По следам Дракулы. Тематический авторский путеводитель

Екатерина Тишанинова

Трансильвания – отнюдь не мифическая страна, существующая только в книгах. Когда-то это было древнее княжество в Восточной Европе, пересечённое горным хребтом и поросшее непроходимыми лесами, а сейчас – область в Румынии. Это край легенд и сказаний, который помнит Дракулу – и литературного, и настоящего. Чтобы помочь современным путешественникам и любителям мрачной романтики пройти по следам Дракулы от его рождения до смерти и реинкарнации в книжного героя, и была написана эта книга.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По следам Дракулы. Тематический авторский путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 1. РУМЫНИЯ — ЭТО ГДЕ ВООБЩЕ?

Кто владеет информацией, тот владеет миром.

Натан Ротшильд

Румыния, милостивые государи, — это государство в Восточной Европе, не слишком маленькое, но относительно молодое. В Средние века на территории современной Румынии располагались три княжества: Валахия, Молдавия и Трансильвания. Древнее княжество Молдавия, кстати говоря, хоть и граничит с современной Молдавией, но на сегодняшний день тоже находится на территории Румынии, так что это не одно и то же. Румыния граничит с Украиной, Венгрией, Молдавией, Болгарией и Сербией, и с течением времени, конечно, границы много раз менялись и переделывались. Валахия, Молдавия и Трансильвания в Средние века обладали относительной автономией, но это касалось лишь внутреннего самоопределения. Валахия и Молдавия большую часть времени проводили в подчинении у Османской империи, вассалами которой было множество европейских княжеств-государств, на тот момент микроскопических и разрозненных. Трансильвания же была «филиалом» Венгрии, а впоследствии — Австро-Венгрии. Фактическое объединение Молдавии и Валахии состоялось лишь в 1859 году, и только в 1877 году они провозгласили себя независимым княжеством Румыния. Чуть позже, в 1881 году, прусский наместник в княжестве Румыния присоединил к нему и Трансильванию, а сам стал первым румынским королём — король Кароль I, как бы забавно это ни звучало. Так и образовалось то, что на современной карте мира выглядит как государство Румыния.

Древние княжества на территории Румынии

Между прочим, монархия в Румынии не выжила, как во многих европейских государствах. Последний румынский король, Михай I, был вынужден отречься от престола в 1947 году, и с тех пор Румыния стала социалистической республикой. Разумеется, в тот период она находилась под покровительством СССР, как дружественное государство, принадлежащее соцлагерю. Неудивительно, что и закат красной звезды социализма в Румынии пришёлся примерно на то же время, что и в СССР — румынская революция, положившая конец предыдущему режиму, произошла в 1989 году. Однако, учитывая территориальную близость и долгие интимные отношения с Советским Союзом, надо сказать, что Румыния переняла от старшего социалистического брата довольно многое в отношении культуры, архитектуры, инфраструктуры и прочих жизненных аспектов. Именно поэтому, прилетев в Румынию и высадившись в Бухаресте, мы, в общем-то, не заметили особенной разницы между родиной и чужбиной. Бухарест мог бы быть совершенно любым российским городом: те же квадратные многоэтажки, автобусные остановки, вокзалы и топорно-конструктивистского вида монументы во славу коммунизма.

Сама по себе румынская столица, конечно, стоит того, чтобы бросить на неё беглый взгляд, но, откровенно говоря, это не самое интересное место в стране, и она уж точно не стала основной целью нашего путешествия. Кстати, если вспоминать те самые средневековые княжества, то Бухарест находится на территории тогдашней Валахии, а мы всё же предполагали исследовать главным образом Трансильванию. Именно в Трансильвании родился Влад Дракул, именно там находится город Брашов, с которым у господаря были весьма непростые, почти семейные отношения, и там же Брэм Стокер поместил своего кровожадного графа и его замок. Кроме того, о красоте трансильванских замков гремела и гремит слава по всей Европе, а некоторые заморские архитекторы даже беззастенчиво им подражали — например, Рыбацкий бастион в Будапеште выглядит как подобный замок, хотя ни оборонительным сооружением, ни княжеской резиденцией он никогда не был. Вот понравился архитектору стиль, и всё тут. Так или иначе, путь наш лежал в Трансильванию, навстречу приключениям.

