Grant skills: учимся выигрывать гранты

Екатерина Мармилова

Автор систематизирует свой опыт участия в конкурсах-грантах, проводит обзор программ для участия, рассказывает о конкурсах, в которых сама стала победителем, приводит свои tips в области конкурсов-грантов. Книга включает также 6 практикумов, которые помогут попрактиковаться всем желающим в написании заявок на конкурсы-гранты. Автор рекомендует сделать участие в конкурсах-грантах своим хобби каждому.

Оглавление

Глава 1. Фандрайзинг и его разновидости

Фандрайзинг

Фандрайзинг (в переводе с английского происходит от двух английских слов fund — денежные средства, активы, финансирование, raise — приумножение, сбор). В русском языке подобного слова не существует. Можно говорить это слово по-разному: фандразинг или фандрэйзинг. Фандрайзинг — это процесс поиска, привлечения ресурсов под различные цели. Фандрайзинг появился в Америке в 1980-х годах. В России появился немного позже в начале 1990-х годов. В Америке фандрайзинг появился немного раньше. Появление фандрайзинга в Америке связывают с тем, что в 1980-х годах некоммерческие организации попали в ситуацию, когда государство перестало финансировать их деятельность. Перед ними встал вопрос закрываться или продолжать дальше свою работу. Было принято решение искать финансирование своей деятельности с помощью привлечения денежных средств извне: подавать заявки на финансирование, искать инвесторов и спонсоров, привлекать денежные средства из различных фондов.

В России фандрайзинг появился чуть позже в 1990-х годах, когда также как, и в Америке случился кризис. Стоял вопрос перед организациями закрываться или продолжать свою работу.

Фандрайзинг можно рассматривать не только как привлечение денежных средств на научные проекты, но также и как привлечение денежных средств в социальные проекты.

Когда вы оформляете свою заявку, то желательно рассматривать свою заявку не только с точки зрения грантополучателя, но и с точки зрения грантодающей организации, то есть на какие цели будут потрачены денежные средства гранта, продумать соответствие ваших целей и целей фонда. Для того чтобы это учесть необходимо просмотреть цель и миссию фонда, для чего он был создан, какие проекты он поддерживает. В соответствии с этой информацией строить свою заявку.

Моя грантоискательская деятельность связана с оформлением заявок в научные фонды.

Рассмотрим три основных способа финансирования научных и социальных проектов: финансирование физического лица, государственная поддержка из средств федерального бюджета, финансирование научных проектов через грантовую систему.

Существует два основных вида фандрайзинга: внешний (привлечение консультанта, который поможет вам найти гранты, подготовить заявки), и внутренний (сами сотрудники организации занимаются поиском финансирования своих проектов).

Цикл фандрайзинга: 1) подготовка проекта, 2) поиск источника финансирования, 3) реализация проекта, 4) подготовка отчета.

Я рекомендую выстроить цикл фандрайзинга немного по-другому. Сначала подобрать гранты, которые вам подходят, и в которых вы можете потенциально выиграть. Затем подготовить проект. Если вы выигрываете, то реализовать проект и подготовить отчет о реализации проекта.

Проекты, которыми я занималась несколько лет, согласно моей практике выигрывают чаще. То, на что вы затратите больше времени и сил, будет более успешным. С нуля выиграть конкурс достаточно сложно. Написать проект за 5 дней, чтобы он выиграл практически невозможно. Проект должен быть детально проработан, детально написан. Чем раньше вы начнете писать заявку, тем качественнее будет ваша заявка. Следовательно, сначала вы готовите достаточно качественный проект, затем вы ищите программы для его финансирования.

Вы проводите отсев фондов по двум критериям: «крупное сито» (80 фондов) и «мелкое сито» (конкретно выбираете 1—2 фонда, определенной целевой аудитории, сроки). Еще есть список «перспективных фондов», куда вы можете потенциально подать заявку.

Если ваш проект поддержан, то дальше вы занимаетесь реализацией проекта. Если проект не был поддержан, то следует узнать причину, если это возможно. Иногда фонды пишут, что «мы не даем комментарии о том, почему ваш проект не был поддержан», но есть фонды, которые дают обратную связь по заявкам. Обычно они указывают 1—2 причины. Эти 1—2 причины в следующий раз вы исправите при подаче своей заявки. Ваша новая заявка не будет содержать эти минусы. Другие фонды не вступают в контакт с участниками фонда, они предупреждают на своем сайте о том, что не принимают апелляции по результатам конкурса.

Виды конкурсов: стипендиальные программы, олимпиада, конкурс на прохождение научной стажировки, конкурсы на финансирование научно-исследовательских проектов, конкурс на участие в зимних и летних школах, конкурс переводов, конкурс работ «История твоей семьи», профессиональные конкурсы, конференции, форумы и другие.

Конкурсы грантов позволяют не только получить финансирование на классические программы обучения в университете: бакалавриат, магистратура, докторантура, но и на всевозможные программы повышения своей квалификации.

Во всех конкурсах вы принимаете участие бесплатно.

