителями, с педагогами, со сверстниками и наблюдать за их развитием на протяжении нескольких лет, а иногда и десятилетий.
Но эта книга не про Монтессори-педагогику, а про то, как некоторые базовые ее понятия могут помочь понять и построить отношения с ребенком.
Никогда еще за всю историю человечества к ребенку не относились так гуманно, как сегодня, никогда так не заботились о его психологическом комфорте и оптимальности развития. И никогда еще воспитание не было такой сложной задачей. Да, сейчас нам не нужно пахать и сеять, ткать и прясть, даже стирка пеленок перестала быть актуальной. Да и детей у нас не по десять.
В чем же проблема?
Еще сто лет назад, как и на протяжении всей истории и эволюции человечества, задача была очень не то чтобы простая, но ясная — выжить и быть приспособленным к известным условиям. В начале XX века 75 % населения России — крестьяне. Поэтому с раннего детства каждый ребенок знал абсолютно точно, чем будет заниматься всю жизнь. Дети в семье рассматривались только как потенциальные работники для семьи же и воспитывались именно для этого. Они начинали участвовать в производительной деятельности семьи с 6–7 лет и окончательно в нее включались к 12–13 годам.
Современный родитель не рассматривает ребенка как работника для семьи. Он вообще не представляет, что будет через 25 лет, когда ребенок вырастет и будет готов к какой-то профессиональной деятельности. Как будет выглядеть мир, какие в нем будут профессии, где будет жить его ребенок, на каком языке разговаривать и чем заниматься. И при этом живет в ощущении все усиливающейся конкуренции и безумной тревоги сделать что-то не так или не вовремя.
Положение современного родителя больше всего похоже на задачу: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, причем в очень ограниченное время, потому что «после трех уже поздно».
И все-таки даже в условиях такой высокой неопределенности нам нужно как-то ими быть. Родителями.
Характерна эволюция смысла термина «воспитание». До конца XVII века глагол «воспитать» означал только вскормить, взрастить — «воспитание». Довольно просто.
Лев Толстой в начале двадцатого века определяет воспитание так: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим» (Л. Толстой, 1912 год). Тоже не очень сложно. Не вполне ясно только, что такое «хороший человек».
А вот современное определение из большой психологической энциклопедии: «Воспитание — процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной деятельности родителей и педагогов».
Несколько более сложно. Не так ли?
Попробуем разобраться. Ключевыми для нас моментами здесь является собственная активность человека в среде при участии взрослого или более опытного.
Это определение как нельзя лучше описывает Монтессори-группу. При этом специально организованная деятельность взрослого заключается в формировании этой среды и демонстрации того, как, собственно, в этой среде действовать, т. е. в проведении презентаций.
Презентация в Монтессори-педагогике — это тщательно продуманный с учетом физических и когнитивных возможностей ребенка показ того, как работать с чем-либо или пользоваться каким-либо объектом.
Ребенок после рождения попадает в абсолютно ему неизвестный мир и обладает феноменальной готовностью его исследовать и обучаться. Основные способы изучения этого мира — это собственный эксперимент, а также наблюдение и подражание более опытным и значимым людям.
Самые значимые люди — это родители. Задача научиться быть такими, как они, — первоочередная. Поэтому все, что делают родители, является обучающим. К сожалению, не только «специально организованная деятельность», но и совершенно неорганизованная, а также вовсе непроизвольная тоже является факторам воспитания.
Вся наша жизнь рядом с ребенком — это постоянная презентация того, как жить в новом для него мире. Ребенок учится ходить, говорить, действовать, наблюдая за презентациями наиболее важных для него людей — родителей. Поэтому очень важно, что конкретно мы ему демонстрируем, насколько наши действия эффективны и то, как они соотносятся с нашими словами.
1.2. Как появилась и для кого эта книжка
Эта книга выросла из цикла лекций, который я читаю будущим Монтессори-педагогам и родителям на протяжении более десяти лет. Цикл посвящен детской психологии, возрастным и индивидуальным особенностям и причинам их порождающим. Каждый раз передо мной стоит очень непростая задача. На курсы приходят люди с разной подготовкой — педагоги и психологи, изучавшие психологию в вузе, а также технари или экономисты, знакомые в основном с литературой из серии «как быстро завоевывать друзей». Мамы и даже бабушки, вырастившие нескольких детей, а иногда и внуков, имеющие свой собственный практический опыт, и молодые девушки и юноши, которые сами еще не вышли из подросткового возраста.
