Загадка фарфоровой балерины

Елена Андреевна Тюрина, 2020

Накануне Нового 1988 года студенты хореографического училища готовятся к грандиозной премьере балетной постановки. А ещё влюбляются, дружат, взрослеют. И только Настя, попавшая в прошлое благодаря фарфоровой статуэтке, постоянно начеку, потому что знает – где-то рядом жестокий маньяк. Кто станет его новой жертвой и окончит свои дни в старинном подземном ходе? Неужели первая красавица училища?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадка фарфоровой балерины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Новенькая

Танцуя, девушка воздела руки к небу. Ей казалось, что ещё немного, всего один прыжок, и она воспарит. Сил хватит, несомненно. Под этой нежной кожей и внешней хрупкостью скрыты стальные мышцы и железная воля. В каждом плавном её движении столько величия и силы! И столько красоты! Она не чувствовала под собой пола. Касалась его лишь для того, чтобы оттолкнуться и снова взмыть вверх — туда, куда поднимались звуки музыки и откуда падали звёзды… Невесомая, как пылинка в солнечном свете, пушинка одуванчика на летнем ветру, или снежинка во время ночной метели. Вокруг золотистое зыбкое марево и больше ничего. Ничего, кроме неё и музыки.

Она словно видела себя со стороны. Было удивительно, совершенно не прилагая усилий, так великолепно двигаться. Будто с самого рождения танцевала!

— Вы совсем оборзели, что ли, девочки? — громкий возглас прервал столь чарующий сон.

Настя открыла глаза.

— На класс никто не собирается, я гляжу?

— Тс, новенькая ещё спит! — шепнул кто-то.

— И что теперь? Пусть привыкает просыпаться вовремя.

Хлопнула дверь. После этого раздалось несколько сдавленных смешков.

Настя сонно моргала, не в силах сориентироваться, где находится, и понять, что ей снилось — она сама, погибшая балерина, или сон навеян тем, что вчера она пристально изучала найденную статуэтку. Не меняя позы и не шевелясь, девушка обвела глазами доступную взгляду часть комнаты. Это было студенческое общежитие. Не могла же она не помнить, как заселилась в общагу! Да и вряд ли в общежитии медуниверситета такой древний ремонт. Здесь же настоящий совок! Вон даже календарь на стене за восемьдесят седьмой год.

Потом Настю осенило. Комната больше походила на спальню в спортивной школе олимпийского резерва, в которой она проучилась пару лет, когда занималась гимнастикой — на стенах и на полках какие-то награды, скакалка на ручке двери. Родители мечтали сделать из неё профессиональную спортсменку, но девушка сумела настоять на своём и бросить спорт. Её больше интересовала медицина. Настя собиралась стать врачом и в этом году блестяще сдала ЕГЭ, а потом поступила на бюджет в медицинский.

А вот что творилось в её жизни здесь и сейчас — было совсем непонятно. В комнате у зеркала стояла какая-то девушка. На кровати напротив сидела ещё одна — рыженькая, кучерявая. Третью Настя не видела, но слышала её голос.

Та, что стояла перед зеркалом, была в одних трусах. Настя подивилась такой раскрепощённости и худобе. Самой ей до столь утончённого силуэта было далеко. Нет, полной она ни в коем случае не была. При росте метр шестьдесят восемь весила около пятидесяти килограмм. Но фигура «песочные часы» и бюст второго размера теперь ей казались даже пышными на фоне подобной стройности. Тем не менее, девушка, стоявшая у зеркала, не была тощей. Красивая грудь… такую форму, кажется, называют «лисьим носиком». Точёные плечи, тонкие запястья, нос с небольшой горбинкой, смуглая кожа. У Насти были длинные русые волосы и голубые глаза. А эта девушка являлась жгучей брюнеткой с красивыми тёмными очами. Её волосы доходили до ягодиц и слегка завивались на концах.

Наконец, надев платье и собрав свою шикарную копну в хвост, она вышла из комнаты. И тут же началось обсуждение какой-то Таньки. Наверное, именно она ею и была.

— А Танька-то, знаешь, какую партию с Тайгряном репетирует? — щебетала рыженькая. — Гаянэ.