Корпоративный фандрайзинг

Выделяют также корпоративный фандрайзинг — это поиск привлечение денежных средств на некоммерческие цели. В случае корпоративного фандрайзинга ресурсы предоставляются на безвозмездной и конкурсной основе коммерческими организациями. Это могут быть как крупные организации, так и мелкий и средний бизнес. Запрашивать можно все, что необходимо для реализации вашего проекта: помещение, транспортные расходы, товары, услуги, покупку оборудования. Финансовые средства в рамках корпоративного фандрайзинга в основном тратятся на образовательные проекты, научные разработки в области медицины, на развитие территорий, социальные проекты. Для получения ресурсов необходимо проводить переговоры с организациями, которые могут оказывать финансовую помощь.

Грантовые конкурсы коммерческих компаний очень распространены. Компании имеют свои фонды, которые подразумевают выделение денежных средств для НКО. Гранты конкурсов для НКО не очень отличаются от обычных конкурсов: пишется заявка, которая проходит рецензирование экспертов. Но, данный вид конкурсов имеют и свою специфику. В каждом конкурсе следует подробно изучать всю конкурсную документацию.

Социальное предпринимательство

Социальное предпринимательство — это новое направление для поиска финансирования. Социальные предприниматели — это люди, которые, конечно же, занимаются предпринимательской деятельностью, но, также их деятельность направлена на развитие и устойчивые позитивные изменения в жизни людей (отдельных социальных групп общества). Перечислю основные характеристики проектов, характерных для реализации в рамках социального предпринимательства: работа с конкретной целевой аудиторией, 2) масштабируемая бизнес-модель (то есть идея будет работать в разных городах и странах), 3) технологичность (социальные технологии), 4) инновационность, 5) работа с обществом, воспитание толерантности к целевой группе. Примеры целевых групп для социального предпринимательства: люди, без определенного места жительства, люди с ограниченными физическими возможностями, люди с зависимостями, эмигранты, осужденные. Социальное предприятие подразумевает реабилитацию, социальное обучение, профессиональную переподготовку и другие виды деятельности, позволяющие интеграции незащищенных групп общества в социальные процессы.

Если предприятие работает по схеме: сильная сторона целевой группы — продукт услуга — конкурентное преимущество, то схема работы социального предприятия выглядит по-другому: слабая сторона целевой группы — компенсационный механизм — снижение рисков проекта.

Варианты для обращения за финансированием в рамках социального предпринимательства: участие в Федеральной акселерационной программе для социальных предпринимателей «Социальные инновации» (акселерационная программа для социальных предпринимателей) (Адрес программы: https://www.soc-invest.org/), подача заявок на финансирование в фонд «Наше будущее» (заем до 7 млн. рублей, до 7 лет по 0%), получение субсидии государства до 1,5 млн. рублей, президентские гранты для НКО, гранты регионов для НКО. Можно пройти обучение в школе социального предпринимательства в регионах страны (ЦИСС). Обучение предполагает коучинг, бизнес-консультирование, продвижение, менторскую поддержку.

Продвижение проекта по социальному предпринимательству осуществляется в рамках онлайн-платформы https://planeta.ru/. Платформа позволяет проверить гипотезу о востребованности продукта, структурировать проект и его позиционирование, настроить кампанию по продвижению продукта, собрать финансы на реализацию проекта.

Бизнес-акселеатор

Бизнес-акселератор — институт интенсивного развития стартапов и действующих проектов в сфере бизнеса через обучение, менторство и экспертную поддержку — Фонд поддержки социальных проектов https://fundsp.ru/projects/akselerator.html.

Акселерационная программа Национальной предпринимательской премии «Бизнес-Успех» на бесплатной основе. В случае поддержки вашей заявки вы получите грант на участие в мероприятиях акселерационной программы бесплатно: стажировку в успешных российских компаниях, знакомство с топовыми бизнесменами, интерактивные мастер-классы от известных спикеров, встречи с представителями власти, культурно-развлекательные мероприятия в Москве, индивидуально подобранную программу участия для каждого предпринимателя на каждый акселерационный этап, 3 модуля интенсивной образовательной программы, пятидневную интенсивную деловую программу.

Адрес программы: http://bsaward.ru.

Краудфандинг

Размещение о сборе денег на реализацию вашего проекта на специальных платформах для краудфа́ндинга. Позволяет найти партнеров, получить обратную связь от потребителей, что нравится, что не нравится в проекте.

Площадки для краудфандинга: www.kickstarter.com., www.indiegogo.com., www.rockethub.com, www.peerbackers.com, www.booomerang.dk.

Полная информация о существующих платформах для краудфандинга доступна на сайте: http://crowdsourcing.ru/.

В настоящее время есть платформы, которые уже не работают, выбирайте ту платформу, которая действительно найти инвестора.

Ваш Start up должен быть понятным. Предложить проблему, рассказать о вашем решении. Рынок, который хочет получить этот продукт, должен быть огромен. Люди должны быть готовы платить за решение этой проблемы, или они уже платят за это определенную сумму денег. Ваше решение должно быть лучше, чем другие 10 решений на том же рынке. Предложите свою бизнес-модель, чтобы внедрить вашу технологию на рынок, расширяйте свою команду, инвестируйте в маркетинг, получите инвестиции на производство продукта. Сложите все расходы, получите сумму для успешной реализации проекта Start up. Инвестор получает оговоренную долю проекта. Опишите результат, который инвестор получит уже через 2 года.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я