А дорогу покажешь? (с)

Добраться до Трансильвании можно по-разному. Например, можно сразу прилететь в Клуж-Напоку, один из крупных трансильванских городов. Однако стоит сказать, что ни из Москвы, ни из Санкт-Петербурга прямых рейсов туда нет. Выбирать рейс придётся по принципу «что-нибудь одно»: либо это будут неудобные стыковки с ночными пересадками, либо стыковки до трёх часов, но сам перелёт существенно дороже. Кроме того, территориально Клуж-Напока находится достаточно далеко от самых знаковых достопримечательностей, и добираться до них будет проблематично. На мой взгляд, гораздо удобнее прилететь в Бухарест, а оттуда приехать на поезде в Брашов.

Бетонные крылья Бухареста

Железнодорожное сообщение в Румынии работает довольно эффективно — видимо, это отголоски их социалистического прошлого. При этом Брашов и сам по себе весьма занятный город, где, в свою очередь, успел отметиться Влад Дракула. Из Брашова будет намного проще добираться до всех тех замков и крепостей, о которых здесь пойдёт речь. Учитывая, что расположены они существенно ближе к этому городу, до многих из них можно доехать даже общественным транспортом.

Резюмируя сказанное, я искренне советую лететь в Бухарест. Однако, если ваша отправная точка в России — Санкт-Петербург, то лучше вам сначала приехать в Москву и лететь оттуда. Из Санкт-Петербурга прямых рейсов в Бухарест нет, а стыковки по большей части опять же ночные, где-нибудь в Стамбуле. Нет, конечно, если вы всю жизнь мечтали заночевать в турецком аэропорту, то ничто не сможет вас остановить. Если же это не про вас, то либо будьте готовы заплатить раза в полтора-два дороже за перелёт из Петербурга (который всё равно будет с пересадкой), либо поезжайте с рыбным обозом до Москвы, а оттуда три часа лёта — и вы на месте.

Кстати говоря, планируя поездку в Румынию, учитывайте, что это государство состоит в Евросоюзе, но находится за пределами шенгенской зоны. Если у вас есть шенгенская мультивиза, то в Румынию вас пустят без проблем — это правило действует с 2014 года. По однократному шенгену другой страны в Румынию вы, к сожалению, не попадёте. Кроме того, в Румынию пускают по визе Молдавии, Болгарии или Кипра — что, впрочем, не относится к однократным провизам, которые выдаются этими странами для россиян. В общем, оптимальные варианты — это национальная виза или многократная шенгенская виза.

Из аэропорта в Бухаресте ходят два автобуса. Один из них, под номером 783, идёт в центр города, другой, номер 780 — на железнодорожный вокзал Gara de Nord. Чтобы сесть на поезд до Брашова, нужно прибыть как раз на этот вокзал. Получив багаж в аэропорту, не спешите бежать на улицу: автобусная остановка находится у выхода с цокольного этажа, так что из зала прилётов вам нужно будет сначала спуститься по лестнице вниз. На остановке вы увидите киоск, который продаёт билетики на автобус — в местной валюте поездка стоит 8 лей. Во всех автобусах есть табло, на которое выводится название следующей остановки, так что мимо вокзала не проедете.