— У нас «Гаянэ»2 будут ставить? — воскликнула наконец появившаяся в поле зрения третья девушка, блондинка.

— Ага, вроде бы только отрывок. Тебе-то в этот балет путь заказан. Явно на армянку не тянешь.

Обе засмеялись.

— О, новенькая проснулась, — оживилась рыжая. — Привет. Ты же Настя? Мартынова?

— Д-да, — с запинкой ответила девушка.

Таиться теперь не было смысла. Она откинула одеяло и села.

— Слышали, что ты вчера заселилась. Но мы допоздна были на репетиции, а когда пришли, ты уже спала. Кстати, я Тома.

— А я Катя, — улыбнулась блондинка.

Настя заметила на тумбочке свою балерину. Кстати, вчера она таки нашла на статуэтке синее клеймо в виде короны — знак производителя и год производства. Судя по надписи, создали балерину в 1936-м. На ней имелась надпись Unterweissbach (Унтервайсбах), значит, статуэтка привезена из Германии.

Всё окружающее Анастасию пространство было иным, не таким, каким она привыкла его ощущать. Но сказать, что конкретно не так, было пока трудно. Из отдельных деталей постепенно складывалась картинка реальности. Сначала календарь, теперь одежда. Она обратила внимание, что одежда её соседок была совсем не современной. Что-то подобное девушка видела на детских фотографиях родителей и старых снимках бабушки. Лосины? Да кто их сейчас носит? Джинсовые мини-юбки? Ну, допустим. Но футболка с Майклом Джексоном, висевшая на спинке стула…

— Слыхали? У нас в краеведческом новая выставка открывается к семидесятилетию Октябрьской революции, — заметила Катя, в свою очередь подойдя к зеркалу и принявшись наводить красоту. — Я думаю сходить.

— Да ну, ты серьёзно? — фыркнула Тома. — Уверена, что там скучно.

Семидесятилетие революции? Настя ошарашено переводила взгляд с одной девушки на другую. Историю она знала отлично и прекрасно помнила, что год революции — 1917-й. Значит, недавно отметили столетие — в 2017-м…

— А точно к семидесятилетию? — неуверенно подала она голос. — С чего бы?

— Как это с чего? В этом году вообще намечаются грандиозные празднования. Горбачёв в своем докладе…

Анастасия недослушала, соскочила с кровати и подошла к окну. Местность девушка узнала сразу. Старый центр её родного города. Только не было на привычном месте кафе «Плакучая ива», исчез бюст первого мэра и рекламные щиты. Да и зелёных насаждений не оказалось там, где они ещё недавно были. Зато слева обнаружилась красивая аллея, по обеим сторонам которой стояли тополя. Такого места Настя совершенно не помнила, даже готова была поклясться — этой аллеи никогда здесь не было.

Чтобы поверить в случившееся, нужно явно быть не в себе. Но никакого иного объяснение, кроме того, что она оказалась в прошлом, Настя найти не могла. Накрыла паника. В ушах зашумело, сердце заметалось, стремясь попасть куда-то в горло. Анастасия помнила, что при сильном волнении или стрессе нужно попить воды — глотательные движения помогают сердцу вернуться в нормальный ритм. Увидев на столике у двери стакан и чайник, так и сделала.

— Эй, всё нормально? — оглянулась на неё Катя.

— Да. Что-то голова болит.

— Так ты, может, в зал не ходи сегодня? Освойся тут. Мы тебя отмажем.

— Ты что, ей от Валентины влетит! — испуганно уставилась на блондинку Тома.

Та лишь отмахнулась.

Когда все отправились на класс, Настя, наконец, получила возможность побыть наедине с собой и всё обдумать. Она, конечно, читала про попаданцев в другие миры и в прошлое. И фильмы такие видела. Даже какой-то российский сериал про то, как мужик попал в СССР. Но как такое могло случиться с ней самой? Это же всё не может происходить на самом деле!

Девушка открыла стоявшую у её кровати тумбочку. Там оказались различные мелочи вроде косметики, расчёсок, заколок. Ленинградская тушь, в которую нужно плевать, чтобы накраситься… Настя с тоской закатила глаза.

В чемодане обнаружилась одежда как раз её размера. И тоже крайне устаревших фасонов. Такое, наверное, ещё её бабушка носила. Должно быть, она попала сюда вместо какой-то своей тёзки, настоящей Анастасии Мартыновой.