Поэтому лекции должны быть интересны для специалистов и понятны дилетантам. Наши слушатели впоследствии работают с детьми в возрасте от рождения до 6–7 лет и их родителями, и содержание книги ориентировано в основном на этот возраст.
Кроме того, мы очень ограничены во времени. Люди, приходящие на курс, заинтересованы в знаниях, касающихся непосредственно Монтессори-педагогики, и далеко не все собираются быть профессиональными психологами. Поэтому со временем сложился оригинальный способ подачи информации через анализ отношений с собственными детьми (или собственными родителями). Такой способ гарантирует максимальную вовлеченность слушателей. Нам удается за короткое время коснуться очень широкого круга вопросов, связанных и с возрастной периодизацией, и с детско-родительскими отношениями, и с возможностями Монтессори-педаго-гики. Мы рассматриваем возрастные особенности детей и влияние на формирование личности тех или иных типов воспитания через призму истории развития человечества, биологии, физиологии, этологии и Монтессори-педагогики.
Для того чтобы разобраться с тем, каким образом складывается наше взаимодействие с детьми и какие конкретно презентации мы им даем, мы возьмем широко известный опросник АСВ (Анализ семейных взаимоотношений), созданный российскими психологами А.Г. Эйдемиллером и В.В. Юстицкисом, и проследим, каким образом влияют те или иные воспитательные усилия на ребенка.
Опросник АСВ состоит из 130 утверждений, с которыми опрашиваемый соглашается или не соглашается. В результате при обработке выделяется 11 шкал, относящихся к особенностям процесса воспитания:
• гиперпротекция;
• гипопротекция;
• потворствование;
• игнорирование потребностей ребенка;
• чрезмерность требований-обязанностей;
• недостаточность требований-обязанностей;
• чрезмерность требований-запретов;
• недостаточность требований-запретов;
• строгость санкций (наказаний);
• недостаточность санкций (наказаний);
• неустойчивость стилей воспитания.
И еще девять шкал, которые описывают личностные проблемы родителей:
• расширение сферы родительских чувств;
• предпочтение в ребенке детских качеств;
• воспитательная неуверенность родителя;
• фобия утраты ребенка;
• неразвитость родительских чувств;
• проекция на ребенка собственных нежелательных качеств;
• вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания;
• предпочтение мужских качеств;
• предпочтение женских качеств.
Почти у всех шкал есть как негативные, так и позитивные составляющие. Именно это и усложняет трезвое отношение родителей к воспитанию ребенка — очень сложно правильно дозировать. Даже самые полезные витамины при передозировке могут оказаться ядами. Плюс еще зависимость от возраста. Наши педагогические стратегии должны расти вместе с ребенком, что совсем непросто. Только-только мы, наконец, научаемся договариваться с полуторагодовалым малышом, а ему уже три, и нужны совершенно другие подходы и знания, я уже не говорю про тринадцать или тридцать.
В приложении вы найдете опросник для родителей детей от 3 до 11 лет. В нашей практике мы предлагаем этот опросник и родителям детей более раннего возраста. При анализе шкал описывается, каким именно образом мы учитываем возрастные особенности.
Прежде чем вы будете читать дальше, я рекомендую заполнить опросник. С одной стороны, это поможет чтению этой книги, а с другой, почему бы не посмотреть на ваши собственные родительские стратегии.
Как заполнять? Быстро и особо не задумываясь. Как правило, в жизни мы сначала думаем, а потом уже делаем. Читаете утверждение и оцениваете — могу ли я это сказать, мои ли это слова. Если вы согласны с утверждением — номер его в бланке обводите в кружочек, если нет — зачеркиваете. Какие-то утверждения могут показаться вам спорными, какие-то некорректными — смело их номера зачеркивайте — это просто свидетельствует о том, что вы с ними не согласны. Если у вас несколько детей — или выбираете одного, или заполняете на каждого. Отношения с каждым ребенком совершенно уникальны.
Потом следует посчитать количество кружочков, т. е. положительных ответов по горизонтали, по шкалам. Обратите внимание, что у шкал Г+, Г—, У+, РРЧ, ФУ и НРЧ есть продолжение внизу. Они как бы более длинные. Кружочки нужно посчитать в верхних половинках и нижних, просуммировать и записать в верхней строке. Например, если обведены кружочком ответы 1, 21, 41 и 125, то значение Г+ в первой строке будет 4.
