Прими наилучшее управленческое решение

Елена Александровна Балабанова, 2022

Книга знакомит читателя с некоторыми идеями принятия решений и показывает, как можно улучшить принимаемые решения на практике. Материал представлен в простой, без углубления в детали теории форме. Автор показывает, как принятое одно неверное стратегическое решение может обернуться гибелью для компаний.Книгу можно использовать как практическое руководство или прочитать для принятия собственных выводов. Будет полезна всем, кто стремится к созданию эффективной системы принятия решений.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прими наилучшее управленческое решение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава I

Проект. Как все развивалось

В этой части мы опишем историю действующих лиц, как проходил процесс принятия решения.

Начало проекта. Действующие лица

«Из пяти смертных грехов бизнеса первым, и как правило, самым распространенным является излишнее стремление к получению прибыли»

Питер Друкер

Описываемый случай, как и любая история подобного рода, уникальна, если говорить о деталях. Но проблемы, описанные здесь, весьма типичны. Более того, сегодня они становятся нормой. Поэтому, когда будете читать, можете задать себе вопрос: а не происходят ли у меня подобные ситуации?

События разворачиваются в небольшом региональном городе с населением всего 140 000 человек, в компании «Авангард», дилерском центре, у которого заключены договоры с производителями ряда известных марок автомобилей. Руководитель компании — молодой человек, Алексей Иванов, 27 лет, с высшим образованием открыл успешный автомобильный бизнес, группа компаний насчитывала до 60 человек, исходя из классификации относился к категории среднего бизнеса. Он был женат, несовершеннолетний ребенок. В целом очень положительная семья. На протяжении 3-х лет компания работала весьма прибыльно, были открыты новые точки продаж, в городах с населением более 1 000 000 человек. Одновременно он открыл сервисную компанию по ремонту автомобилей и компанию по продаже автозапчастей. Не кому не секрет, что создается группа компаний в целях минимизации операционных расходов.

Бизнес он вел, как и многие другие предприниматели, корпоративная система управления у него отсутствовала, он за год мог поменять от 2 до 3 бухгалтеров. Это было связано с тем, что молодой генеральный директор постоянно придумывал новые схемы оптимизации расходов компании.

Напомню, уважаемый читатель, на момент создания бизнеса Иванову А. было всего 27 лет. И у него был ранее опыт создания бизнеса, не совсем успешный. И здесь уместно привести результаты исследования, ученые Кембриджского университета провели исследования мозга и нервной системы и заявили, что до 30 лет люди не могут считаться по-настоящему взрослыми. Они считают, что закон, определяющий наступление совершеннолетия в 18 лет, — это «абсурд», пишет Independent.

Процесс взросления обусловлен прежде всего изменениями, происходящими в головном мозге. Они длятся еще долгие годы после 18 лет и влияют на поведение людей.

«Переход личности от детства к взрослой жизни имеет много нюансов, на это уходят десятки лет. Четкий возраст указать очень сложно», — заключил нейробиолог Питер Джонс, который руководил исследованиями, на конференции в Оксфордском университете.

Как работала бизнес-модель по продаже автомобилей? Заключив договор с производителями определенных марок, компания начала привлекать физических лиц на продажу автомобилей. Если ты захотел купить автомобиль, передаешь всю сумму денег автосалону, и он на эти средства приобретает автомобиль, получается ты на время ему предоставляешь беспроцентный заем, полученные средства он отправляет на покупку машину.

Покупатели же хотят покупать машины, которые уже стоят в салоне, поэтому молодому предпринимателю пришлось оформлять кредиты и передавать в залог банку товары в обороте, автомобили.

Товары в обороте в банковской деятельности являются одним из видов обеспечения возврата кредита и применяются достаточно часто. Причина ясна — у молодых компаний материальные активы отсутствуют, помещение они арендуют, автомобили в обороте, одна партия поступила — реализовалась, следующая. Молодому предпринимателю конечно надоело быть постоянно в кредитах, платить проценты, иметь минимальную прибыль. И он искал другие сценарии развития бизнеса, варианты оптимизации, вывод компанию на новый, более высокий уровень рентабельности.

Встреча, изменившая его жизнь произошла в Санкт-Петербурге. Алексея познакомили с Ириной Алексеевной, генеральным директором небольшой консалтинговой компании, которая оказывала юридические услуги и услуги в сфере недвижимости в Санкт-Петербурге.

Так как компания ООО «Авангард» планировала расширение, на первоначальном этапе своего сотрудничества они заключили договор на оказание услуг по поиску в аренду помещений для автосалонов в городах с численностью жителей более 1 000 000 человек, в пакет услуг было включено и юридическое сопровождение. И у них успешно началась совместная деятельность. Открытие автосалона, согласно требованиям автодилера, достаточно дорогое вложение. Поставщики автомобилей предъявляют много требований к помещению по площади, ремонту, количеству сотрудников. У автомобильного бизнеса Алексея было недостаточно оборотных средств.

Алексей был обеспокоен финансовыми вопросами, он понимал, что его группа компаний долго не сможет существовать в регулярном дефиците денежных средств.