Девушка задумалась — что делают попаданцы в первую очередь? Как назло, ничего не приходило в голову. Но вдруг её осенило — нужно понять, зачем она здесь, выполнить возложенную на неё миссию, и тогда она вернётся домой! Своё приключение она связывала с найденной статуэткой и останками. Все увиденные ею студентки были как на подбор стройными, прямыми, будто палки, и очень хрупкими. «Балерины? Точно, у них же в институте культуры, в который Костик поступил, когда-то было балетное отделение», — подумала Настя. Но его закрыли ещё в двухтысячном или даже раньше. Или это «кулёк» потом образовался на базе хореографического училища? Не важно. А что, если та погибшая — одна из её соседок? Значит, ей нужно выяснить, кто именно, и предотвратить несчастье. Но как это узнать? И как не подать виду, что она совсем не из этого времени? Только бы не проговориться о том, что произойдёт в девяностых. Тут же, скорее всего, все ещё верят в светлое коммунистическое будущее. Радует, по крайней мере, то, что она не оказалась в каком-нибудь пятнадцатом веке где-нибудь в Турции…

Постойте-ка… А ведь получается, она и сама теперь балерина? Настю накрыла очередная волна страха. Она читала, какая адская у балетных танцовщиц жизнь. Классы, растяжки с утра до поздней ночи, жёсткие ограничения в еде, травмы, стёртые до кровавых мозолей ноги… Она уж точно не потянет такое существование! Этим нужно заниматься с самого детства. А начинать в семнадцать уже наверняка поздно! Даже если ты сама — бывшая спортсменка.

Неожиданно Анастасии пришла в голову удачная идея. Если она в своём же городе, и в относительно недалёком прошлом, значит и её близкие здесь! Попробовать связаться с ними? Но через секунду радость потухла. Её родители — ещё совсем дети. Отцу десять, матери семь. А бабушке сейчас нет и тридцати. Она сочтёт ненормальной девицу, которая придёт и заявит: «Здравствуйте, я ваша внучка».

Настя вспомнила, что семья отца переехала сюда гораздо позже. Да и где жили родители матери, она точно не знает. Так что теперь и не найти никого. Значит, увидеть ещё живых и молодых дедушек и вторую бабушку — мать отца, не удастся.

Девушка села на кровать и взяла в руки статуэтку балерины. Снова принялась её рассматривать, гадая, как такая красота могла оказаться среди хлама в подземелье.

Она не слышала, как отворилась дверь и в комнате появилась Татьяна. Только теперь на ней было не платье, а чёрный купальник, лосины, короткая юбка, гетры и наполовину расстёгнутая спортивная куртка. Тяжёлые тёмные волосы были убраны в узел на затылке.

— Эту балерину мой дед привез из Берлина в сорок пятом, — заметила она, параллельно роясь в своем шкафчике.

— Так это твоя статуэтка? — спросила у неё Настя несколько разочарованно.

— Ну да. Я, можно сказать, благодаря ей и пошла в балет. С детства ею любовалась. Хотела быть на неё похожей.

После некоторой паузы, Таня заметила:

— А ты зря сегодня не пошла на класс. Валентина орала.

— Кто это?

— Наш хореограф Валентина Валерьевна, — Татьяна поглядела на неё снисходительно.

— Это она сказала утром, что мы оборзели?

— Да.

— Грубиянка какая-то.

Таня лишь пожала плечами. Взяв из шкафа нужную вещь, девушка так же быстро испарилась. Настя посмотрела на дверь. Вот и нашлась хозяйка статуэтки. Выходит, это её останки покоились в деревянном ящике? Кто же и за что так поступил с этой хрупкой большеглазой девчонкой, которой на вид едва ли дашь шестнадцать? Переведя взгляд снова на балерину, Настя мысленно спросила: «Ты хочешь, чтобы я предотвратила гибель твоей хозяйки?» Фарфоровая красавица оставалась безмолвна.

— И как я это должна сделать? — уже вслух поинтересовалась девушка. — Я что, всемогущая? Если уж перенесла меня сюда, так помогай!

Однако ответа не дождалась.

