Выше облаков. Книга для родителей будущих звезд, или Как стать продюсером для своего ребенка

Елена Александровна Канойко

Книга о том, как разглядеть способности и помочь ребенку раскрыть свои таланты, найти призвание и отыскать свой путь к успеху.Практические советы, богатый опыт и жизненные истории помогут родителям выстроить стратегию продвижения талантов своего ребенка.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выше облаков. Книга для родителей будущих звезд, или Как стать продюсером для своего ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1.

«О, сколько нам открытий чудных…»

Разбираемся в основных понятиях. Изучаем!

Фундамент наших талантов: способности, задатки, склонности

Я буду стараться не перегружать вас теорией по детской психологи и педагогике, но полностью без нее не обойтись: нам с вами нужно будет сразу договориться, какими понятиями мы оперируем в беседе, чтобы не получилось «я вам про Фому, а вы мне про Ерему».

Если вам не очень интересна эта тема, можете смело перейти к следующей. А тем, кто хочет разобраться в основных понятиях, я постараюсь помочь.

Итак, что же первично и что определяет наши таланты? Талант дается от рождения или это результат работы над собой? Что вы об этом думаете?

Тема эта окружена большим количеством домыслов и легенд. Если мы говорим о талантах и способностях, давайте с вами для начала разберемся — что это такое и чем они отличаются.

Обратимся к Википедии как к самому общедоступному источнику информации (не у всех же дома есть труды по педагогике):

Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.

То есть просто умение ребенка рисовать, барабанить по клавишам или громко петь в душе не говорит о его выдающихся способностях в данной области.

В классической педагогике считается, что способности не могут быть врожденными, от рождения каждому даются только задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. Если перевести на обычный язык — это то, что дается нам от природы и связано с психикой и физическими особенностями с самого рождения.

Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях.

Характеристики задатков:

1) они многозначны, то есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности;

2) задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, то есть развитие других задатков.

Давайте разберемся.

Есть результаты интересных научных исследований, которые говорят о том, что мозг одаренных людей с младенчества развит неравномерно. Та его часть, которая ответственна, скажем, за математические способности доминирует над другими областями. Со временем математические нейроны начинают «эксплуатировать» нейроны из соседних зон, у которых вообще-то другое предназначение.

Примеров, подтверждающих эти утверждения, предостаточно. Но существуют и случаи, когда люди были талантливыми не в одной какой-то области, а сразу в нескольких.

Например, Муслим Магомаев, — талантливейший певец и музыкант, — был великолепным скульптором и художником. Федор Шаляпин сам создавал эскизы к своим сценическим образам. Абсолютно уникальным по спектру талантов был Юрий Богатырев: великолепный актер, музыкант, художник и автор изумительных шаржей.

Таким образом, можно сказать, что задатки — это физические предпосылки к определенного вида деятельности. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека.

Есть мнение, что «при отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня» (Сидоров П. И., Парняков А. В. «Клиническая психология», стр. 383).

Вы уловили ход моих мыслей? (И не только моих — психология и медицина это подтверждают.) Давайте, повторю:

Даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Это нам, как родителям, должно быть очень интересно!

Вернемся к нашим способностям.

Способность, по мнению ученых, начинает существовать только вместе с деятельностью. Причем способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

К примеру, нам с раннего детства мама часто играла на фортепиано — просто для удовольствия. Тем самым тренируя наш слух и чувство ритма. И когда я пришла в музыкальную школу поступать «на пианино», выяснилось, что у меня абсолютный слух, чувство ритма и что-то там еще уникальное (а если бы я никогда не слушала музыку, есть ли гарантия, что мой слух и чувство ритма оказались столь развитыми?). В результате я семь лет проиграла на скрипке и, нужно признаться, с момента последнего выпускного концерта в руки ее не брала. А на фортепиано играю легко, подбирая любые мотивы по слуху и с большим удовольствием.

Вот тут мы с вами можем затронуть еще одну особенность, связанную именно с мотивацией, — склонности. То есть то, к чему лежит душа, чем ребенок или взрослый занимается легко и с удовольствием.

Склонности и способности тесно взаимосвязаны: ребенок начинает заниматься чем-либо из интереса и продолжает, если ему нравится, тем самым давая способностям раскрыться. И с другой стороны, сами способности, приводя к успешной деятельности, закрепляют склонности позитивным опытом.

Давайте еще раз остановимся и прислушаемся: раскрыть свои способности можно только при наличии желания, интереса, позитивного опыта — склонности; из-под палки это сделать будет очень сложно.

Одаренность — ступенька к успеху?

Теперь разберемся с одаренностью. Так называют — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека; комплексное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении деятельности.

Одаренность тоже не дает гарантии того, что вы или ваш ребенок добьется больших результатов, это лишь возможность достичь успеха.

Происхождение термина «одаренность» опирается на представление о «даре» — высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности развития.

Можно выделить следующие виды одаренности детей (по В. В. Щорсу):

1. Художественная одаренность (в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники); она основывается на эмоциональной сфере.

2. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонности мышления. Существует 4 признака творческой одаренности:

1) оригинальность идей и продуктов — необычное и нестандартное решение любых проблем;

2) способность находить идеи в новых и сложных ситуациях — нестандартное видение предмета, использование его функций в какой-то новой ситуации;

3) образная гибкость мышления — способность изменить форму объекта так, чтобы увидеть новые его возможности;

4) семантическая или словесная гибкость мышления проявляется в детском возрасте в форме повышенной чувствительности к речи. Ребенок относится к новым формам слова и высказываний как к живым объектам.