Компания продавала автомобили трех дилеров, одновременно развивался ремонт автомобилей, в том числе и гарантийный, отдельная компания занималась вопросами продажи автомобильных запчастей, обороты росли, но денежных средств не хватало, арендные платежи за салоны, проценты за использование кредитных ресурсов, заработная плата сотрудникам практически сводили к нулю всю прибыль. Алексей даже не мог позволить себе купить собственное жилье для своей семьи, все деньги были вложены в оборот бизнеса. Он мечтал, что когда то, он заживет жизнью успешного человека и он готов был участвовать в рискованных проектах.

Стартап был и у юридической компании, генеральный директор Ирина Смирнова была озабочена вопросами привлечением клиентов и повышением доходов. Она переехала в Санкт-Петербург и искала сферы применения своего опыта. В 2012 году она создала юридическую компанию, арендовала офис в бизнес-центре. Основные клиенты приходили по рекомендации, в том числе руководители малого и среднего бизнеса, просто состоятельные люди, которые зарабатывали на инвестициях в недвижимости.

У Ирины был опыт работы в администрации регионального города в регионе, где она курировала достаточно интересный инвестиционный проект в сфере недвижимости. И поэтому, постепенно вникая в бизнес Алексея, у нее появился проект по приобретению земли сельскохозяйственного назначения, изменения категории земельного участка. Для реализации проекта требовались финансовые вложения. И знакомство с Алексеем состоялось своевременно. Подобный проект она и предложила осуществить Алексею, как собственнику бизнеса. На период начала их совместной деятельности собственники испытывали недостаток денежных средств на личные нужды. И у них было огромное желание заработать… Не важно какими путями.

Как принимались решения

Общая встреча руководителей компании состоялась осенью 2012 года, и они обсудили варианты совместной деятельности. Регулярные встречи, совместные совещания в ресторанах, активное обсуждение путей развития инвестиционного проекта…Да, да, все решения принимали вдвоем. О привлечении специально обученного человека, обладающего навыками фасилитатора, который мог бы безоценочно и не заинтересовано вести данные встречи, конечно, не было и речи, о сотрудниках просто забыли.

В чем заключался проект? Все достаточно просто, схема была не новая.

Многие из нас знают, что согласно Земельному Кодексу, в нашей стране различают несколько категорий земельных участков.

Сельскохозяйственной земли в регионах достаточно много, стоит она не дорого. Понятно, что в нашей стране нецелесообразно вкладывать в развитие сельского хозяйства, поэтому многие предприниматели меняют категорию земель и используют земли под другие коммерческие цели. В этом случае приобретенная земля, включается в границы населенных пунктов, вид землепользования меняется на земли населенных пунктов и происходит смена разрешенного вида использования, например под строительство объектов коммерческой деятельности, стоимость земельного участка возрастает в десятки раз. Так и в задуманном проекте, после изменения категории земельного участка кадастровая стоимость земельного участка подорожала в десять раз.

Купить землю сельхозназначения и изменить ее категорию, повышается стоимость земли в десятки раз (кто о такой прибыли не мечтает?) и себе построить автосалон, остальную продать и конечно погасить кредиторскую задолженность.

Мы с вами позднее разберем, почему собственники так себя ведут с помощью доктора И. Адизеса, мировой методологии, которой более 48 лет на рынке. Все объясняется достаточно просто с научной точки зрения. Я познакомилась с методологией еще в 2008 году, работая в банке, использую его инструменты в работе.

Схема совместного бизнес-проекта была достаточно проста. Компания Алексея берет кредит на пополнение оборотных средств, покупает землю, передается в залог банку, так как другие активы отсутствовали.

Чтобы обосновать изменение категории земельного участка и обозначить конкретную социальную пользу для общества, в целях планируемого развития региона был разработан проект, согласно которому должен был быть построен огромный Деловой бизнес-центр, ряд автосалонов и Торговый центр.

Насколько задуманный проект был изначально дееспособный? Приобретенный земельный участок располагался на территории деревни, до областного города было недалеко, всего 8 км. И возможно когда-нибудь, в далекой перспективе, этот населенный пункт могли включить в границы города… Но на момент приобретения земельного участка в деревне жили всего 250 жителей, насколько им нужен был Деловой бизнес-центр и Торговый центр огромной площади? Поэтому изначально задуманный проект не отвечал требованиям инвестиционной политики. Руководители города недоумевали, для чего инвесторам вкладывать денежные средства в неперспективное направление. Реальных денег у партнеров на данный утопический проект не было… Все строительство планировалось начинать за счет денежных средств, полученных от продажи хотя бы одного земельного участка.

Что делать с земельным участком 24 гектара, если нет денежных средств на строительство? Партнеры поступили, как и планировали изначально. Земельный участок был разделен на четыре участка, три из которых планировалось продать инвесторам, на последнем построить автосалон-дилерский центр. Но продавать от имени юридического лица не совсем выгодно, более 30 % уйдет в налоги. Данный вопрос по оптимизации налогов был решен достаточно быстро. Многие юридические лица, представители малого и среднего бизнеса, выводят активы на физических лиц, которые зарегистрированы в статусе предпринимателя, в этом случае налог составит всего 6 % от суммы продажи, что существенно меньше, если бы продажа осуществляется от имени юридического лица.