Цифры, указанные в ключе опросника, — это критические значения. Если вы у себя насчитали столько же или больше, это значит, что в отношениях с вашим ребенком у вас наверняка присутствует описанная особенность. Чем меньше полученные вами результаты, тем в меньшей степени она проявляется. Ноль — значит, вообще нет. Часто родителей вводят в заблуждение шкалы, в обозначении которых есть «—». Например 3-недостаточность запретов. Если по этой шкале у вас ноль — это значит, у вас нет «недостаточности запретов».
Заполнили? Ну что же, теперь будем анализировать. Но сначала введем определения.
1.3. Введем определения
Каждый раз, когда мы вступаем в контакт с другим человеком, взрослым или ребенком, мы общаемся с личностью. Личность человека формируется на основе двух составляющих. Во-первых, это наследственность, т. е. тот генетический материал, который каждый из нас получил от папы с мамой в момент зачатия. Во-вторых, это влияние среды.
Влияние среды на каждого из нас начинается задолго до нашего рождения. Те клетки, из которых впоследствии получатся яйцеклетки, формируются в будущей маме еще во время ее собственного внутриутробного развития. И поэтому самой первой средой для каждого из нас являлся организм наших бабушек. То, как чувствовала себя бабушка во время своей беременности, что ела, какие принимала лекарства, чем болела, все это непосредственно сказывается на ее внуках. Следующей очень важной средой для ребенка будет организм матери, а точнее, матка, в которой он проживет свои первые 9 месяцев. Возможно, самые важные и рискованные месяцы в своей жизни. Условия внутриутробного существования напрямую влияют на здоровье и психику ребенка. Поэтому женщины сталкиваются с таким большим количеством ограничений, особенно в первый триместр беременности, когда идет формирование органов плода, а плацента еще не сформировалась, когда ребенок проживает самую уязвимую стадию своего развития. На него может оказать воздействие буквально все: что мама ест, пьет, курит, чем болеет, какими лекарствами лечится и какие стрессы переживает.
После рождения среду можно разделить на две составляющие — общая среда и индивидуальная. Общая среда — это время и место, где и когда ребенок появится на свет. Так, человек с одним и тем же набором генов, родившийся в Москве в XXI веке и в Китае три тысячи лет назад, вырос бы в абсолютно разных людей. Для всех людей, родившихся в одном месте и в одно время, общая среда примерно одинаковая. К индивидуальной среде относятся, например, социальное положение родителей, порядок рождения детей, особенности здоровья, детские учреждения, которые посещает ребенок, и, конечно, детско-родительские отношения.
Причем оценить, что влияет сильнее — гены или среда, довольно сложно. Для примера отвлечемся от человека и обратимся к несколько более простым объектам, например к растениям.
Если вы когда-нибудь выращивали огурцы или, скажем, розы, вы знаете, как сильно влияет на растение среда. Температура, освещенность, удобрения, полив определяют урожайность, продолжительность плодоношения, выживание, наконец. Но никакие наши агрономические усилия не позволят вырастить из огурца помидор или петрушку.
Кроме всего прочего, с огурцами нам гораздо проще — мы можем позволить себе провести испытание температурных режимов или выяснить, какие микроэлементы, в какой период вегетации дадут наибольший эффект, загубив при этом сотни и тысячи экземпляров. В отношении людей подобные эксперименты, к счастью, уже не проводятся. Есть и другие сложности — человек живет несколько дольше огурца, поэтому очень трудно проследить влияние каких-либо воздействий в раннем детстве на то, что с человеком будет, скажем, в 50 лет. Кроме того, от огурцов нам нужен простой и понятный результат — урожай. Понять же и оценить, на что конкретно в человеке повлияло то или иное воздействие, неизмеримо сложнее. Даже у тех же огурцов мы можем обращать внимание на вкусовые качества, сроки созревания, размеры плодов, устойчивость к болезням и вредителям или, к примеру, на пупырчатость.
Что же говорить о «результатах воспитания» человека!
Поэтому когда ко мне приходят родители и спрашивают, как «правильно» нужно воспитывать ребенка, я никогда не могу ответить на этот вопрос, и в частности потому, что я не знаю, а чего они хотят от ребенка. Раннего урожая, лучшего вкуса или пупырчатости?