На вокзале Gara de Nord есть несколько входов в здание. Если вы вошли в центральную дверь, то билетные кассы находятся в боковом крыле справа от вас. Есть и отдельный вход в кассовый зал прямо с улицы, и на подъезде к вокзалу его видно из окна автобуса. Пожалуй, удобнее будет зайти сразу туда, чтобы не бродить по вокзалу с потерянным видом. В центральном зале охотятся местные энтузиасты, и таких вот растерявшихся туристов они быстренько отлавливают и утаскивают в своё логово. На самом деле вреда вам такой персонаж не причинит, а вежливо поинтересуется, куда вы направляетесь, отведёт вас за руку к кассе, поможет купить билет на нужный поезд, проводит до платформы и посадит в нужный вагон. Попросит он за это пачку сигарет с человека, или ещё какое-нибудь небольшое вознаграждение эквивалентом в 15—20 лей. Такова цена комфорта в путешествии, и если не жалко, то можете смело пользоваться услугами вокзальных ангелов. Если же платить вы не готовы, то найти кассу самостоятельно не так сложно. Кроме того, в кассовом зале стоят автоматы по продаже билетов, в которых есть инструкция на английском языке и возможность оплаты банковской картой. Разобраться в этой шайтан-машине не составит большого труда, если вы понимаете по-английски. Поездка из Бухареста в Брашов на поезде обойдётся вам чуть меньше, чем в 50 лей, и займёт примерно 2,5 часа.

Кстати, о леях: почём опиум для народа?

Как уже стало понятно, валюта в Румынии — румынский лей. Стоит он на сегодня примерно 17 рублей, однако в условиях экономической нестабильности сегодняшнего дня говорить о курсах валют с уверенностью не приходится. Я на всякий случай ещё раз проверю курс перед публикацией, а вам перед поездкой рекомендую сделать то же самое. Отправляясь в Румынию, следует запастись евро или долларами — их проще всего обменять. Конечно, в силу близости еврозоны в Румынии более распространены евро, но и американскую валюту в обменниках принимают без проблем. Курсы в обменных пунктах примерно одинаковые, что не относится, конечно, к аэропортам и вокзалам, где курс традиционно наименее выгодный. Как показывает практика, приезжая в страну с национальной, а не универсальной валютой, удобнее всего в аэропорту снять некоторое минимальное количество денег в банкомате, чтобы было чем расплатиться за проезд в транспорте, например. Менять же основную сумму стоит уже по прибытии в точку назначения.

Цены на различные товары и услуги по стране практически не отличаются. В целом Румыния — относительно недорогая страна — если, конечно, не начать переводить ценники в рубли. Например, проезд в общественном транспорте стоит 2—4 лея, средний чек в ресторане на двоих — порядка 100 лей за ужин. А вот бензин недешёвый: литр 95-го обойдётся вам в 6—7 лей. Вообще-то, нефть в Румынии имеется, но её мало, и та кончается, поэтому и ценник на топливо нельзя назвать низким.

К слову сказать, нам очень понравилось, как выглядят румынские деньги. Банкноты сделаны на основе прозрачного пластика, который не мнётся и не боится воды. Это значит, что если вы случайно постираете купюру вместе с джинсами, с ней ничего не случится. На банкнотах румыны изображают своих знаменитых поэтов, художников и композиторов, а в качестве одного из знаков подлинности служит прозрачное поле в форме ноты, кисти или ещё какого-нибудь атрибута того деятеля искусства, который изображён на купюре. Как говорится, эстетично и практично.

Румынские деньги

Наши люди на такси в булочную не ездят!

Такси, конечно, весьма удобный и универсальный способ передвижения, но отнюдь не дешёвый, в какой бы стране вы ни находились. Для сравнения, билет на рейсовый автобус из Брашова в Бран к замку Дракулы стоит 8 лей, а на такси нас предложили отвезти за 25 евро. Даже я, лингвист, не умеющий считать, вижу здесь грабительскую разницу. Передвигаться по Румынии вполне можно и без таких затрат. В пределах городов хорошо развит общественный транспорт: автобусы и трамваи, а в Бухаресте я даже видела троллейбусы и микроавтобусы по образу и подобию наших маршруток. Билетики, как правило, можно купить в специальном киоске на остановке, стоит это удовольствие 4 лея за две поездки. Здесь есть одно условие: обе поездки должны быть совершены в течение одного часа. Если вы едете позже — покупаете новый билет. Однако можно рискнуть и прокомпостировать уже имеющийся — кондукторов в автобусах нет, и вполне вероятно, что вам повезёт, и вы не попадёте в лапы контролёра, который имеет право оштрафовать вас на целое состояние. Впрочем, контролёры — явление не слишком частое. Например, нам в ходе нашей поездки они ни разу не попались. В Бухаресте удобнее всего покупать Day Pass — стоит он около 10 лей и действует на всех автобусных маршрутах в течение дня.