Нужны были четыре физических лица, на кого переписать разделенные участки, родственники собственника бизнеса Алексея не подходили, в случае проверок сделки могли быть обжалованы, признаны недействительными, так как родственники относятся к аффилированным лица, к ним со стороны налоговых органов особое внимание.

Партнеры не долго думали, решение было найдено достаточно быстро. Было установлено вознаграждение в размере 200 000 рублей лицам, кто решится переоформить на свое имя земельные участки. Первый участок решили оформить на генерального директора и собственника юридической компании, второй на ее сына, на остальные тоже нашлись. На последний участок искали долго доверенное лицо. В памяти партнеров возникла Светлана Петровна, женщина, которая однажды воспользовалась услугами Ирины в качестве юриста. Она была уже на пенсии. Светлана Петровна была надежным человеком, рисков, что впоследствии она откажется продавать участок и отдаст полученные средства, не было. Начался процесс переоформления земельных участков. Каждый участок был продан за 1 000 000 рублей, денежные средства опять же были выведены из оборота компании, возвращены по договорам купли продажи.

Земельные участки были выставлены в открытой продаже, особо желающих покупать их не было. Компания Ирины провела большую работу по реализации, всем сетевым магазинам было сделано предложение о покупке земли. Привлекались другие агентства. Заинтересованных лиц не было.

У Алексея финансовые показатели критически падали, все денежные средства он вывел из оборота, которые необходимо было чем-то восполнять. Он еженедельно звонил Ирине и уточнял в чем дело, когда начнется реализация участков, стоимость понижалась, но потенциальных покупателей не было. У него начиналась паника, денег никто уже не давал, даже по серым схемам.

Вопрос: оцените самостоятельно, какие действия руководителей привели к отрицательным результатам?

События развивались не по задуманному плану

У компании Алексея образовалась значительная кредиторская задолженность, кредиторы начали предъявлять к нему требования. И в итоге, один из кредиторов, неожиданно подает заявление о признании его банкротом и возбуждается процесс. На практике одновременно подается заявление в правоохранительные органы о возбуждение дела по факту мошенничества. В результате, 02 сентября 2014 в офисе компании начался обыск, наложен арест на имущество. И как следствие, паника в офисе и выстроенный кое-как бизнес покатился под откос. Стало ясно, что ничего не восстановить… Алексей, которому было всего 30 лет, скрывается, правоохранительными органами объявлен в розыск.

Казалось бы, можно поступить просто: признайся, что сделки фиктивные, отдай банкам заложенную землю. Возможно, Алексей так бы и поступил. Но в этом случае, ничего не зарабатывает Ирина, директор юридической компании, а она, по ее мнению, вложила много сил в данный проект.

И они снова принимают решение. Насколько оно качественное, можете оценить сами, уважаемые читатели.

По рекомендации Ирины разрабатывается соглашение, что двое партнеров, Ирина и Людмила, с которыми принималось первоначальное решение, внесли в компанию несколько миллионов в качестве инвестиций в проект и когда категорию земли изменили, переоформили на третьих лиц по указанию инвесторов. Надо же было так закрутить… Коллеги Ирины, юристы с большим опытом работы, предупреждали, что данный шаг повлечет признание всех сделок недействительными, но партнеры упорно шли к цели и затягивали уголовный процесс.

Алексей находился в федеральном розыске. А 3 декабря 2014 года в офис юридической компании в Санкт-Петербурге зашло несколько человек, предъявили свои удостоверения и постановление на обыск. В офисе начался обыск. Сотрудники были очень шокированы, предоставили сотрудникам правоохранительных органов свои компьютеры для анализа. Все системные блоки, документы, материалы были изъяты, документация просмотрена.

Когда Ирина Алексеевна приехала в офис, обыск подходил к концу, сотрудников опросили, составили протокол изъятия техники. И уполномоченный сотрудник приступил к допросу генерального директора. И какое же было ее удивление, когда в конце ее опроса, Ирине было предъявлено постановление о ее привлечение в качестве обвиняемой и аресте… Такого исхода она даже не представляла. Правоохранительные органы вполне логично сделали выводы, что подобную схему Алексей не мог разработать, у него не было опыта ввиду его молодого возраста и понятно, что без более старшего советника в этом проекте не обошлось.

Что же спасло Ирину от ареста? Если бы ее арестовали и увезли в город, где происходили все действия, неизвестен был бы исход дела в отношении ее. Спас ее сотрудник, он подсказал, что выход только один — госпитализация. Ирина Николаевна действительно страдала гипертонией, ей достаточно было выпить пару чашек кофе и давление поднималось. Вызвали скорую помощь и Ирину госпитализировали. После больницы она сразу улетела в Индию, благо билеты были приобретены заранее. Целый год продолжалось расследование уголовного дела в отношении генерального директора юридической компании Ирины.

Вопрос: вы можете спросить себя, принимаете ли и вы иногда такие решения? Какие риски не были учтены при принятии решений?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прими наилучшее управленческое решение предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я