В этой книге мы постараемся немного разобраться с тем, какие из способов воздействия на ребенка к каким сиюминутным и долговременным последствиям могут привести.
Конечно, разные дети будут по-разному реагировать на те или иные воздействия. Естественно, что мы не сможем проанализировать все возможные сочетания детской психики и родительского влияния.
Мы поделим всех людей очень условно на две группы: с сильной нервной системой и с гибкой нервной системой.
Поскольку эти два термина используются во многих типизациях личности, сформулируем определения.
Мы будем говорить, что у человека сильная нервная система, если вступая в контакты и конфликты с окружающим миром, он пытается изменить окружающий мир под себя. То есть строит, ломает, воюет.
Мы будем говорить, что у человека гибкая нервная система, если вступая в контакты и конфликты с окружающим миром, он старается изменить себя. То есть адаптируется, приспосабливается, ориентируется на мнение окружающих.
Это очень условное деление. Сильная не значит хорошая, а гибкая не значит плохая. Более того, в каких-то ситуациях мы проявляем себя, скорее, как личности с сильной нервной системой, в каких-то — с гибкой.
Если мы посмотрим на историю человечества, то увидим, что в соответствии с этими определениями мужчины скорее относятся к личностям с сильным типом нервной системы, а женщины — с гибкой.
Еще одно важное определение касается понятия нормы.
Как правило, любые психологические закономерности, возрастные особенности, типологии характеров, возможности восприятия и еще миллион других характеристик, касающихся человеческой психики и человека вообще, — это результат усреднения данных наблюдения за сотнями, а иногда и тысячами испытуемых.
Получаемые в процессе исследования данные в большинстве случаев имеют так называемое «нормальное распределение». То есть если вы возьмете 10 тысяч случайно выбранных совершеннолетних жительниц России и измерите их рост, а потом сосчитаете, сколько из испытуемых имели рост начиная от самого маленького до самого высокого и отложите эти значения, вы получите примерно такую картинку (кривая А). Откуда будет видно, что в России в основном женщины имеют рост от 155 до 175 см.
Если сложить рост всех испытуемых и поделить на их количество, мы получим среднеарифметическое, равное примерно 165 см. После чего вы можете сказать, что средний рост россиянки равен 165 см (и это действительно так, желающие могут свериться с реально полученными данными), а не 180, как полагают многие, наблюдающие за жизнью через экран телевизора.
На самом деле обработка экспериментальных данных проходит несколько более сложно, но суть остается.
Среднестатистический российский мужчина имеет рост около 175 сантиметров (кривая Б). Причем разброс, т. е. разница в росте между самым низким и самым высоким ростом, у мужчин несколько выше, чем у женщин. То есть мужчины сильнее отличаются друг от друга, чем женщины. И это касается не только роста, но многих других характеристик.
Разница в «нормальных» показателях для мальчиков и девочек воспринимается как норма, простите за игру слов, если речь идет о росте, но она же есть и в скорости овладения различными навыками, например, речью. Девочки начинают говорить раньше, говорят чище и лучше выражают свои мысли. Для родителей мальчиков это иногда оказывается трагедией, когда, выйдя на детскую площадку, мама вдруг обнаруживает, что ее любимый малыш такой неразговорчивый по сравнению с болтушками девочками. При этом всегда найдется такой мальчик, который заговорит раньше и чище любых самых разговорчивых девочек, или будет ниже ростом (точка С).
Пожалуй, самый главный тезис, к которому мы будем обращаться постоянно: личность ребенка формируется не столько под воздействием наших идей, слов, нотаций и убеждений, сколько в результате наших действий. И эти действия влияют двояко. Во-первых, ребенок старается научиться делать так, как делают родители. Это то, что на биологическом уровне обеспечивает выживание вида, потому что родители — наиболее значимые персоны и основные учителя. Во-вторых, ребенок старается приспособиться к собственным родителям, в том числе научиться защищаться от них и выживать рядом с ними.
Обратимся снова к термину презентация в Монтессори-педагогике. Он означает точный показ ребенку какого-либо действия или целой их последовательности. Это одно из базовых понятий, поскольку все обучение ребенка строится именно на презентациях-показах, которые ребенок воспроизводит.