3. Социальная (лидерская) одаренность — исключительная способность выстраивать долговременные, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Это будущие лидеры, педагоги.

4. Интеллектуальная и академическая одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Ребенок с данными способностями может показывать чрезвычайные способности к обучению.

5. Двигательная (психомоторная) одаренность — исключительно спортивные способности.

6. Духовная одаренность связана с моральными качествами, альтруизмом.

7. Практическая одаренность проявляется в том, что люди, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно на работе доминируют в решении проблем, где задействовано абстрактное мышление.

Одаренные дети выделяются из череды сверстников яркими, очевидными способностями, хорошей памятью, абстрактным мышлением и своеобразным изложением своих мыслей. Для выявления одаренных детей реализуются программы в дошкольных учреждениях образования, в школах и в системе дополнительного образования и кружковой работы.

Проблемы одаренных детей

Быть талантливым и одаренным — это не сплошные праздники и вручения наград. Как правило, одаренные дети не только проявляют выдающиеся способности, очень часто они отличаются особенностями восприятия окружающего мира: больше видят, замечают, имеют на все свою точку зрения. Вроде как все это замечательно.

Но наряду с плюсами есть и минусы: одаренные дети часто отличаются повышенной чувствительностью, уязвимостью, болезненно переживают любую критику в свой адрес, воспринимают все происходящее на свой счет. Далеко не всегда с такими детьми легко и просто.

Зачастую одаренность бывает скрытая и не всегда может быть замечена и распознана. Часто потенциальные возможности ребенка оказываются незамеченными из-за его сложного поведения, явно отличающегося от нормы. По исследованиям американских ученых, 60% выдающихся и знаменитых людей имели серьезные проблемы при обучении в школе.

Давайте вспомним гениальных людей, у многих из них были проблемы с обучением:

Альберт Эйнштейн, основатель современной физики, лауреат Нобелевской премии, научился говорить только в 4 года, а читать — лишь в 7 лет. В школу пошел позже своих сверстников, плохо учился, а в 15 лет и вовсе был исключен из гимназии за неуспеваемость.

Отто фон Бисмарк, канцлер Германский империи, плохо учился, а работал еще хуже: устраивался на службу только по протекции, и его либо отовсюду выгоняли, либо он уходил сам, не в силах выполнять рутинную работу.

Отец Вольтера говорил о нем и его брате: «Я вырастил двух дураков. Один дурак в прозе, а другой — в стихах».

Людвиг ван Бетховен делал орфографические ошибки, а деление и умножение так и не осилил.

Д. И. Менделеев ненавидел рутину гимназических стен и учился посредственно. С особым усердием он занимался лишь двумя предметами — математикой и физикой.

Многим одаренным детям просто неинтересен стандартный набор школьных предметов, им интересна только определенная отрасль знания. Кроме того, в силу своей чувствительности и ранимости, одаренным детям подчас сложно найти общий язык с коллективом. То есть одаренность может проявлять себя как вид девиантности (отклонения от нормы), приводя к трудностям в социализации и адаптации.

Л. Холлингзуорт выделила наиболее явные особенности, присущие талантливым детям:

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии.

Джон Уитмор изучал причины уязвимости одаренных детей и привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность в совершенстве. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

3. Нереалистичные цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

4. Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимул.

Иногда очень сложно увидеть в своем ребенке одаренную личность, особенно когда приходится многократно делать ему замечания или расстраиваться из-за того, что он «не соответствует» школьным эталонам.

Мне кажется, что в нашем обществе гении и таланты становятся исключением из правил потому, что большинство из них все же приучили «соответствовать» и «не выделяться». Дети с юных лет попадают под прессинг правил. Из лучших побуждений. Это понятно.

Конечно, удобнее жить с послушными детьми, которые «не напрягают», да и увидеть грань между невоспитанностью, вседозволенностью и потребностью быть другим — тоже сложно.

Но если мы хотим вырастить гения, нужно самим «соответствовать» и создать условия для того, чтобы этот гений проснулся. Во всяком случае, ослабить хватку, дать возможность ребенку проявлять свои чувства, пробовать, ошибаться, быть собой.

Все грани таланта

Что же такое талант?

Талант — слово греческого происхождения, обозначающее меру веса, которой измеряли драгоценные металлы и взвешивали монеты, крупную сумму денег в золоте или серебре. Потому слово «талант» и обрело значение чего-то ценного.

В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл) талант в землю, разменял и умножил (развил) свой талант. Оттуда и пошло употребление слова «талант» в переносном значении — как дар божий, возможность что-то делать.

Талант — это определенные способности ребенка, которые можно раскрыть через их развитие. Но сначала нужно определить, к чему человек проявляет особый интерес (склонности), в какой деятельности у него отмечаются большие успехи (способности). То есть талант нужно не просто иметь (это задатки и способности), но еще найти и реализовать его, а талантливые дети — это такие дети, у которых раскрыты их способности к той или иной деятельности.

Как правило, таланты можно обнаружить еще в детстве. К тому, что ребенку чаще приходится видеть, слышать или делать, у него появляется предрасположенность. И несмотря на то, что любой талант вполне можно попробовать развить с нуля, если у человека все же есть предрасположенность к определенному виду деятельности, например спорту или музыке, то этот талант будет развиваться гораздо быстрее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Выше облаков. Книга для родителей будущих звезд, или Как стать продюсером для своего ребенка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я