Побродив по комнате, рассматривала вещи своих соседок и пыталась угадать, какой у каждой из них характер. Улыбнулась, мысленно сравнив себя с Тоськой — героиней советской комедии «Девчата». Это был один из любимых фильмов её бабушки, поэтому в детстве она смотрела его очень часто. Потом Настя взяла со стола блюдо с яблоками, села на подоконник и поставила его рядом. В животе урчало от голода, но она не замечала этого. Где-то прогрохотал трамвай.

Грустные мысли то и дело накатывали очередной волной отчаяния. Как же там её мама? С ума, наверное, сходит. Где она сама будет брать деньги? Что, если приедут родители настоящей Насти Мартыновой? Вопросы наслаивались один на другой, а ответов не находилось. Может быть, сказать этой Тане прямо: «Тебя ждёт опасность. Будь осторожнее». Например, сделать вид, что она может предсказывать будущее. Однако есть риск, что её сочтут сумасшедшей.

А вдруг в той своей нормальной жизни, в 2019 году, она умерла? Вдруг там всё закончилось? Бывает же, что люди умирают во сне. Эта мысль так поразила Настю, что она побледнела. Снова накрыла паника и какой-то животный страх. Если она умерла, то уже никогда не сможет вернуться!

Осознание всего произошедшего приходило постепенно, не сразу. Вызывая то ужас, то восторг. Если это случилось с ней, значит, она особенная, значит, сильная и сможет всё сделать, как надо! И следом другая мысль — ну почему это случилось с ней! Она ещё почти ребёнок, недавно окончивший школу! Она слабая девочка, которая никогда ни за что не боролась!

Настю бросало из крайности в крайность. То её трясло, как в лихорадке, то наступало абсолютное безразличие. Её реальный мир отсюда выглядел просто идеальным, светлым, добрым и почти сказочным. Действительность, в которой она по воле рока оказалась, пугала. А ещё здесь всё было предрешено. Война в Афгане, развал Союза, Чечня, нищета девяностых. Ничего хорошего в ближайшие годы ждать не приходилось. Бабушка часто рассказывала о том времени, когда они всей семьёй были вынуждены торговать на рынке собранными на улице яблоками и абрикосами, а ещё собственными выращенными овощами. Это позволяло купить макарон и соевого мяса. О настоящем оставалось только мечтать. Потому что на работе зарплату не платили по полгода. Спасали огород и торговля.

Настя сидела на подоконнике, глядя в окно на осенний город — родной и чужой одновременно. Было страшно выйти за пределы комнаты. Но придётся решиться. Иначе её исключат из училища, и возложенная на неё кем-то незримым миссия будет провалена. Тогда-то уж точно не получится вернуться домой.

Девушка вся сжалась в комочек, подсознательно желая исчезнуть. Было ощущение, словно она за эти несколько часов прожила несколько жизней. Она ничего не делала, никуда не ходила, но чувствовала себя выжатой, как лимон. Эмоции так бесновались, переполняя душу, что, в конце концов, опустошили её. Нужно было отключиться хоть на какое-то время и ни о чём не думать. Но получится ли?

Незаметно потемнело. Неужели она вот так просидела весь день? Настя оглянулась, нашла взглядом балерину, а потом снова посмотрела в окно. Город теперь светился огнями. Фонари, много фонарей и совсем нет неоновых вывесок. Непривычно было видеть его таким.

Вечером девочки позвали её ужинать, и случилось то, чего Настя боялась больше всего. Тома, жуя салат, спросила:

— Расскажи, как там у вас в училище было? И почему ты к нам перевелась? Говорят, у вас очень сильная балетная школа, не в пример нашему захолустью.

Настя испуганно сглотнула ком. Кто знает, из какого города по легенде должна была приехать настоящая Анастасия Мартынова? Надо было хотя бы в «свои» документы заглянуть.

— Да… родители переехали сюда, вот и пришлось… — пролепетала девушка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадка фарфоровой балерины предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

2

«Гаянэ» — балет Арама Хачатуряна в четырех актах. Это яркий пример произведения искусства, созданного по политическому заказу. «Гаянэ» принадлежит неоспоримая пальма первенства по количеству постановок. Этот балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира, где он исполнялся, благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я