Если двухлетнему ребенку мы скажем: «Теперь тебе нужно взять большим и указательным пальцами правой руки этот шнурок на расстоянии двух сантиметров от его конца. Большим и указательным пальцем левой руки взять бусину, так чтобы не закрывать отверстие пальцами. Затем, двигая правую руку, направить конец шнурка в отверстие и просунуть его туда на два сантиметра, после чего отпустить бусину левой рукой и взять ее правой, а затем перехватить конец шнурка левой рукой».
Рассчитывать на то, что он сможет проделать все вышесказанное, не приходится, маловероятно даже то, что он дослушает эту инструкцию до конца. Но если вы покажете ему, как это делается, т. е. проведете презентацию, то он с удовольствием повторит, причем неоднократно. Потому что это так интересно в два года — нанизывать бусины!
Монтессори предложила этот метод — метод показа, как основной при обучении детей раннего возраста более ста лет назад. И вот совсем недавно нейробиологи открыли у человека и других высших млекопитающих так называемые «зеркальные нейроны».
Когда мы осуществляем какое-либо действие, в нашем мозгу «зажигаются» цепочки нейронов, связывающие разные участки мозга, отвечающие за разные функции и обеспечивающие выполнение действия. Например, если мы хотим взять со стола ручку, то сначала мы получаем зрительную информацию, которая, проходя через сетчатку глаза, поступает в зрительные зоны коры мозга, анализирующие цвет, форму, расстояние и скорость перемещения предмета. Обработанная информация поступает в зону принятия решений. Если мы собираемся взять предмет, то сигнал идет на моторные области коры, а оттуда к мышцам руки. Потом от пальцев, коснувшихся предмета, поступает информация о температуре, шероховатости, форме и весе в сенсорные зоны мозга, сверяется со зрительной, снова в зону принятия решений и опять на моторную. Если мы делаем это в первый раз, цепочка слабенькая и требует сознательного контроля, если же повторяем в сотый, она уже выросла, окрепла и функционирует, не требуя нашего сознательного вмешательства. Так формируются все наши двигательные навыки и автоматизмы.
Оказывается (и это одно из самых значительных открытий последнего времени в нейробиологии), что такие же цепочки формируются в мозгу не только когда мы сами что-то делаем, но и тогда, когда наблюдаем за процессом. Мозг как бы отзеркаливает чужое действие, таким образом обучаясь. Не у всех животных и даже млекопитающих есть такие специальные «зеркальные» нейроны. Только у тех, кто может учиться, наблюдая за другими, как правило, сородичами.
Именно поэтому мы можем повторить увиденное действие, а не только следуем инстинктивным программам и безусловным рефлексам. Именно поэтому в Монтессори-педагогике такое внимание уделяется точности презентаций, т. е. показу того, как переливать воду, стирать белье или обводить шершавые буквы. Чтобы каждый раз, когда ребенок наблюдает одно и то же действие, соответствующая ему нейронная цепочка становилась прочнее и надежнее, что позволит ему самому выполнить действие более точно и с большим успехом.
Когда мы говорим про воспитание или просто общение ребенка со взрослым, то здесь работают те же механизмы. Ребенок видит, как делает взрослый, и у него в мозгу формируется соответствующий сценарий повторения. Ребенок старается повторить действие. Ребенок слышит, что говорит взрослый, и, во-первых, он учится говорить так же и то же, а во-вторых, слышит и анализирует, что именно говорит человек, как выполнить то, что он говорит, и стоит ли вообще это делать. Наиболее ярко это видно в действиях детей младшего возраста, когда они копируют взрослых буквально во всем — как папа ходит, как дедушка сморкается, как мама красит губы. И что особенно возмущает родителей — это когда дети начинают читать им нотации или ругаться их же собственными словами, просто повторяя их. Что поделаешь, «зеркальные» нейроны…
В жизни мы полагаем, что воспитываем, когда говорим, на самом деле мы воспитываем, когда делаем. Например, если родитель очень агрессивен, то ребенок научается быть агрессивным, получая презентации поведения. Но кроме этого ему еще и надо выжить рядом с таким родителем. Агрессивные родители не терпят противостояния и открытой ответной агрессии, значит, ребенок должен научиться в присутствии родителя подавлять свои агрессивные импульсы, а в его отсутствие он может отрабатывать полученные навыки — например, бить других детей.
Поэтому основное, о чем мы будем говорить, — это то, что мы делаем и чему соответственно учится ребенок у нас, и к каким последствиям приводит приспособление.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современные родители. Как мы на самом деле учим и воспитываем детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других