Во всех автобусах есть табло, на котором высвечивается следующая остановка, другие маршруты, на которые можно на ней пересесть, а также дата и время. Это очень удобно, так как шансы проехать свою остановку есть только в том случае, если вы заснули. Кроме того, на многих остановках есть карты города, на которые нанесены автобусные линии с номерами, так что можно проследить маршрут автобуса и выяснить, идёт ли он до нужной вам точки.

Передвижение между городами — задача несколько более сложная. Как уже упоминалось, железнодорожная система работает неплохо, поэтому доехать из Бухареста в другие города, как правило, труда не составляет. Поезда — относительно надёжный способ передвижения, однако с ними иногда случаются накладки: например, наш поезд из Брашова в Бухарест опоздал на полтора часа. Впрочем, от этого никто не застрахован. Кроме внутреннего железнодорожного сообщения есть и международное, так что если вам вздумается отправиться в Будапешт или в Вену — пожалуйста! Подозреваю, это будет гораздо дешевле перелёта.

До популярных туристических достопримечательностей, таких, как замок Бран, можно добраться на рейсовых автобусах. Подробнее о каждом направлении речь пойдёт в соответствующих главах. Однако, если вы счастливый обладатель водительского удостоверения — не задумываясь арендуйте машину! В пользу этого есть несколько железобетонных аргументов. Во-первых, у вас будет свобода передвижения во времени и пространстве, и вы не будете зависеть от транспортного расписания. Во-вторых, расстояния между знаковыми точками варьируются в среднем от 60 до 150 километров, и конечно, на машине вы покроете их гораздо быстрее. В-третьих, это единственный способ добраться до некоторых мест, как, например, цитадель Поенари, рядом с которой нет никакого населённого пункта, а значит, и никакого транспорта. Пусть вас не пугает перспектива езды по горным серпантинам: просто не разгоняйтесь и будьте бдительны. Качество дорог на разных направлениях различается: встречаются и хорошие трассы, и такие, которые, кажется, только что пережили бомбёжку. Однако, если вы водитель из России, вас это не должно напугать. Главное, будьте внимательны при движении в городах. В Румынии для разгрузки перекрёстков частенько используют круговое движение, и «колец» в городах очень много. В целом же движение практически не отличается от российского. Водительские права, кстати говоря, конечно, хорошо бы иметь международные, но и российские сойдут.

Стоит аренда авто от 30 до 60 евро в день, в зависимости от марки и типа коробки передач. Кроме того, если арендуете машину на длительный срок, то это будет дешевле. При аренде нужно будет внести денежный залог — от 300 до 500 евро, который возвращается, когда вы отдаёте машину обратно. Самая популярная и самая дешёвая марка — Dacia Logan, аналог привычного Рено. Эту машину, кстати, можно чаще других увидеть на румынских дорогах, а ещё на них ездят все таксисты поголовно.

Горный серпантин

В Брашове мы взяли машину в Auto Rent Romania, и, в общем, остались довольны. Их офис находится в центре города, на улице Nicolae Bălcescu 5 (+40 769 299 484). Нам досталась аккуратненькая синенькая Dacia Sandero, и этот корвет носил нас по трансильванским горам и ущельям. В Бухаресте неплохо работает международная система аренды авто Sixt.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги По следам Дракулы. Тематический авторский путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я